Проблема формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста не может решаться без непосредственного включения детей в совместную увлекательную деятельность по изучению истории родного края, родного дома и семьи.
Истоки патриотических чувств – это впечатление ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. Эта тема нашла отражение в трудах известных представителей отечественной науки. Мы согласны с мнением В.А.Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина.
Для дошкольного возраста воспитание чувства патриотизма – это научить любить свою малую Родину.
В современном мире детей везде сопровождают социальные сети, откуда дети и получают большое количество информации, которая чаще всего идет в виде монолога, те есть от одного человека. Ребята часто подражают увиденному, примеряя эти роди на себя. Так и возникла идея создания документального фильма о родном городе, где дети бы выступили в роли корреспондентов, рассказывающих про город.
Но как заинтересовать детей, как настроить на работу, замотивировать на творчество? Много вопросов стояло в начале пути.
Начала я свою работу с видео презентации о нашем родном городе Павлово, из которой дети узнали о достопримечательностях нашего города, о старых и новых памятниках нашего года, виртуально прокатились от павловских ворот до выезда из города. Необычным в этой видео экскурсии было то, что на некоторых остановках мы знакомились с творчеством местных поэтов и писателей, обращаясь к их произведениям и вдыхая мир истории нашего города их слогом. Особо детей задело творчество Владимира Ивановича Погодина и отрывки из его произведения «Сказание о Павлове»
Получив такое многообещающее начало, мы с ребятами решили изучить наш город подробнее. Составили план, что мы хотим изучить и разбили его на проекты, которые нам предстояло выполнить.
Первый проект: обучающий, информационно-исследовательский по созданию фотоальбома «История родного города».
С чего начать изучение города? Да, конечно, с его истории.
Мы решили собрать фотографии старого города в альбом. Где же их взять? Кто-то вспомнил про книгу, которую мы читали, вспомнили про интернет. А про главный источник (фото бабушек и дедушек мало кто подумал). Было интересно наблюдать, как дети приносили фотографии, гордились, если эта фотография была не из интернета, а (настоящая!) – от бабушки или дедушки. Рассматривали созданный альбом, спорили, какие места запечатлены на снимках.
В процессе работы над проектом «История родного города» дети совместно с родителями и воспитателями узнали об архитектурных памятниках своего города и поделись своими знаниями с помощью фотографий старого города. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности воспитанников, воспитания Гражданина и Патриота. Ребёнок, который знает историю своего города, края, памятников культуры, архитектуры, будет ценить их.
Выполнение данного проекта помогло нам узнать историю родного города, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться; окунуться в атмосферу прошлого; познакомиться с интересными людьми.
Следующим проектом выступил фотопроект «Современный город»
Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства – это воспоминание о родных местах, любимых тропинках, закоулках, о том, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой.
Осуществляя этот проект, мы не просто искали фотографии, а впервые применили технические средства. Дети совместно с родителями отправлялись в путешествие по городу, находили место со старых фотографий и делали снимки нового современного города на том же месте. Так наши альбомы стали перекликаться и тем интереснее было их изучать. Как изменился город за несколько десятилетий, что осталось по -прежнему, что хотелось бы вернуть и посмотреть своими глазами.
После такой огромной работы, захотелось погулять по городу и посмотреть весь город в живую, познакомиться не только с его старинными улочками, но и с достопримечательностями.
Это был третий проект: Семейные экскурсии «Достопримечательности родного города».
Экскурсии собирают вместе не только ребенка с мамой и папой, но и объединяют общим делом и сестер и братьев.
Нам удалось создать атмосферу доброжелательности, что не мало способствовало укреплению детско-родительских отношений.
Ребята с родителями гуляли по улочкам нашего города и рассказывали, что уже узнали о своем городе. Прогулки доставили удовольствие и удивление не только детям, но и родителям, которые стали еще больше гордиться своими детьми, которые устроили импровизированную экскурсию и рассказали, что знают о своем любимом городе.
А что же с самым необычным проектом? Как продвигалась работа по нему?
Для каждого из нас родина начинается с дорогих мест - с дома, где родился и жил, с детского сада, где рос и познавал мир.
И каковы бы ни были эти улицы - большие или маленькие, центральные и окраинные, утопающие в зелени или без единого деревца - они дороги нам и остаются в памяти навсегда. Откуда произошли их названия, что обозначают их имена? Какие там происходили события? История названий улиц – это история Родины…
Был составлен план: что мы хотим узнать.
· Как называется улица сейчас?
· Как называлась улица раньше?
· Когда она появилась?
· История названия улицы.
· Какие достопримечательности можно встретить на этой улице?
Ребята вместе с родителями стали изучать историю появления на карте города своей улицы и откуда появилось ее название. Работа оказалась очень интересной. Кто-то спрашивал у бабушек – старожил улицы, кто-то бороздил просторы интернета, были и такие, кто пошел в Павловский исторический музей за получением информации. Своими достижениями очень захотелось поделиться, так и началось создание фильма, который можно будет посмотреть любому желающему так же, как мы начали свою работу с просмотра видео презентации, которую кто-то создал.
Работа закипела. Кто первый собрал информацию сразу приступили к видео съемке. Главными нашими операторами на данном этане оказались родители, а дети выступили в роли корреспондентов. На фоне улицы, про которую велась съемка дети вели репортаж об образовании улицы и рассказывали о ее названии.
Так у нас образовалась картотека осенних съемок, затем зимних и весенних. Теперь нужно было собрать все это в красивый фильм. Теперь дети выступали в роли операторов, а я в роли корреспондента. Были сняты заставки, чтобы соединить между собой репортажи об улицах.
И вот последний этап работы. Соединить все сюжеты в единый фильм. Этим занималась я сама. Таким образом, у нас получилось три серии фильма «Моя малая Родина» - осень, зима, весна.
Как и любая другая работа в ДОУ, работа велась в тесном контакте с родителями.
Мы все так воодушевились проделанной работой, что организовали коллективный просмотр полученных фильмов. Мы смеялись, обсуждали, радовались проделанной работе.
Наблюдения за детьми после проведенной работы показали, что использование такой формы работы помогло ненавязчиво познакомить детей с памятными местами родного города и его достопримечательностями, с названиями улиц города и их историей происхождения.
Были созданы условия для развития у детей патриотических чувств, привязанности к своему родному городу, предоставилась возможность почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
А так же, что немало важно условия для заинтересованного взаимодействия с родителями, как полноправными партнёрами проектной деятельности.
Комментарии пользователей