• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

У нас в гостях: Рида Ханифовна Гасанова

У нас в гостях: Рида Ханифовна Гасанова

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного и предшкольного образования
Института развития образования Республики Башкортостан, член-корреспондент МАНПО, обладатель медали «Народное признание педагогического труда», г. Уфа

Уважаемая Рида Ханифовна! Спасибо, что согласились дать интервью для нашего журнала. Расскажите немного о себе. Как Вы пришли в дошкольное образование?

В системе дошкольного образования я работаю 51 год по окончании Уфимского педагогического училища № 1. В дошкольное образование пришла, можно сказать, случайно. В школе увлекалась математикой, и учителя мне пророчили поступление в институт на факультет математики. В 1960 г. по окончании 8 класса я решила поступить в авиационный техникум, но не прошла по конкурсу. Мой папа подсказал: «Поступай на дошкольное отделение, будешь воспитателем, это женская профессия». Я никогда не думала, что в этом дошкольном, удивительном мире проработаю полвека, достигнув таких высот. И нисколько об этом не жалею. Затем закончила Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова.

Проработав около 15 лет в системе дошкольного образования, занялась научно-исследовательской деятельностью в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Моим учителем была замечательный педагог, ученый О.С. Ушакова. В 1987 г. под ее руководством я защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Моей научной темой была проблема развития связной речи дошкольников в условиях многонационального детского сада. В то время я работала в Республике Дагестан. Это многонациональная республика, где в детских садах воспитываются дети разных национальностей.

В Дагестане проработала 28 лет. Трудилась в детском саду воспитателем, методистом, заместителем декана факультета дошкольного воспитания в ДГПИ им. Гамзата Цадасы, заведующим сектором дошкольной педагогики в НИИ школ им. Тахо-Годи. В 1999 г. вернулась в свой родной Башкортостан.

Какие задачи ставит перед собой кафедра, которую Вы возглавляете?

Кафедру дошкольного и предшкольного образования я возглавляю вот уже 14 лет, с 2002 г. На ней работают профессионалы дошкольного дела. Перед коллективом стоят задачи, продиктованные временем. Это обеспечение непрерывного образования работников системы дошкольного образования путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основное направление деятельности кафедры — повышение квалификации разных категорий дошкольных работников. Их у нас в Республике около 19 тысяч. Курсы повышения квалификации организуются исходя из потребностей, запросов, интересов, профессиональной компетентности слушателей. Мы считаем, что в условиях нашей республики, где много национальных детских садов, национальных групп, необходимо совершенствовать содержание дошкольного образования путем внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.

Другим направлением кафедры является научно-исследовательская, методическая деятельность. Перед кафедрой стоят задачи в области разработки новых инновационных программ и технологий регионального и национального содержания дошкольного образования. В Республике Башкортостан 204 национальные дошкольные организации, 406 башкирских групп в ДОО общеразвивающей направленности. И конечно же, одна из главных задач — помочь дошкольным организациям Республики успешно внедрить ФГОС ДО.

Какие формы работы с педагогическими кадрами наиболее востребованы и продуктивны?

Мы стараемся внедрять разные формы работы с педагогическими кадрами Республики. Это курсы повышения квалификации в очной и заочной форме, семинары, проведение мастер-классов, показ открытых мероприятий. В Башкортостане 23 пилотные площадки, которые апробируют комплексные программы дошкольного образования, разработанные в свете ФГОС ДО. Пилотные площадки систематически делятся своим опытом через проведение мастер-классов. Они — центры распространения передового педагогического опыта. Сегодня востребованы семинары, вебинары, проводимые авторами новых программ дошкольного образования.

С какими трудностями Вы сталкиваетесь во взаимодействии с дошкольными организациями?

Я бы отметила, что кафедра не сталкивается с трудностями во взаимодействии с дошкольными образовательными организациями. Педагоги — это наша опора. Мы вместе находим пути решения проблемы внедрения ФГОС ДО в практику работы. В этом нам помогают издательства. Мы благодарны издательствам: «ТЦ Сфера», «Русское слово», «Баласс», «Мозаика-Синтез», «Академкнига / Учебник», «Национальное образование» и другим за реальную практическую помощь. У нас с ними тесная связь.

С какими проблемами чаще всего обращаются к Вам руководители и старшие воспитатели детских садов?

Проблема одна — планирование образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. У руководителей, старших воспитателей еще сохранился стереотип традиционного планирования — и переход к новым формам проходит очень сложно. Эту проблему помогают решить пилотные, стажерские площадки, базовые учреждения.

Какие «подводные камни» встречаются педагогам детских садов на пути введения ФГОС дошкольного образования?

С введением ФГОС ДО руководители и педагоги столкнулись с проблемой разработки образовательной программы дошкольного образования. Сейчас разработана и утверждена «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования», появились вариативные образовательные программы. Другая задача, которая встала перед нашими педагогами, — это переосмысление целей образования в раннем возрасте. Педагоги испытывают трудности в организации образовательной деятельности в группах раннего возраста. Это не те малыши, которые были 30—40 лет назад, а другие дети, требующие совершенно нового подхода. У педагогов появилась проблема выбора образовательных программ. Пройдет какое-то время, прежде чем педагоги определятся с выбором. Только тогда образовательный процесс в ДОО будет реализован в соответствии со своей образовательной программой.

Есть ли уникальные особенности у дошкольного образования Уфы, выделяющие его среди детских садов страны?

Это творчески работающие педагоги в системе дошкольного образования нашей Республики. Люди, которые хотят все знать, внедрять в образовательную деятельность все новое, прогрессивное, хотят делиться своим передовым опытом с коллегами. Совсем недавно в нашем институте появилась новая форма встречи педагогов «Фестиваль инновационных идей». С каким интересом педагоги участвуют в этом фестивале! Они говорят: «Это праздник души».

Что, на Ваш взгляд, изменится с введением профессионального стандарта педагога?

Мне кажется профессиональный стандарт введет более жесткие требования к личности педагога, к его профессиональной подготовке.

Сейчас меняется облик маленького гражданина — ребенка XXI века. Сегодня педагог должен быть профессионально подготовлен к взаимодействию с ребенком, у которого свои индивидуальные особенности, потребности, интересы.

Что стоит сегодня на первом месте в социокультурном развитии дошкольников?

Сегодня обществу нужна духовно и нравственно развитая личность с высоким потенциалом, умеющая сохранить традиции своего народа. С позиции культурологического подхода ребенок является не только потребителем культурных ценностей, но и еще может их создавать. Культура должна рассматриваться как средство преобразования. Социально-личностное развитие должно быть направлено на формирование самосознания через приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, народным традициям. В Республике Башкортостан ведется работа в этом направлении. Это прежде всего методическое обеспечение социокультурного развития детей. Созданы парциальные программы: «Земля отцов», «Я — башкортостанец», «Образ Салавата Юлаева — дошкольникам» и др. В Республике накоплен богатый опыт, нашедший отражение в моей монографии «Социокультурное развитие детей дошкольного возраста». Мы не останавливаемся на достигнутом. У нас большие планы, свои взгляды на разработку парциальных программ социокультурного развития детей дошкольного возраста. К этому мы привлекаем практических работников, у которых накоплен богатый опыт. И мы им дорожим.

Читают ли в Башкортостане журналы «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ»?

Конечно, у руководителей детских садов — настольный журнал «Управление ДОУ», а у старших воспитателей — журнал «Методист ДОУ», откуда они черпают все самое ценное и главное, что на сегодняшней день является наиболее актуальным.

Каким Вы видите идеальный детский сад? К чему надо стремиться?

Идеальный детский сад, в моем видении, это прежде всего детский сад, где каждому ребенку комфортно, где созданы все условия для полноценного проживания ребенком своего детства. Это детский сад, где детей каждый день встречает с улыбкой педагог-профессионал. Каждой дошкольной организации нужно стремиться к формированию корпоративной культуры, повышению своего профессионального уровня.

Беседовала Е.В. Боякова

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть