• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Важные профессии. Творческо-исследовательский проект для детей 5—7 лет

Важные профессии. Творческо-исследовательский проект для детей 5—7 лет


Куликова Е.В., учитель-логопед МБДОУ ЦРР — д/с № 6, пос. Вохтога Вологодской обл.


У многих старших дошкольников словообразовательные навыки и словарный запас не соответствуют возрасту. Данный проект, направленный на совершенствование устной речи будущих школьников, объединяет и систематизирует различные игры, упражнения, виды деятельности, лексический материал, позволяющие сформировать представления о многообразии профессий и развить речевые умения.

Детям не хватает живого общения для своевременного формирования у них всех речевых компонентов. Внимание дошкольников к речи снижено. Живое общение заменяется просмотром мульт­фильмов, компьютерными играми. В ходе обследования устной речи старших дошкольников у большинства

Наблюдаются несформированность словообразовательных навыков, ограниченность словарного запаса.

Цель проекта: развитие устной речи старших дошкольников.

Задачи проекта:
— формировать представления о многообразии профессий;
— учить узнавать профессию по иллюстрациям, различным атрибутам и характерным для нее действиям;
— обогащать словарный запас;
— формировать словообразовательные навыки (учить образовывать названия профессий от глагола, существительного, путем сложения двух основ), первоначальные представления о морфологическом составе слова;
— развивать связную речь, память, внимание, мышление, творческие и коммуникативные способности.

Этапы проекта

Организационный:
— формулировка задач проекта;
— организация предметно-развивающей среды (подбор слов-названий профессий, упражнений, загадок, иллюстраций, текстов по теме «Профессии»; изготовление схемы для составления рассказов о профессиях; создание мультимедийных презентаций по данной теме).

Практический (организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей и родителей).

Заключительный (выступление на педсовете).


Практическая часть проекта
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Ознакомление с образованием названия профессии:
— от глагола-действия лица данной профессии (летчик — летает, писатель — пишет книги, охранник — охраняет, водитель — водит автобус и т.д.);
— существительного (пожарный — тушит пожар, грузчик — переносит грузы, дворник — убирает двор и т.д.);
— двух основ (рыболов — ловит рыбу, пчеловод — разводит пчел, лесоруб — лес рубит и т.д.).

Обучение сюжетно-ролевой игре «Журналисты».
Игровая деятельность детей с воспитателями в режимные моменты.
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий.
Игра-лото «Профессии».

Р а б о т а   с    р о д и т е л я м и 
Изготовление памятки для родителей «Профессии. Игры и упражнения».
Помощь родителей своему ребенку в составлении рассказа о профессии одного из членов семьи по предложенному плану.

Р а б о т а   с    в о с п и т а т е л я м и
Предоставление игр, упражнений, иллюстраций, мультимедийных презентаций для обогащения словарного запаса старших дошкольников и расширения представлений об окружающем мире в режимные моменты.

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми
Называние профессий по иллюстрациям или с помощью мультимедийной презентации.
Игры с картинками «Чего не хватает?», «Что изменилось?».
Игра «Отгадай профессию по выполняемому действию» (учит детей — учитель, варит обед — повар, продает товар — продавец, фотографирует — фотограф и т.д.).
Называние профессий сотрудников детского сада по наводящим вопросам (Кто стирает белье? Кто делает детям прививки? Кто учит детей правильно говорить?)
Называние действия, характерного для данной профессии. (Экскурсовод — проводит экскурсии, тракторист — управляет трактором и т.д.).
Игра «Назови профессию женщины» (певец — певица, проводник — проводница, писатель — писательница и т.д.). В игре можно использовать мяч.
Игра с предметами «Чудесный мешочек». Дети по очереди достают из мешочка атрибуты и отгадывают профессию (машинка, фонендоскоп, детская книжка, микрофон, краски, кастрюля, нитки, фотоаппарат).

Отгадывание загадок о профессиях.

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
   Пропишет таблетки и витамины.
                                           (Доктор.)

Ежедневно спозаранку
   В руки он берет баранку.
      Крутит, вертит так и сяк,
         Но не съест ее никак.
                            (Шофер.)

Он на мостике стоит
   И имеет грозный вид.
      Управляет кораблем,
         И бинокль всегда при нем.
                                 (Капитан.)

Он учит детишек считать, рисовать,
   Природу любить, труд любой уважать.
                                     (Воспитатель.)


И г р а   «Закончи предложение»
Розы вырастил садовник. Двор метлою вымел … (дворник).
У доски стоит учитель. За рулем сидит … (водитель).
Чай приносит проводник. Печку выложит … (печник).
Книгу прочитал читатель. Написал ее … (писатель).
Вспашет поле тракторист. Поезд водит … (машинист).
Эти же фразы можно произносить, переставляя их: поезд водит машинист, вспашет поле … (тракторист.)
Игра с мячом «Отгадай профессию по инструменту (предмету)»

Логопед называет предметы и бросает мяч ребенку. Тот ловит его и говорит, представитель какой профессии использует их в своей работе (указка, мел — учителю; весы, товар — продавцу; иголка, ножницы — швее; кисть, краски — художнику или маляру; ножницы, расческа — парикмахеру; метла, лопата — дворнику и т.д.).
Ира с мячом «Кто чем управляет?»
Логопед называет транспортное средство и бросает мяч ребенку. Тот ловит его и называет профессию человека, который управляет им (автобусом — водитель, грузовиком — шофер, поездом — машинист, самолетом — летчик, танком — танкист, ракетой — космонавт, трактором — тракторист и т.д.).
Игра с мячом «Нелепицы»
Логопед говорит предложение с ошибкой и бросает мяч ребенку. Тот ловит его и произносит предложение правильно (маляр шьет одежду, водитель управляет самолетом, фотограф сочиняет музыку, тракторист водит такси, библиотекарь разносит почту).
Игра «Не пропусти профессию»
Если логопед назовет профессию, нужно хлопнуть в ладоши (лампа, водитель, болтун, яблоко, архитектор, строитель, попугай, пекарь, шофер и т.д.).
Игра «Какие слова относятся к профессии врача?»
Логопед произносит слова. Если слово относится к профессии врача, дети хлопают в ладоши (огонь, простуда, дым, платье, лекарство, книга, шприц, белый халат, пальто, ангина и т.д.).
Пересказ текстов-описаний о профессиях (тексты составлены на основе рассказов о профессиях Т.А. Шорыгиной).
Пример рассказа
Воспитатель работает в детском саду. Он делает с детьми зарядку, учит их правильно вести себя за столом, воспитывает в малышах хорошие качества. Воспитатель учит детей рисовать, лепить, делать разные поделки. Он читает детям книги, разучивает песни, стихи, проводит детские праздники, играет с ребятами в разные игры. Воспитателем может быть только человек, который любит детей и сам хорошо воспитан.
Выборочный пересказ объединенных текстов о двух профессиях. (Дети отгадывают названия профессий. Сначала составляют рассказ об одной профессии, затем — о другой).
Пример пересказа
Один человек работает в парикмахерской, а другой работает в библиотеке. Один делает прически и подстригает волосы, а другой выдает книги читателям. Первый усаживает посетителя в кресло, укрывает специальной накидкой, моет волосы и с помощью ножниц, расчески, фена делает прическу. Второй рассказывает о писателях, поэтах, о новых книгах. Он устраивает выставки книг и проводит праздники для читателей. Первый имеет хороший вкус, чтобы придумать красивую прическу, «золотые руки», умеет быть терпеливым. Второй любит книги, много читает, может поговорить с посетителями на разные темы, может посоветовать читателю интересную книгу.
Составление рассказа о профессии по схеме.
1-я картинка — портрет человека. (Как называется профессия?)
2-я картинка — схематическое изображение завода. (Где работает человек данной профессии?)
3-я картинка — изображение руки. (Что делает человек данной профессии?)
4-я картинка — изображение инструментов, например, шприц, ножницы. (Какие предметы, инструменты используют в своей работе люди данной профессии?)

Ф и з к у л ь т м и н у т к и   (действия с воображаемыми предметами).

Сюжетно-ролевая игра «Мы — журналисты»

     1-я часть
Логопед знакомит детей с профессией журналиста. Предлагает детям стать журналистами и расспросить логопеда о его профессии.
Детям предлагаются варианты вопросов, которые они могут задать логопеду.
Как называется Ваша профессия?
Чем Вы занимаетесь на своей работе?
Что Вам больше всего нравится делать?
Что Вам нужно для работы?
Где Вы учились, чтобы получить эту профессию?
Дети по очереди задают по одному из предложенных вопросов логопеду.
Логопед спрашивает детей: «Какую ты хочешь получить профессию, когда станешь взрослым?»

     2-я часть
Дети под руководством логопеда берут интервью у работников детского сада (медицинской сестры, воспитателя, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, повара), расспрашивая их о профессии по предложенным выше вопросам.

Детям предлагается расспросить родителей или других членов семьи об их профессиях. Затем они всем рассказывают о профессиях своих родителей. Из детских рассказов мы составили книжку.

Мы также составили памятку для родителей, в которой дали игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса детей и формированию словообразовательных навыков.

Данный проект позволяет интегрировать деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с целью более эффективного усвоения знаний старшими дошкольниками по данной теме. Использование разнообразных форм работы повышает интерес детей к данной деятельности, следовательно, улучшается качество овладения новыми умениями и знаниями. Проект позволяет интегрировать несколько образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.


Список использованной и рекомендуемой литературы

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М., 2005.
Кириллова Ю.А. Комплексы ОРУ и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб., 2008.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 1999.
Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 2. Транспорт, профессии, мир растений. М., 2012.
Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5—7 лет. Волгоград, 2012.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. М., 2011.
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению