При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Гость номера
Факторы окружающей среды
Дошкольный возраст — один из самых важных периодов в жизни ребенка. Среда, благоприятная для здоровья, образования и воспитания детей, предполагает наличие определенной материальной базы. Согласно гигиеническим представлениям здания ДОО должны быть удобными, безопасными и содействовать гармоничному развитию ребенка. Одно из ключевых условий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) — образовательная среда. Как указано в образовательном стандарте, она «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников… создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер».
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, которое обеспечивается в первую очередь достаточными по площади и спроектированными с учетом возрастных особенностей дошкольников помещениями в здании детского сада и прилегающим к нему участком. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, которые формулируют педагоги, — насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность. Педагоги и архитекторы сходятся во мнении, что по-настоящему эффективное образование невозможно в стенах здания, которое морально устарело. Здание детского сада — важный образовательный ресурс. Именно от архитектора зависит сценарий, по которому ежедневно будут развиваться события в пространстве ДОО, насколько комфортно будет в нем жить и трудиться.
Рациональное питание
В питании дошкольников и школьников отмечаются различные нарушения, что служит риском для их здоровья. Установлена взаимосвязь нерационального питания и патологических состояний систем, которые находятся в процессе интенсивного роста и развития, что определяет необходимость обучения детей и их родителей основам рационального питания и формирования у них стереотипов здорового питания.
Важно, чтобы ребенок ежедневно получал достаточное количество необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, полиненасыщенных жирных кислот, пищевых волокон). Пищевые продукты должны быть качественными и безопасными. Однако не всегда рацион питания бывает достаточно полноценным и соответствует возрастным физиологическим потребностями ребенка. Результаты мониторинга экспериментальных проектов по совершенствованию школьного питания, проводимые в России, показывают, что обеспеченность рационов по сокам, фруктам (витаминам и минералам), белкам животного происхождения имеет большой разброс (от 33 до 89%) в разных регионах и требует коррекции.
Здоровый образ жизни
В последние годы все большее внимание уделяется формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). В 2004 г. Всемирная организация здравоохранения приняла Глобальную стратегию по питанию, физической активности и здоровью, которая активно внедряется мировым сообществом.
ЗОЖ детей и подростков — одно из основных направлений, входящих в стратегию действий Российской Федерации в интересах детей на 2012—2017 гг. Учитывая, что дошкольный возраст считается критическим периодом в формировании здорового поведения, следует уделять особое внимание физической активности и правильному пищевому поведению детей как важных составляющих ЗОЖ.
Здоровый ребенок
Какие они — современные дошкольники? Здоровы ли они? Правильно ли растут и развиваются? Эти вопросы беспокоят не только мам и пап, дедушек и бабушек, но и врачей, педагогов, психологов, воспитателей, научных работников. В последние годы в отечественной медицинской и педагогической научной литературе появилось немало публикаций, посвященных здоровью, физическому и психическому развитию детей 3—7 лет. Острота этих вопросов объясняется тем, что неблагоприятные социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране на протяжении 30 лет, затронули два поколения детей: дошкольники конца 80-х — начала 90-х гг. XX в. привели уже своих детей в детские сады.
Инфекционные заболевания
Национальный календарь профилактических прививок предусматривает проведение плановой вакцинации населения. Проблема обеспечения объема вакцинации, предусмотренной законодательством страны, становится медико-социальной.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), благодаря иммунизации по всем возрастным группам населения ежегодно предотвращается 2,5 млн случаев смерти. Доклад секретариата ВОЗ «О концепции и стратегии глобальной иммунизации» свидетельствует о том, что в мире ежедневно умирают около 19 тыс. детей, а ежечасно почти 800 вследствие недостаточности объема вакцинации; 1,5 млн детей по-прежнему умирают от болезней, предупреждаемых с помощью вакцин, что составляет 20% общей смертности среди детей до 5 лет [15].
Приоритетным мероприятием государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» [9] установлена профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику, что предполагает реализацию комплекса мероприятий в целях:
Профилактика заболеваний
Распоряжением Правительства РФ № 2580-р от 28 декабря 2012 г. была утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. Ее реализация должна способствовать внедрению в здравоохранение результатов фундаментальных и прикладных исследований. В числе первых шагов к решению проблемы авторы стратегии определили 14 научных платформ медицинской науки, в том числе платформу «профилактическая среда» [1].
Один из самых распространенных видов патологии современных детей и подростков — нарушение зрения. Телевидение, мобильный телефон, электронные книги увеличивают зрительную нагрузку до недопустимых и трудно поддающихся измерению величин. Легкая степень близорукости (миопии) уже в первом классе отмечается у каждого пятого ребенка.
Больший смысл в данном контексте имеет перечень методов профилактики нарушений зрения у детей, тем более что предлагаемая технология «Кабинет охраны зрения детей» комплексная, полностью укладывающаяся в создание профилактической среды.
Физическое воспитание
Для укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития необходима физическая активность. Возраст 4—6 лет — один из благоприятных периодов в развитии двигательных возможностей и физического совершенствования. Этот факт должен ориентировать родителей, педагогов, медиков, учителей физического воспитания на систематические занятия физической культурой при строгом нормировании качества, объема и продолжительности двигательной нагрузки.
Физическая нагрузка и закаливание — наиболее легко управляемые факторы, которые целенаправленно влияют на здоровье и функциональное совершенствование детского организма. В целом по России до 75% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, среди учащихся начальной школы практически здоровых 10—12%, и с каждым годом это число увеличивается [3]. Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются физической культурой по специальным программам, так как для обеспечения положительного влияния на организм физических упражнений нагрузка должна соответствовать их физической подготовленности [6; 9]. В особо неблагоприятном положении находятся дети, отнесенные к специальной медицинской группе (СМГ). Для этой категории характерны низкая двигательная деятельность, крайне ограниченный объем физических нагрузок, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма [5; 7].
Актуальность вопроса углубленного изучения функциональных резервов организма и взаимосвязи их с морфофункциональными показателями объясняется высокой значимостью физического воспитания в формировании гармонично развитой личности [7]. Программы по физической культуре должны способствовать укреплению здоровья детей путем своевременного развития основных физических качеств, мотивации двигательной активности, гармонизации морфофункционального статуса, формированию оптимального варианта физического развития индивидуума, воспитанию здорового образа жизни. Однако часто специалистами выявляются невысокий уровень здоровья детей дошкольного и школьного возраста, их слабая физическая подготовка, отсутствие самых необходимых двигательных навыков, что свидетельствует о недостаточной эффективности уроков физического воспитания [1; 4; 6; 10]. Функциональные резервы детей отражают не только состояние функциональных систем, ответственных за удержание физической нагрузки, но и позволяют судить о работоспособности. Физическая работоспособность служит интегративным выражением возможностей человека, входит в понятие здоровья и зависит от многих показателей физического развития, форм и средств физического воспитания. Наблюдаются различия в развитии отдельных компонентов физической работоспособности у разных индивидуумов [5; 3].
Развитие ребенка
Проблема преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, ускоренного формирования у дошкольников «школьной готовности» сегодня волнует специалистов в области охраны детства и врачей не меньше, чем несколько лет назад [2]. Это обусловлено неблагоприятными тенденциями в психическом и физическом здоровье обучающихся 5—6 лет [1]. Проблема обучения ребенка в соответствии с возможностями и уровнем его здоровья, профилактика факторов риска, создание необходимых условий в процессе обучения, физиолого-гигиеническая коррекция неблагоприятных факторов технологий образования, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение учебного процесса необычайно актуальны.
Проблема введения новых предметов и развивающих программ, расширение программного материала в условиях сжатого времени обучения, неизбежное значительное увеличение продолжительности аудиторных занятий и объема домашних заданий, многообразие учебных пособий расширенного содержания и компьютерных средств обучения в связи с обучением детей на предшкольной ступени вызывают тревогу многих специалистов [1; 10; 11].
Подобная ускоренная выработка у дошкольников «школьной готовности» часто отрицательно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, что негативно сказывается на процессах адаптации и возможностях дальнейшего гармоничного развития детей [1; 2; 7]. Напряжение процессов адаптации организма ребенка в период начального школьного обучения связано не только с новизной учения как вида деятельности, но и с трудностями освоения навыков чтения и письма, длительным удержанием тела в требуемой рабочей позе, выполнением требований учителя, разнообразием контактов со сверстниками в коллективе, необходимостью соблюдения высокой исполнительской дисциплины. По данным ряда исследователей [2; 6; 7], общее совершенствование соматического и нейродинамического статуса младших школьников в течение первых 2—3 лет обучения достигается за счет значительного напряжения функционального состояния организма.
Ключевым аспектом адаптации детей к школьной общеобразовательной программе служит их дошкольная подготовка [1].
Проблема преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования в последнее время стала более острой, чем несколько лет назад. Это обусловлено значительной разницей в исходном уровне знаний детей на начальном этапе обучения.
Цель предшкольного образования — выравнивание стартовых возможностей детей, поступающих в школу. Термин «выравнивание» рассматривается как умение читать, писать и пользоваться компьютером при поступлении в школу. Однако некоторые исследователи (Н.О. Березина, И.П. Лашнева, Т.Ю. Хотылева) с термином «выравнивание стартовых возможностей будущих школьников» не согласны, считая его не совсем корректным, поскольку существуют индивидуально-психологические различия между детьми и уровень их психофизического развития также различается. Давно прошли времена, когда считалось, что в школу дети приходят «чистыми», словно лист бумаги (В.Т. Кудрявцев).
Медицинское обслуживание
Каждый день по улицам города несутся машины «скорой помощи» с надписью «Детская». В каких случаях следует набирать номер телефона 03? Родители знают ответ: при травмах, отравлениях, сильных болях в животе, приступах бронхиальной астмы, кишечных инфекциях, потере сознания, высокой температуре. Случается, что ребенок заболевает в школе или в детском саду. Кто окажет ему экстренную медицинскую помощь? Кто вызовет «скорую»? Куда увезут ребенка? Такие вопросы задают родители. Давайте разберемся.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: «Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг». Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь — один из ее видов.
Медицинский кабинет
Иммунопрофилактика внесла большой вклад в снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями. Вакцинация детей дошкольного и школьного возраста обеспечивает контроль за инфекционной патологией, что ведет к снижению частоты заболеваний и уменьшению числа осложнений [9].
Статистические данные, представленные Минздравом России, позволяют сделать неутешительный вывод о росте распространенности детских (0—14 лет) инфекционных заболеваний [8]. Заболеваемость детей (на 100 тыс. чел.) снижается, а частота инфекционных заболеваний повышается:
В 2014 г. (29 декабря) министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова подписала приказ № 951 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания». Рекомендации направлены на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2013 г. № 267-р. Цель разработки методического документа — улучшение диагностики туберкулеза органов дыхания и лечения больных этим заболеванием.
С начала 2000 г. в Российской Федерации наблюдается устойчивое снижение заболеваемости туберкулезом. Несмотря на достигнутые результаты, ситуация по этому заболеванию в стране оценивается как весьма напряженная. По оценке Всемирной организации здравоохранения, Российская Федерация входит в число 22 стран с высоким уровнем распространенности туберкулеза. Ускоренные методы диагностики этого заболевания значительно повышают вероятность эффективного и контролируемого лечения больных и способствуют профилактике распространения заболевания среди здоровых лиц.
Для диагностики туберкулеза органов дыхания важно раннее выявление микобактерий туберкулеза и определение их генетических маркеров в организме человека, а также рентгенологическое обследование.
Горжусь профессией своей
Ямщикова Н.Л.,
канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены детей
и подростков ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
Не вечна жизнь.
Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики…
Ю. Ким
Кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова была организована в 1926 г. Ее создателем и первым заведующим стал Альфред Владиславович Мольков (фото 1).
Альфред Владиславович — земский санитарный врач, гигиенист и организатор здравоохранения, профессор (1935), заслуженный деятель науки РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Окончил медицинский факультет Императорского Московского университета (1895). Более 20 лет работал земским и санитарным врачом в Московской санитарной организации. В 1919—1931 гг. был директором Государственного института социальной гигиены (до 1923 г. — Музей социальной гигиены). В 1922—1926 гг. Мольков работал старшим ассистентом кафедры социальной гигиены 1-го МГУ (зав. кафедрой проф. Н.А. Семашко). Затем заведовал кафедрой гигиены воспитания (1926—1947), созданной по его инициативе. Был директором Института гигиены при 1-м ММИ. В 1934 г. работал заведующим кафедрой школьной гигиены Центрального института усовершенствования врачей.
А.В. Мольков руководил первыми массовыми социально-гигиеническими исследованиями физического развития и состояния здоровья детских и подростковых коллективов, организации учебного процесса. Труды Альфреда Владиславовича посвящены школьно-санитарному надзору в Московской губернии, вопросам питания, санитарного просвещения и социальной гигиены. Мольков организовал изучение санитарных условий труда и быта, заболеваемости, состояния здоровья, физического развития населения разных народностей СССР (в том числе детей): даргинцев, аварцев, лезгинов, кумыков, калмыков, марийцев. Повторные обследования выявили благоприятные сдвиги демографических показателей под влиянием меняющихся условий жизни.
Под руководством Молькова осуществлялись обобщение опыта строительства и разработка нормативов к проектированию, планировке и благоустройству школ, детских садов, пионерских лагерей. Он разрабатывал организационные формы медико-санитарного обслуживания детей и подростков. С 1927 г. его научные исследования были направлены на изучение физического развития детей и подростков. Были установлены положительные сдвиги в физическом развитии детей в СССР по сравнению с дореволюционным временем. Большая заслуга в разрешении этой проблематики принадлежит ученикам Молькова — профессорам, докторам медицинских наук М.И. Корсунской, М.Д. Большаковой, Г.П. Сальниковой, Л.А. Сыркину.
Альфред Владиславович уделял большое внимание гигиеническому эксперименту, санитарно-гигиеническому методу как одному из главных при изучении состояния здоровья населения; считал важным использовать различные физиологические и антропометрическую методики в школьно-гигиенических исследованиях. Он подчеркивал, что гигиена детства призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним факторам среды, но и к условиям воспитания (учебный процесс, физическое воспитание, трудовое обучение и т.д.) подрастающего поколения. Мольков подготовил первый лекционный курс по дисциплине, выпущенный в 1926 г. Московским университетом как первое учебное пособие по школьной гигиене. В 1934 г. вышел в свет первый советский учебник «Школьная гигиена» под его редакцией, выдержавший пять изданий. В 1939 г. вышел в свет первый практикум для студентов по школьной гигиене.
В 1901—1919 гг. А.В. Мольков — член правления Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, председатель комиссии по распространению гигиенических знаний. Он один из основателей Всесоюзного общества социальной и экспериментальной гигиены (1925), председатель Всесоюзного гигиенического общества и секции школьной гигиены, председатель бюро профилактических кафедр при Институте социальной гигиены (в его составе были Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, А.Н. Сысин), член Ученого медицинского совета Наркомздрава СССР и РСФСР, председатель гигиенической секции Высшей квалификационной комиссии, редактор и соредактор ряда журналов и сборников по вопросам социальной гигиены, охраны здоровья детей и подростков, санитарного просвещения и школьной гигиены. Мольков был также редактором отделов гигиены воспитания и санитарного просвещения первого издания Большой медицинской энциклопедии.
Вторым заведующим нашей кафедры был ученик А.В. Молькова — Павел Максимилианович Ивановский — врач-гигиенист, педагог, кандидат медицинских наук, доцент (30-е гг. XX в.) (фото 2).
Он окончил физико-математический (1911) и медицинский (1918) факультеты Московского университета. С 1912 г. преподавал в средних учебных заведениях Москвы. Был ассистентом, доцентом кафедры гигиены воспитания медицинского факультета 1-го МГУ (1926—1947). С 1947 по 1953 г. — зав. кафедрой школьной гигиены и декан санитарно-гигиенического факультета 1-го ММИ.
П.М. Ивановский обосновал возможность использования в школьной гигиене метода естественного гигиенического эксперимента, который проводится в обычной обстановке детского коллектива. Его суть заключалась в том, что влияние условий внешней среды на детей изучалось по функциональному состоянию их организма, что позволяло нормировать изучаемый фактор внешней среды. Применение метода естественного гигиенического эксперимента ознаменовало новый этап в развитии гигиенической науки.
Работы П.М. Ивановского посвящены гигиеническому обоснованию организации физического воспитания в школе, принципам внутриквартального размещения детских учреждений при планировке города. В научной деятельности Павел Максимилианович исходил из положения, что в основе гармоничного и всестороннего развития ребенка лежит деятельность — рациональное сочетание умственной и физической работы. По результатам исследований, проведенных в опытно-показательной школе г. Ногинска, он дал гигиеническое обоснование системы физического воспитания. Разрабатывал вопросы санитарного благоустройства, воздушного режима помещений для физического воспитания, влияния ультрафиолетового облучения и закаливания, вопросы гигиены обучения детей с отклонениями в состоянии здоровья (туберкулез, ревматизм, невротические расстройства). В Институте школьной гигиены и физического воспитания АПН СССР (1946—1953) Ивановский руководил исследованиями учебной нагрузки и рационального режима школьников. Совместно с А.В. Мольковым и его учениками он подготовил первое в РСФСР пособие для школьно-санитарного врача.
Ученики Ивановского — профессора С.М. Громбах, М.В. Антропова, В.Н. Кардашенко.
В 1953 г. кафедру возглавила Мария Дмитриевна Большакова санитарный врач, гигиенист, профессор (фото 3).
В 1924 г. М.Д. Большакова окончила медицинский факультет 1-го МГУ. В 1924—1925 гг. работала в г. Ижевске санитарным врачом на оружейном и сталелитейном заводах. В 1926 г. она поступила в аспирантуру на кафедре школьной гигиены медицинского факультета 2-го МГУ (впоследствии 2-го ММИ). По окончании аспирантуры Большакова работала ассистентом, а затем доцентом. С 1937 по 1939 г. она руководитель лечебных и санаторных учреждений отдела охраны здоровья детей и подростков Наркомздрава РСФСР. С 1939 по 1945 г. работала начальником территориального Управления детских лечебно-профилактических учреждений Западных областей Наркомздрава РСФСР, зав. кафедрой гигиены воспитания 1-го ММИ (1953—1962).
Мария Дмитриевна участвовала в комплексных социально-гигиенических экспедициях в Дагестане, обследовала условия быта, физического и умственного развития и состояния здоровья дагестанских детей, обосновала проведение оздоровительных мероприятий и организацию сети детских учреждений в Дагестане. Эти материалы демонстрировались на Международной гигиенической выставке в Дрездене (1930). Большакова руководила рядом экспедиций по изучению состояния здоровья и физического развития детей центральных районов РСФСР, в ходе которых была изучена динамика состояния здоровья и составлены стандарты физического развития детей и подростков. Она активно совершенствовала преподавание гигиены детей и подростков на санитарно-гигиенических и педиатрических факультетах медицинских вузов СССР. Мария Дмитриевна возглавляла секцию школьной гигиены Московского гигиенического общества и работу научного студенческого общества санитарно-гигиенического факультета 1-го ММИ. Принимала активное участие в создании Института гигиены детей и подростков АМН СССР (1959).
В 1962 г. руководителем кафедры гигиены детей и подростков стал Алексей Захарович Белоусов организатор здравоохранения, ученый-гигиенист, кандидат медицинских наук (1954), доцент (1959) (фото 4).
В 1939 г. он окончил 1-й ММИ. С 1939 по 1943 г. был наркомом здравоохранения Якутской АССР, в 1943—1946 гг. — заведующим Областным отделом здравоохранения и начальником Управления госпиталей Министерства здравоохранения РСФСР. В 1946—1950 гг. работал инспектором Управления кадров и административного отдела в аппарате ЦК КПСС, заместителем министра здравоохранения РСФСР (1950—1954), директором Московского научно-исследовательского института гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (1954—1959), проректором 1-го ММИ (1959—1968), доцентом кафедры общей гигиены (1959—1962), заведующим кафедрой гигиены детей и подростков 1-го ММИ (1962—1974), ректором Московского медицинского стоматологического института (1968—1974).
Основные направления научной деятельности Белоусова — разработка методов санитарной охраны воздуха и водоемов городов от загрязнений. В Московском НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана он организовал крупную лабораторию радиационной гигиены, которая активно изучала радиоактивность атмосферного воздуха Москвы, разработала методики определения естественной радиоактивности воздуха, обосновала аспирационный метод определения радиоактивных аэрозолей. Белоусов — основоположник нового направления: университетской гигиены, изучающей вопросы здоровья и физического развития учащихся средних и высших учебных заведений. Впервые в стране при кафедре гигиены детей и подростков 1-го ММИ им. И.М. Сеченова он создал гигиенический отдел ЦНИЛа, лабораторию гигиены подростка и студента (заведующий д-р мед. наук, профессор Э.Э. Саркисянц), создал клиническое подростковое отделение (заведующий д-р мед. наук, профессор А.Е. Вермель) на базе Клиники терапии и профзаболеваний (директор академик Е.М. Тареев).
А.З. Белоусов награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Ленина, «Знак Почета» и медалями. Неоднократно избирался в органы городского самоуправления Якутска, Тулы. Был депутатом Кировского и Ленинского районов Москвы, членом правления Всероссийского общества гигиенистов и санитарных врачей, членом редакционного отделения по гигиене Большой медицинской энциклопедии.
В 1974 г. кафедру возглавила ученица П.М. Ивановского Валентина Николаевна Кардашенко (фото 5) видный ученый-гигиенист, ведущий специалист в области гигиены детей и подростков, доктор медицинских наук (1971), профессор (1972).
Окончила санитарно-гигиенический факультет 1-го ММИ (1949), аспирантуру на кафедре школьной гигиены (1949—1952). В 1952—1968 гг. — ассистент, с 1968 по 1972 г. — доцент, профессор (1972—1974), заведующий кафедрой (1974—1991), профессор-консультант (1991—1996) кафедры школьной гигиены/гигиены детей и подростков 1-го ММИ — ММА.
Валентина Николаевна — автор фундаментальной работы по истории гигиены детей и подростков в России и СССР. Научная деятельность Кардашенко посвящена разработке проблемы физического развития детей и подростков. В результате динамических наблюдений за состоянием здоровья детского и подросткового населения в различных регионах России (Москва, Тула, Орел, Архангельск, о. Сахалин, районы Крайнего Севера) и применения современных методов математического анализа ею установлено, что отклонения в состоянии здоровья индивидуума обусловлены не только санитарно-гигиеническими условиями жизни, но и уровнем биологической зрелости организма. Также она впервые установила средние значения показателей биологической зрелости и функционального состояния у детей 4—17 лет. Совместно с учениками Кардашенко разработала комплексный метод оценки физического развития (1974). Сформулировала положение о том, что физическое развитие — важный показатель состояния здоровья и критерий гигиенического нормирования деятельности растущего организма. Кардашенко активно развивала методологию преподавания гигиены детей и подростков в медицинских вузах. Под руководством Валентины Николаевны кафедра гигиены детей и подростков 1-го ММИ стала научно-методологическим центром преподавания гигиены детей и подростков. Она разработала первые программы по гигиене детей и подростков (1968—1984), а также программу по повышению квалификации преподавателей вузов по гигиене детей и подростков.
В числе учеников Кардашенко профессора Н.А. Матвеева и Н.Н. Суханова.
В.Н. Кардашенко вела активную общественную деятельность, с 1980 по 1990 г. была членом В
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть