• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Использование АВА терапии, как метод коррекции аутизма в работе с детьми раннего возраста.

Использование АВА терапии, как метод коррекции аутизма в работе с детьми раннего возраста.

Серебрякова Юлия Витальевна

Учитель-дефектолог, первой квалификационной категории научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И.Швецовой.

Аутизм - это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии.

Существует довольно большое количество методов коррекции аутизма (несколько десятков). У каждого из этих методов есть и противники, и поклонники. Психолого-педагогическая поддержка оказывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка и носит сугубо индивидуальных характер.

На сегодняшний день одним из  эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA.

    В  основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый берет всю инициативу на себя, организуя деятельность ребенка. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, различного рода подкрепления. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.                                                                                                                               

Я хотела бы поделиться своим небольшим опытом в применении данной методики в своей практической деятельности.                                                           

Саша 5 лет.

Диагноз: ДЦП, спастическая форма. Расстройства аутистического спектра. Умственная отсталость умеренная. Системное недоразвитие речи. Эхолалия. На прием 2 месяца назад мальчик пришел с бабушкой.

Поведение ребенка в кабинете носило преимущественно полевой характер. Отмечался низкий познавательный интерес к окружающему. Эмоциональный фон неустойчивый, отмечались агрессивные спонтанные реакции, склонность к самоагрессии. Понимание речи на низком бытовом уровне, подкрепленное жестом. Выполнение инструкции носит отсроченный характер. В активной речи отдельные не соотнесенные слова, эхолалия. Речь не используется при коммуникации. Преобладает невербальные средства общения (действия, единичные жесты). Продуктивная целенаправленная деятельность отсутствует. Действия с предметами носят неспецифический манипулятивный характер. Во взаимодействие не вступает. Ограничен глазной контакт. Отмечаются застревания на отдельных действиях, моторные стереотипии(раскачивается, размахивает руками), оральные. Навыки самообслуживания не сформированы. Физиологические отправления не контролирует.

Запрос родителя: научить слушать взрослого, выполнять просьбы, играть с детьми.

На основе полученных анамнестических  и диагностических данных, мне показалось уместным использовать ABA терапию, как методику для реализации поставленных задач:                                                                                                               

1. Взаимодействовать  со взрослым.

2. Выделять предмет из окружения (игрушка-мяч).

3. Выполнять   целенаправленные процессуальные действий с мячом.

На последующем занятии ребенок находился в менее тревожном эмоциональном состоянии, что позволило мне привлечь его внимание на своей личности. Удалось установить частичный телесный и глазной контакт. Особое внимание ребенка привлекла игрушка с сенсорным эффектом (резиновая мигающая лягушка) и оставшуюся часть занятия Саша ее облизывал, жевал, кусал, не разглядывая, не исследуя предмет руками. При попытки переключения ребенок возбуждался, нервничал, проявлял агрессию . Данная игрушка явилась мотивацией  и средством подкрепления для формирования произвольной целенаправленной деятельности ребенка.                                             

Процесс игровых действий с мячом был разделен на этапы:  

1. Дифференциация  игрушки (мяча) из окружения.

2. Умение брать мяч двумя руками со стола.

3. Толкать в сторону  взрослого.

4. Ловить в ответ.

Активную роль в процессе обучения принимает бабушка, которая имеет педагогическое образование и объективно оценивает  потребности и возможности ребенка. Она занимала позицию позади ребенка, который находился в специальном ортопедическом стульчике со столом, на котором лежал мяч, и выполняла методом совместных направляющих действий отдельные инструкции взрослого. В случае самостоятельного выполнения инструкции  ребенок получал долгожданную резиновую игрушку, которая  располагалась  в поле его зрения , но в зоне недосягаемости,  жадно жевал и «мусолил».

Подобным образом отдельно формировались все последующие этапы действий.                                                                                                      

Хочется отметить некоторые положительные результаты, а именно Саша на вопрос «Где мяч?» стал находить предмет, брать в руки, кратковременно исследовать прослеживать за действиями взрослого с мячом.

Улучшился  глазной контакт, сократились негативные реакции, возросла собственная инициатива к деятельности.                              

Важное значение  имеет включенность родителей в коррекционно-обучающий процесс, все упражнения прорабатываются в домашних условиях с использованием данного материала, что позволяет нам добиваться эффективности и положительной динамики в коррекционном обучении и применении данной методики.  

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть