• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду

Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду

Федотова Н.И., заведующий детским садом № 43 Кировского р-на, Санкт-Петербург


Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или нет, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно, в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал детского сада и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к ДОО, поступление в него ребенка вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти тревоги закономерны, поскольку поступление в детский сад — сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие «адаптация». Его бытовое определение звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья детей объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.

Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.
Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям ДОО особенно актуальной.

При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке в семье.

Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

При поступлении в детский сад все дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

При этом два первых периода можно классифицировать по степени тяжести — легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая. Важное значение приобретает деятельность медперсонала: работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты; совместно с психологом и старшим воспитателем подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка на основании записей в медицинской карте; недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья и приемов пищи; совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется).

Часто причиной неуравновешенного поведения служит неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении ребенка могут произойти и в результате того, что своевременно не удовлетворены его органические потребности — не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов — сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных подходов к ним — залог формирования правильного поведения ребенка, создания у него позитивного настроения.

Успешная адаптация ребенка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное — ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход к ребенку обусловливается знанием его психических и физических особенностей, учетом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.

Для сбора сведений о ребенке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь, сотрудники ДОО анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям. Также необходимо провести работу с семьей — дать квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

До приема детей в группу необходимо провести родительское собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план воспитательно-образовательной работы. При этом выбирают разнообразные направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций, элементы устного народного творчества.

Следующий этап подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками. Такая работа подразумевает индивидуальные консультации, проведение совместных прогулок недавно поступивших неорганизованных детей с детьми группы, открытые детские праздники («Новый год», «Весна-красна», «Масленица» и т.п.), ознакомление родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада». Главное на этом этапе — привыкание к режиму. Резкая смена режима дня влияет на физическое состояние ребенка, поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, способствующие укреплению здоровья.

Основные принципы работы по адаптации детей:
— тщательный подбор педагогов в формируемую группу;
— постепенное заполнение групп (прием 2—3 малышей в неделю);
— неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2—3 ч, возможность пребывания с мамой);
— гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
— ежедневный контроль за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
— сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление, а также общения. Поэтому для оптимизации процесса привыкания необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.

По окончании периода адаптации собирается медико-психолого-педагогический консилиум в расширенном составе. Туда входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы и намечается дальнейшая работа.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.


Литература

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практ. пособие / Авт.-сост. Л.В. Белкина. Воронеж, 2006.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2003.
Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова и др. М., 2007.
Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя детского сада. М., 1986.
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. М., 2011.
Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов / Авт.-сост. В. Сотникова. М., 2005.
Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1—4. М., 2010.
Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 5—8. М., 2010.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5—3 лет. М., 2007.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению