• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

О дошкольном образовании во Вьетнаме

О дошкольном образовании во Вьетнаме


Столбова В.П., канд. геол.-мин. наук

Образовательный процесс у детей во Вьетнаме начинается с поступления в детский сад в возрасте от 1,5 до 5 лет. С 6 лет их принимают в школу. В стране большой выбор государственных и частных садов (kindergarten, nursery preschool), и поэтому не существует проблемы устройства ребенка в ДОО.

У местного населения наибольшей популярностью пользуются государственные сады из-за их дешевизны и использования стандартной государственной программы развития и обучения детей, но туда трудно поступить. Там, как это происходит и во многих странах с буддийской культурой, воспитывают «примерного» ребенка: послушного, трудолюбивого, почитающего старших. С 4—5 лет детей начинают готовить к школе — учат читать и считать.

Во вьетнамских детских садах много групп с высокой наполняемостью (25—30 чел.). ДОО размещаются в одно-двухэтажных зданиях, построенных по типовым проектам, имеют обширную благоустроенную территорию для прогулок и проведения физкультурных занятий.

Альтернатива государственным детским садам — многочисленные частные сады. В большинстве своем это мини-садики, каждый со своим интересным названием: «Архимедес», «Тесла», «Маленькие ангелы» (фото 1), «Дом чудес», «Сказка», «Медвежонок Миша» и т.д. У многих детских садов есть свой слоган (например, «Где начинаются гении», «Каждый ребенок — это наше будущее», «Восточные ценности — западное образование» и т.д.).

Пребывание в частном саду стоит в разы дороже, чем в государственном. В течение недели ребенок может бесплатно ходить на пробные занятия в ДОО, чтобы родители определились с выбором.

В отличие от государственных детских садов в частных ДОО небольшие группы (10—15 детей), благодаря чему каждому ребенку уделяется достаточно внимания. В группе работают несколько воспитателей. Для детей предусмотрена форма одежды с логотипом.

Под частные детские сады обычно арендуют помещения. Чаще всего группы детей распределены по разным этажам, поскольку здания во Вьетнаме традиционно высокие, многоэтажные с очень узким фасадом (налог на имущество зависит от ширины здания). По этой же причине невелики их детские площадки для прогулок (фото 2), которые иногда размещаются даже в полуподвальном помещении (basement floor). В целом дети большую часть дня проводят в кондиционируемом помещении, и это считается нормой, поскольку во Вьетнаме жаркий тропический климат. Каждая группа располагается в своем классе, где выделены зоны для приема пищи, занятий, подвижных игр и танцев, шкафчики для хранения личных вещей детей. Ребенку выдается рюкзачок с логотипом, где он хранит несколько комплектов сменной одежды (для учебных и развивающих занятий, сна, спортивную форму, а также купальник для плавания). Для дневного сна игровую обустраивают в спальню — раскладывают матрасики и подушки.

Частные детские сады отличаются друг от друга условиями пребывания ребенка и программами обучения. В дорогих частных садах предусмотрена более насыщенная программа развития. Они, как правило, хорошо обеспечены игровым инвентарем и наглядными пособиями. Среди развивающих занятий популярны рисование, лепка, танцы, пение и др. Характерная особенность вьетнамских ДОО — использование во время занятий недорогих бытовых материалов: одноразовой посуды, веревочек, салфеток, теста, втулок от рулонов туалетной бумаги, а также овощей и фруктов. Ничего не выбрасывается, все идет в ход, и получаются великолепные оригинальные детские поделки. Детей во Вьетнаме «с младых ногтей» приучают к труду, учат практическим бытовым навыкам (например, для развития мелкой моторики малыши пальцами очищают от кожуры вареные картофелины, формируют из теста пирожки).

Несколько раз в месяц дети в сопровождении воспитателей выезжают на прогулку в окрестные парки, развлекательный парк аттракционов, посещают музеи, зоопарки, а также пекарни и огороды, где наблюдают за выпечкой пирожков и выращиванием овощей, и т.д. За отдельную плату в детских садах проводят дополнительные занятия по методике Монтессори, обучают боевым искусствам (тхэквондо) и т.д.

В ДОО организовано многоразовое разнообразное и вкусное питание, частые «перекусы». Обед подается ребенку на отдельном подносе с углублениями для разных блюд, чтобы он не опрокинул на себя содержимое (фото 3). В рационе много зелени и фруктов, овощей, мяса, морепродуктов, традиционны рис или рисовая лапша. Из-за жаркого климата обязательно соблюдается питьевой режим: везде стоят кулеры с чистой питьевой водой. На каждом этаже санузел. Детей обучают гигиеническим навыкам, в том числе тому, как чистить зубы.

Во вьетнамских детских садах большое внимание уделяют приобщению детей к народным традициям. Проводится много занятий, обучающих самобытным ремеслам, народным песням и танцам, отмечаются национальные праздники. В преддверии праздника Тэт (вьетнамского Нового года) дети с помощью воспитателя готовят традиционный рисовый пирог квадратной формы, завернутый в банановые листья. В течение многих столетий в каждой семье готовили такие пироги. К Веселому детскому празднику (Trung Thu) малыши мастерят из бумаги яркие разноцветные фонарики. На праздничных представлениях девочки выступают в национальных платьях аозай, пять пуговиц на которых символизируют пять добродетелей: доброту, вежливость, благородство, ра­зум и преданность. Мальчики на праздниках изображают дракона, который, по преданию, является прародителем вьетов. В Ханое детей водят в уникальный традиционный кукольный театр на воде, где стоящие по пояс в воде кукловоды из-за ширмы управляют куклами и разыгрывают сценки из крестьянского быта.

Во Вьетнаме существуют и международные детские сады, учрежденные иностранцами или иностранцами вместе с вьетнамцами: сингапурские, филиппинские, английские, австралийские, французские, канадские, русские. Там дети получают двуязычное (билингвальное) образование. Во многих ДОО ежедневно в игровой форме проводятся уроки английского языка. Самые престижные иностранные детские сады находятся в мегаполисах Ханой и Хошимин (оплата от 400 долларов в месяц). Персонал там чаще всего смешанный, из иностранцев и вьетнамцев. Большинство международных ДОО имеет современную инфраструктуру: зал для проведения праздничных мероприятий, бассейн (преимущественно на юге страны), прогулочные площадки с безопасными пластмассовыми физкультурно-оздоровительными комплексами, видеонаблюдение, свой сайт и др. На сайте родителям можно в онлайн-режиме наблюдать за своим ребенком в группе, знакомиться с ежедневным расписанием занятий и меню, просматривать фотографии детей и видео с праздников.

Распорядок дня зависит от солнца. Вьетнамцы встают с рассветом — в 5.30—6.00 ч утра и привозят детей в сад к 7.30. Утро начинается с зарядки. Далее следуют развивающие занятия. Обед в 11.30. Дневной сон длится с 12.00—12.30 до 14.00—14.30. Затем полдник и занятие до 15.30—16.00. Родители забирают малышей до 17 ч. За дополнительную плату ребенка можно оставить на «продленку». Некоторые международные сады работают только до 15 ч: пребывание без дневного сна.

Существуют также детские сады при школах, работающие по системе «сад — школа». Например, в Хошимине есть образовательные учреждения «Тесла» и «Австралийская международная школа», предлагающие дошкольное и школьное образование, а также обучение на подготовительном отделении Университета Нового Южного Уэльса.

И наконец, хотелось бы отметить появление во Вьетнаме — аграрной стране — детских садов с экологическим уклоном. Первенец в этом направлении — уникальный «Спиральный фермерский детский сад» (Spirals Farming Kindergarten). Его здание в плане имеет форму спирали с тремя витками. На всем протяжении крыши, выполненной из особых материалов с применением влагоудерживающих мембран, разбиты мини-сады и мини-огороды. Спиралеобразная форма здания позволила увеличить площадь посадок на кровле и обеспечивать детский садик экологически чистыми натуральными продуктами. Благодаря продуманной планировке существенно экономится электроэнергия: классы освещаются благоприятным для глаз естественным светом из больших окон с обеих сторон здания, и легко проветриваются без кондиционеров. В экосаду применяются и другие передовые экологические и энергосберегающие технологии: рециркуляция воды, вторичное использование отходов, подогрев воды с помощью солнечных батарей. В садах и огородах, размещенных на крыше, проходят уроки по экологии и ботанике под открытым небом. Здесь дети не только наблюдают за природой, но и общаются с ней — выращивают фрукты и овощи. С малых лет дети приобретают навыки бережного отношения к природе, наглядно знакомятся с процессами энергосбережения. У них формируются основы экологической культуры.

Таким образом, для современной дошкольной системы образования во Вьетнаме характерны многообразие детских садов (по типам собственности и программам обучения), повсеместное изу­чение языка делового общения английского — и сохранение национальных традиций.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению