• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Играющий ребенок — здоровый ребенок

Играющий ребенок — здоровый ребенок

 


Фадеева Е.А., старший воспитатель МБДОУ д/с № 24, г. Сокол Вологодской обл.


Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от здравоохранения и на 50% — от образа жизни. В современном образовательном процессе ДОО приоритетным становится интеллектуальное развитие детей, на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Нарушен баланс между самостоятельной свободной деятельностью детей (игрой) и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными), что негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Необходимо признать, что ребенку старшего дошкольного возраста все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Ю.К. Чернышенко) свидетельствует о том, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М.А. Руновой, двигательный режим в ДОО позволяет восполнить лишь 55—60% естественной потребности детей в движении. Недостаточная двигательная активность дошкольников, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, служит одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что заболеваемость детей простудными заболеваниями приобретает характер стихийного бедствия, и с ней практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОО. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2 до 15,1%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9 до 67,6) и с хроническими заболеваниями (с15,9 до 17,3 %).

Вопросы здоровья и образования детей рассматриваются в неразрывной связи с проблемой устойчивого развития российского общества и государства. Этап дошкольного образования — важнейший для охраны, укрепления и формирования здоровья детей. Выдающийся русский ученый В.П. Кащенко считал, что необходимо содействие врача и педагога. Только в этом случае можно добиться хороших результатов в укреплении и сохранении здоровья детей.

Выделяют следующие основные аспекты взаимосвязи педагогики с медициной:
— учет педагогических данных нужен в построении медицинской теории и врачебной практики, особое значение он имеет в лечении детей;
— педагогика нуждается в учете медицинских принципов и методов, целые области педагогики напрямую зависят от успехов медицинских наук (это прежде всего физическое воспитание и коррекционная педагогика).

Каждая ДОО имеет свой опыт здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Здоровьесберегающая среда в детском саду представляет собой систему, состоящую из воспитательно-образовательного процесса, социального и предметного компонентов, через которые педагогический коллектив обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
В процессе формирования здоровья детей педагоги нашей ДОО осуществляют воспитание мотивации на здоровый образ жизни, реализуют индивидуальный подход к р

Ребенку, активно внедряют здоровьесберегающие технологии. Кроме того, для решения программных задач физического развития детей создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям федеральных государственных стандартов дошкольного образования и основным принципам ее построения: безопасности, гендерного подхода, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Еще недавно воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопед, медсестра детского сада совместными усилиями делали все возможное для оздоровления детей. Однако в соответствии с п. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 01.09.2013 г., организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Передача медицинского персонала в штаты здравоохранения сопряжена с рядом негативных последствий для ДОО. В их числе:
— резкое ухудшение укомплектованности детских садов медицинским персоналом;
— сокращение рабочего времени медицинских сестер в ДОО;
— снижение значения медицинского персонала при организации оздоровления и физического воспитания;
— ухудшение качества медико-педагогического контроля за физическим развитием и здоровьем детей;
— трудности в решении основных задач образовательной области «Физическое развитие», определенных в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования: охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, воможны при наличии службы ПМПС и достаточного числа специалистов (медицинских работников, психологов, логопедов, инструкторов ЛФК) в штате ДОО;
— возникновение острой потребности в организации психолого-медико-педагоги­ческого сопровождения, ко­то­рое должно выступать важ­нейшим условием предоставления качественных образовательных услуг для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
— снижение эффективности работы из-за несогласованности действий учреждений образования и здравоохранения.

Рассматривая проблему профилактики детской заболеваемости, необходимо отметить, что ни одна, даже самая лучшая, система физкультурно-оздоровительной работы не даст положительных результатов без совместных усилий родителей, детского сада, медицинских работников.

На уровне ДОО для снижения детской заболеваемости, эффективной организации профилактики и оздоровительной работы необходимо решение ряда задач, в числе которых:
— создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОО с медицинскими учреждениями микрорайона;
— адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона;
— повышение профессиональной компетенции педагогов.

Исходя из выше изложенного, особое внимание педагогам современной ДОО необходимо обратить на физкультурно-оздоровительную работу, не только на процесс развития физических качеств у детей, но и на то, какие методы и приемы используются в этом направлении, какова роль игр, игровых упражнений в усвоении детьми нового двигательного материала.

Спортивный интерес дошкольников отражается в играх. Творческая подвижная игра закрепляет у детей уже имеющиеся двигательные умения и навыки, кроме того, выступает формой активной физкультурной деятельности, в процессе которой дети овладевают новыми умениями и навыками, вызванными условиями самой игры.

Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям. Физические способности у дошкольников формируются не путем пассивного восприятия воздействия педагога, а в активной форме.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать, с другой — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Все это, в конечном счете, способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движений и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Во время игр у детей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазанье и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков и здоровья детей.

Упражнения, облеченные в форму игры, доставляют ребенку особую радость. Любая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством.

Использование игровых технологий, игровых пособий в физическом воспитании способствует:
— развитию устойчивого интереса к физкультурным занятиям, уверенности в своих силах, двигательного творчества;
— демонстрации своих двигательных умений и навыков родителям и сверстникам;
— формированию стремления освоения новых более сложных движений в игре;
— оздоровлению детского организма и психологическому комфорту.

Разрабатывая модели физкультурных занятий на основе игровых технологий, необходимо помнить, что они не имеют четкой структуры, но предполагают возможность рационального сочетания разных способов организации детей: фронтального, группового, индивидуального.

При подготовке такого рода занятий следует предусмотреть:
— постановку воспитательно-оздоровительных и игровых задач;
— подготовку физкультурно-оздоровительной среды;
— выбор способов организации детей;
— место и условия проведения занятия;
— создание разных вариативных игровых заданий.

Мы разработали физкультурные занятия на основе игровых технологий: «Цирковые артисты», «Космическое путешествие», «Мы — богатыри», «На стадионе», «На помощь Илье Муромцу», «Магазин “Спорттовары”» и др.

Данные занятия наполнены подвижными играми, играми-упражнениями, игровыми заданиями: «Чье звено быстрее соберется?», «Мяч через сетку», «Фокус», «Спортсмены на тренировке», «Веселый волейбол», «Автогонки», «Мы — веселые земляне», «Холодно — жарко», «Космический корабль», «Сбор продуктовых запасов» и др.

На основе анализа результатов проведенных занятий мы сделали вывод о том, что физкультурные занятия с использованием игровых технологий способствуют повышению двигательной активности детей, оздоровлению детского организма.


Литература

Авдеева П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста // Физическая культура. 2005. № 10.
Безруких М.М., Фарбер Д.А. Возрастная физиология развития ребенка. М., 2003.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М., 2010.
Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательной деятельности ДОУ: Метод. рекомендации к примерной основной обще­образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». М., 2012.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2004.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть