• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

У нас в гостях: Тамара Евгеньевна Горбунова

Начальник Управления дошкольного образования администрации
муниципального образования городского округа «Сыктывкар», г. Сыктывкар

Уважаемая Тамара Евгеньевна, спасибо, что согласились побеседовать с нами. В Сыктывкаре функционирует управление дошкольным образованием как отдельная административная структура. Как удалось сохранить автономность?

В действующей стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Сыктывкар» до 2015 г. одной из целей является обеспечение населения доступным и качественным дошкольным образованием. Возможность получить качественные услуги в сфере дошкольного образования становится одним из главных факторов, определяющих качество жизни в городе. Еще в 2004 г. решением Совета муниципального образования городского округа было создано Управление дошкольного образования как самостоятельное структурное подразделение администрации г. Сыктывкара с функциями по реализации государственной политики в сфере дошкольного образования. В подведомственном подчинении Управления 72 ДОО. Каждая из них заняла свою нишу в образовательном пространстве столицы, имеет свою привлекательность и индивидуальность. За эти годы детские сады превратились в центры по формированию социокультурной среды для детей и родителей.

Многие педагогические коллективы работают как федеральные и региональные инновационные площадки по разным направлениям и апробируют инновационные проекты. ДОО ориентированы на развитие новых форм предоставления дошкольного образования. Все это достигнуто благодаря высокому качеству организации, управления системой дошкольного образования и совершенствованию материально-технической базы ДОО.

В Управлении дошкольного образования сформировался профессиональный коллектив руководителей, единомышленников, настоящих мастеров своего дела.

Детские сады принимают активное участие не только в региональных, но и федеральных конкурсах, таких как всероссийский конкурс «Лучшее дошкольное учреждение — 2015», «Современный детский сад — 2015», «Лучшее — детям», «100 лучших ДОУ России». «Лидер экономики — 2015», «Новаторство и образование» и др.

С целью повышения социального статуса воспитателей и престижа педагогической деятельности Управление дошкольного образования в течение 12 лет проводит городской конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года». В конкурсе за этот период приняли участие 152 педагога, 3 педагога — победители муниципального этапа конкурса — участвовали во всероссийском этапе и признаны лауреатами и дипломантами. Многолетняя традиция — участие педагогов в конкурсе на премию Главы администрации «За вклад в развитие образования г. Сыктывкара». Свыше 180 педагогов стали лауреатами.

Созданная в Управлении система работы с персоналом находит признание у детских садов. Накопленный опыт работы неоднократно представлялся на республиканских конкурсах. В 2007 г. за участие в номинации «Управление карьерой и повышением квалификации персонала» республиканского конкурса «Лучшая организация работы с персоналом» Управление награждено дипломом. В 2012 г. Управление принимало участие в республиканском конкурсе «Лучшая кадровая работа в органах местного самоуправления в Республике Коми» в номинации «Формирование кадрового состава». За лучшую работу в данной номинации оно признано дипломантом.

В 2013 г. Управление участвовало во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России» по заявленной проблеме «Оказание услуг по доступному и качественному дошкольному образованию на территории города Сыктывкара». По результатам деятельность Управления оценена знаком качества с получением диплома. Делясь богатым опытом по обеспечению доступности и качества муниципальных услуг, Управление дошкольного образования с 2011 по 2013 г. являлось федеральной стажировочной площадкой по реализации мероприятий по модернизации дошкольного образования.

В чем Вы видите свою миссию на столь беспокойной и ответственной должности начальника Управления? Удается ли реализовывать задуманное?

Я никогда не чувствую себя на рабочем месте спокойно, потому что самоуспокоение — это путь в никуда. Каждый новый день ставит перед Управлением новые задачи, и мы здесь для того, чтобы помочь семье и детям получить доступное дошкольное образование. Интерес к дошкольному образованию с каждым годом растет, желание направить ребенка в детский сад уже с 1 года с целью его развития, получения навыков социализации требует постоянного поиска путей решения: объединения усилий власти, общественных организаций, депутатского корпуса.

Совместными усилиями нам удается многое: переоборудование помещений, открытие групп кратковременного пребывания, леготеки, групп для детей раннего возраста «Мамина школа», возврат зданий и их ремонт, строительство новых детских садов, привлечение негосударственного сектора, создание консультационных центров и др. С целью развития системы в условиях постоянного дефицита средств приходится думать над оптимизацией расходов не в ущерб детям. Одно из направлений — объединение ДОО: малокомплектные детские сады на 5—6 групп мы присоединяем к детским садам, рассчитанным на 12—15 групп и создаем новую дошкольную образовательную организацию, расположенную в двух и более корпусах.

Каковы приоритетные нап­равления в дошкольном образовании города в настоящее время?

Приоритетами в социальной политике являются расширение доступности в получении качественного дошкольного образования, а также внедрение современной системы непрерывного образования; повышение квалификации руководителей и педагогов для успешной реализации ФГОС ДО; обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка; взаимодействие Управления и ДОО по вопросам открытости муниципальной системы дошкольного образования через государственную информационную систему «Электронное образование»; развитие организационно-правовых механизмов управления дошкольным образованием и усиление общественной поддержки его системы; организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями, деятельность по созданию условий для развития инклюзивного образования. Одно из актуальных направлений — социокультурное и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Какие основные показатели качества реализации образовательных программ приняты в Сыктывкаре?

В 2011 г. утвержден порядок оценки качества дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар». Рассматриваются такие показатели, как основная образовательная программа дошкольного образования, материально-техническое, кадровое обеспечение образовательного процесса по шести критериям, медико-социальное, информационное обеспечение и оценка реализации муниципальной услуги в ДОО по трем критериям.

В Сыктывкаре проводился рейтинг финансового менед­жмента среди детских садов. Каковы цели и критерии оценки? Смогли ли автономные учреждения показать хорошие результаты в рейтинге?

Порядок организации проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента МАДОУ был разработан в целях повышения эффективности бюджетных расходов, качества управления финансами учреждений, а также оценки эффективности работы муниципальных организаций. Начиная с 2012 г. проводится ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента. Он включает в себя анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования средств и охватывающих все элементы финансового процесса: составление плана финансово-хозяйственной деятельности, исполнение бюджета учреждения, учет и отчетность, внутренний контроль, наличие и исполнение предписаний надзорных органов. Оценка качества финансового менеджмента проводится для определения его текущего уровня и областей финансового менед­жмента учреждений, требующих совершенствования.

Используются следующие критерии:

— выполнение показателей муниципального задания;
— отклонение от плана формирования доходов от приносящей доход деятельности;
— эффективность управления кре­диторской и дебиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
— наличие у организации согласованной с Учредителем программы повышения эффективности бюджетных расходов;
— учет и отчетность;
— объем финансовых нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий уполномоченными органами в сфере финансового контроля;
— объем недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;
— наличие (отсутствие) судебных решений, предписаний, представлений контрольно-надзорных органов.

Итоговые рейтинги качест­ва финансового менеджмента нескольких лет подряд показывают, что верхние строки стабильно удерживают автономные учреждения. Результаты финансового менеджмента — один из критериев оценки эффективности деятельности руководителей ДОО.

Сколько детских садов в Сыктывкаре? Есть ли в них ­очереди? Получается ли реализовывать их доступность не только для детей от трех до семи лет, но и для детей младенческого и раннего возраста?

В Сыктывкаре функционируют 72 МДОУ. По состоянию на 1 января 2016 г. в автоматизированной системе учета очередности детей зарегистрировано 7112 нуждающихся в услугах дошкольного образования, из них в возрасте от 1 до 3 лет 3881 ребенок. Дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет в очереди не зарегистрировано.

Доступность дошкольного образования — одна из приоритетных задач администрации нашего города. Начиная с 2010 г. ею проведены мероприятия, направленные на обеспечение доступности и качества дошкольных образовательных услуг.

Только в течение 2014 г. создано 1165 мест. Построено три новых детских сада, спально-­игровой корпус, переоборудованы помещения в действующих ДОО (18 групп). В 2015 г. введено дополнительно 510 мест за счет реконструкции здания для детского сада, строительства спально-игровых корпусов и переданных помещений воинской части в жилом доме. Таким образом, за два последних года введено 1675 мест.

Всего за период реализации программы по модернизации дошкольного образования было создано 3950 мест: за счет строительства 8, возврата 9 ДОО, переоборудования 53 помещений, реконструкции помещений на первых этажах жилого дома, негосударственного сектора.

Если дефицит мест в 2011 г. составлял 3300, то в 2015 г. — 327. Охват услугами дошкольного образования детей 1,5—7 лет составил 94,3%.

Проблема устройства дошкольников 3—7 лет была решена еще в 2013 г.

В 2016 г. на базе 17 ДОО будут соткрыты консультационные центры для получения методической, психолого-педагогической, диагностической помощи для родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обеспечения получения дошкольного образования в форме семейного.

В настоящее время актуальны вопросы равного доступа к образовательным услугам. Что Вы делаете для помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ? Сохраняются ли в полном объеме логопедические и другие службы?

В соответствии со спецификой недостатков в физическом и психическом развитии у детей с ОВЗ, для осуществления дошкольного образования и квалифицированной коррекции нарушений у данной категории воспитанников организована деятельность 50 групп компенсирующей направленности разного вида: с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием), нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

В 2014 г. впервые на базе МАДОУ д/с № 8 компенсирующего вида были открыты две группы для детей со сложным дефектом (сочетанием двух и более недостатков в физическом и психическом развитии). На базе д/с № 53 общеразвивающего вида функционируют группы, которые посещают дети с синдромом Дауна (инклюзивное образование). С опытом работы по данному направлению делятся руководители на страницах данного журнала.

В решении вопросов доступности и вариативности государство возлагает большие надежды на негосударственный сектор. Помогаете ли Вы детским садам? Могут ли они создать конкуренцию государственным, и есть ли спрос на такие услуги? Цена устраивает родителей?

Администрация г. Сыктывкара проводит работу по созданию условий для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, оказывающих услуги детям дошкольного возраста, финансовую поддержку, выделяет помещения, находящиеся в муниципальной собственности, осуществляет методическое сопровождение и консультации.

Основная услуга, которую оказывают индивидуальные предприниматели, — присмотр и уход за детьми.

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства МО ГО “Сыктывкар” (2010—2013 годы)» по мероприятию «Субсидирование части затрат при создании и функционировании малокомплектных частных детских садов, а также дошкольных групп, открытых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» с 2010 г. индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам даются субсидии на создание условий для оказания услуг в сфере дошкольного образования. С 2013 г. выделяются средства на возмещение затрат при функционировании малокомплектных частных детских садов, а также дошкольных групп, открытых индивидуальными предпринимателями.

С 2014 г. поддержка оказывается в рамках муниципальной программы МО ГО «Сыктывкар» «Развитие экономики», утвержденной Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971 (вместе с «Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования на территории МО ГО “Сыктывкар”»).

Софинансирование расходов в 2012—2014 гг. осуществлялось за счет республиканского и местного бюджетов, предусмотренных долгосрочной республиканской целевой программой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2012—2014 годы)», что позволило увеличить размер финансовой поддержки в 2 раза.

Финансирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста осуществляется с учетом возможностей бюджета и количеством потребителей услуг.

По состоянию на 1 января 2015 г., на территории МО ГО «Сыктывкар» услуги для детей дошкольного возраста оказывают 3 юридических лица, 8 индивидуальных предпринимателей. Всего создано 299 мест.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» в рамках поддержки малого бизнеса в области дошкольного образования в 2016 г. запланировала мероприятие по созданию условий для реализации образовательных программ в негосударственном секторе. В настоящее время один индивидуальный предприниматель имеет лицензию на образовательную деятельность.

Какое участие принимают родители в жизни дошкольных организаций? Есть ли заинтересованность родителей в сотрудничестве?

Семья — это единственный и незаменимый институт, в котором формируется уважительное отношение к близким, усваиваются основные навыки жизни в социуме. Наша задача состоит в том, чтобы сделать родителей союзниками. В этом помогает городской совет родителей. Совместно с ним реализуются различные проекты, такие как: «Клуб выходного дня», «Ответственное родительство», «Воскресная мозаика» и др. Практикуется проведение городских родительских собраний с участием представителей общественности города, депутатов, власти по актуальным вопросам воспитания детей в семье. Для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии, проводятся круглые столы на базе ДОО с участием ведущих преподавателей и ученых вузов России. Действует постоянный практико-ориентированный семинар для родителей «Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Калейдоскоп проблем — есть ли решения». Участие родителей в жизни детского сада растет с каждым годом.

Идут ли в детские сады молодые специалисты? Есть ли программы поддержки профессионального и карьерного роста педагогов ДОО?

В системе дошкольного образования г. Сыктывкара работают 4557 человек. Из них педагогических работников 1905 чел. Имеют высшее образование 48% педагогов, высшую квалификационную категорию — 289 чел. (15%), первую — 734 (38%).

Отметим, что в г. Сыктывкаре насчитывается всего 8 вакансий по педагогическим специальностям, потому что приток в отрасль молодых специалистов за последние три года составил 180 чел. Между Управлением дошкольного образования и Сыктывкарским государственным университетом заключен договор на целевое обучение в части подготовки педагогических кадров. В отрасли продолжается работа по реализации правительственной Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях (Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р). Все педагоги переведены на эффективный контракт.

В дошкольном образовании работают в основном женщины. Их волнует не только работа: семья, образование и лечение детей — проблемы, которые никогда не покидают их мысли. Что делается для облегчения женского труда, есть ли культурные и социальные программы для педагогов (не только профсоюзные). Насколько они доступны для простых тружениц?

К сожалению, социальных прог­рамм нет, но в Республике Коми принята Концепция кадровой политики. Администрация города разработала комплекс мер, направленных на повышение статуса работников отрасли дошкольного образования. Назову некоторые мероприятия, например, организация персональных выставок работников ДОО, на которых представлены творческие работы, отражающие интересы и увлечения педагогов. В конкурсах профессионального мастерства наши сотрудницы имеют возможность показать костюмы, макияж, прически, которые смоделировали сами. Все это, безусловно, влияет на их имидж. Стало хорошей традицией проводить встречи с разными категориями работников дошкольной отрасли, организованные в рамках фестиваля «Человек на своем месте»: «Магия вкуса», «Моя прекрасная няня», «Мой путь к успеху», «Лидер дошкольного образования» и др. К Дню дошкольного работника, празднику 8 Марта, Дню ветерана организуем общегородское чествование наших специалистов с приглашением известных артистов, поэтов, писателей, депутатов. В детских садах созданы все необходимые условия для облегчения трудоемких работ наших сотрудников. Серьезное внимание уделяем здоровью наших женщин: проводим спортивные летние и зимние мероприятия, выезд на базу отдыха, приглашаем в ДОО работников здравоохранения для проведения профилактических осмотров.

У нас еще много задумок и идей, которые хотелось бы воплотить в жизнь.

Беседовала Е.В. Боякова

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению