При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Береговая Е.Б.,
канд. пед. наук, директор Благотворительного Фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», член Экспертной группы Общественной палаты РФ, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Москва
Стукалова О.В.,
д-р пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва
Дошкольное образование в настоящее время претерпевает существенные изменения. Современные ДОО пытаются найти новые формы, средства, методы образовательного процесса, изменяют его содержание, осваивают инновационные образовательные программы и технологии.
Изменения в структуре образовательной системы нашей страны коснулись и активного вовлечения в решение различных проблем в этой сфере общественной жизни отечественных неправительственных организаций, которые принято обозначать, как НКО — некоммерческие организации. Анализ базы данных об НКО, представляющих различные регионы России, позволяет произвести типологизацию основных направлений их деятельности. Объединение организаций, так или иначе действующих в социальной сфере, дает возможность констатировать факт вовлеченности более трех четвертей НКО в разрешение насущных социальных проблем. Особое внимание НКО уделяют положению и правам детей. Их деятельность связана прежде всего с работой с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с многодетными и малообеспеченными семьями. Среди этих организаций есть и занимающиеся дополнительным образованием и воспитанием детей разного возраста.
НКО в сфере дошкольного образования и воспитания имеют ряд особенностей:
— во-первых, существует потребность в увеличении количества автономных организаций в сфере дошкольного воспитания, в том числе среди детских садов;
— во-вторых, программы, реализуемые НКО, имеют большой спектр направлений и достаточно гибкие и вариативные. Все это вызывает значительный интерес у населения, кроме того, такие программы — прежде всего опирающиеся на идеи инклюзивного образования, развития особых детей — содержат большой международный опыт, их реализуют высококомпетентные педагоги;
— в-третьих, большинство проектов НКО в области образования имеют социальную направленность и вследствие этого приобретают большую значимость для развития идей благотворительности, социальной ответственности, поддержки, гражданской позиции в обществе.
Между тем в процессе вовлечения НКО в практику дошкольного образования существуют и весьма серьезные проблемы. Среди них можно выделить отсутствие хорошо структурированной нормативной правовой базы взаимодействия НКО и ДОО, кадровые вопросы, отсутствие налаженного систематического обмена педагогическим, медицинским и управленческим опытом, консерватизм образовательной системы, недостаточность научно-методических изданий, помогающих руководителям и педагогам создать программы высокого качества.
Несмотря на все сложности, в настоящий момент уже есть успешный опыт взаимодействия НКО и ДОО, который можно использовать и транслировать другим учреждениям. Это программы Центра лечебной педагогики, созданного в 1989 г. по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с различными особенностями развития. Как рассказывают создатели этого уникального образовательного развивающего центра, в большинстве случаев посещающих центр детей раньше считали необучаемыми, они проводили жизнь взаперти дома или в интернате, не имея возможности учиться, общаться со сверстниками, работать [5].
Другой эффективно работающей в области развития особых детей организацией является НКО «Наш Солнечный Мир» — одна из первых в России (с 1991 г.) занимающаяся реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития. Более чем за 20 лет специалисты Центра оказали помощь и изменили качество жизни нескольких тысяч детей и их семей. Благодаря занятиям многие дети получают возможность посещать обычные детские сады, поступают в школы (коррекционные и общеобразовательные), ведут социально активный образ жизни [3].
Автономная некоммерческая организация центр образования АНО детский сад — школа «Знак» — это целый учебный комплекс, состоящий из школы, детского сада, групп раннего развития, кружков и секций дополнительного образования. Детский сад имеет ряд особенностей:
— небольшое количество детей в группе;
— система непрерывного образования детей до 7 лет;
— психологическое сопровождение детей, родителей и педагогов.
Воспитательная работа в детском саду наполнена познавательными, творческими событиями и проектами. Вот их небольшой перечень: «Пластилиновые истории», «В гости к первоцветам» [6].
В качестве онлайн-проекта можно привести пример частного некоммерческого проекта «Солнышко». На страницах портала размещены конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток. Проект, начинавшийся как ежемесячный виртуальный детский журнал, со временем превратился в ежедневный портал с эксклюзивным наполнением и своей целевой аудиторией [1].
Мы привели только несколько примеров. Безусловно, в каждом российском регионе есть свои яркие и эффективно работающие НКО, которые реализуют программы дошкольного образования и воспитания. Каждая из этих организаций обладает своими особенностями, предлагает уникальные проекты, но в то же время можно выделить и отдельные общие черты — гибкость программ, их вариативность, значительный опыт по взаимодействию с родителями и различными организациями, готовыми выступить донорами и поддерживать ту или иную программу / проект [2].
В этой статье мы также хотели бы обозначить и возможные перспективы взаимодействия ДОО и НКО.
Данные организации имеют материальные, научно-методические, волонтерские, информационные ресурсы, которые могут быть востребованы при формировании в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность, сотрудничество взрослого и ребенка. В частности, с помощью НКО можно решать проблему актуализации педагогического потенциала родителей.
В настоящее время особенно востребовано широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Эта проблема может быть также решена с помощью привлечения НКО, ракурс решения проблемы (доставка необходимого оборудования, его поддержка специалистами в IT-технологиях или создание различных игр и интересных интерактивных заданий, в которых будут использоваться те или иные предметы компьютерного обеспечения) можно выбрать в процессе взаимодействия.
Другим важным перспективным направлением взаимодействия ДОО и НКО видится расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие детей в жизни микрорайона, развитие социальной ответственности как детей, так и родителей в процессе вовлечения в различные благотворительные акции и др.).
Взаимодействие ДОО и НКО позволяет также расширить спектр дополнительных образовательных услуг детского сада — это может быть организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ОВЗ, и т.д.
Каковы наши рекомендации руководителям ДОО, решившим обратиться к той или иной некоммерческой организации за поддержкой или в целях разработки и внедрения той или иной образовательной программы?
Безусловно, сначала надо изучить информацию о данной организации, которая может быть размещена на сайте, представлена в буклете или социальной сети. Важно обратить внимание на Устав организации, описанные на сайте/в буклете программы, список доноров и партнеров данной организации. Если представленная информация кажется вам соответствующей действительности, вас заинтересовали проекты, реализуемые данной НКО, следующий шаг по взаимодействию — составление четкого запроса, где конкретно и продуманно обозначены проблемы, решить которые поможет, на ваш взгляд, взаимодействие или ресурсная помощь данной организации.
Если ваш запрос вызвал интерес, и организация готова к взаимодействию, обладает необходимыми для решения проблемы ресурсами, отношения следует зафиксировать в договоре, где будут обозначены права и обязанности сторон и другие направления взаимодействия. Грамотно и четко составленный договор позволяет решать возникающие в ходе проекта или в процессе помощи трудности легитимными средствами и наиболее конструктивно.
Несомненно, процесс взаимодействия требует значительной вдумчивой работы, глубоких знаний и главное — сильных мотивов. Взаимодействие надо уметь выстраивать, создавать предпосылки для сотрудничества с максимальным учетом реальных обстоятельств, возможностей и перспектив. Важно раскрыть множество причинно-следственных факторов, которыми захотелось бы воспользоваться представителям обеих сторон — ДОО и НКО — для совместной работы. Мы согласны с исследователями, которые утверждают, что «конструктивное, взаимовыгодное взаимодействие институтов государства, общества и бизнеса создает условия для заинтересованности каждой из сторон и в итоге выгодно населению или его отдельным группам, проживающим на данной территории.
Создавая стратегические альянсы с другими секторами, можно гораздо эффективнее достичь своих целей, чем действуя в одиночку» [4].
Заключая краткий обзор вопросов взаимодействия НКО и ДОО, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что такое взаимодействие имеет большой потенциал, значительные перспективы и способно оптимизировать сферу дошкольного образования, помочь ей стать более современной, продуктивной, готовой к ответам на социальные вызовы.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть