При помощи e-mail
Вход через социальные сети
![]() |
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Гость номера
Режим дня
В МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, города Благовещенска, соблюдается преемственность между детским садом и начальной школой, ведется психологическое сопровождение детей, переходящих из дошкольных групп в классы. Основные организационные задачи — создавать условия для социально-психологической адаптации к школе, социально-нравственного развития, повышать уровень психологической готовности и раскрывать индивидуально-личностные возможности. Мы наблюдаем первоклассников на уроках, во внеурочной и игровой деятельности. В ноябре проводим диагностику адаптации и мотивации, выявляем детей со сложностями адаптации, включаем их в групповую работу, используем игры коммуникативной направленности, организуем тренинги, во время которых дети учатся понимать свое эмоциональное состояние и делиться чувствами с другими.
В первые недели обучения первоклассники испытывают существенные трудности: работают в интенсивном режиме и подвергаются серьезным стрессовым воздействиям. Дети находятся в учреждении полный день. В первой половине проходят уроки, после обеда — дополнительные образовательные занятия, самоподготовка.
Для более успешной адаптации первоклассников к школьной жизни в прогимназии ввели в расписание релаксационные паузы. Это облегчает учебную нагрузку, позволяет снять напряжение, восстановиться и настроиться на дальнейшую активную деятельность. Часовые релаксационные занятия проходят в обеденное время, как и в детском саду.
Рациональное питание
Семья — особого рода коллектив, играющий в воспитании основную роль. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо подчеркнуто, что главными воспитателями детей выступают родители. Именно в семье должны закладываться основы и культура правильного питания.
В дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации к здоровому образу жизни. В нашем детском саду все группы имеют оздоровительную направленность, поскольку они включают часто болеющих детей и другие категории дошкольников, нуждающихся в длительном лечении и необходимых лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятиях. Поэтому тема здорового питания особенно актуальна.
Сегодня процветает фастфуд, агрессивная реклама данных продуктов. В результате у детей формируется искаженный взгляд на питание. Семейные традиции зачастую также не позволяют формировать правильные стереотипы. Поскольку привычки детей часто закрепляются, существует большая вероятность, что в последующем характер их питания не будет способствовать сохранению их здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.
Оздоровительная работа
Закаливание — система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, целенаправленное использование которых позволяет повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Большинство экологических факторов Амурской области обладает экстремальной выраженностью воздействия на организм.
К их числу можно отнести:
В связи с этим закаливание играет большую роль в обеспечении первичной профилактики, сохранении и развитии здоровья детского населения. В связи с суровыми климатическими условиями Амурской области повышаются требования к выполнению основных правил закаливания детей: постепенного начала, систематичности и непрерывности, оценки индивидуальных реакций на каждом этапе закаливания. Возможности же использования природных факторов, испокон веков применяемых при закаливании детей в умеренно климатических зонах, в Амурской области весьма ограниченны. В связи с этим методической основой закаливания становится дозированное использование искусственно создаваемых внешнесредовых ситуаций (низких температур, ультрафиолетового облучения) и естественных природных факторов.
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду стало важной частью педагогического процесса. Понятие «здоровье» обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для дошкольников возможность посещать ДОО, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, — показатели нормального функционального состояния их организма, уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей — основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОО.
Здоровый образ жизни
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В настоящее время перед ДОО стоит задача чрезвычайной важности: воспитать ребенка как сознательного члена общества, здорового, инициативного, думающего, способного на творческий подход к любому делу. Поэтому на базе нашего детского сада осуществляется программа дополнительного образования для старших дошкольников по теме «Удивительное рядом».
Неинфекционные заболевания
В последнее время отмечается рост числа детей, страдающих функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, пусковым механизмом которых нередко служит вегетативная дисфункция. В связи с этим актуальны ранняя диагностика синдрома вегетативной дисфункции (СВД), разработка новых методов его лечения и профилактики.
Дисбаланс вегетативного обеспечения деятельности внутренних органов обусловливает развитие СВД. Это одно из наиболее частых патологических состояний детей, его распространенность составляет 20—60%.
Синдром вегетативной дисфункции — симптомокомплекс, проявляющийся нарушениями вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов вследствие первично или вторично возникающих отклонений в структуре и функции вегетативной нервной системы [1; 2].
К ведущим факторам развития СВД относятся наследственная предрасположенность, поражение ЦНС в перинатальном периоде, острый и хронический стресс.
Заболевания сердечно-сосудистой системы по распространенности сегодня стоят на первом месте. Наличие открытого овального окна (ООО) в сердце детей настораживает и беспокоит многих родителей. Такой диагноз спустя некоторое время после рождения ставят около 80% детей. Часто эту патологию обнаруживают случайно во время профилактического осмотра или проведения эхокардиографического обследования.
Ожирение относится к гетерогенной группе наследственных и приобретенных заболеваний, связанных с избыточным накоплением жировой ткани в организме. Это заболевание настолько распространено во всем мире (в среднем 30%), что ВОЗ провозгласила его глобальной эпидемией. В высокоразвитых странах (США, Германия, Великобритания) этот показатель составляет 45—50%. В России 30% трудоспособного населения имеют ожирение (индекс массы тела (ИМТ) — более 30 кг/м2) и 25% — избыточную массу тела (ИМТ более 25 кг/м2). В мире последний показатель отмечен у 30 млн детей и подростков, 15 млн страдают ожирением.
Рост числа детей с ожирением и избыточной массой тела происходит также и в России. В разных регионах страны число детей с избыточной массой тела колеблется от 5,5 до 11,8%, а ожирением страдают около 5,5% детей, проживающих в сельской местности, и 8,5% городских. Ожирение, начавшееся в детском возрасте, неблагоприятно сказывается на соматическом здоровье, ухудшая его прогноз на годы вперед.
Страдает также психосоциальное здоровье, поскольку избыток массы тела значительно снижает качество жизни детей. Кроме того, ожирение — фактор риска возникновения других заболеваний, один из основных компонентов формирования метаболического синдрома (МС), который трактуется как симптомокомплекс метаболических, гормональных и психосоматических нарушений. В их основе лежит абдоминально-висцеральное (центральное) ожирение с инсулинорезистентностью и компенсаторной гиперинсулинемией. Поэтому очень рано могут развиться такие симптомы и заболевания, как артериальная гипертония, дислипидемия, сахарный диабет II типа и другие патологические изменения гормонально-метаболического статуса, ортопедические проблемы и психические расстройства. Раньше считали, что МС характерен исключительно для взрослых людей, однако сегодня его проявления широко распространены в детской и подростковой популяции и имеют четкую тенденцию к росту. И это напрямую связано с увеличением количества детей с ожирением.
Реабилитация
Гипоксическое поражение плода и новорожденного, вызванное хронической внутриутробной гипоксией плода и асфиксией в родах, — основная проблема перинатальной неврологии. Кислородная недостаточность приводит к характерным изменениям метаболизма, гемодинамики и микроциркуляции при рождении у каждого второго ребенка и нарушает процессы адаптации в первые дни жизни у 50—75% детей.
Болезни органов дыхания (БОД) у детей, в том числе и хронические, — одна из самых актуальных проблем современной педиатрии. Длительная медикаментозная терапия нередко служит причиной аллергических, токсических и других побочных явлений.
Сегодня, как никогда, актуально развитие профилактического направления, основной принцип которого — не только «возврат» здоровья, утраченного в результате хронического заболевания, но и его постоянное воссоздание у здоровых детей с помощью оздоровительных мероприятий и недопущение хронизации процесса, в том числе и БОД.
Профилактика заболеваний
В структуре заболеваемости детей и подростков патология органов зрения занимает одно из ведущих мест и составляет, по данным различных авторов, от 29 до 57%. Одной из основных причин зрительных расстройств служат аномалии рефракции, среди которых лидирующее место занимает врожденная и приобретенная миопия [1].
Наибольшее медико-социальное значение миопии в структуре зрительных расстройств у детей определяется не только высокой частотой в популяции, но и склонностью к развитию осложнений [3]. По данным М.И. Разумовского и соавт., в различных регионах РФ до 80,7% офтальмопатологии у детей приходится на миопию. При этом заболеваемость миопией имеет тенденцию к ежегодному увеличению: за последние 10 лет она выросла в 1,5 раза. Среди выпускников школ частота этого заболевания достигает 20—26%, из них миопия высокой степени встречается в 6,8% случаев [3].
Консультация педиатра
Огромную роль в процессе жизнедеятельности макроорганизма играет микрофлора. Общее число микроорганизмов, населяющих различные отделы человеческого организма, более чем на порядок превышает численность его собственных клеток и составляет около 1014—1015. Внутренний микробный мир нашего организма (микробиота) участвует во всех процессах метаболизма, он жизненно важен для структурного и функционального состояния кишечника, имеет огромное значение для здоровья человека в целом. Без участия бактерий не обходится ни один процесс в организме. Кишечный микробиоценоз — сложная высокоорганизованная экосистема, насчитывающая более 500 видов микроорганизмов, которая реагирует качественными и количественными сдвигами на динамическое состояние организма человека в различных условиях жизнедеятельности, здоровья и болезни. Разрушение этой системы может привести к развитию многих заболеваний. Общий геном населяющих нас микроорганизмов содержит генов в 100 раз больше, чем человеческий геном.
Международный проект «Микробиом человека» (Human Microbiome Project), реализуемый с 2007 г., в котором участвуют США и многие страны Европы, связан с новыми ДНК-технологиями, достижениями в области биоинформатики. С появлением методов изучения генома представления о внутричеловеческих экосистемах сегодня могут радикально измениться. И очень важно понять механизмы взаимодействия микроорганизмов между собой и с макроорганизмом, поскольку кишечный микробиоценоз рассматривается как основная детерминанта здоровья или заболевания людей, а каждый взрослый человек «носит в себе» от полутора до трех килограммов микробов.
Цель проекта — расшифровка 900 полных геномов микробов. В конечном счете это будет лишь малой толикой информации о всех микробах, живущих в человеческом теле, которые составляют так называемый микробиом. Этот проект служит логическим развитием и продолжением проекта «Геном человека», цель которого — полная расшифровка человеческого генома.
Физическое воспитание
Во всех возрастных периодах важными показателями, характеризующими нервно-психическое и физическое развитие ребенка, выступают статические и динамические функции (двигательные навыки). Двигательный анализатор функционирует во взаимосвязи с другими анализаторами (зрительным, слуховым, вестибулярным) и отделами ЦНС. Раздражения — импульсы, поступающие через анализаторы в последнюю, способствуют ее развитию и поддерживают ее тонус.
Значение двигательного анализатора огромно. Мышечная деятельность — один из важнейших стимуляторов развития сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем. Таким образом, движения в преддошкольном возрасте играют доминирующую роль. Они выступают одним из важнейших стимуляторов роста и развития органов и ЦНС, способствуют развитию психики и речи ребенка.
К особенностям ребенка второго и третьего года жизни относятся нарастание мышечной массы, изменение ее структуры, увеличение количества мышечных волокон, развитие которых обусловливает проявление быстроты, ловкости, силы и выносливости. В этот период совершенствовуется ходьба, появляются элементы бега и сам бег, прыжки.
Плавание — одно из самых эффективных средств закаливания, поскольку вода обладает высокой теплоемкостью. Во время плавания на ребенка влияют воздух, механическое воздействие водяных потоков и химический состав воды. Кроме того, плаванию сопутствуют двигательная активность, приятные эмоции, нервная разрядка.
Развитие ребенка
В газете «Дейли мейл» сообщалось, что первое слово каждого восьмого малыша в Туманном Альбионе не «мама», а «планшет». По данным аналитического агентства Common Sense Media, в США 38% детей до 2 лет постоянно заняты с планшетами или смартфонами. Американская академия педиатрии считает, что использование электронных устройств детьми может им только навредить. В докладе академии 2013 г. особо подчеркивалось, что приобщение детей раннего возраста к мультимедийным устройствам опасно для их развития. Самую большую опасность представляет Интернет.
Ученые из Бостонского университета медицины провели сравнительное исследование и выяснили, что чем раньше планшеты и смартфоны попадают в руки детей, тем сильнее они влияют на их развитие. Активное использование гаджетов ведет к отрешенности от внешнего мира. Детям практически неведомы очень важные человеческие чувства, например, сопереживание и сострадание. Наблюдаются и проблемы с мелкой моторикой, хуже развивается речь. Наконец, у детей, которые с пеленок «работают» со смартфонами, отсутствуют воображение и образное мышление, а это страшная патология!
Психологическая помощь
Страхи наших детей разнообразны и могут приводить к усилению тревоги, невротическим состояниям, отказу от пищи.
Медицинское обслуживание
Приближается летняя пора, что заставляет родителей думать об оздоровлении ребенка, о выборе подходящего санатория или курорта. При принятии этого непростого решения следует пользоваться рекомендациями врача, наблюдающего дошкольника в течение года, знающего его особенности и состояние здоровья. Местность для отдыха имеет большое значение, что связано с природно-климатическими условиями, которые показаны ребенку. Физиология детского организма требует особого подхода: дошкольнику сложно адаптироваться к непривычному климату, окружению, удаленности от родителей, смене часовых поясов. Все это предполагает выбор в пользу местной климатической зоны, поскольку привычный для дошкольника климат, качество воды, воздуха позволяют значительно уменьшить период адаптации и избежать неблагоприятных последствий, связанных с резкой сменой привычной обстановки (обострение хронических заболеваний, ослабление иммунологической толерантности и т.п.). Важна материальная сторона вопроса (прежде всего затраты на проезд), учитывая значительную отдаленность Дальневосточного региона от основных широко известных курортов.
Для жителей Приамурья курортами служат здравницы Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского края.
Горжусь профессией своей
Коллектив детской поликлиники № 3, г. Благовещенск Амурской обл.
Для врача любой специальности чрезвычайно важно не только иметь высокий уровень профессиональных знаний, обладать высокими моральными качествами, но и любить своих пациентов. Именно таким специалистом и является педиатр Семененко Тамара Ильинична. Она родилась 2 октября 1947 г. в селе Равнец Тюменской области. В 1966 г. окончила Тобольское медицинское училище по специальности «Фельдшер-акушер» и приехала в Амурскую область в поселок Поярково, где построили новую больницу. Проработала там два года и фельдшером на «Скорой помощи», затем в родильном доме акушеркой, в хирургическом отделении. Однако хотелось развиваться дальше в профессии, поэтому в 1969 г. поступила на лечебный факультет Благовещенского государственного медицинского института и успешно окончила его в 1975 г. по специализации «Педиатрия». Затем была направлена участковым педиатром в детскую консультацию при больнице водников г. Благовещенска.
С тех пор Тамара Ильинична лечит маленьких пациентов. Несмотря на то что уже несколько лет она находится на пенсии, продолжает трудиться в отделении организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях в детской поликлинике № 3 г. Благовещенска, следит за их здоровьем в двух городских детских садах.
За многолетний и добросовестный труд и достойное отношение к выполнению профессиональных обязанностей Т.И. Семененко неоднократно награждалась почетными грамотами и дипломами. Она ветеран труда. Любовь к своей профессии и верность ей Тамара Ильинична хранит на протяжении 40 лет. Не одно поколение выросло на ее глазах. Бывшие пациенты приходят к ней уже в качестве родителей.
Она так отзывается о своей профессии и маленьких пациентах: «Я люблю детей в любом возрасте, они замечательны, когда только родились, и потом, на каждом этапе своего развития. И когда ребенок вырос на твоих глазах, приходит и говорит уже басом, это тоже возраст прекрасный, хотя и сложный». Она учит молодых родителей: «Чтобы ребенок рос здоровым, надо просто его любить. Тогда вы и прививки сделаете, и за питанием проследите, и за его психическим состоянием. Любви много не бывает».
Книжная полка
А знаете ли вы?
«У детей, родители которых последовательно устанавливают в семье определенные правила и систематически их придерживаются, индекс массы тела (ИМТ) несколько ниже, чем у их сверстников; они стройнее», — сообщает автор нового исследования почетный член научного общества Детского научно-исследовательского института им. Мердока в Мельбурне (Австралия) Паулина Дженсен. Мамы и папы, приучающие своих детей соблюдать внутрисемейные правила, положительно влияют на поддержание их нормальной массы тела — к такому заключению пришла П. Дженсен. В долгосрочном исследовании приняли участие более 4000 детей вместе со своими родителями.
Начиная с 2004 г., когда детям было по 4—5 лет, родители регулярно сообщали ученым их вес и рост и по два раза в неделю рассказывали о своих воспитательных методах.
Дженсен обнаружила связь между родительским воспитанием и массой тела детей. Большинство детей, чьи родители установили дома четкие правила поведения, имели ИМТ в пределах нормы; дети без строгих ограничений имели ИМТ выше нормы.
Что же подразумевается под систематичным воспитанием? О своем исследовании Дженсен говорит следующее: «Систематичность родительского воспитания, которую мы оценивали, не ограничивается одним образом жизни и бытовыми привычками, это несколько более общее понятие. Оно отображает степень того, насколько четко родители устанавливают и следят за выполнением правил, указаний и требований, соответствующих возрасту ребенка. Такая общая систематичность благотворно влияет на ИМТ ребенка».
Почему же методы воспитания влияют на массу тела детей? Родители, которые занимаются систематичным воспитанием, чаще устанавливают в семье четкие правила относительно здорового образа жизни: ограничивают время, которое ребенок проводит у телевизора или компьютера, отводят определенное время для занятия физической активностью, устанавливают режим дня, следят за временем приема пищи и продуктами, которые ест ребенок.
Существуют различные способы, которыми родители могут помочь своим детям поддерживать здоровый вес. «Установите для своей семьи определенные правила, к примеру, каждый день делать зарядку и есть фрукты и овощи, — говорит Дженсен. — Следите за тем, кто из детей выполняет эти правила, и поощряйте их за это. А когда правила успешно начинает выполнять вся семья, сходите куда-нибудь все вместе, чтобы отметить успех — в парк, зоопарк и т.д.».
Источник: www.takzdorovo.ru
Современные технологии занимают слишком большое место в жизни молодежи, предупреждают ученые из Университета Мэриленда, США.
Некоторые подростки, лишившись телефонов, сравнивают свое состояние с фантомом конечности — ложным ощущением наличия конечности после ее ампутации.
Специалисты отмечают, что помимо мобильных телефонов подростки также зависят от компьютеров, mp3-плееров и телевизоров.
Исследователи провели эксперимент на более чем 1000 студентах из 10 разных стран. Молодые люди должны были провести 24 часа без каких-либо развлекающих устройств и отмечать свое состояние. У большинства студентов в результате эксперимента возникли физические и психологические недомогания, а также симптомы зависимости и депрессии.
«Участники рассказывали, как им было страшно, и какими зависимыми они себя чувствововали, — рассказывает автор исследования С. Меллер. — Они ждали, что будут ощущать фрустрацию. Но неожиданными для них стали психологические эффекты — чувство одиночества, паники, тревоги и учащенное сердцебиение».
Более 50% участников эксперимента не продержались без техники полные 24 часа. Все студенты утверждали, что испытали своего рода абстинентный синдром. «Я чувствовал что-то похожее на фантом конечности, только это был фантом телефона, — объясняет участник эксперимента студент Райан Блондино. — Мне казалось, что телефон вибрирует, и я получаю сообщения, хотя его у меня не было».
Эксперты отмечают, что, несмотря на разницу между странами, в которых проводилось исследование, реакция молодых людей практически не отличалась.
Ученые предупреждают, что слишком активное использование мобильного телефона может привести к травмам. Юристы из Великобритании недавно заявили о «синдроме большого пальца» — заболевании, встречающемся у тех, кто активно использует мобильные телефоны для отправки смс-сообщений и электронных писем. А люди со сниженным вниманием, например, старшего возраста, рискуют попасть под машину, разговаривая по телефону при пересечении оживленных улиц.
Источник: www.takzdorovo.ru
Флоренс Найтингейл (англ. Florence Nightingale) — сестра милосердия и общественный деятель Великобритании — родилась 12 мая 1820 г. во Флоренции в богатой аристократической семье, получила блестящее образование. В 20 лет Флоренс решила стать сестрой милосердия. Преодолев сопротивление семьи, она уехала в 1851 г. в Кайзерверт в общину сестер пастора Флендера, где получила сестринское образование, а в 1853 г. стала управляющей частной больницей на Харли-стрит в Лондоне. В октябре 1854 г., в период Крымской кампании, Флоренс работала в полевых госпиталях сначала в Скутари (Турция), а затем в Крыму. Она разработала основы ухода за ранеными. В результате менее чем за 6 мес смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2%. После Крымской войны Флоренс Найтингейл стала национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называли ее «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она сама обходила палаты с больными.
Флоренс Найтингейл написала книги «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» и «Как нужно ухаживать за больными». В 1860 г. она открыла Найтингельскую испытательную школу для сестер милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне.
Умерла Флоренс Найтингейл в Лондоне 13 августа 1910 г. В ее честь назван психологический синдром, или эффект (англ. Florence Nightingale effect): врач или медсестра, ухаживающие за больным, начинают испытывать к нему чувства, которые могут перерасти в любовь.
14 мая 1912 г. на IХ Международной конференции Красного Креста, проходившей в Вашингтоне, была учреждена медаль Флоренс Найтингейл в память о добрых делах английской сестры милосердия.
Мудрые высказывания
«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Сократ
«Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину».
Пифагор
«В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок».
Авиценна
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть