При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Корсакова Н.А., музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 89 «Огонек», г. Волжск Волгоградской обл.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—20 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удивления, сострадания, сопереживания. Увеличивается число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Чтобы улучшить энергетический ресурс детского организма, направить его на позитивное развитие, адаптировать психику детей к внешнему миру, необходимо дополнить общеобразовательные программы здоровьесберегающими технологиями и методиками.
Один из способов укрепления психологического здоровья ребенка и достижения им эмоционального благополучия — музыкальная терапия, которая вызывает большой интерес специалистов как метод, связанный с высвобождением скрытых энергетических резервов человека, отреагированием негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и формированием такого мировосприятия, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым.
Различные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и в комплексе с другими видами искусства (в арт-терапии) в качестве музыкального сопровождения различных коррекционных приемов для усиления их эмоционального воздействия и повышения эффективности.
Целительная сила музыки применяется во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, психосоматических заболеваний, речевых расстройств, аутизма и др.
Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах.
Человек всегда стремился к прекрасному, воплощая свои мысли и эмоции в произведениях искусства. Любое искусство развивает, воспитывает личность, позволяет разобраться в жизни, найти и познать себя. Но только музыка способна передать самые разнообразные и тонкие чувства, подарить душе крылья, которые уносят в мир гармонии и понимания.
Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Каким образом достигается позитивный эффект при использовании метода музыкотерапии? Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию.
Основа музыки — звук — акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. Это названо «неспецифическим акустико-биорезонансным эффектом», одной из реакций организма человека на звуковое воздействие.
Всякий звук для человека прежде всего семантичен: он несет информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку. гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка в темноте, все взывает к ответной реакции, побуждает к ответному действию, на которое человека настраивает его непосредственная эмоциональная реакция на звуковую информацию.
При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Доказано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.
Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку. Сердечно-сосудистая система заметно откликается на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
В своей книге «Эффект Моцарта», где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемпбелл (ведущий американский просветитель в области музыки и целительства) указывает, что музыкальная стимуляция повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку.
Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С.В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа-волнами, распространяющимися на частоте от 8 до 13 герц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, имеющими частоту от 4 до 7 герц. А глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем. С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, повысив таким образом общее самочувствие и внимательность.
Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При слушании у человека возникают реальные мышечные пульсации в самых различных областях: в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное тактирование рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению.
Становится понятно, что картина неосознаваемых двигательных и вегетативных реакций человека при восприятии музыки богата и своеобразна, музыкальные импульсы неосознаваемо, но неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведения.
Педагогический коллектив нашей ДОО накопил положительный опыт использования музыки как в воспитательно-образовательном процессе, так и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели, музыкальный и физкультурный руководитель, зная своих воспитанников, их интересы, индивидуальные особенности, стремятся сделать каждый день их пребывания в детском саду радостным и содержательным. Музыкальные произведения звучат не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, вечерах досуга, занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в режимных моментах, самостоятельных играх и т.д. Каждый педагог может использовать музыку как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса в различных формах организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Музыкальная терапия по силе воздействия схожа с праздником — она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. Именно поэтому специалисты детского сада разработали игровые сеансы музыкотерапии, ориентированные на коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками и направленные на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития воспитанников.
С помощью музыки на игровых сеансах реализуется ряд целей:
— преодоление психологической защиты ребенка — успокаивает или, наоборот, активизирует, настраивает, заинтересовывает;
— повышение самооценки на основе самоактуализации;
— разблокировка подавленных эмоций;
— установление и развитие межличностных отношений; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими детьми;
— раскрытие творческих возможностей;
— формирование ценных практических навыков — игры на музыкальных инструментах;
— непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими умственные нагрузки;
— увлечение и оказание сильного успокаивающего воздействия на большинство гиперактивных детей.
Основное содержание музыкотерапии в работе с детьми — создание или восприятие музыкальных образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая движение под музыку, танец, импровизацию на детских музыкальных инструментах, озвучивание сказок и стихотворений, сочинение историй, изодеятельность.
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от характера его отношений со сверстниками, поэтому музыкотерапия применяется нами в коррекции нарушений общения, возникающих у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.
Варьирование на занятиях классических инструментальных пьес, звуков живой природы, вокальных произведений дает ребенку почувствовать палитру человеческих переживаний: от контрастных состояний радости и печали до более сложных душевных проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения. Если имеется в виду еще и диагностическая задача, после прослушивания музыки целесообразно задать следующие вопросы: «Когда у тебя бывает такое же грустное настроение?», «Бывает так, что ты сердишься?», «А когда у тебя был самый радостный день?», «В какой ситуации радуется (сердится) твоя мама?». Целенаправленная работа с детьми, имеющими различные эмоциональные нарушения, способствует развитию у них эмпатии, обогащению их внутреннего мира.
Музыка помогает ребенку расслабиться, отвлечься от негативных переживаний, почувствовать гамму разнообразных ощущений. Для восприятия подбирается специальная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту, которая дает ребенку возможность сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогают ему справиться с тревожностью, страхами или напряжением по какому-либо поводу.
Работа с образами музыки включает разнообразные формы.
Что выражает музыка?
Упражнение на осознание собственного эмоционального состояния (описание эмоционального содержания музыки, сравнение его со своими чувствами).
Свободный танец
Это упражнение развивает воображение, дает заряд бодрости и позитивного настроя, активизирует энергетический потенциал. Детям предлагается придумать свой танец «Весеннее настроение», «Цветные ладошки», «Вальс снежинок». Используются различные атрибуты (веточки, цветы, шарфики, султанчики) и элементы театральных костюмов. Спонтанное движение под музыку дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения.
Музыкальные зарисовки
Индивидуальные импровизации с детскими инструментами на какую-либо тему («Мне весело», «Я болею», «Мамы долго нет», «Мой день рождения») способствуют проживанию своего эмоционального состояния, пониманию чувств другого человека, обогащают опыт невербального самовыражения.
Спонтанное рисование под музыку
Проводится с целью научить детей цветоэмоционально реагировать на музыку. Снижает напряжение, тревожность, состояние ребенка становится более уравновешенным. Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60—65 ударов в минуту.
На сеансах музыкотерапии мы используем технику «Игры звуками». Она служит инструментом развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности. С успехом применяется в групповой и индивидуальной работе. Дети могут обладать минимальными навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности.
Подготовительный этап (для индивидуальной работы). Вначале ребенок играет с любым понравившимся ему музыкальным инструментом, самостоятельно исследуя различные способы звукоизвлечения, изучая, какие звуки «живут» в этом инструменте. Затем играем вместе, поочередно соединяя по одному звуку в музыкальную цепочку, помогаем друг другу создавать сочетания из двух-трех звуков («капает дождик», «тикают часики», «шуршат осенние листочки», «гремит гром»). Постепенно ребенок начинает замечать многообразие звукового окружения и понимать, что звуками можно изображать явления природного мира («лошадка идет», «мышка бежит», «голоса весеннего леса», «падающий снег», «волшебная тишина»). А можно просто сыграть любые звуки, как хочется, и получится красивый «музыкальный узор». Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, подталкивающая ребенка к свободному самовыражению.
В просторном кабинете вся обстановка подобрана специально для музыкальной терапии, имеется достаточное количество музыкальных инструментов (металлофоны, бубны, ложки, колокольчики), игрушек и предметов, из которых можно извлекать звуки. Они доступны, интересны и привлекательны. Многие шумовые инструменты изготовлены родителями вместе с детьми. Это всевозможные баночки и коробочки с крупой, маракасики из киндер-сюрпризов, погремушки, бубенчики, палочки, барабанчики, шуршунчики и др.
Первый этап (для групповой работы). На большой круглый стол кладутся различные музыкальные и шумовые инструменты. Дети садятся в круг. Им предлагается выбрать один инструмент (можно использовать одинаковые инструменты), изучить, какие в нем «живут» звуки, постараться найти разные, определить, на что они похожи. Дети с удовольствием стучат, бренчат, гремят, звенят, обмениваются своими инструментами, а затем все инструменты «танцуют» под веселую музыку.
Второй этап. Необходимо акцентировать внимание на выразительных возможностях каждого инструмента. Для этого каждому ребенку надо «представиться» — извлечь несколько звуков из своего инструмента, показать, что этот инструмент умеет. Если детям трудно начать упражнение, взрослый начинает первым, сопровождая импровизацию словами. Например: «Здравствуйте. Я — колокольчик. Я веселый и звонкий». Далее дети, исходя из собственных представлений, продолжают звуковое приветствие. У звуковой игры может быть такая интересная образная форма, как коллективный музыкальный рисунок или звуковое письмо. Дети импровизируют фразу из нескольких звуков, и каждый вносит свое сочинение в общую композицию («Танцуют маленькие звездочки», «Скачут солнечные зайчики», «Пишу письмо деду Морозу»).
Со временем дети понимают, что звуки сливаются в музыку, выражающую определенные чувства.
«Подумайте, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них “музыку веселого солнышка”, “грустную песню ветра”, “ласковую колыбельную”, “мое сегодняшнее настроение”, “радостную мысль”». Подобные задания развивают эмоциональную сферу, учат прислушиваться к себе, своему внутреннему состоянию. Все это происходит в свободной, непринужденной обстановке на занятии, где отсутствуют критика и сравнение детей друг с другом. Здесь не может быть «правильно» или «неправильно», потому что ценность сочинительства не в результате, а в творческом процессе и сопровождающих его психических состояниях: радости, искренности, удовольствия.
Третий этап. Предлагаем детям сыграть музыку, отражающую их настроение, эмоции. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается. После того как дети почувствуют, что им больше нечего добавить, прослушиваем получившийся результат в аудиозаписи. Дается положительная оценка детского творчества, проходит обсуждение музыкального произведения. После этого дети еще раз слушают запись.
Основные моменты для обсуждения:
— какие звуки преобладали в музыке, как их можно описать, на что они похожи;
— какие еще звуковые сочетания запомнились, какое настроение они выражали;
— о чем, по мнению детей, рассказывает музыка, ими созданная, отражает ли она жизнь детей, их настроения, взаимоотношения;
— что привнес в коллективное творчество каждый ребенок, как прозвучал его инструмент.
Четвертый этап. Вначале задается тема, например, «Мы играем» («Мои друзья», «В сказочном лесу», «Необыкновенный остров»). Дети обсуждают сюжет и содержание темы: какие события могут происходить в рамках темы, какие герои принимают в них участие, что делает каждый персонаж и почему, наличие возможных конфликтов, способы их разрешения, чем история заканчивается. Затем дети, выбрав подходящие инструменты, придумывают на этой основе музыкальную историю (сочиняют сказку). Дети придумывают историю по очереди, озвучивая свои высказывания игрой на инструментах, и передавая «эстафету» по кругу. Весь творческий процесс записывается. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в деятельность, что и приносит нужный психотерапевтический эффект.
На следующем занятии дети прослушивают аудиозапись музыкальной истории, обсуждают ее. Возможно внесение дополнений, изменений, исполнение на других музыкальных инструментах. Впоследствии свои впечатления дети выражают в рисунках с помощью цвета, линий и форм. Рисование способствует более полному осознанию и пониманию собственных эмоций, проработке значимых чувств. Такие действия требуют от ребенка образного видения, определенного уровня мышления.
Опыт использования музыки в работе с дошкольниками показывает, что на протяжении всего дня у детей сохраняется устойчивое внимание, повышается результативность усвоения материала, отмечается положительная динамика в развитии музыкальных способностей. На занятиях по музыкальной терапии формируется положительный эмоциональный настрой, развиваются фантазия и творчество. Дети находятся в бодром расположении духа, доброжелательны, эмоциональны, активно сотрудничают со взрослыми и общаются со сверстниками.
Литература
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб., 2010.
Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб., 2006.
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учеб.-метод. пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
Музыкальное развитие дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М., 2015.
Радынова О.П. Слушаем музыку: Метод. пособие. М., 2009.
Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть