При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Федотова Н.И., заведующий детским садом № 43 Кировского р-на, Санкт-Петербург
Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или нет, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно, в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал детского сада и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к ДОО, поступление в него ребенка вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти тревоги закономерны, поскольку поступление в детский сад — сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие «адаптация». Его бытовое определение звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья детей объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.
Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.
Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям ДОО особенно актуальной.
При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке в семье.
Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
При поступлении в детский сад все дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.
При этом два первых периода можно классифицировать по степени тяжести — легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая. Важное значение приобретает деятельность медперсонала: работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты; совместно с психологом и старшим воспитателем подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка на основании записей в медицинской карте; недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья и приемов пищи; совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется).
Часто причиной неуравновешенного поведения служит неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.
Срывы в поведении ребенка могут произойти и в результате того, что своевременно не удовлетворены его органические потребности — не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов — сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных подходов к ним — залог формирования правильного поведения ребенка, создания у него позитивного настроения.
Успешная адаптация ребенка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное — ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход к ребенку обусловливается знанием его психических и физических особенностей, учетом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.
Для сбора сведений о ребенке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь, сотрудники ДОО анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям. Также необходимо провести работу с семьей — дать квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
До приема детей в группу необходимо провести родительское собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план воспитательно-образовательной работы. При этом выбирают разнообразные направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций, элементы устного народного творчества.
Следующий этап подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками. Такая работа подразумевает индивидуальные консультации, проведение совместных прогулок недавно поступивших неорганизованных детей с детьми группы, открытые детские праздники («Новый год», «Весна-красна», «Масленица» и т.п.), ознакомление родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада». Главное на этом этапе — привыкание к режиму. Резкая смена режима дня влияет на физическое состояние ребенка, поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, способствующие укреплению здоровья.
Основные принципы работы по адаптации детей:
— тщательный подбор педагогов в формируемую группу;
— постепенное заполнение групп (прием 2—3 малышей в неделю);
— неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2—3 ч, возможность пребывания с мамой);
— гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
— ежедневный контроль за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
— сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление, а также общения. Поэтому для оптимизации процесса привыкания необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.
По окончании периода адаптации собирается медико-психолого-педагогический консилиум в расширенном составе. Туда входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы и намечается дальнейшая работа.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Литература
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практ. пособие / Авт.-сост. Л.В. Белкина. Воронеж, 2006.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2003.
Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова и др. М., 2007.
Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя детского сада. М., 1986.
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. М., 2011.
Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов / Авт.-сост. В. Сотникова. М., 2005.
Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1—4. М., 2010.
Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 5—8. М., 2010.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5—3 лет. М., 2007.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть