• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Кто такой руководитель: личностный аспект

Кто такой руководитель: личностный аспект

Хочу рассмотреть должность руководителя не с позиции функциональных обязанностей (об этом много пишут и писали прежде), а с точки зрения того,
как много зависит от создания микроклимата в той организации, которой он руководит. На мой взгляд, в наше время эта роль руководителя имеет
фундаментальное значение, и именно в этой сфере многое теряется сегодня. Давайте посмотрим на эту должность с разных позиций.
1. Неизменное условие и требование.
Руководить любой организацией, подразделением и др. может и должен только высокий профессионал в той области, в которойон взялся работать.
Кажется, аксиома, но далеко не всегда это бывает именно так. А ведь именно руководитель должен наверняка знать, что и как следует делать его
подчиненным, должен быть готовым ответить на любой вопрос по профессии, да и по жизни. А если и не ответить сразу, то быть готовым совместно
поискать ответ, быть открытым к обсуждению, несогласию с собой, уметь убеждать, находить аргументы, выражающие суть вопроса, а не позицию
руководителя. Конечно, бывают ситуации, когда требуется жесткое решение, даже приказ, но если руководитель пользуется этими методами не повседневно,
его поймут правильно.
2. Подбор кадров.
Очень ответственный момент. Каковы критерии, почему одного принимают наработу, а другого — нет? Прежде всего руководитель смотрит документы человека,
претендующего на ту или иную должность. Это формальный, но «говорящий» признак. Соответствующее образование, хороший (или отличный) диплом, стаж работы
в данной области, награды, поощрения и др. — все это создает положительное впечатление и дает руководителю основание для начала разговора. Ну а дальше
идет речь о семейном положении, профессиональных, научных интересах, трудностях, которые может испытывать претендент, приходя на новое место работы и т.д.
В процессе беседы руководитель анализирует не только формальные ответы, но и то, как говорит человек, какие акценты выделяет, что хочет подчеркнуть в себе
или в своих требованиях к руководителю, открыт ли он в разговоре. Имеют значение даже такие детали, как часто он улыбается в процессе разговора, какими
словами характеризует свой уход с прежнего места работы, как реагирует на вопросы, кажущиеся не относящимися к делу, например: «Вы «сова» или «жаворонок»»? и др.
Для руководителя каждый ответ значим. Но, конечно, он прислушивается и к себе — как он воспринимает данного человека, принимает его или нет?
Правда, это не может быть определяющим в принятии решения, но... совместимость руководителя с подчиненными, особенно в небольшой организации — чрезвычайно важна.
3. Результативен тот коллектив, в котором работают единомышленники. Единомыслие не означает, когда все всегда друг с другом во всем согласны. Это подразумевает
понимание и принятие общей цели деятельности, стремление к ее достижению и готовность рассматривать новые подходы, методы, пути для получения лучшего результата,
при этом коллеги с благодарностью выслушивают контраргументы и готовы их принять, если считают их целесообразными. Последнее слово всегда за руководителем,
потому что он профессионал и может рассмотреть ситуацию всесторонне с учетом замечаний коллег, может критически оценить разные предложения и дать им объективную
оценку. При малой текучести кадров такой коллектив становится дружным, сплоченным, люди работают с удовольствием.
4. Если люди работают с удовольствием, это несомненно заслуга руководителя. Это значит, что он знает и ценит потенциал каждого члена коллектива, видит перспективу
развития как коллектива в целом, так и каждого его члена в зависимости от возможностей и способностей.
Хороший руководитель не дает останавливаться, способствует продвижению или по карьерной лестнице, или внутри своей должности каждому сотруднику, умеет видеть,
когда и за что можно поощрить члена коллектива.
Поощрение может быть материальным, но не только. Для каждого из нас важно, чтобы нас заметили, чтобы вовремя сказали доброе слово. Каждый сотрудник должен быть уверен,
что руководитель всегда поддержит его, а если нужно, то и защитит и никогда не скажет о нем плохие слова. Если что-то следует сказать сотруднику, хороший руководитель
сделает это непосредственно ему и не будет за спиной обсуждать его поступок или недостатки. Руководитель заботится о том, чтобы не было пересудов, обсуждений,
сплетен и других негативных моментов, которые изнутри разрушают коллектив. И он, руководитель, должен быть примером для всех.
5. Кроме работы в нашей жизни есть праздники, знаменательные даты, которые отмечаются и в коллективе. Если это небольшой коллектив, знать дни рождения
его членов руководитель просто обязан. Отмечать юбилейные даты, да и просто так называемые рядовые дни рождения, проводы на пенсию заслуженных работников и др. необходимо.
Все члены коллектива настроены на определенного человека, думают о том, как сделать этот день приятным для него, чем порадовать, что подарить. Если это общегосударственный
праздник, например, Новый год, День Победы, 8 Марта, его можно весело и дружно отпраздновать.
С удовольствием вспоминаю 8 Марта в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Доктора и кандидаты наук, заведующие лабораториями, да и сам директор Александр Владимирович Запорожец разыгрывали смешные сценки, пели шутливые песни с пожеланиями женщинам быть здоровыми, умными, красивыми. А танец маленьких лебедей в исполнении мужчин в пачках до сих пор вызывает улыбку. И такие перевоплощения уважаемых ученых ничуть не снижали к ним уважения, а наоборот, вызывали теплые чувства и доверие, сближали коллектив. Люди раскрываются с другой стороны, и руководителю это очень важно, если он хочет, чтобы все члены коллектива с удовольствием шли на работу и отдавали ей свой профессионализм и частичку души.
Я остановилась лишь на некоторых аспектах личностного управления. Право на такое изложение дали мне 33-летний опыт работы в качестве руководителя дошкольным учреждением и
кафедрой и наблюдения за работой разных руководителей в течение долгих лет трудовой деятельности.
Не претендуя на изложение истины в последней инстанции, хочу привлечь читателей к обсуждению обозначенной проблемы.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению