• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

В гости к первоцветам. Занятия по экологии в старшей группе

В гости к первоцветам. Занятия по экологии в старшей группе

Акименко О.Н., воспитатель МБДОУ д/с № 4 «Солнышко», г. Урюпинск Волгоградской обл.

Вот и снова пришла весна. Снова дождались долгих солнечных дней. Почувствовалось в воздухе первое дыхание весны...

С ее наступлением оживает и расцветает вся природа. Зеленое царство просыпается и подносит нам свои первые, хотя и скромные на вид дары. Вот и пришла пора первоцветов!

Предлагаем вашему вниманию занятие в старшей группе.

Задачи:
— вызывать у детей интерес к окружающему миру;
— формировать реалистические представления об окружающей природе, желание стать ее другом, беречь и охранять;
— расширять представления детей о весенних первоцветах, об их значении в жизни людей;
— развивать речь, активизировать внимание и память.

Оборудование: аудиозапись легкой тихой музыки; презента­ция «Редкие раннецветущие рас­тения Урюпинского района»; картинки, иллюстрации, фото весенних первоцветов.


* * *

Группа украшена рисунками с изображением первоцветов, бумажными цветами. Зал декорирован изображением леса и тропинки.

I этап: В с т у п и т е л ь но е   с л о в о.

Воспитатель. В затишье на укромных лесных полянах солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую — приятно. Греются на солнце и ели и березы-красавицы, тянутся к солнышку лесные первоцветы — вестники весны.

Дети

Зимние дни миновали,
 Ночи короткие стали;
  Солнышко с неба ясней
   Луч золотой разливает.
    Влажным теплом подувает
     Ветер с раздольных полей.
      Быстро одна за другою
       Тучки несутся толпою,
        Легкою дымкой скользят.
         Галки, вороны стадами
          Сядут на крыше рядами,
           Каркнут и дальше летят.
            Верба над тыном склонилась,
             Вся расцвела, распушилась,
              Так и блестит жемчугом.
               Кой-где обтаяли кочки
                И закраснелися почки
                 С дремлющим сладко листом...
                                             С. Дрожжин

Воспитатель. О каких приметах весны говорится в стихотворении? Назовите.

Дети отвечают.

Воспитатель. А какие еще приметы весны вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Как только растает снег, появляются первые проталинки — зацветают первые весенние цветы. Они так и называются первоцветы. Сегодня мы познакомимся с раннецветущими растениями нашего края, Урюпинского района, и поговорим о них. Куда можно отправиться, чтобы отыскать первые весенние цвет­ы?

Дети отвечают.

Воспитатель. Ну, конечно же, в лес! Давайте повторим правила поведения в лесу.

Проводится дидактическая игра «Грустная и веселая полянка».

Воспитатель. Правила поведения в лесу мы повторили, можно отправляться в путь.

Дети «змейкой» идут за воспитателем по лесной тропинке.

Воспитатель. И первыми нас встречает маленький неказистый цветочек. Это мать-и-мачеха. На глиняных откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях виднеются озорные огоньки. Она показывает их миру очень рано, в начале апреля. Листья же появляются позже — в конце мая — начале июня.
Листья мать-и-мачехи необычные: сверху они зеленые, жесткие, а снизу беловатые, мягкие. За это цветок и получил свое название: нижняя сторона листьев — ласковая мать, верхняя — строгая мачеха.

Пойдемте дальше, нас ждет весенний лиственный лес! Примерно в то же время или чуть позже можно отыскать в лиственном лесу еще один первоцвет — хохлатку.
В нашем крае чаще всего встре­чается хохлатка с сиреневыми цветками, но есть и с желтыми, голубыми. Под землей у цветка небольшой клубень с многочисленными корешками.

Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Его цветки похожи на крошечные миниатюрные лилии. Внутри они желтого цвета, снаружи окрашены в зеленый. Цветет гусиный лук чуть больше месяца.

Ой, а на нашем пути после та­яния снега образовалось небольшое озерцо. По долинам рек, озер можно увидеть и другие весенние цветы. Уйдет большая вода и по краям болот, в речных заводях вдруг появится желто-зеленый цветок — калужница болотная.
Длинный подводный стебель на суше, тугие бутоны превратились в ярко-желтые цветки. Свое название она получила от слов «калужа» — болото, стоячая вода, лужа. Калужница — ядовитое растение! Трогать и особенно рвать его нельзя!

Дети с воспитателем идут дальше.

Воспитатель. В тенистых уголках леса цветет еще один весенний цветок. Отгадайте загадку:

Белые горошки
   На зеленой ножке.

Дети. Ландыш.

Воспитатель. Правильно, это ландыш. Цветет ландыш в мае — начале июня. Его листья широкие, кверху заостренные, плотно прилегают к стеблю. На стрелочке-веточке друг за другом расположены горошинки-цветочки. В августе плоды ландыша краснеют. Они ядовиты и рвать их нельзя! При цветении ландыша лес наполняется нежным благоуханием.

Послушайте, какие красивые стихи сочинили поэты про это кра­сивейшее растение.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
 Весенней сыростью объят.
  А уж на ниточках жемчужины
   От ветра каждого дрожат.
    Бутонов круглые бубенчики
     Еще закрыты и плотны,
      Но солнце раскрывает венчики
       У колокольчиков весны.
        Природой бережно спеленутый,
         Завернутый в зеленый лист,
          Растет цветок в глуши нетронутой,
           Прохладен, хрупок и душист.
                                             С. Маршак

Воспитатель. А наша тропинка привела нас в хвойный лес. Удивительное растение зацвело там!
Этот цветок похож на колокольчик. На растении всюду нежный серебристый пушок. Но это прострел весенний или сон-трава. В народе говорят, что этот цветок навевает сны, а медицина подтвердила: в нем действительно содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием.
Наша долгая и длинная прогулка к первоцветам заканчивается. Пора возвращаться домой, но сначала давайте немного отдохнем.

Ф и з к у л ь т м и н у т  к а   «Весенние цветы» 

Наши алые цветки (дети соединяют ладони вместе).
   Распускают лепестки (медленно разводят ладони в стороны).
      Ветерок чуть дышит,
         Лепестки колышет (покачивают ладонями).
            Наши алые цветки
               Закрывают лепестки (соединяют ладони вместе).
                  Тихо засыпают,
                     Головой качают (покачивают ладонями из стороны в сторону).

Дети «возвращаются с прогулки домой», становятся полукругом.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по весеннему лесу. Какие растения называют первоцветами? Какие весенние цветы вы знаете, какие запомнили во время прогулки?

Дети отвечают.

Воспитатель. Почти все первоцветы цветут очень короткое время. Чтобы полюбоваться этими чудесными цветами, пойдите в лес со своими родителями. Нужно помнить — лес живет по своим законам, и мы не должны нарушать их. Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой!

По дороге домой, на обочине, весело зажелтели одуванчики. Эти простые и милые цветы всем нравятся. Из нежных весенних листьев одуванчика можно приготовить вкусный салат. Одуванчик не только вкусное салатное, но и лекарственное растение. Ученые нашли в его листьях много полезных витаминов.

Давайте сейчас выполним яр­кую и красивую аппликацию «Одуванчик золотой». Занимайте рабочие места.

Дети садятся за столы и выполняют аппликацию из салфеток и цветной бумаги.

 

Л и т е р а т у р а

Волина В.В. В гостях у природы: Сб. рассказов, сказок, стихов о природе России и временах года. СПб., 1997.
Дзюба П.П. Практическая копилка воспитателя детского сада. Ростов-н/Д., 2007.
Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе: Дидакт. мат-л по природоведению для начальной школы. М., 1978.
Обухова Л.А., Горькова Л.Г., Жиренко О.Е. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М., 2009.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся начальных классов. М., 1995.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению