• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Эмоционально-волевая сфера и нравственно-этические нормы поведения детей (занятия по сказкам В. Сутеева)

Эмоционально-волевая сфера и нравственно-этические нормы поведения детей (занятия по сказкам В. Сутеева)

Балашова Г.В., учитель-логопед ГБОУ д/с № 2150;

Ковалева А.А, воспитатель СП № 4 ГБОУ СОШ № 285 им В.А. Молодцова, Москва

 

Цель данной статьи —обсудить проблему формирования личностных качеств дошкольников. А точнее: должны ли учителя-логопеды заниматься воспитанием нравственных, эмоционально-волевых качеств дошкольников? Актуальность темы заключается в том, что социальный уровень (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») непосредственно связан с развитием речи детей, а значит, на коррекционных педагогов ложится ответственность за развитие личности маленького ребенка наравне с воспитателями. Думаем, что слышать от детей слова: «Я вас люблю!» или «Обожаю заниматься с логопедом!» не менее важно, чем исправлять их звукопроизношение.

Л.С. Выготский выделял два уровня развития психики: натуральный (обусловленный биологически) и культурный (обусловленный социально). «Исходя из теории культурно-исторического происхождения психики, можно сделать вывод о том, что ее развитие определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причем социальный фактор является определяющим» [4].

Исследования ученых показали, что дети с речевыми нарушениями нуждаются в средствах словесной наглядности [3; 4]. Мнемотехника, несомненно, —один из таких приемов. Для эффективного развития речи необходимо применение наглядно-игровых средств, эмоционально насыщенных заданий, введение в непосредственно образовательную деятельность проблемных ситуаций [1; 2].

Врач-невролог Е.Н. Винарская считает, что эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи [5]. Для логопедов и воспитателей не секрет, что у детей с речевыми нарушениями зачастую отмечаются проявления психофизического инфантилизма, поэтому логопеду очень важно поддерживать положительный настрой во время занятий. Тогда у наших маленьких учеников интерес к изучаемой теме не угаснет.

Есть люди, которые «считают, что сказки —это довольно простые истории для развлечения малышей...» [6]. Позволим себе с ними не согласиться! Тридцатилетний опыт общения с дошкольниками и их семьями дает нам такое право. Во многих сказочных историях зашифрована мудрость народа о добре и зле, они помогают формировать волевые качества (ведь не все в сказках происходит по волшебству, герои совершают поступки, достойные подражания).

Проблема формирования личностных качеств дошкольников многогранна. Она неотделима от задачи создания благоприятных предпосылок для совершенствования психологической базы речи дошкольников [2—].

Когда работаешь на логопедическом пункте с детьми 4— лет, порой бывает нелегко удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Применение разных дидактических пособий, игровых упражнений, дыхательных техник очень помогает в коррекционной работе.

Сказки, рассказанные логопедом, сопровождаемые проблемными ситуациями, движением, видеорядом, легче и быстрее запоминаются, вызывают интерес, потому что опираются на принцип активности.

И родители в отзывах о нашей работе благодарят не только за знания, но и за воспитание качеств, которыми должен обладать человек с большой буквы. Предлагаем вашему вниманию занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи, созданные на материале авторских сказок В. Сутеева. Первый из них заставляет дошкольников задуматься, хорошо ли быть капризным («Не хочу, не буду!»). Текст художественного произведения разбит на микротемы, содержание которых нарисовано на мнемодорожках. Схематичные изображения сюжета помогают детям при пересказе.

Воспитательная цель второго занятия —дать дошкольникам представление о вреде зависти (сказка В. Сутеева «Это что за птица?»). Но помимо формирования личностных качеств на этом занятии развиваются конструктивный праксис и навыки образования относительных и притяжательных прилагательных (с помощью игры-трансформера на магнитной основе). Также к занятию создана мультимедийная презентация

«Хорошо ли быть завистливым?». Если в вашем компьютере есть программа PowerPoint, детали пазла будут двигаться, и вы сможете собрать целую картинку на экране. Нужно только выйти из режима показа презентации, нажав на надпись «Завершить показ слайдов» и двигать детали пазла после щелчка левой кнопкой мыши и появления крестика. С презентацией и сценарием можно ознакомиться на сайте издательства «ТЦ Сфера» www.tc-sfera.ru.

 

Путешествие в сказку  «Не хочу, не буду!»

Цели: повторение обобщающего понятия «домашние птицы»; совершенствование грамматического строя речи; снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

— развивать диалогическую речь, зрительное внимание, общую, тонкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание;

— воспитывать навыки общения в игре и в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Оборудование: игрушки (петухи, куры, цыплята, утята, утки, гуси и гусята небольшого размера (для сухого бассейна)), картинки-раскраски (по количеству детей), зеркала, массажные мячи, сухие бассейны с разными наполнителями, магнитная доска, иллюстрации к сказке (автор текста С.В. Рунге [8]. Текст адаптирован с учетом быстрой утомляемости детей), нагрудные силуэтные картинки с изображением цыплят, курицы, аудиозапись азербайджанской детской песенки «Цып-цып, мои цыплятки» (муз. Г. Гусейнли, сл. Т. Муталибова), стульчики и массажная дорожка, трон для Феи Лексики Логопедовны, игрушка бибабо Петушок.

* * *
Формирование навыков общения

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие гостей.

В это время в группу входит Фея Лексика Логопедовна.

Логопед. Здравствуй, Фея.
Дети ее приветствуют.
Фея. Здравствуйте, дети, здравствуйте... (имя логопеда)! Я очень люблю слушать сказки, поэтому прилетела к вам в детский сад. Вы, наверное, много волшебных историй знаете?
Какая твоя любимая сказка (имя ребенка)?
Затем обращается к другим детям с тем же вопросом, выслушивает ответы.
Все эти сказки я уже знаю.
Логопед. А сказку о глупом и непослушном цыпленке ты знаешь?
Фея. Нет, о такой сказке я не знаю. С удовольствием послушаю.
Садится на стул. Дети подходят к доске, где находятся иллюстрации к сказке, встают полукругом.
Развитие зрительного
внимания, просодики
Самомассаж щек и хоботка губ, выполнение упражнений по ходу рассказывания.
Артикуляционные упражнения: «Клювики», «Расческа», «Болтушка».
дыхательные упражнения: «Задний шаг», «Кошечка», «Малый маятник» из системы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Микротема 1
Логопед. «Наседка, распушив крылышки и, обняв ими гнездо из соломы, грелась на солнышке. Но она не просто загорала, а высиживала цыплят, которые вот-вот должны были появиться на свет.
В это время во дворе появился петух и очень удивился, что цыплята еще не вылупились».
Логопед показывает игрушку петуха, надетую на руку, и предлагает детям выполнить упражнение «Клювики», захватив в щепоть свои верхнюю и нижнюю губу большим и указательным пальчиками.
Молодцы, ребята. Петушку понравилось ваше упражнение.
Логопед продолжает рассказ, показывая указкой на следующую картинку.
Микротема 2
«Но вот из скорлупок стали выскакивать совершенно одинаковые пушистые комочки».
Фея. Посмотрите, дети, какой подарок я вам принесла.

Раздает шарики су-джок и предлагает с ними поиграть: покатать по ладони, послушать, что же там гремит и открыть «скорлупки». Дети встают в круг и выполняют игровое упражнение вместе с «волшебницей».
Собрав скорлупки и цыплят в корзинки, Фея заколдовывает детей и надевает им на шейки картинки с изображением цыплят и курицы.

Теперь вы не ребята, а цыплята.
Логопед. Сядьте за столы, подвиньте зеркала. Давайте покажем, как цыплята разминались, вылупившись из гнезда. Они растирали свои щечки по кругу, надували их и потом хлопали себя по щекам, язычком доставали то до одной, то до другой щеки. А потом они причесались расческой.

Микротема 3
«Но одно яйцо вертелось по двору.
— Не хочу вместе со всеми!— пропищало вдруг оно.
— Не буду я цыпленком. Не буду!
Мама-курица сказала: “Ну и оставайся тут один!” и ушла с цыплятами».
Динамический мостик
Логопед предлагает детям снять обувь и пройти по массажной дорожке, выполняя движения под музыку и повторяя слова песенки.
Логопед. Цыплята, покажите, как мама-курица научила вас искать зернышки.
Выполняется упражнение «задний шаг»: 4 раза по 4 вдоха-движения вместе с логопедом.
Микротема 4
«Появился кот. Предложил цыпленку поиграть в кошки-мышки. Цыпленок обрадовался и вылупился. Кот уже выпустил когти, чтобы сцапать цыпленка».
Выполняется упражнение «Кошечка»: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Микротема 5
«На счастье в это время во дворе появился петух. Он прогнал кота и сказал:
— Хоть ты и младший в семье, но баловать тебя мы не будем».
Дети повторяют слова петуха строгими голосами.
Логопед. Дети, скажите, цыплята были согласны с папой? Покажите, как они кивали головой в знак согласия.
Выполняется упражнение «Малый маятник» из системы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Развитие
диалогической речи
Логопед. Скажите, каким был цыпленок, который вылупился последним?
Дети. Капризным, непослушным, невоспитанным.
Логопед. А вы будете себя так вести?
Дети отвечают.
Надо слушаться родителей и воспитателей, чтобы не попасть в беду.
Снятие
психоэмоционального
напряжения
Логопед. Ребята, сейчас мы подойдем к сухим бассейнам и опустим в них ладони. Медленно двигаем ладошками в глубине бассейна, ищем игрушки.
Развитие лексико-
грамматического
строя речи
Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Логопед. У вас в бассейнах находятся фигурки животных. Достаньте их, поставьте на стол и ответьте на мои вопросы.
Упражнение
«Один — много,
кого нет?»
Утка — утки, нет уток.
Утенок — утята, нет утят.
Курица — куры, нет кур.
Петух — петухи, нет петухов.
Цыпленок — цыплята, нет цыплят.
Гусь — гуси, нет гусей.
Гусенок — гусята, нет гусят.
Подведение
итога занятия
Логопед. Вспомните, как называются все эти птицы. Как называют их деток?
Дети. Домашние птицы. У них появляются птенцы.
Логопед. Что мы делали сегодня на занятии? Расскажите, какие игровые упражнения понравились каждому из вас больше всего?

В завершение занятия Фея Лексика Логопедовна вручает всем детям раскраски с героями волшебной истории. Раскрасив их, дети смогут пересказать сказку вечером с воспитателем.
Дети благодарят Фею и приглашают приходить вновь в детский сад.

В гостях у старого
гнома и Лексики
Логопедовны
Цель: актуализация словаря по теме «Домашние птицы».
Задачи:
— закреплять универсальные учебные действия по ведению диалога;
— развивать лексико-грамматический строй речи, мышление, зрительное и слуховое внимание;
— воспитывать чувство товарищества, любви к живой природе;
— совершенствовать общую и мелкую моторику.
Оборудование: иллюстрации, рисунки героев сказочной истории «Это что за птица?» В. Сутеева (авторский текст адаптирован в соответствии с целями занятия), магнитная игра-трансформер «Завистливый гусь», аудиозапись спокойной инструментальной музыки, 2 дорожки, похожие на «классики», куклы бибабо (Сказочник и Лексика Логопедовна).
* * *
Развитие слухового
внимания и мышления
Логопед (с куклой Сказочника на руке). Здравствуйте, дети! Если вы хотите попасть в сказку, отгадайте мои загадки:

Вот гусята и гусыни
Что-то дружно ищут в тине.
Подойти я к ним боюсь!
Сторожит их папа- ... (гусь).

Просто диво эта птица.
Хвост красиво распускает.
Ну а если спеть захочет,
— Караул! — кричит народ.
(Павлин.)
Рассказывание сказки
Логопед (от лица Сказочника). Наша сегодняшняя сказка про гуся. Она называется «Как гусь всем завидовал». Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Когда наша сказочная история закончится, Лексика Логопедовна попросит вас ответить на вопросы.
Логопед по мере высказывания ставит на наборное полотно иллюстрации.
«Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел...
Появился как-то на птичьем дворе павлин. Толстый и важный. Хвост веером. “Вот бы мне такой хвост!” — подумал гусь. И просит павлина: “Давай меняться. Тебе — мой хвост, мне — твой”. Подумал павлин и согласился.
Идет мимо дома, а на крыше сидит аист. Увидел аист гуся и стал смеяться: “Ты — не гусь, ты — павлин! Ха-ха-ха!”
Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг, увидел у аиста длинные красивые ноги. “Вот бы мне такие!” — подумал гусь. И говорит аисту: “Давай меняться. Тебе мои короткие ноги, а мне твои длинные”. Посмеялся аист и согласился. Потом выпросил гусь у лебедя его гибкую шею.
Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья он выменял на ее маленькие пестрые, а свой большой широкий клюв обменял на пеликаний, с большим кожистым мешком снизу. Добрый петух подарил гусю гребешок, и бородку, и свое “ку-ка-ре-ку” в придачу.
Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистовых ногах, лебединую шею выгнул, маленькими куриными крылышками без толку машет, павлиний хвост веером распускает, петушиной бородкой трясет, а навстречу ему стадо гусей.
— Га-га-га! Что это за птица?
— Я — гусь! — крикнул гусь и захлопал куриными крылышками: — Ку-ка-ре-ку! Я лучше всех!
— Ну, если ты гусь, идем с нами, — сказали гуси.
Пошли гуси на лужок, и “гусь” с ними. Все гуси траву щиплют, а “гусю” петушиная бородка мешает и пеликаний мешок. Пошли гуси на пруд купаться, и “гусь” с ними. Все гуси в пруду плавают, а “гусь” по берегу бегает, аистовые ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись лиса. Все гуси полетели, а наш герой остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы да павлиньим хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай ее щипать со всех сторон. Лиса убежала.
— Спасибо, гуси, спасли вы меня! — сказал “гусь”. — Теперь я знаю, что мне надо делать.
Подошел он к павлину и вернул хвост веером, аисту возвратил длинные ноги, лебедю — гибкую шею, курице — пестрые крылышки, пеликану — клюв с большим кожистым мешком снизу, а петуху — бородку, гребешок и его “ку-ка-ре-ку”.
И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый.
Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!»

Динамическая пауза
Игровой конкурс «Знатоки сказок» на развитие диалогической речи, общих речевых навыков, общей моторики.
Логопед. Ребята, вы знаете много сказок. Давайте их вспомним и поиграем.
Логопед приглашает двух желающих и объясняет правила игры.
Каждый из игроков встает на свою дорожку и ждет вопроса ведущего. Кто ответил правильно, может делать шаг в следующий классик. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.
Какой волшебный предмет был у мачехи в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?
Вспомните, какие сказки о животных вам читали.
С каких слов обычно начинаются волшебные истории?
А как заканчиваются сказки?
В каких художественных произведениях главными героинями были девочки?

Беседа по сказке
Развитие мышления, диалогической речи.
Логопед. Как называется сказка, которую я вам рассказала?
Дети. Сказка называется «Как гусь всем завидовал».
Логопед. Кому завидовал гусь? Перечислите по порядку.
Дети. Гусь встретился сначала с павлином, потом с аистом, курицей и петухом. На пруду он позавидовал лебедю и пеликану.
Логопед прикрепляет к доске картинки с изображением гуся, пеликана, курицы и петуха.
Логопед. Как вы думаете, кто из этих птиц лишний и почему?
Дети. Пеликан лишний, потому что он живет в Австралии, а все остальные на территории России.
Логопед называет птиц: аист, курица, гусь, петух.
Логопед. Как вы думаете, кто из перечисленных птиц лишний и почему?
Дети. Лишний аист, потому что он относится к перелетным птицам, а все остальные — домашние. Пеликан лишний, потому что относится к водоплавающим птицам.
Логопед. Что произошло с завистливым гусем?
Дети. Его чуть не утащила лиса.
Логопед. Кто его спас?
Дети. Его спасли другие гуси.
В заключение делается вывод о том, что надо всегда помогать своим друзьям.
Магнитная игра
«Завистливый гусь»
Совершенствование грамматического строя речи (употребление притяжательных прилагательных), развитие памяти, зрительного внимания.
Логопед помещает на магнитную доску изображения гуся, аиста, курицы, петуха, состоящие из отдельных частей.
Логопед. Давайте еще раз вспомним, чем и с кем менялся завистливый гусь.
Дети. Сначала гусь менялся хвостом с павлином. (Меняют гусиный хвост на павлиний.)
Логопед. Чей теперь у гуся хвост?
Дети. У гуся павлиний хвост.
Логопед. Какие изменения произошли с гусем в дальнейшем?
Дети. Гусь выменял у аиста ноги. (Меняют картинку с гусиными лапами на рисунок аистовых ног.)

Организация
окончания занятия
Логопед вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались. Положительно оценивается деятельность каждого ребенка.
Логопед. Мне очень понравилось играть с вами, а вам было интересно?
Дети отвечают.
А сейчас приготовьте свои ладони. На одну ладонь положите все знания, которые у вас были, а на другую — все то, что вы узнали сегодня. Хлопните в ладоши и скажите: «Да!»
Подарками для вас будут раскраски с изображениями героев из нашей сказочной истории.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению