Логопед №6/2016
![]() |
Тема номера
Обучение детей с ОВЗ в России и за рубежом
Содержание
Индекс
Учреждения:
- АДОУ МО д/с № 6 «Рябинка», г. Нягань Тюменской обл., ХМАО — Югра
- ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы»
- ГБОУ СОШИ № 55, Москва
- ГБУ ЦССВ «Берег надежды», Москва
- ГККП ясли-сад № 93, г. Павлодар, Казахстан
- ГКОУКО «Людиновская школа-интернат», г. Людиново Калужской обл.
- ДО № 1 ГБОУ «Школа № 281», Москва
- ДО № 2 ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
- Институт детства при ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва
- КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», г. Елизово Камчатского края
- МАДОУ д/с № 2 «Лучики», г. Киселевск Кемеровской обл.
- МАДОУ д/с № 79 «Гусельки», г Тольятти Самарской обл.
- МБДОУ д/с № 15, г. Мценск Орловской обл.
- МБДОУ д/с № 40, г. Белгород
- МБДОУ д/с «Солнышко», пос. Калининский Кемеровской обл.
- МДОУ д/с № 2, раб. пос. Семибратово Ростовского р-на Ярославской обл.
- МДОУ д/с № 2 «Звездочка» г. Унеч Брянской обл.
- Международная школа социальной работы ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Москва
- МОУ ДО «ППМС — центр МО Алапаевское», раб. пос. Верхняя Синячиха Свердловской обл.
- ЦССВ «Юнона», Москва
Авторы:
- Бабенко Надежда Григорьевна
- Басангова Булгана Мазановна
- Буглакова Ольга Николаевна
- Булкина Светлана Владимировна
- Гайдарова Ирина Юрьевна
- Дубова Наталья Геннадьевна
- Зайцева Марина Геннадьевна
- Золова Любовь Кесаревна
- Калач Мария Александровна
- Князева Любовь Андреевна
- Коханова Светлана Константиновна
- Кузьмина Екатерина Сергеевна
- Кукушкина Юлия Николаевна
- Машкова Наталья Павловна
- Науменко Елена Вячеславовна
- Ниязова Светлана Леоновна
- Олейник Жанна Михайловна
- Палачева Любовь Юрьевна
- Попова Юлия Александровна
- Рекунов Сергей Николаевич
- Решетник Оксана Валериевна
- Ригина Наталья Феликсовна
- Савушкина Евгения Николаевна
- Танцюра Снежана Юрьевна
- Тихонова Елена Викторовна
- Фетисова Майя Валентиновна
- Шубина Елена Олеговна
Колонка главного редактора
Гость номера
Мастер-класс
Исследования
Проблеме социализации и адаптации ребенка с ОВЗ уделяется большое внимание в специальной педагогике и психологии. Взаимодействие с окружающими, общение и межличностные отношения оказывают непосредственное воздействие на общее, личностное и психическое развитие в детском возрасте (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.).
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей. Социальные и экономические преобразования в России отражаются на здоровье детского населения.
Увеличивается количество детей с ОВЗ. Согласно данным клиницистов, педагогов и психологов, задержка психического развития (ЗПР) сегодня — одна из наиболее распространенных форм своеобразного развития психики в онтогенезе (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.).
Проблеме общения в детском возрасте уделялось большое внимание (З.М. Богуславская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Вопросы по общению детей с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависят успешность обучения, становление личности, адаптация и социализация детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к детям с ЗПР.
Исследование, направленное на изучение своеобразия общения младших школьников с ЗПР, проводилось на базе школы-интерната № 73 Москвы. В эксперименте участвовали 10 учеников первых классов с диагнозом «задержка психического развития».
Цель исследования — изучение форм общения, характерных для детей с ЗПР 7—8 лет.
Новые формы работы
Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков (и обычно главный, волнующий родителей) — отставание речевого развития или полное отсутствие речи.
В статье представлена модель профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве, рассматривается коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, а также конструктивное взаимодействие педагога и родителей.
Организация обучения и сопровождения детей с аутизмом — одна из важных проблем в области психического здоровья. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Основная особенность таких воспитанников — нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком.
Каковы же коррекционно-педагогические подходы к обучению детей с ранним детским аутизмом (РДА) за рубежом и в России?
Предлагаем обсудить
В ЦССВ «Юнона» реализуется проект по Монтессори-технологии.
Основная цель проекта: стимулирование ребенка к саморазвитию. Его помещают в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям дошкольника для обеспечения социализации в обществе и полноценного развития.
В англоязычных странах наших коллег-логопедов называют по-разному. Например, в Великобритании коррекцией речевых нарушений занимаются языковые или речевые терапевты, в Северной Америке — специалисты по SLP (от англ. sрeech — речь, language —язык, pathology — патология). В США и Австралии, чаще всего, их называют терапевтами по артикуляции (articulation therapy). Из этого можно сделать вывод, что коррекция речи в англоязычных странах традиционно считается прежде всего лечением и преодолением речевой патологии.
Какие логопедические методы работы используются за рубежом?
Методическая гостиная
Особая роль в работе методического объединения отводится таким активным методам, как «мозговой штурм», деловая игра, педагогические проблемные ситуации. На каждом заседании проводятся психологические, деловые игры, сплачивающие коллектив и помогающие наладить коммуникативное взаимодействие, а по мере необходимости — психологические тренинги на развитие невербального общения.
Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме.
М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызвана несформированностью оптических речевых систем в головном мозге или нарушением в их формировании. Вследствие этого нарушается механизм появления зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы.
Эффективность работы напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временны´х представлений, развитием речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстро положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии логопеда и родителей. Чтобы сделать занятия более интересными для ребенка, нужно использовать игровые приемы, сказку.
Сказка — наиболее эффективный и проверенный способ и средство воспитания. Она развивает высшие психические процессы, особенно воображение. По мнению Дж. Родари, сказка может дать ключи, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребенку узнать мир, одарить его воображение и научить воспринимать окружающее.
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.
В статье представлена индивидуальная логопедическая работа с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР) I уровня по автоматизации звука [с] в слогах, одно- и двухсложных словах. А также демонстрируются игровые приемы для развития фонематического восприятия, мелкой и общей моторики, мышления, памяти и внимания.
Досуги и развлечения
Как правило, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) снижена познавательная активность. Повысить мотивацию к учебной деятельности можно только при условии вовлечения ребенка в интересную для него форму работы или игру.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проекта различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с ОНР мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (читать стихи, составлять рассказы, узнавать новые факты), адекватно общаться с окружающими.
Игры и оборудование
Пособия, представленные в данной статье, можно использовать на всех этапах коррекционно-развивающей деятельности, а также в работе с заикающимися детьми. Дидактическая кукла выступает участником коррекционного процесса, другом, который поможет заинтересовать детей и улучшить эффективность работы.
Данная картотека развивающих игр направлена на обогащение словаря детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и включает эмоциональную лексику, состоящую из слов-признаков (прилагательных), слов-антонимов (слов с противоположным значением), слов-синонимов, а также наречий с эмоциональной окраской. Картотека используется в работе логопедов, педагогов групп компенсирующей направленности, а также может быть полезна родителям дошкольников с ТНР.
Взаимодействие с семьей
Что знает обычный человек об аутизме? Большинство — ничего, а если кто-то что-то и слышал, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Многие считают, что аутисты одарены в какой-либо одной области, что гении были весьма странными, «аутичными» личностями.
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
Результаты повседневной логопедической работы по устранению недостатков в письменной речи во многом определяются не только квалификацией специалистов, но и участием в процессе коррекции учителей начальных классов и родителей. Одна из эффективных форм работы логопеда в данном направлении — консультации.
В общеобразовательных школах есть учащиеся начальных классов с несформированностью фонематического восприятия. В частности, речь идет о детях с недостаточным развитием зрительного и слухового внимания и памяти, а также с нарушением слуха и просодики, что обнаруживается после посещения ЛОР-врача. Такой категории учащихся при наличии на местах учителей-логопедов оказывается своевременная помощь. Однако в отдаленных от центров населенных пунктах логопедическую помощь младшим школьникам оказать некому из-за отсутствия специалистов.
Проблема решается нами таким образом: учитель-логопед принимает родителей с ребенком в своем учреждении или выезжает в школу по заявке образовательного учреждения, где проводит необходимую консультацию. Тем самым создаются условия, когда родитель может получить подробную информацию о том, как устранить выявленные недостатки в устной и письменной речи своего ребенка и оказать ему посильную помощь.
1 сентября 2016 г. вступит в силу новый стандарт образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). «Необходимость разработки стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Специфика этих потребностей… может быть выражена как необходимость уделять особое внимание развитию жизненной компетенции ребенка. Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в дифференциации и осмыслении его картины мира и ее временно-пространственной организации» [2].
Формирование временных представлений, умение ориентироваться во времени у детей с умственной отсталостью проходит с большими трудностями и гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Также у них наблюдаются неточные, отрывочные представления о календарном времени, а порой и их полное отсутствие. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представления о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности.
В последнее время люди не испытывают гордости за свою Родину, свой народ, равнодушно относятся друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «доброта», «понимание». От того, каким перед ребенком предстанут родной край, родной город, какие эмоции и чувства они вызовут, насколько обогатят фантазию, зависит становление его личности, гражданской позиции, социализации.
Духовно-нравственное развитие направлено на воспитание любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своих народа и страны, формирование основ социально-ответственного поведения.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, сознания и поведения.
Актуально!
Секреты профессии
В статье рассматриваются приемы повышения эффективности коррекционной работы. Представлены авторские игровые пособия, используемые при проведении артикуляционной гимнастики на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
С каждым годом наблюдается рост числа детей со сложными формами речевых нарушений. Наряду с утяжелением произносительной патологии отмечаются низкий уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи. Речевые проблемы мешают всестороннему развитию ребенка, вызывают психические наслоения, застенчивость, нерешительность и низкую самооценку, негативно влияют на эмоционально-волевую сферу. Если вовремя не уделить должного внимания устранению речевых нарушений, они переходят в стойкий дефект и могут негативно сказаться на обучении в школе, выборе профессии.
Это интересно!
Основные задачи работы любого коллектива, занимающегося обучением и воспитанием детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, — обеспечивать комплексную систему мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи; осуществлять защиту и материальную поддержку воспитанников, их интеграцию в общество и социальную адаптацию.
Усилия любого педагогического коллектива направлены на совершенствование воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей комфортное проживание и творческое развитие каждого воспитанника, независимо от его способностей и возможностей. К сожалению, исследований, касающихся организации социально-психолого-педагогической помощи «проблемным» детям, интегрированным в общеобразовательную среду, не говоря уже о детях-сиротах, немного. Поэтому сегодня не только для педагогов ЦССВ «Берег надежды», но и всех организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна проблема интеграции детей с ОВЗ в систему образования.
Знаете ли вы?
А. Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения.
Цель его работы — подготовка детей с ДЦП к самостоятельной жизни.
Лечебное, психолого-педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты-кондукторы.
Общие принципы кондуктивной педагогики:
- необходимо приспосабливать ребенка с патологией к реальным условиям жизни, что обеспечивается за счет обучения навыкам;
- нужно добиваться максимального владения сохранными функциями;
- важно закреплять сформированные действия в практических ситуациях;
- нужно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности;
- ребенок должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей;
- в процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие детей.
Одно из основных положений методики: ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. При отборе детей для занятий предпочтение отдается детям с сохранным или частично сохранным интеллектом, имеющим грамотных, настойчивых, активных родителей.
Источник: www.refsru.com
Французы Н. и П. Бота изложили свою систему работы в книге «Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения». Цель их работы — обеспечение каждого ребенка максимумом достижений.
Педагогическая работа состоит из нескольких разделов: воспитание двигательных функций, навыков, речи, социальное приспособление. Большое внимание уделяется подготовке к школе. Включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти.
Авторы рекомендуют тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами. При значительных моторных затруднениях предлагают рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки.
Источник: www.refsru.com
Литературные странички
Самое важное — использовать технологии не только для снижения издержек и повышения эффективности, но и как способ задействовать энергию, идеи и лучшие качества людей, их желание работать вместе с теми, кто разделяет их интересы и стремление деятельно улучшать собственную жизнь и жизнь человечества в целом.
У. Уитмен
Технологии стареют. Единственное, что не устаревает — это общение.
А. Кэй
Технологии! Теперь они соединяют людей, после того как развели в разные стороны.
Х. Кобен
Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
А.П. Чехов
Источник: www.aforizmov.net
Спутник журнала
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 6)
Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 1
Автор — Воронова А.Е.
Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу освоения навыков письма и чтения. Для детей с системными речевыми нарушениями, выражающимися в общем и фонетико-фонематическом недоразвитии речи, характерно несовершенство слухо-зрительно-двигательной координации.
Найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специфике сенсорного и моторного развития детей с речевыми нарушениями. Предлагаемый методический комплекс — целостная, логически построенная программа логоритмических занятий.
Пособие адресовано логопедам, психологам и воспитателям ДОО.
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 6)
Учебно-игровой комплект «Звуки [д], [д’], [т], [т’]»
Автор — Бутырева О.А.
В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий c детьми 3—5 лет, направленный на автоматизацию произношения звуков [д], [д’], [т], [т’], а также расширение словарного запаса и развитие связной речи детей.
В комплект входят 8 листов формата А4 на картоне (5 карт лото, 60 разрезных карточек), инструкция по работе с комплектом и описание игр.
Развивающие игры по теме «Звуки [д], [д’], [т], [т’]» помогут:
- автоматизировать произношение звуков [д], [д’], [т], [т’];
- научиться различать их в речи;
- согласовывать существительные с числительными, прилагательными и глаголами;
- расширить словарный запас ребенка.
Материал идеально подходит для обучения в игровой форме. Красочные рисунки сделают обучение радостным и интересным, а игры превратят занятие в захватывающее соревнование.
Книжная полка
Указатель приложений
Книги «Библиотеки Логопеда» первого полугодия 2016 г.:
№ 1. Кретова М.А. Забавные рассказы для старших дошкольников.
№ 2. Демидова Г.Ю. Слов волшебное звучание. Речевые праздники для старших дошкольников.
№ 3. Танцюра С.Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации.
№ 4. Гуськова А.А. Речевое развитие детей 6—7 лет на основе пересказа. Часть 1.
№ 5. Гуськова А.А. Речевое развитие детей 6—7 лет на основе пересказа. Часть 2.
Во втором полугодии 2016 г. в «Библиотеке Логопеда» планируются к выпуску книги:
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 1.
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2.
- Бутырева О.А. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи.
- Демидова Г.Ю. Речевые проекты для старших дошкольников.
- Починская Е.А. Развитие речи дошкольников на материале занимательных сказок.
Пособия «Учебно-игрового комплекта» первого полугодия 2016 г.:
№ 1. Костылева Н.Ю. Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о весне для детей 5—8 лет.
№ 2. Бутырева О.А. Звуки [б], [б’], [п], [п’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.
№ 3. Костылева Н.Ю. Лето. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о лете для детей 5—8 лет.
№ 4. Бутырева О.А. Звуки [в], [в’], [ф], [ф’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.
№ 5. Бутырева О.А. Звуки [г], [г’], [к], [к’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.
Во втором полугодии 2016 г. планируются к выпуску пособия «Учебно-игрового комплекта»:
- Васильева Е.В. Развивающие игры со слогами.
- Бутырева О.А. Звуки [д], [д’], [т], [т’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.
- Чохонелидзе Т.А. Из чего сделано? Игровое лото по образованию прилагательных.
- Чохонелидзе Т.А. Дидактические игры для детей 5—7 лет.
Повышение квалификации
Как подписаться
Анонс