• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Тип нервной системы ребенка и его успехи в развитии

Тип нервной системы ребенка и его успехи в развитии

Волков Б.С., канд. биол. наук, профессор кафедры психологии развития личности ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Москва

Родителей и воспитателей часто интересуют вопросы: почему в одинаковых условиях воспитания и обучения не все дети одинаково успешны? Почему ребенок старается, но желаемого результата не достигает? На успешность, результативность, правильность поведения ребенка влияет тип его нервной системы. Родители и воспитатели должны знать и учитывать особенности детей, помогать им использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые.

Понятие «тип нервной системы» ввел русский физиолог И.П. Павлов. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность нервных клеток и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в «запредельное» торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. Эта характеристика лежит в основе деления типов нервной системы на сильный (подвижный и инертный) и слабый. Они различаются прежде всего работоспособностью, оптимальной только при определенных условиях, что и необходимо учитывать в воспитательно-образовательной деятельности.

Учет индивидуальных проявлений свойств нервной системы при обучении и воспитании ребенка дает возможность выстроить персональный подход к нему. А воспитатели и родители, зная проявления свойств нервной системы, могут использовать приемы, облегчающие взаимодействие взрослых с детьми.

Усвоению нового материала в большей степени способствуют особенности детей со слабым типом нервной системы, которые по правильности понимания и применения знаний чаще превосходят детей с сильным ее типом.

Приемы работы с дошкольниками со слабым и сильным типом нервной системы 

Дети со слабым типом нервной системы менее выносливы, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий. Также необходим более продолжительный отдых, чтобы восстановить вовлеченные в работу нервные клетки. Кроме того, детям со слабым типом нервной системы нужна деятельность с недлительными и качественно разнородными действиями. Например, при заучивании текста помогут приемы: «мысленное» рисование картинок к тексту; повторение текста с использованием картинок, расположенных вперемешку (воспроизводя правильную последовательность).

Психологи заметили: ребенок со слабым типом нервной системы, склонный подолгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разобраться в различных ситуациях.

Рекомендуется:
— давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку к занятиям, игре;
— поощрять в ходе деятельности, формируя чувство уверенности: «хорошо», «молодец» и т.п.;
— осторожно оценивать неудачи, поощряя за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;
— вовлекать ребенка в более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности. Узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются лучше.

Не рекомендуется:
— ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
— быстро переключать внимание ребенка на другие виды деятельности;
— без необходимости отвлекать ребенка от выполняемой работы (игры, занятия);
— поддерживать переживания ребенка по поводу eго неудач.

Какой должна быть тактика родителей по отношению к детям с сильным типом нервной системы?

В целом дети с сильным типом нервной системы хорошо приспособлены к разнообразным условиям деятельности.

Надеясь на свои способности, они:
— недостаточно глубоко и качественно овладевают знаниями;
— менее организованы в самостоятельной деятельности;
— усваивают материал легко, поверхностно и быстро забывают;
— глубоко не вникают в суть окружающих явлений без помощи взрослого;
— не любят повторять им уже известное, чтобы установить новые взаимосвязи.

Что может сделать взрослый, чтобы облегчить детям с сильным типом нервной системы перестройку малоэффективных способов работы, нейтрализовать психологические особенности, затрудняющие обучение?

В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на таких детей особое внимание, по возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности.

Полезно специально тренировать детей с сильным типом нервной системы, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает, — особенно во время конструирования, когда следует точно выполнять инструкцию, работать по схеме (а это уже доступно детям 5—7 лет). Например, изготовление мебели из бумаги, цветов и использование конструктора типа Лего.

Однако объем работы не должен быть таким, чтобы ребенок уставал. Если деятельность монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, истощение умственных сил, пресыщение детей с сильным типом нервной системы наступает быстрее. Развивая усидчивость, следует разрешать ребенку непродолжительные перерывы, по возможности меняя виды деятельности.

Как отмечают психологи, лю­ди с сильным типом нервной системы обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача взрослого убедить ребенка в важности этого.

Специальные приемы работы с инертными и подвижными детьми

Детям с подвижным типом нервной системы трудно быть сдержанными. Возникают определенные трудности там, где они должны действовать строго по правилам (дидактические игры), в ситуации учебной деятельности (например, во время занятий). У таких детей может угасать активность, утрачивается интерес к выполняемой деятельности, что выражается в частых отвлечениях, особенно если возникают затруднения в получении ожидаемого результата.

Нужны задания с разнообразием повторений, варьированием, чтобы сохранить за­интересованность (например, если ребенок выкладывает узор из мозаики, усложнение должно быть постепенным: «Выложи одного цыпленка» (по указанию или схеме). Затем предложите самостоятельно выложить второго, «чтобы ему не было скучно».

Необходимо организовывать деятельность ребенка так, чтобы выполнение задания требовало внимательности. Например, дидактические игры: «Перепутанные варежки», «Как найти дорогу зайке, чтобы его не поймала лиса». В этих случаях ребенок внимателен, и от него не надо требовать внимания и дисциплины.

Ситуация № 1. Можно наблюдать, как дети с подвижным типом нервной системы, особенно 5—6 лет, будучи предоставленные сами себе, никак не могут приняться за работу (как дома, так и в детском саду).

Как помочь таким детям включиться в работу?

Р е ш е н и е . Психологи считают, что одним из действенных способов может быть сокраще­ние объема работы на первых порах. Например, отложить только прямоугольники или квадраты, а после того как намеченная часть работы выполнена и оценена взрослым положительно (найдите, за что похвалить), можно предложить продолжить работу (выбрать круги). Но если ребенок отказывается, не настаивать. В таких случаях взрослый включается сам или зовет других детей. Объем надо увеличивать постепенно, чтобы задание выполнялось до конца.

Ситуация №2. Самую большую трудность дети с подвижным типом нервной системы испытывают при выполнении однообразной работы. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают отвлекаться, смотреть в окно, рассматривать картинки. Задают вопросы не по существу, а чтобы привлечь к себе внимание.

Как поступать в таких случаях?

Р е ш е н и е. Можно предложить ребенку иные способы выполнения задания. Можно задавать вопросы, чтобы ребенок рассмотрел ситуацию с разных точек зрения. Например, при рассматривании картины «Собака со щенками», предлагать: «Сколько здесь щенков?», «Какой характер у каждого из них?», «Выбери себе щенка и от его имени составь рассказ». Можно использовать так называемые «лже-загадки» (термин О.В. Дыбиной). Например, «Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?», «Что едят крокодилы в Арктике?».

Между «слабыми» и «сильными», подвижными и инертными детьми, т.е. между пред­ставителями крайних типов, многочисленную группу составляют дети со средней представ­ленностью этих свойств. Их природные динамические особенности, с одной стороны, и требования взрослых — с другой, чаще всего не вступают в резкие противоречия друг с дру­гом; приспособление к ситуациям происходит относительно гладко.

Следует обратить внимание еще на один момент. Индивидуальный подход может быть успешно применен только в сочетании с учетом возрастных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения и воспитания конкретного ребенка, нужно принимать во внимание ее возможную типичность для данного возраста.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению