• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

У нас в гостях: Баатр Борисович Егоров

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
методист структурного подразделения «Российское дошкольное отделение “Филиппок”» гимназии № 1306, Москва

Уважаемый Баатр Борисович! Спасибо, что согласились дать нам интервью. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы пришли в дошкольное образование?

Это произошло в 1989 г. в Элисте в очень интересное время: перестройка, страна бурлила, появилось большое количество педагогов-новаторов, хотелось чего-то нового! Мне повезло, я, 19-летний юноша, попал в замечательный педагогический коллектив, которым руководил очень деятельный заведующий. Многие не верят, когда я рассказываю, что по списку у меня в группе было 43 ребенка и посещало ежедневно 42. И в этих условиях, мы с коллегой (воспитателем нашей группы) не просто придумывали что-то интересное, но еще и руководили Республиканской школой передового опыта для дошкольных работников. В 1990 г. я стал участником Первого съезда педагогов — новаторов дошкольного воспитания России, проходившего в г. Горьком (Нижнем Новгороде).

В 22 года меня назначили заведующим строящегося детского сада, мы написали концепцию и программу развития, и после защиты концепции наш детский сад № 31  переименовали в Развивающий центр «Алтн булг» («Золотой родник»), в который входили детский сад, начальная школа и начальная музыкальная школа. Это было удивительное время открытий, находок, споров и творчества!

С 1998 г. живу и работаю в Москве. За 17 лет прошел путь от аспиранта до заместителя директора института. В советское время наш институт назывался НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, потом его много раз переименовывали и сейчас он называется Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Это Институт с уникальной историей! Но прежде всего это удивительные, замечательные и интересные люди. В Институте я защитил диссертацию, стал специалистом, и практически все мои научные достижения — заслуга людей, с которыми я работал. Перечислять то, чему я научился у этих педагогов, можно долго. Они дали мне самое главное — научили познанию. Каждый из них открыл мне новую дверь в новую область, новый для меня мир! Это великое счастье все время двигаться вперед, но и немного грустно — моей жизни не хватит познать, то что знают все мои учителя.

Почему Вы решили снова стать руководителем детского сада?

В 2015 г. я уволился из Института и пришел работать в детский сад. Наверно приходит время, когда надо остановиться и оглянуться назад, подумать о прошлом, о том, как жить дальше и в этих мыслях пришло понимание, что самое важное, происходило именно когда я работал в детском саду. И в этот момент мне предложили возглавить Российское дошкольное отделение «Филиппок» Гимназии № 1306 — Ассоциированной школы ЮНЕСКО — Школы молодых политиков. И мне снова повезло: директор гимназии — доктор педагогических наук, профессор МГУ не просто интересный руководитель, но и директор, понимающий что такое детский сад. Для Москвы в настоящее время это очень актуально. Слишком много проблем на дошкольной ступени образования происходит из-за безграмотности руководителей образовательных комплексов, не понимающих особенностей дошкольного возраста.

Вернувшись в детский сад, я снова почувствовал себя счастливым человеком!

Каким должен быть современный руководитель?

Современным! Но как помочь заведующему детским садом найти ту золотую середину, которая так необходима сегодня? Вокруг стремительно развивающийся технический прогресс, соответственно которому меняются и дети. Современные дети совершенно другие, они не особенные, как это модно сейчас говорить. Для обозначения этого феномена даже придумали новый термин — «индиго». Нет, они просто другие! Соответственно в нашей работе, тоже что-то должно измениться. Но это не значит, что мы должны отказаться от старых добрых методик и кинуться с головой в различные инновационные подходы и технологии. По установке различных руководящих органов детские сады лихорадочно внедряют инновационные подходы — сегодня одни, завтра другие, послезавтра третьи. И происходит самое страшное: мы постепенно теряем все ценное, что было в дошкольном образовании — систему работы! Воспитателю некогда каждый день систематично организовывать свою работу, потому что он все время должен придумывать что-то инновационное.

Вы учились у Ю.Ф. Змановского. Насколько актуальны его идеи в аспекте введения ФГОС ДО?

Мне очень повезло с учителями, свою диссертацию я начинал под руководством Ю.Ф. Змановского, завершал исследование под руководством В.Т. Кудрявцева. Многие положения, выдвинутые Юрием Филипповичем, актуальны и сегодня и находят отражение в новых программах и технологиях.

Например, термин «оздоровительно-воспитательная работа» затрагивает прежде всего труд воспитателя детского сада. Ю.Ф. Змановский предложил принципы, на которых строится оздоровительно-воспитательная работа:

— организации двигательной активности детей;
— реализации системы эффективного закаливания;
— применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
— обеспечения полноценного питания детей в детских садах;
— создания условий для реализации оздоровительных режимов в ДОО.

Обратите внимание, если детский сад принимает эти принципы, он использует и систему работы, в которую включены все сотрудники детского сада. Это то, к чему призывал Ю.Ф. Змановский и то, чем мы занимаемся с нашими экспериментальными площадками: построение системы работы. Мы экспериментируем не над ребенком, а над условиями, в которых находится наш воспитанник.

Одна из главных задач — не придумать что-то новое в этой области, не выдумать что-нибудь этакое, а найти в многообразии методов и приемов то необходимое, что будет работать у вас в группе с конкретными детьми.

Может ли дошкольная организация исправить проблемы со здоровьем, которые возникли до поступления в детский сад?

Нет, не может! И ставить такую задачу перед собой детский сад не должен. Почему я всегда выступал против задачи «сформировать представления о здоровом образе жизни», пришедшей в дошкольное образование из школы через валеологию. Самая оптимальная задача, это сохранение и укрепление здоровья. Мне как воспитателю понятна эта задача и моя работа. Брать на себя функции медицинских учреждений нельзя. Хотя при этом признаю, что зачастую мы в детских садах занимаемся долечиванием детей. Это можно делать, если имеются условия (помещение, оборудование, персонал, лицензия и т.д.) и реализуются как дополнительные платные услуги.

Несмотря на то что, специализированные группы в ДОО закрываются, мы сохранили группы для детей с нарушением зрения, где проводится коррекционная и оздоровительная помощь.

И по поводу проблем, которые ребенок принес с собой в детский сад. Главная проблема — родительская безграмотность. Мы провели исследования в разных возрастных группах в детских садах и в первых классах школ. Предложили родителям оценить свои знания по трехбалльной системе в следующих областях: педагогика, психология и физиология. Подавляющая часть родителей оценила свои знания по педагогике в 3 балла и знания по психологии и физиологии в 1—2 балла. Можно даже не комментировать эти цифры.

И при этом винить молодых родителей сложно. Слишком много проблем: надо заработать деньги, чтобы обеспечить семью, надо дать хорошее образование, потеря связей между поколениями (исчезла многопоколенная семья), переизбыток не совсем правильной информации о воспитании ребенка и т.д.

Нарушен главный принцип — каждый период своей жизни ребенок должен прожить вовремя. Не отставая и не опережая его. На сегодня раннее развитие ребенка стало хорошим средством для зарабатывания денег. Родители все делают для того, чтобы их ребенок начал развиваться как можно раньше. Например, малыш еще не научился стоять, не научился ходить — ему покупают «ходунки» и в них ребенок учится бегать. Чем чревато такое перепрыгивание сразу через несколько этапов развития: искривление позвоночника, плоскостопие, повышенный мышечный тонус и т.д. Но это не самое страшное, хуже, что при этом страдает развитие головного мозга и нервной системы. К сожалению, ситуация со здоровьем детей, приходящих в детский сад с каждым годом будет только ухудшаться! Родители, перегружающие своих детей, точно также наносят вред ребенку, как и родители, не занимающиеся своими детьми. В ответ на запросы «озабоченных» родителей появились методики, обучающие чтению с двухмесячного возраста, математике с шестимесячного, иностранному языку с трех лет и т.д.

Голова ребенка не мусорный ящик, в который можно вкладывать то, что взрослому захотелось. А сейчас я повторюсь, это происходит от непонимания того, что период дошкольного детства является самоценным, и ребенок должен прожить его вовремя.

Работу с родителями детей раннего и дошкольного возраста организовывать необходимо, или нам придется увеличивать количество коррекционных и оздоровительных групп в детских садах. А затем это же надо делать и в школе.

Насколько может быть полезно возрождение национальных традиций оздоровления?

Это может быть очень полезно! Есть только одно «но»: мы, взрослые, можем оздоравливать себя как угодно, но, приходя в детский сад, мы используем только научно обоснованные и научно проверенные методы и средства.

За последние 20 лет появилось огромное количество нетрадиционных, инновационных, валеологических программ оздоровления и физического развития. Самые разные восточные, дыхательные гимнастики, а также разработки и наших «умельцев». Например: программа «Детка» Порфирия Иванова с совершенно дикими способами закаливания и оздоровления. Иванов говорит, что сплевывать ничего нельзя, надо обязательно проглотить. Это полезно — утверждают последователи П.К. Иванова. Есть детские сады, которые выводят детей на снег и обливают ледяной водой и т.д. К сожалению, такие методы могут привести к необратимым последствиям. Это категорически нельзя делать.

Де-факто в детский сад пришла валеология. Научным сообществом и Минздравом она не признана. Насколько, на Ваш взгляд, валеологические методики применимы в детском саду?

Несмотря на то что на территории России валеологические программы не допущены к использованию, многие, не называя себя, продолжают нести де­тям валеологическое «наследие». Я не просто противник таких программ — я воинствующий противник!

Приведу несколько ужасающих примеров: программа для подготовительной группы детского сада или первого класса начальной школы «Я и мое здоровье» автора В.М. Мельничук. Тема урока «Зачем мне толстая и тонкая кишка». Урок делится на три части. Первая — информация: зачем мне толстая и тонкая кишка. Вторая часть игровая. Пантомима. Дети делятся на три группы: одной группе предлагается изобразить желудок, второй — тонкую кишку, третьей — толстую. Даже не хочется обсуждать этот пример, скажу только о самой идее рассказывать детям о внутреннем строении тела человека. «Мясные» разделы заполонили программы дошкольного образования и кроме ипохондрии сформировать у ребенка ничего не могут. С такой же легкостью надо ввести в детских садах занятия по изучению таблицы Менделеева.

Другой пример: программа для детского сада «Здравствуй». автора М.Л. Лазарева. Урок о вреде курения. Детям предлагаются две тарелочки: на одной порезанный апельсин, на другой окурки. Дети должны понюхать и сделать вывод, что вредное, а что полезное.

При этом не учитывается первое — индивидуальные особенности: одному нравятся одни запахи, другому другие, второе — количество курящих родителей (запах табака будет ассоциироваться с запахом родителей), третье — дети, имеющие аллергические реакции на цитрусовые. И еще одна в этом примере проблема, нравственная — педагог несмотря ни на что, заставит ребенка сказать, что это пахнет хорошо, а это плохо.

Еще один пример о вреде курения, но для начальной школы. Берем банку, кладем в нее мышку, делаем три затяжки сигаретой, выпускаем дым в банку и закрываем крышку. Через некоторое время мышка умирает. Без комментариев.

В чем отличия детского сада, которым Вы руководите, от других садов?

В том, что у меня в детском саду работают самые лучшие воспитатели и приходят самые лучшие дети! Правда, иногда попадаются проблемные родители, но это не страшно, хороших родителей больше!

А если серьезно, наша Гимназия № 1306 — Школа молодых политиков работает по авторской концепции. Миссия гимназии — воспитание гражданина Мира, ответственного за судьбу своей страны и человечества, ориентированного на понимание и принятие мировых культурных ценностей и служение Отечеству через политическую деятельность или государственную службу. Контингент гимназии мультинациональный: в учреждении получают образование дети 36 национальностей. Образовательный процесс предполагает наличие познавательной мотивации и стремление к творческому самовыражению; высокие культурные запросы родителей.

Семьи детей, посещающих дошкольное отделение, заинтересованы в продолжении образования по преемственным программам гимназии, в том числе в изучении нескольких иностранных языков; участии в региональных и федеральных образовательных программах, международных проектах ЮНЕСКО и программах Международного Бакалавриата.

Баатр Борисович, что Вы пожелаете читателям журнала — руководителям дошкольных организаций?

Первое — терпения и еще раз терпения! Второе — постарайтесь увидеть в воспитателе человека. Когда-то очень давно, став заведующим детским садом, я сформулировал для себя главную задачу: я пришел, чтобы создать моим воспитателям комфортные условия для работы. Если им удобно работать, значит, всем детям в детском саду будет тоже комфортно!

Беседовала Е.В. Боякова

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению