• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Упражнения для повышения физических возможностей детского организма

Упражнения для повышения физических возможностей детского организма

Пласкеева Н.Ю.,
инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 83, г. Иркутск

Умственная и физическая работоспособность организма связана с эффективностью созревания психофизиологических процессов на уровне головного мозга. При этом адаптация в широком смысле слова рассматривается как «системная реакция организма, являющаяся основой всех видов жизнедеятельности и социальной деятельности индивида» (В.М. Медведев).

Исследования представлены с позиции выделения трех компонентов деятельности:

  • когнитивного — нарушение способности к обучению по программам, соответствующим возрасту ребенка;
  • эмоционально-оценочного, личностного — нарушение эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам;
  • поведенческого — нарушение поведения в процессе обучения и в школьной среде.

Дети с физиологической незрелостью в пределах интеллектуальной нормы составляют достаточно большой процент контингента, посещающего общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Они не имеют ярко выраженных отклонений в развитии и часто начинают обращать на себя внимание лишь в процессе овладения учебной деятельностью. Эти дети испытывают значительные трудности при освоении ведущих дисциплин, таких как письмо, чтение, счет. Характер и степень трудности в каждом отдельном случае зависит от локализации поражения и связанных с ней нарушений физиологических функций данного мозгового участка, а также возможным выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. В связи с этим особую значимость приобретает ранняя диагностика и коррекция данного вида нарушения у детей в период дошкольного детства.

В отличие от более поздних этапов развития онтогенеза, у детей меж- и внутриполушарные связи еще окончательно не сформированы, поэтому эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств ниже, а возможности восстановления более высокие в связи с пластичностью детского мозга.

В рамках данной статьи мы раскрываем возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста. Особенность данных упражнений — активизация межполушарного взаимодействия и формирование межполушарных связей с помощью специальных упражнений, построенных по принципу одновременной работы правой и левой периферических частей тела.

Устройство головного мозга имеет «перекрест» действия полушарий с половинами тела (правое полушарие — с левой половиной тела, левое — с правой). Поэтому, выполняя противоположные перекрестные движения, человек активизирует оба полушария одновременно, благодаря чему улучшается память, становится легче запоминать слова, стихи, развиваются математические способности и речь, улучшается координация движений, а также становится легче выполнять разного рода задания.
Дозировка упражнений зависит от возраста и состояния здоровья детей и взрослых. Начинать нужно с 4—5 раз, увеличивая количество повторов до 8—10. Во время выполнения упражнений нужно следить за дыханием, осанкой и находиться в хорошем настроении. Упражнения желательно выполнять под ритмическую музыку.

 

Упражнения для повышения физиологических ресурсов организма

«Часики»

Упражнение оказывает положительное влияние на снятие напряжения в шейном отделе.
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе или вдоль туловища.

1 — повернуть голову вправо, левую руку положить на правое плечо, посмотреть на кисть левой руки, произнести «Тик»;
2 — и.п. Произнести «Так», голову опустить вниз;
3 — повторить то же самое в левую сторону;
4 — и.п.

«Веселый счет до четырех»

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях.
1 — повернуть голову вправо, указательный палец правой руки поднять вверх. Посмотреть на руку и сказать «Раз»;
2 — повторить те же движения в левую сторону, сказать «Два»;
3 — повторить те же движения в правую сторону, поднять еще один палец на правой руке, сказать «Три»;
4 — повторить те же движения в левую сторону, поднять еще один палец на левой руке, сказать «Четыре»;
5 — наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);
6 — голову поднять прямо, руки развести в стороны;
7 — снова наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);
8 — и.п.
Повторить 2—3 раза.

«Доброе утро»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, голова прямо.
1 — правую руку положить на левое плечо, голову повернуть влево. Посмотреть на кисть правой руки, локоть не опускать. Сказать «Тик»;
2 — повторить то же в другую сторону. Сказать «Так»;
3 — руки медленно поднять вверх, следя за ними глазами. Посмотреть на поднятые руки. Сказать «Делай»;
4 — руки медленно опустить, следя за ними глазами, принять и.п. Сказать «Вот так».
«Восьмерка руками»
Выполнить «восьмерку» руками (горизонтально и вертикально).
Упражнение улучшает почерк, правописание, прорабатываются все суставы руки (пальцы, запястье, локоть, предплечье, плечо).

«Здравствуйте»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.
1 — глубокий вдох, руки в стороны, взгляд открытый вперед. Произнести протяжно звук [о];
2 — выдох, обнять себя за плечи, голову опустить, произнести звук [а].
«Ветки рябины»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.
1 — наклониться вправо, правую руку завести за спину, левую руку поднять над головой, голову повернуть сторону наклона;
2 — и.п.;
3 — повторить то же в другую сторону;
4 — и.п.

«Замочек»

Упражнение требует концентрации внимания.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
1 — правую ногу отвести в сторону и поставить на носок, руки в стороны;
2 — правую ногу завести далеко назад за левую ногу, руками обхватить себя, сделать полуоборот;
3 — правую ногу отвести в сторону на носок, руки в стороны;
4 — и.п.
Повторить то же другой ногой.

«Бабка Ежка, выгляни в окошко»

Упражнение прорабатывает гибкость позвоночника, все суставы рук, улучшает эластичность мышц.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
1 — прыгнуть, ноги врозь, руки стороны, ладони вверх;
2 — наклониться вперед, посмотреть назад между ногами, ладони развернуть назад;
3 — выпрямиться, ладони вверх;
4 — прыгнуть, ноги вместе, руки на поясе.
Усложнение: сделав эти движения, добавить поворот направо и дважды сделать «ножницы» руками, затем то же в другую сторону.

«Ушки»

Упражнение развивает координацию движений и внимание, прорабатывает коленные и тазобедренные суставы.
И.п.: ноги врозь на расстоянии стопы, руки на поясе.
1 — приседая, правой рукой взяться за мочку левого уха, локоть не опускать, голову повернуть вправо, левую руку держать на поясе;
2 — выпрямиться, отвести правую руку в сторону, ладонь повернуть вверх, голову держать прямо;
3 — приседая, левой рукой взяться за мочку правого уха, локоть не опускать, голову повернуть влево, правую руку держать на поясе;
4 — выпрямиться, отвести левую руку в сторону, ладонь повернуть вверх, голову держать прямо.

«Буквы Л и Х»

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
1 — прыгнуть, ноги врозь, руки в стороны;
2 — ноги скрестно (правая нога впереди, левая — сзади), руки на поясе;
3 — ноги врозь, руки в стороны;
4 — ноги скрестно (левая нога впереди, правая — сзади), руки на поясе.
Усложнение: прыжки выполнять на правой и левой ноге по очереди на 4 счета. Руками выполнять «ножницы»
Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению