При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Тема номера
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка редактора
Наука — практике!
Большое внимание в настоящее время уделяется созданию примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. Во всех программах в образовательной области «Физическое развитие» присутствует раздел «Физическая культура», как правило, в традиционном варианте, включая задачи использования подобранных физических упражнений и их перечень с обозначением количественных показателей выполнения в каждом возрастном периоде. По сути, это программа развития движений, а не программа по физической культуре.
Физическая культура — совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством для укрепления здоровья человека и совершенствования физических качеств и способностей. В общественно-исторический опыт включается не только богатство физических упражнений, но и теоретические основы их выполнения, применение этих движений в различных ситуациях для решения разнообразных задач. Сюда входят опыт разучивания этих упражнений, методика физического воспитания. В содержание понятия «физическая культура» включается и разработка инвентаря, пособий для выполнения физических упражнений, которые регулярно совершенствуются, а также создаются новые. Этот накопленный человечеством опыт каждое поколение присваивает в обобщенном виде за короткий промежуток времени, а затем обогащает его разработками новых видов движений, инвентаря, теории и методики. Но для этого необходимо развить творческие способности людей, их готовность к решению стоящих перед ними задач.
Педагог — посредник между выработанной общественно-исторической физической культурой и подрастающим поколением, от приемов работы которого зависят сроки овладения материалом, возможности применять разученные движения на практике.
Перед педагогом стоят задачи:
Программа, содержание, методы и приемы работы педагога должны обеспечивать условия для реализации задач.
Присвоение накопленного опыта происходит прежде всего в процессе прямого обучения. Его назначение четко определил основоположник теории физического образования П.Ф. Лесгафт, указывавший, что прямое обучение рассматривается как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков. Он сформулировал конечную задачу этого обучения, суть которой заключается «в уменье изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря: приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично» [2, с. 29]. Он подчеркивал, что «как при изучении каждого предмета приходится начинать с элементов, так и при руководстве физическим образованием приходится начинать с тех элементов движений, из которых слагаются все наши действия» [2, с. 205].
Повышение квалификации
Всегда актуален поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка, развития его физических и интеллектуальных качеств, социально-коммуникативных навыков. Огромные возможности в этом направлении заложены в синтезе музыки и движения. Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Целенаправленно используемая (функциональная) музыка при двигательной деятельности имеет большое оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.
Мы активно используем движения под музыку как универсальное средство гармоничного развития личности.
Особенности нашего опыта работы:
В качестве примера представляем несколько авторских музыкальных разминок для детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, спортивных досугах, праздниках и развлечениях.
Жизнь и здоровье — самое важное, что есть у человека. Чтобы сохранить их, необходимо выполнять правила безопасного поведения. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подго товить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получил необходимые знания об опасностях, научился их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей дошкольного возраста недостаточно сформирована способность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. В связи с этим возникает необходимость создания условий для формирования у детей умений и навыков избегать опасности, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру. Наша задача — не напугать их, а подготовить к полноценной жизни. Успешному выполнению этой задачи благоприятствуют характерные способности детей дошкольного возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение к разным жизненным ситуациям.
Игры по безопасности для дошкольников проводятся чаще всего в форме эстафет как на физкультурных занятиях, так и во время спортивно-познавательных праздников.
Общение детей в играх, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей, воспитывать смелость, желание прийти на помощь, а также совершенствуют основные виды движений.
Утренняя гимнастика — ценное средство оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Таким образом, утренняя гимнастика выполняет следующие задачи:
У детей вырабатывается привычка ежедневно по утрам выполнять физические упражнения, что способствует четкому выполнению режима дня.
В детском саду № 66 «Журавушка», г. Старооскольский, утренняя гимнастика проводится до завтрака после уже достаточно активной разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания от свободных индивидуальных игр и занятий к совместной деятельности.
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО в детском саду № 1 «Журавленок», г. Саянск Иркутской области, организована предметно-пространственная развивающая среда, соответствующая требованиям стандарта. Доступная, безопасная организация образовательного пространства физкультурного зала, спортивных уголков групп, спортивной площадки и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают двигательную активность детей, развитие крупной и мелкой моторики, координации и успешное овладение детьми основными видами движений. Максимально используется весь потенциал пространства ДОО.
Инструкторы по физкультуре разработали и оформили стенд «Сегодня дети — завтра олимпийцы», адресованный как детям, так и взрослым (педагогам, родителям).
Цели создания стенда:
Образовательная работа
Сценарий мероприятия разработан на основе здоровьесберегающих технологий и детских видов деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной). Примененные психогимнастика, игровой самомассаж, ритмопластика, имитационные упражнения для развития правильного дыхания соответствуют возрасту и максимально способствуют развитию физических качеств и двигательных способностей детей 4—5 лет.
В конспекте интегративно используются элементы игровой технологии и технологии ТРИЗ, что позволяет ребенку занять активную позицию в двигательной, коммуникативной, познавательной деятельности.
Цель: создание условий для поддержания интереса детей к двигательной деятельности в игровой ситуации валеологической направленности и здоровьесберегающих технологий.
Зима — прекрасная пора для тех, кто любит активные зимние виды спорта. Можно весь день скользить на коньках по льду под открытым небом, спускаться с горок на санках или наслаждаться свежим воздухом и красотой окружающего мира в процессе катания на лыжах.
Лыжные гонки — один из наиболее популярных видов спорта в России. По данным статистики, на лыжах в нашей стране катаются свыше 20 млн чел. Занятия лыжным спортом — это возможность сохранить здоровье и повысить работоспособность. На свежем воздухе обмен веществ ускоряется, улучшается аппетит, исчезает бессонница.
Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, которое упражняет в балансировке тела и быстром беге, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений. Умеренный холод служит прекрасным средством закаливания, тонизирует мышцы и бодрит.
Лыжные занятия оказывают положительное влияние на формирование осанки ребенка, гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы его организма, особенно мышцы спины, развиваются основные движения.
Такие занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка — развивают решительность, настойчивость, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают дружбу, взаимопомощь, командный дух.
Успех лыжных занятий во многом зависит от условий их проведения и желания инструктора сделать прогулку с детьми запоминающейся, мотивировать дошкольников на формирование устойчивого интереса к лыжному спорту.
В статье описываются способы подготовки и проведения лыжного сезона, основанные на опыте инструктора по физкультуре МБДОУ ЦРР — д/с «Белоснежка», г. Новый Уренгой.
Физкультурно-оздоровительная работа
Занятие в старшей группе
Задачи:
Занятие для старших дошкольников
Задачи:
Для детей подготовительной к школе группы и их родителей
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
В городе Строитель Яковлевского р-на Белгородской области, состоялась спартакиада для воспитанников ДОО «По морям, по волнам!». Проявить смекалку, ловкость, быстроту собрались команды 7 детских садов: «Аленушка», «Улыбка», «Светлячок», «Золотой ключик», «Сретенский», «Колокольчик» и «Родничок».
Во время праздника бодрое настроение болельщиков и маленьких спортсменов поддерживал веселый персонаж — капитан дальнего плавания, который пригласил участников в необычное морское путешествие.
Мы уверены, что спортивное мероприятие принесло много положительных эмоций всем его участникам. Представляем вниманию читателей сценарий проведения этой осенней спартакиады.
Коррекционная работа
Работа с родителями
Здоровье во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда актуальна.
Воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни возможно, только если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОО.
Одна из форм позитивного взаимодействия педагогов, детей и их родителей — мастер-класс. Это активная форма обучения родителей, во время которого приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем активизации творческого потенциала каждого участника. Актуальной темой мастер-класса для укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни, установления партнерских отношений с родителями стала «Танцевально-оздоровительная гимнастика».
Цель: формирование у родителей воспитанников представлений о танцевально-оздоровительной гимнастике как форме двигательной активности для дальнейшего ее использования в совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Для детей старшей группы
Любой праздник — всегда радостное событие, тем более когда в нем участвуют папы воспитанников. Праздник создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада, условия для проявления творческой инициативы и сотворчества, способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей, доставляет радость от общения с родными людьми, чувство гордости за своих пап.
Задачи:
Взаимодействие со специалистами
(в рамках психофизической подготовки детей 6—7 лет к обучению в школе)
Задачи:
Участники: педагог-психолог (1-й командир космических уборщиков), инструктор по физкультуре (2-й командир космических уборщиков), воспитатели, дети 6—7 лет, родители.
Для детей старшей и подготовительной к школе групп
Цель: развитие интереса к двигательной активности.
Занятие во второй младшей группе
Задачи:
Досуг в старшей и подготовительной к школе группах
С 1993 г. во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО отмечается Всемирный день воды.
На территории Российской Федерации он проводится с 1995 г. под девизом «Вода — это жизнь».
Каждый год в третью неделю марта деятельность нашего детского сада посвящается воде. Дети ищут воду на карте, в сказках, изучают ее свойства, рисуют. В течение недели группы посещает задорная Капелька, побуждает детей вспоминать все, что они знают о воде: ее свойства, правила поведения в воде и у водоемов. Дети читают стихи, отгадывают загадки о разных состояниях воды, говорят о необходимости беречь воду.
В бассейне для детей всех возрастных групп проходят досуги «Вечная слава воде!»
Так дети в увлекательной форме узнают о месте воды в картине мира, ее удивительных свойствах, ценности.
В результате у детей возникает желание беречь воду как один из важных источников жизни на Земле.
Для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Дискуссионный клуб
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование основ здорового образа жизни, желания участвовать в коллективной игре.
Задачи:
Вести из регионов
Занятие в старшей группе
Цель: развитие физических качеств детей с помощью подвижных и соревновательных игр народов Севера (с использованием нестандартного оборудования).
Кружки, секции
Цель занятия: подготовка детей к участию в спортивном досуге «Кубок президента ФГСМ по игре в городки среди сборных команд детских садов Москвы».
Занятие в старшей группе
Задачи:
Книжная полка
Это интересно
Профилактику плоскостопия у детей следует начинать уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться в профилактике и лечении рахита и прочих неврологических заболеваний, которые могут спровоцировать плоскостопие.
В период, когда ребенок делает свои первые шаги, следует хорошенько задуматься о выборе детской обуви. Не стоит забывать и о том, что никакая, даже самая полезная обувь не заменит ребенку босоногую прогулку по траве, песку и прочим естественным неровностям. Исследования индийских врачей показывают, что те, кто провел «босоногое» детство, в три раза реже страдают плоскостопием. Однако ходить босиком по траве полезно, а вот по абсолютно ровному и твердому полу — нет.
Для детей постарше можно проводить специальные игры с элементами гимнастики стоп. В ее состав могут входить такие простые упражнения, как ходьба на пятках, носках, внешних и внутренних сторонах стопы; прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте); «ползающие» движения стоп с помощью пальцев ног. Полезно прокатывать стопой гимнастические палки диаметром 2—3 см или теннисные мячи, поднимать мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаться по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.
Любая гимнастика покажет лучшие результаты, если ее сочетать с водными процедурами. Например, плавание — хорошее средство не только для стимулирования тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.
Источник: www.ploskostopiya.net
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть