• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического восприятия

Коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического восприятия

Семенкова Т.В.,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 3, пос. Емельяново Красноярского края

 

Прекрасен мир звуков! И жить в нем радостно и интересно. Но стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет мир. Так давайте купаться в океане звуков и наслаждаться их прелестным разнообразием!..

Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает гул вертолета от шума самолета, — с физиологическим слухом у него все в порядке.

А теперь у ребенка в руках маракас или бубен. И если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла...» — у него восхитительный музыкальный слух!

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну — с первым звуком [с], в другую — со звуком [з]: у него сформированный фонематический слух (ФС) — способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Иными словами, это речевой слух.

 

Формирование фонематического слуха

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у него проявляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простого наличия сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет ее восприятие.

Ученые, проследив закономерности формирования ФС, установили, что ребенок при переходе к овладению фонетической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее, к году и семи месяцам, ФС ребенка оказывается сформированным [1].

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребенка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилует различного рода неточностями и неправильностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Целесообразно начать обучение детей действию звукового анализа в организованной образовательной деятельности слов с четырех лет.

 

Обследование детей с нарушениями речи. Психологические наблюдения за слуховым восприятием

Логопед выявил ребенка с нарушениями речи, направил на ПМПК, где врач-отоларинголог обследует его и делает заключение:

  • «физиологический слух — N» (норма);
  • «тугоухость» (степень ее выраженности);
  • «глухота».

Логопед и сам может проверить физиологический слух воспитанника, определив:

  • слышит ли ребенок громкую речь с расстояния 6 м? Даются слова ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит, нужно отметить, с какого расстояния;
  • слышит ли он шепотную речь на расстоянии от 1 до 6 м? Для проверки даются те же слова, что и в первом случае.

При проверке слуха логопед поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы у обследуемого не было возможности читать с губ. Можно использовать психологический тест «Изображение человека». Если на детском рисунке изображен человек без ушей, у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Исследователи речи советуют внимательно наблюдать за направлением взгляда ребенка во время первой же беседы [1]. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:

  • если ребенок смотрит выше уровня глаз, его основное восприятие зрительное, или визуальное;
  • если взгляд ребенка ниже уровня глаз, скользит по столу, рукам, коленям, по полу, ведущее восприятие кинестетическое (через тактильные ощущения);
  • если ребенок переводит взгляд на уровне глаз влево-вправо (активизируя функцию ушей как органов слуха), основной тип восприятия — слуховое, или аудиальное. У него при проверке ФС оказывается достаточно сформированным;
  • если взгляд ребенка по отношению к уровню глаз постоянно меняет свое направление: вверх-вниз-вправо и т.д., можно смело утверждать, что он обладает всесторонним (универсальным) восприятием окружающего мира. У него гармонично развиты зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы.

В первых двух случаях необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формировании ФС. Специалист по речи способствует развитию слуха с опорой на сохранные анализаторы (зрительный и кинестетический).

При дальнейшем обследовании логопед определяет сформированность ФС, просит ребенка:

  • отобрать картинки, например, на звук [п];
  • разложить картинки в две стопки, например, со звуком [с] — в одну, со звуком [ш] — в другую;
  • назвать первый звук в слове.

Многолетняя логопедическая практика позволила нам наблюдать динамику речевого развития у детей, имевших различные нарушения речи. Следует заметить, что без формирования ФС у каждого из них (независимо от речевой патологии) невозможно достичь уровней хорошей или улучшенной речи.

 

Игровая дидактика по развитию фонематического слуха

Коррекционно-развивающая работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, осуществляется в два этапа:

  1. развитие слухового внимания;
  2. формирование ФС.

 

Развитие слухового внимания на неречевых звуках

(Подготовительный этап)
Различение неречевых звуков (громкие — тихие, долгие (длинные) — короткие, высокие — низкие, приятные (добрые, ласковые, нежные) — неприятные (злые, грубые)) организуется с дошкольниками в игровой ситуации.

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки нарушают тишину?», «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки групповой комнаты» («Назови звуки логопедического кабинета»), «Назови звуки улицы», «Вспомни звуки леса (луга, болота)», «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой», «Жмурки с колокольчиком», «Ладушки», «Морзянка», «Чей голос?», «Солнце или дождик», «Угадай по звуку, что делать», «Узнай по звучанию музыкальный инструмент», «Угадай насекомое по его песенке», «Угадай домашнее животное по голосу», «Угадай птицу по голосу», «Узнай транспортное средство по звуку» и др. [2]

 

Формирование ФС на протяжении всех этапов коррекционной работы

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • формировать у детей систему четко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • учить произносить слова различной слоговой сложности, свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

  • ознакомление с изолированным звуком, связанным с конкретным образом;
  • различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами;
  • различение звука в слове;
  • определение места звука в слове (в начале, середине или конце слова);
  • различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, [р]-[л] и т.п.);
  • придумывание слов на определенный звук.

В дошкольном возрасте основ­ной вид деятельности ребенка — игра. Занимательная игровая ситуация помогает дошкольникам психологически комфортно и эффективно развивать ФС и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Сначала мы учим детей слышать, различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра «Определи первый звук в слове» (фото 1), затем — первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).

Далее дети определяют любую позицию звука в слове: в начале, середине или конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: [с]-[ш], [р]-[л] (игры «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин»).

На методической площадке Красноярского краевого центра помощи детям, нуждающимся в коррекционном обучении, была продемонстрирована развивающая игра «Накорми Рому горохом» (фото 2). Несложно подготовить оборудование для этой игры: прозрачная пластиковая бутылочка из-под кетчупа, превратившаяся в человечка в шляпе с веселыми глазками и ротовой полостью (размер отверстия немного больше горошины); чашечка с горохом; 10 предметных картинок на звук [р] и 5 картинок с изображением предметов, в названии которых нет этого звука. Логопед на столе раскладывает картинки в три ряда и просит ребенка покормить Рому горохом, используя картинки только со звуком [р]. Малыш выбирает картинку, берет одну горошину, отправляет ее в рот Роме и говорит, например: «Кушай, Рома, морковь». Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит процесс развития тонких движений руки. Забавный человечек Рома стал для моих ребят настоящим другом на этапе автоматизации вибранта в слове.

В игровом упражнении «Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска — мишка, усы — осы, ком — сом и т.д.

С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольники упражняются в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно «купить цветок», если сумеешь определить количество слогов в его названии. Интересна и полезна игра «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак—аист—шапка—арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в дидактической игре «Два домика».

По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний».
Деление слов на слоги закрепляется в игре «Украсим елку» (двух-и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.) [3].

Гласные звуки (куклы-девочки) и согласные (куклы-мальчики) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Дети раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане — арбуз, альбом, автобус и т.д.). Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам». Развивают фонематический интерес игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Добавлялки», «Слова-перевертыши».

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: «Поймай рыбку», «Звенит — жужжит», «Телеграф» [2].

На всех этапах коррекцион­ной работы (от постановки изолированного звука до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда служит подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях: насос — [с], комар — [з], синица — [ц], гусь — [ш], жук — [ж], кузнечик — [ч], змея — [щ], самолет — [л], катер — [р].

Логопедическое лото «Подбери и назови» способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Подобранный логопедом картинный материал «Дифференциация зву­ков» помогает детям различать смешиваемые звуки [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л] и т.д.

Логопед вызывает у ребенка четкий изолированный звук в увлекательной игровой ситуации с помощью игрушек: комар — [з], гусь — [ш], жук — [ж], самолет — [л], тигр — [р].

В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

  • слон, собака, свинья;
  • змея, коза, обезьяна;
  • цыпленок, курица, овца;
  • шишка, мишка, мышка;
  • жук, ежик, жираф;
  • кузнечик, бабочка, черепаха, Чиполлино;
  • щенок, различные щетки, тре­щотка;
  • лошадка, белка; лиса, самолет;
  • тигр, рыба, катер, корова, Буратино и др.

Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога до самостоятельной речи) сопровождаются речевыми упражнениями с игрушкой-диктофоном. Это один из самых оптимальных способов самоконтроля ребенка за правильностью произношения (фото 3).

Как показала практика, оправдывает себя интересный способ развития ФС: коррекционная речевая работа по телефону (после очного подготовительного периода), когда обучение осуществляется посредством единственного анализатора — слухового.

Для развития ФС мы реко­мендуем современные информа­ционно-коммуникативные технологии — порционное использование компьютерных игр: «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Уроки феи правильных звуков» и др. При таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей к развивающим заданиям в процессе формирования ФС.

Сформированность ФС — главное условие успешного освоения грамоты. Вопрос о развитии у ребенка ФС остро встает при обучении детей чтению и письму. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6—7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, поскольку воспринимают слово целиком как звукокомплекс. Учитель-логопед постоянно ставит перед детьми речевой группы задачи звукового анализа и использует оптимальные средства для их решения: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи.

Имея учительский опыт, хотим заметить, что в школе при оценке знаний некоторую сложность представляет учет ошибок, связанных с фонетико-фонематическими нарушениями. Стержнем большинства затруднений учащихся при письме служит недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешивают звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель относит их к негрубым специфическим ошибкам (за них оценка не снижается). Однако смешение звонких и глухих в слове дуб (дуп) — грубая орфографическая ошибка. Все ошибки, объясняющиеся незнанием орфографических правил, относятся к грубым.

 

Специфические нарушения звукобуквенного состава слова

1. Смешение звуков:

  • звонких согласных с глухими (блакала — плакала, крафин — графин);
  • твердых согласных с мягкими (потерала — потеряла, ягоди — ягоды, синая — синяя);
  • свистящих согласных с шипящими (чаши — часы, пирозное — пирожное, какели — качели);
  • аффрикат [ц] и [ч] с составляющими их звуками [т + c] и [т + щ] (всепился — вцепился, светы — цветы); [с] и [з] со звуками [т] и [д] (кратит — красит, кординка — корзинка).

2. Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (латочка — ласточка, оманул — обманул).

3. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки — наушники, каторная — картонная, простнулась — проснулась).

4. Пропуски безударных частей слова (метает — подметает, сматривает — подсматривает, дети учат (учатся) в школе).

Развитый ФС — объективная предпосылка к успешному овладению ребенком навыками чтения и письма. Следовательно, ранняя диагностика сформированности ФС необходима для своевременной коррекции его недоразвития.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть