• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима"

Опубликовано: 05 декабря 2025 Автор: Татьяна Васильевна Холодилова

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка –зима».


Цель: обобщение представлений детей о зимних явлениях природы.

Задачи:

1.Продолжать учить детей строить сложноподчинённые предложения, предложения с предлогами.

2.Активизировать словарь по теме «Зима».

3.Систематизировать представления детей о зимних явлениях.

4.Упражнять детей в согласовании существительных, прилагательных, глаголов.

5.Развивать ассоциативное мышление детей, навык словообразования.

6.Формировать интерес к речевым играм.

6.Прививать любовь к поэтическому слову.

Ход:

1.Тройка, тройка прилетела

Скакуны в тройке белы,

А в санях сидит царица – белокоса, белолица.

Как взмахнула рукавом – всё покрыла серебром.

 

-О какой царице говорится в стихотворении? (о зиме)

-Что за тройка прилетела? (месяцы)

-Назовите их. (декабрь, январь, февраль).

 

-Ребята, зимушка – зима прислала нам в подарок сундучок.

-Хотите узнать, что в нём?

-Давайте скажем такие слова:

-Чук, чок, чук, чок – открывайся сундучок (сундучок открыть).

-Ребята, сколько вопросов и заданий в сундучке, и мы с вами должны на них ответить.

-А здесь ещё что –то лежит! (рассматривают).

-Ребята, это домик, и он сломался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все её задания. Сундучок отдаст нам детали, и мы его сложим.

 

2. А сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг.

-Я «слеплю» снежок из снега, и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте (дети имитируют процесс лепки). Снежок сделан из папье маше.

-Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная, лютая, белая, волшебная и т.д.)

 

-Что бывает зимой? (дует ветер, падает снег, метёт метель, сильный мороз, северное сияние, узоры на окнах, замерзают реки, деревья стоят голые, некоторые животные впадают в спячку и др.)

 

-Что можно сказать о снеге? Какой он? (белый, пушистый, мягкий, липкий, рыхлый, лёгкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, тяжёлый и т.д.)

 

-Какая зимой бывает погода? (холодная, морозная, ветреная, пасмурная, чудесная, солнечная и т.д.)

С этим заданием вы справились, и мы получаем первую деталь домика.

(Дети достают из сундука узкий прямоугольник – фундамент дома и крепят его на магнитную доску).

3. -Ребята, пока мы с вами играли, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб. Давайте возьмём одну снежинку и узнаем, какое следующее задание для нас приготовила зима. Она предлагает поиграть в игру «Закончи фразу». Вы должны достать из сундучка «снежок» на котором зима написала слово и добавить к нему ещё одно.

(Воспитатель вместе с ребёнком читают слово)

 

-Скрипит (снег), замёрзла (река), ударили (морозы), дует (ветер), метёт (метель),

-скользкая (дорога), морозный (день), снежная (зима), ледяной (ветер), холодное (утро).

                (Дети получают следующую деталь дома и ставят на фундамент).

 

4. -Ребята, можно я тоже с вами поиграю и достану снежинку из сундучка.

- Зима прислала нам стихотворение и хочет, чтобы вы помогли ей подобрать нужные слова.

Игра «Доскажи словечко».

 

Тихо, тихо, как во сне падает на землю …снег.

С неба всё скользят пушинки серебристые …снежинки.

На посёлки, на лужок всё снижается …снежок.

Вот веселье для ребят всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки.

Словно в белый пуховик нарядился …снеговик.

Рядом снежная фигурка - это девочка …снегурка.

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой …снегири.

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил … снег.

-Молодцы, все слова назвали правильно. А вот и следующая деталь домика.

                    (Достаём из сундучка крышу).

5.Физ-минутка

Раз, два, три, четыре, пять – мы пошли во двор гулять,

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы большой катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

 

6.Чтение стихотворения «Звёздочка – малютка».

-Лёгкая, узорная звёздочка – малютка

Ты лети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

-Что же это за звёздочка? (снежинка)

-Почему вы там думаете? (снежинка похожа на звёздочку)

-Как автор описывает снежинку? (лёгкая, узорная)

-Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

-Покажите, как вам стало грустно. (дети изображают мимикой)

-Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала ещё одна.

-Улыбнитесь ей, и она засверкает на солнышке новой звёздочкой.

(Воспитатель достаёт снежинку, привязанную к нитке, дети изображают мимикой радость).

-Посмотрите, эта снежинка такая лёгкая, воздушная и летает где захочет.

-Подойдите, пожалуйста, к столу. (На столе стоит маленькая ёлочка, воспитатель перемещает снежинку относительно ёлки).

-Скажите, где сейчас находится снежинка?

-Снежинка лежит на ветке.

-Снежинка находится за ёлкой.

-Снежинка лежит под ёлкой.

-Снежинка летает над ёлкой.

-Снежинка лежит около ёлки.

Молодцы, справились и с этим заданием. Сундучок отдаёт нам трубу.

(Дети ставят трубу на крышу домика).

 

-Дети, снежинка так долго летала, поэтому у нас в группе стало холодно.

-Покажите, как вам стало холодно. (Дети показывают).

-Вижу вы очень замёрзли, вставайте в круг, давайте погреемся.

7.Игра с мячом(«снежным») «Назови ласково».

-Снег – снежок; звезда – звёздочка; зима – зимушка; облако – облачко; лёд- ледок;

-ветер – ветерок; солнце – солнышко; снежинка – снежиночка; сосулька – сосулечка.

                     (Дети возвращаются на стулья).

 

8.Мне кажется, что нашему домику чего-то не хватает. (Окна). Давайте попробуем получить его от сундучка.

- Дом вы сложили из снежных деталей. Какой это дом? (Снежный).

А если мы будем строить его изо льда? Какой будет дом? (Ледяной).

Мы сможем в этом доме жить? (Нет). Почему? (Там холодно).

А кто будет жить в этом домике? (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, снежная баба, снежная королева).

Но чтобы они нашли дорогу, надо им помочь. Давайте построим им дорожку, но не простую, а логическую. А помогут нам в этом картинки.

(На столе картинки –ёлочка, белка, шишка, рыжий кот, девочка, бабушка, варежки).

-Первой я ставлю картинку с изображением ёлочки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а ёлочка – основной символ праздника.

              (Далее дорожку из картинок выстраивают дети).

-Я присоединяю к ёлочке шишку, потому что шишки растут на ёлочке.

-Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.

-Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий, как и белка.

-Я присоединяю к коту девочку, потому что девочка любит играть с котом.

-Я присоединяю к девочке варежки, потому что они пушистые, как кот.

-Я присоединяю к варежкам бабушку, потому что она их связала.

-Вот мы с вами и построили дорожку по которой наши гости придут к домику.

(Дети достают из сундука окно и крепят его на домик).

 

Вы сегодня очень постарались и выполнили все задания зимы. Какие упражнения были для вас более сложные, а какие лёгкие? Что больше всего вам понравилось? Если вам всё было интересно и задания выполнялись легко, то давайте украсим сундучок большими снежинками, а если вы испытали трудности, то маленькими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению