• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Гость номера — Наталья Александровна Козлова

У нас в гостях

 

 

начальник отдела дошкольного образования
департамента дошкольного, общего и дополнительного
образования Министерства образования и науки
Ульяновской области

 

Наталья Александровна Козлова

Уважаемая Наталья Александровна, как в Ульяновской области решаются приоритетные задачи по обеспечению доступности дошкольного образования?

Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену — дошкольному воспитанию в частности. Цель преобразований — создание условий для развития многообразных типов ДОУ, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей.

обеспечение доступности до­школьного образования — один из основных приоритетов государственной политики в Российской Федерации, первый индикативный показатель государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 гг. При дальнейшей конкретизации целевых показателей поставлены задачи по обеспечению к 2016 г. 100%-ной удовлетворенности населения в услугах дошкольного образования детей 3—7 лет, а также по созданию системы раннего развития до­школьников от рождения до 3 лет.

В Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, обеспечивающая всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть детских садов предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. Так, в Ульяновской области дошкольное образование представлено сетью с различными типами и видами ДОУ:

—       детскими садами — центрами развития ребенка;

—       детскими садами общеразвивающей направленности;

—       детскими садами компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья;

—       детскими садами комбинированного вида.

С 2007 г. здесь активно развивается вариативная форма дошкольного образования при общеобразовательных школах в виде дошкольных групп кратковременного и полного дня пребывания.

В течение последних трех лет активно формируется сеть част­ных развивающих центров. Многие из них впоследствии могут стать полноценными образовательными организациями, что позволит расширить спектр услуг дошкольного образования.

Основные направления деятельности ДОУ любого типа:

—       защита ребенка от всех форм физического и психического насилия;

—       удовлетворение потребности в эмоциональном общении;

—       обеспечение развития творческих способностей и интересов;

—       права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями;

—       получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития.

Каждое ДОУ теперь самостоятельно и действует на основании собственного устава. Педагогический коллектив может выбрать приоритетное направление своей работы, т.е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и со своими реальными возможностями, в частности кадровым потенциалом, организовать дополнительные услуги.

Таким образом, главная задача удовлетворение потребностей населения в качественных современных услугах дошкольного образования.

Каков рост сети детских садов в области? По данным статистики в регионе растет рождаемость, а следовательно, потребуется введение новых мест в детских садах.

В 2006 г. дошкольное образование определено региональным приоритетом по решению Правительства Ульяновской области. С 2006 г. здесь отмечается положительная динамика показателя рождаемости.

Для обеспечения населения области услугами доступного дошкольного образования были разработаны, приняты и реализованы областные целевые программы: «Развитие дошкольного образования Ульяновской области на 2007—2010 годы» и «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области на 2011—2012 годы».

Реализация данных программ позволила создать 14 000 мест и достичь следующих результатов:

—       возвращено в действующую сеть 37 детских садов, ранее используемых не по назначению;

—       закончено строительство зданий двух детских садов «под ключ»;

—       реконструировано четыре здания бывших школ под ДОУ;

—       отремонтировано пять детских садов, находившихся в аварийном состоянии;

—       открыты 364 дополнительные группы в действующих ДОУ и группы при общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, насчитывает всего 532 учреждения, в том числе:

—       380 детских садов;

—       два образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

—       97 общеобразовательных школ с 150-ю дошкольными группами полного пребывания;

—       53 общеобразовательные школы с 58-ю группами предшкольной подготовки.

Сохраняется ли очередь в детские сады?

По итогам 2012 г. охват детей в возрасте от 0 до 7 лет доступным дошкольным образованием составил 54,5%, что на 2,7% больше, чем в 2011 г. Потребность населения в услугах до­школьного образования удовлетворена на 69,4%, что на 2,6% больше, чем в 2011 г.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» по направлению «обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет» процент охвата детей данной возрастной категории до­школьным образованием составил 84,7%, что на 5,7% больше, чем в 2011 г.

Важно отметить, что в большинстве муниципальных образований Ульяновской области дети, достигшие трехлетнего возраста, по заявлению родителей (законных представителей) беспрепятственно обеспечиваются местами в ДОУ.

По данным мониторинга планового комплектования, в текущем году нуждаются в устройстве в учреждения дошкольного образования 15,5 тыс. детей в возрасте от 1,5 лет и старше (для сравнения в аналогичный период 2012 г. — 19,3 тыс. детей). В 2013 г. планировалось обеспечить местами в детских садах 10,5 тыс. детей в возрасте от 2 лет и старше за счет выпускников, комплекса мероприятий целевых программ, эффективной наполняемости.

Дефицит мест по прогнозам составит порядка 5,0 тыс. в возрастной категории 1,5—2,5 лет.

В соответствии с утвержденным региональным планом мероприятий («дорожной картой») численность детей от года до 7 лет, проживающих на территории Ульяновской области, в 2012 г. составила 63,8 тыс. К 2018 г. планируется увеличение численности детей данной возрастной группы на 4,3 тыс., что составит 68,1 тыс. детей. Планируемые результаты представлены в таблице.

Дальнейшее сокращение очередности в детские сады планируется за счет следующих мероприятий, зафиксированных в «дорожной карте» и предусмотренных областной целевой программой «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области на 2011—2015 годы» в части мероприятий дошкольного образования на 2013—2015 годы:

—       строительства 11 зданий новых детских садов, что особо актуально в микрорайонах новых жилищных застроек;

—       создания 440 дополнительных мест для детей в действующих ДОУ;

—       возврата в действующую сеть 19 детских садов, ранее используемых не по назначению, путем капитального ремонта и реконструкции зданий;

—       реконструкции части помещений общеобразовательных учреждений под создание 38 дошкольных групп, там, где данные мероприятия технически возможны и целесообразны с точки зрения наполняемости школьниками с учетом прогнозных показателей;

—       капитального ремонта 12 детских садов, состояние которых признано условно-аварийным;

—       увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания;

—       расширения альтернативных форм дошкольного образования, в том числе путем организации семейных групп и детских садов.

Таким образом, за счет комплекса всех вышеперечисленных мероприятий в соответствии с утвержденными в «дорожной карте» показателями планируется создание 5825 новых мест.

Вышеизложенная информация свидетельствует о продолжении планомерной работы по созданию дополнительных мест традиционным способом с помощью привлечения государственных финансовых ресурсов выполнения двух составляющих послания Президента РФ Федеральному Собранию и Указов Президента РФ по реализации мероприятий целевых программ, направленных:

—       на строительство новых детских садов, реконструкцию зданий под их размещение, возврат в действующую сеть детских садов, ранее используемых не по назначению;

—       создание дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях.

Государство возлагает большие надежды на привлечение частного сектора в дошкольное образование. Как обстоят дела в Вашем регионе?

Важно отметить, что к основным направлениям государственной политики в сфере дошкольного образования относится поддержка его вариативных форм, в том числе негосударственных ДОУ. Так, в 2008 г. в Ульяновской области работали два негосударственных детских сада. По итогам 2012 г., услуги дошкольного образования оказывают шесть негосударственных образовательных учреждений. Кроме того, появляется сеть развивающих центров, создаваемых частными предпринимателями для работы с детьми дошкольного возраста. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет приравнивать работу частных предпринимателей к работе образовательных организаций при условии соблюдения определенных требований.

При решении проблемы обеспечения доступности дошкольного образования следует также учитывать, что нехватка мест в детских садах — явление временное, поскольку, по прогнозам ученых, с 2015 г. в стране начнется новый спад рождаемости, обусловленный вступлением в детородный возраст малочисленного количества женщин, родившихся в 1990-х гг. Это говорит о необходимости построения гибких систем дошкольного образования, способных без глубоких потрясений и разрушений адекватно реагировать на объективные демографические процессы.

Учитывая масштаб существующей потребности в дошкольном образовании, а также стоимость строительства одного детского сада и содержания его в последующем одним из оптимальных способов ликвидации очередности, вместе с традиционными государственными, является поддержка альтернативных форм дошкольного образования.

В крупных городах Россий­ской Федерации, где население столкнулось с проблемой дефицита мест в детских сада в больших масштабах, практика показывает, что развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования позволит при минимальных бюджетных затратах и в короткое время существенно повысить уровень его доступности.

В Ульяновской области процесс открытия частных детских садов происходит очень медленно по причине низкого спроса населения из-за высокой стоимости на оказываемые услуги. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» оказание услуг частных детских садов, в том числе и организованных индивидуальными предпринимателями, с 1 января 2014 г. будет финансироваться за счет бюджетных средств. Это позволит снизить стоимость услуги для родителей в частных образовательных организациях. В соответствии с новым законом на уровне субъектов должны быть созданы и утверждены законодательно методики расчета норматива дошкольного образования, а также созданы модельные методики для расчета в муниципальных образованиях составляющей по уходу и присмотру за детьми в детских садах.

Новые механизмы финансирования ДОО требуют хороших знаний в области экономики и финансов. Какие мероприятия проводятся для помощи руководителям в освоении знаний далеких от педагогики?

Министерством образования организована работа по созданию методических рекомендаций по формированию двухкомпонентного норматива финансирования затрат в расчете на одного ребенка на содержание и оказание образовательных услуг.

Проект методических рекомендаций разработан временным научно-исследовательским коллективом, в состав которого входили преподаватели УИПКПРО, сотрудники Министерства образования Ульяновской области, Управления образования администрации г. Ульяновска, заведующие и главные бухгалтеры ДОУ.

Для выполнения работы институт подготовил дидактические материалы, куда были включены законы РФ, СанПиНы, Бюджетный Кодекс РФ, другие нормативные акты, методики расчета подушевого финансирования детских садов Минобразования России, других регионов РФ (Татарстана, Ростовской обл.), Управления образования администрации г. Ульяновска.

Сотрудники Министерства образования, администрации, преподаватели института, финансовые работники Управления образования администрации г. Ульяновска читали лекции, ставили задачи по выполнению данной работы.

Было разработано несколько вариантов методик с произведенными расчетами, обсуждаемыми слушателями курсов — заведующими ДОУ и членами экспертного совета. В результате обсуждения творческий коллектив остановился на представленной методике, которая отрабатывалась членами ВНИКа. В настоящее время проект методики финансирования прошел экспертизу и доработан экономистами Министерства образования, проходит общественное обсуждение перед подготовкой соответствующего законопроекта Ульяновской области.

Беспокойство у родителей вызывает плата за детский сад. Как руководство Ульяновской области решает этот насущный вопрос?

Говоря об изменениях, касающихся системы дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», важно отметить два основных момента:

—       дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами;

—       оно отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Это значит, что оказывать образовательные услуги ребенку в детском саду будут бесплатно. Родительская плата станет взиматься за уход и присмотр, причем ее размер может достигать 100% (а не 20%, как раньше). Предполагается, что малообеспеченные родители могут платить меньше или не платить вообще, но детали в законе не прописаны, поэтому эти решения должны быть приняты на уровне муниципального образования, поскольку в соответствии с законом эта часть полномочий закреплена за органами местного самоуправления. От платы по-прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

По итогам 2012 г. в Ульяновской обл. стоимость содержания ребенка в детском саду (по данным муниципальных образований) варьирует от 2,6 до 6,7 тыс. руб. в месяц, самая высокая стоимость в г. Ульяновске — порядка 10 тыс. руб.

В эту стоимость входят все расходы: питание, коммунальные услуги, содержание зданий, оплата труда персонала и т.д.

Федеральным законом № 273-ФЗ (ч. 3 п. 1 ст. 8) предусмотрена передача полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного до­школьного образования в детских садах в части расходов на оплату труда, приобретения учебников и учебных пособий и средств обучения, игр и игрушек на уровень субъекта.

Таким образом, все расходы, связанные с организацией обучения детей, гарантированно обеспечиваются регионом.

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ муниципальные образования создают условия для присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (ч. 3 п. 1) и обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (ч. 5 п. 1).

Таким образом, расходы по содержанию зданий и сооружений муниципальных дошкольных организаций (коммунальные расходы, текущее обслуживание, закупка мебели, оборудования и инвентаря и т.п.) обеспечиваются средствами местных бюджетов.

Из вышеизложенного следует, что в родительскую плату будут включаться только расходы по присмотру и уходу за детьми (питание, оплата труда младших воспитателей и иные расходы, связанные с данным направлением).

При этом согласно п. 2 ст. 8 ФЗ № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, что позволит предоставлять льготы отдельным категориям граждан (многодетным и (или) малообеспеченным семьям и т.п.).

Заработная платабольной вопрос для педагогов. Каков рост зарплат в Ульяновской области?

Одним из главных приоритетов остается повышение оплаты труда педагогическим работников Ульяновской области. В целях реализации поставленных Указами Президента задач в 2013 г. средняя заработная плата педагогических работников детских садов была доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе. При этом соотношение средней заработной платы педагогов с уровнем средней заработной платы в экономике региона должно соответствовать период к периоду.

По состоянию на 1 марта 2013 г. средняя заработная плата педагогических работников детских садов составила 14 858,9 руб., что на 38% выше уровня 2012 г. (10 718 руб.).

В 2013 г. повышение заработной платы педагогическим работникам осуществлялась по следующей схеме:

— с 01.03.2013 не менее 6%;

— с 01.04.2013 не менее 2,2;

— с 01.09.2013 не менее 6,5%.

Новые механизмы оплаты труда предусматривают различные надбавки. Каковы меры стимулирования педагогического труда?

Упор сделан на повышении надбавки за квалификационную категорию и увеличение выплат стимулирующего характера.

С 2011 г. реализуется Комплекс мер по модернизации системы дошкольного образования в Ульяновской обл. (распоряжение Правительства Ульяновской области от 07.11.2011 № 780-пр «Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы дошкольного образования в Ульяновской области на 2011—2012 годы»). Реализация данного распоряжения находится на постоянном контроле Министерства образования Ульяновской области.

Комплекс мер предусматривает исполнение следующих мероприятий по двум блокам.

1. Формирование и внедрение организационно-финансовых механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности педагогических работников, предусмотрено выполнением следующих мероприятий:

—       ежемесячная выплата молодым специалистам — педагогическим работникам в размере 1000 руб. в течение трех лет непрерывной работы в образовательных учреждениях со дня окончания ими учреждений высшего или среднего профессионального образования по очной форме обучения;

—       ежемесячная выплата компенсации педагогическим работникам детских садов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;

—       выплаты стимулирующего характера за использование вариативных форм и методов дошкольного образования;

—       выплаты стимулирующего характера за участие в региональной программе развития инновационных процессов.

2. Система мер социальной поддержки работников детских садов:

—       нормативное обеспечение первоочередного устройства в ДОУ детей работников детских садов;

—       предоставление льготы по оплате за содержание детей в ДОУ и дошкольных группах общеобразовательных учреждений;

—       разработка механизма организации питания воспитателей и помощников воспитателей;

—       принятие нормативных правовых актов, устанавливающих расходное обязательство по выплате компенсации коммунальных расходов персоналу ДОУ, работающему и проживающим в городских поселениях в размере 50%;

—       принятие нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство по выплате компенсации работникам затрат на проезд общественным транспортом до места работы в размере 200 руб.;

—       разработка механизма обеспечения жильем молодых специалистов — педагогических работников.

В рамках исполнения Комплекса мер в части мероприятий, исполняемых за счет средств областного бюджета, Министерством образования Ульяновской области разрабатывается законопроект о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 06.05.2006 № 52-30 «Об образовании в Ульяновской области» в части статьи № 13 («Осуществление единовременной выплаты молодым специалистам — педагогическим работникам в течение трех лет непрерывной работы в дошкольных образовательных учреждениях, на работу в которые они поступили со дня окончания ими учреждений высшего или профессионального образования, за каждый отработанный первый год в размере 20 000 руб., второй год — в размере 40 000 руб., третий год — 60 000 руб. за счет средств областного бюджета»).

Что Вы пожелаете читателям журнала?

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит серьезные коррективы в дошкольное образование страны. Хочется пожелать всем людям, имеющим отношение к системе дошкольного образования успехов, профессионализма и огромного желания сохранить лучшие традиции российского дошкольного образования при осуществлении необходимых перемен.

Хочу пожелать руководителям детских садов найти свой путь в сложный период преобразований для того, чтобы поддерживать и смулировать творчество и инновационные начинания педагогов, расширять взаимодействие с социумом. А в итоге — достижения самых главных целей в нашей работе — обеспечение детям здорового, яркого, творческого, познавательного и безопасного детства.

 

Беседовала Е.В. Боякова

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению