Инструктор по физкультуре №3/2016
![]() |
Тема номера
Развитие ребенка в двигательной деятельности
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
- ДО № 4 ГБОУ «Школа № 572 “Возможности”», Москва
- ГБДОУ д/с № 7, г. Севастополь
- ГБОУ СОШ № 2051, Москва
- МАДОУ д/с № 196, г. Хабаровск
- МАДОУ д/с «Улыбка», пос. Малиновский Советского р-на, ХМАО — Югра
- МАДОУ ЦРР — д/с №11, г. Добрянка Пермского края
- МАОУ «НШ — д/с № 72», г. Краснодар
- МБДОУ «Детский сад № 22 “Радуга”», станица Лысогорская Георгиевского р-на Ставропольского края
- МБДОУ д/с № 20, с. Николо-Павловское Свердловской обл.
- МБДОУ д/с № 54, г. Красноярск
- МБДОУ д/с № 69 «Веточка», г. Тольятти Самарской обл.
- МДОУ д/с № 9 «Аленушка», г. Коряжма Архангельской обл.
- МДОУ ЦРР — д/с № 22, г. Рыбинск Ярославской обл.
- СП д/с № 21 «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 16, г. Жигулевск Самарской обл.
- Факультет дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
- ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск
- ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль
Авторы:
- Анохина Ирина Анатольевна
- Антонишина Елена Николаевна
- Антонова Ольга Васильевна
- Аронова Елена Юрьевна
- Баландина Елена Александровна
- Березняк Людмила Николаевна
- Вилисова Ольга Рафаиловна
- Духина Оксана Фёдоровна
- Корцова Ольга Сергеевна
- Курмаева Эрна Владимировна
- Новикова Марина Владимировна
- Петрова Елена Александровна
- Полтавцева Нина Владимировна
- Пышненко Маргарита Владимировна
- Салова Мария Кузьминична
- Самсонова Ольга Викторовна
- Тимошенко Алёна Николаевна
- Хашабова Клара Абрамовна
- Черепанова Антонина Сергеевна
- Ширманова Светлана Ивановна
- Щербак Александр Павлович
- Яковлева Лилия Маликовна
Колонка редактора
- Парамонова М.Ю. Движение в радость день за днем
Профессиональный рост
Наука — практике!
- Полтавцева Н.В., Анохина И.А. Развитие организационных способностей в двигательной деятельности у младших дошкольников
- Щербак А.П. Планирование содержания занятий физкультурой в ДОО
Повышение квалификации
В дошкольном возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Одни из первых основных движений ребенка — хватание, схватывание, бросание, метание и ловля. Именно мяч — первое средство, связывающее, по мнению Ф. Фрёбеля, внутренний и внешний мир ребенка.
Игры с мячом практически ушли в прошлое, а ведь именно в них развиваются быстрота, ловкость, глазомер, ориентировка в пространстве, формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы будущему первокласснику.
Заботясь о здоровье детей, мы должны создать условия для их двигательной активности. Чтобы детям хотелось заниматься спортом, больше двигаться, необходимо научить их играть в разнообразные игры. Мяч можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам: игры с ним развивают не только физические качества, но и коммуникативные навыки. У каждого ребенка есть мяч, но научить дошкольника играть с ним может не каждый родитель.
Эти обстоятельства дали толчок для разработки и реализации данного проекта.
Педагогика здоровья
Образовательная работа
Главный герой занятия — фиксик Симка. Перед детьми стоит задача: помочь Симке найти машинку. Все образовательные задачи реализуются через игровые ситуации и основные виды движений: бег, ползание, подлезание, ходьбу.
Задачи:
- расширять знания об окружающем мире;
- совершенствовать двигательные навыки;
- развивать координацию движений, ловкость, силу;
- воспитывать организованность, смелость, внимание.
Задачи:
- упражнять в прыжках с ноги на ногу в кругу в подвижной игре;
- закреплять навык бега врассыпную в игре, не наталкиваясь друг на друга;
- развивать ловкость и глазомер при катании фитбола;
- расширять кругозор.
Физкультурно-оздоровительная работа
Для подготовительной к школе группы
Для старших дошкольников
Цели:
- формирование у дошкольников представлений о современных Олимпийских играх как части общечеловеческой культуры;
- ознакомление с Олимпийскими играми, символами Олимпиады в Сочи.
Сотрудничество
Работа с семьей
Физкультурный праздник — зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни. Праздник с участием бабушек и дедушек привлекает внимание детей к старшему поколению, воспитывает любовь и уважение к его представителям. С помощью стихов, песен, танцев дети учатся эмоциональной отзывчивости.
Цель: привлечение детей и взрослых к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Взаимодействие со специалистами
Для старших дошкольников
Цель: изучение свойств воды экспериментальным путем.
Развивающая роль предметно-пространственной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.
Одно из приоритетных направлений образовательной деятельности ДОО № 69 «Веточка», г. Тольятти, — физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое и психическое развитие личности ребенка с легкими ортопедическими заболеваниями.
Решая задачу обеспечения полноценного физического развития детей, автор ставит перед собой цель: оптимальное увеличение степени оздоровления, образования воспитанников; при этом автор рассматривает бассейн как одно из главных оздоровительных средств.
Невозможно развивать ребенка, не создав для этого соответствующих условий. Анализ источников показал, что среда бассейна описана крайне слабо — чаще мы видим упоминание о разделении акватории на сухую и водную зоны и примерный перечень игрушек и плавательных средств. Однако практика показала, что среда бассейна — это не использованный до конца ресурс не только физического, но и познавательного, речевого, социально-коммуникативного и эстетического развития ребенка. В программе «Плавание — крепость здоровья» и методических рекомендациях к ней отдельный раздел посвящен созданию развивающей среды бассейна.
Для старших дошкольников
Задачи:
- развивать чувство любви к Родине и гордости за нее;
- обогащать музыкальный опыт с помощью патриотической музыки;
- воспитывать целеустремленность, настойчивость и чувство товарищества при проведении коллективных эстафет.
Это интересно
Дискуссионый клуб
Здоровье — одна из главных человеческих ценностей. Дошкольный возраст в развитии ребенка — период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом растет количество детей дошкольного возраста с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Почему у современных детей наблюдается такая тенденция? К числу важнейших причин относятся: высокий процент рождаемости ослабленных детей, сниженная двигательная активность, экологическое состояние окружающей среды, недостаточная осведомленность родителей в вопросах формирования у детей основ здорового образа жизни.
Одно из эффективных средств решения данной проблемы у дошкольников — выполнение комплекса упражнений с использованием широкой эластичной резинки, выполняющей роль упрощенного эспандера. Разработанные комплексы упражнений представляют новое направление в здоровьесбережении дошкольников — эффективную инновационную технологию работы с детьми с использованием нестандартного оборудования — широкой эластичной резинки для профилактики нарушений осанки и укрепления опорно-двигательного аппарата.
В подготовительной к школе группе
Цели:
- психологическое сближение детей;
- развитие положительных эмоций, чувства взаимопомощи;
- улучшение физического развития.
Когда обычные игрушки перестают привлекать и интересовать детей, можно предложить им игры с необычным — бросовым материалом. Такие игры забавляют детей, приносят им удовольствие и полезны для развития.
Игры с нестандартным оборудованием:
- развивают двигательную активность детей и мелкую моторику;
- положительно влияют на все познавательные процессы, речь и интеллект;
- расширяют кругозор детей, учат экспериментированию;
- совершенствуют предметно-игровую деятельность, развивают коммуникативные навыки.
Использовать такие игры можно во время занятий, досугов и развлечений, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Кружки, секции
Одна из главных функций игровой деятельности — самосовершенствование человека, реализация его стремления стать лучше. В игре формируется его самооценка и приобретаются «навыки» успеха. Многообразие игр позволяет реализовывать ребенку свой потенциал силы, ловкости, умения побеждать, оценивать свои умственные и физические возможности, совершенствовать личностные качества.
Подчеркивая образовательную сущность представленной далее системы игровых «школ», последние можно назвать спортивной «игровой дидактикой».
В основном «игровая дидактика» как методическая разработка в большей мере адресована педагогам, воспитателям, родителям, не имеющим специального физкультурно-спортивного образования. «Игровая дидактика» не только решает задачу физического и психического развития ребенка, но и позволяет создавать особую среду доверия, понимания и непосредственности в отношениях между взрослыми и детьми, что и характеризует личностно ориентированную направленность образовательной деятельности.
Содержание «игровой дидактики» составляют физические упражнения и игры для формирования навыков движения и развития двигательных способностей.
Все упражнения и игры объединены в большие содержательные блоки, условно называемые «школы». Постепенно, переходя из «школы» в «школу», ребенок учится познавать свое физическое и психическое «Я», приобщается к традиционной детской игровой культуре, осваивает основные жизненно необходимые двигательные умения.
- Самсонова О.В., Щербак А.П. Дополнительные занятия физическими упражнениям с моторно одаренными детьми
Книжная полка
Это интересно
Сегодня во всем мире дети бегают гораздо меньше, чем это делали в том же возрасте их родители — таковы данные масштабного исследования. Согласно полученным результатам, современные дети на 15% менее спортивны.
Ученые предупреждают, что уменьшение занятий физической культурой может привести к более слабому здоровью во взрослом возрасте.
Доктор Грант Томкинсон из Школы санитарных наук университета Южной Австралии отмечает: «Если молодые люди сейчас находятся в не очень хорошей физической форме, то вероятность развития различных заболеваний, например сердечных, в будущем для них увеличивается».
По словам доктора Томкинсона, существует большое количество способов обрести хорошую физическую форму: занятия тяжелой атлетикой, гимнастикой или теннисом — но они не гарантируют отличную работу и состояние сердечно-сосудистой системы, а именно она имеет наибольшее значение для здоровья.
Доктор Томкинсон и его коллеги проанализировали более 50 исследований на тему оценки физической формы по бегу, проведенных в период 1964—2010 гг. в 28 странах с участием более 25 млн детей в возрасте от 9 до 17 лет.
При измерении сердечно-сосудистой выносливости ученые оценивали следующие показатели: как далеко ребенок может пробежать за установленное время и сколько времени ему потребуется, чтобы пробежать установленную дистанцию.
В среднем во всех исследованиях тесты длились от 5 до 15 мин или охватывали расстояние от 0,8 до 3,2 км.
В результате анализа было выяснено, что сердечно-сосудистая выносливость детей значительность уменьшилась за последние 46 лет — показатели снижаются на 5% каждые 10 лет.
Данные исследования показывают, что современным детям необходимо больше заниматься спортом, в частности бегом и плаваньем. Это позволит улучшить состояние сердечно-сосудистой системы и снизить риски заболевания сердца в будущем.
Источник: www.takzdorovo.ru
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс