• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Проект «Исследовательская деятельность со старшими дошкольниками»

Проект «Исследовательская деятельность со старшими дошкольниками»

Долгий Л.М.,
воспитатель МБДОУ д/с «Золотой ключик»,
г. Тарко-Сале Пуроского р-на, ЯНАО

В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувствовать самоуважение от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, а именно: исследовательское обучение, направленное на развитие умений и навыков научного поиска, воспитание истинного творца.

А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью изучались и систематизировались материалы в соответствующей методической литературе по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И. Савенковым.

Цель проекта:

развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи:

— организовать предметно-развивающую среду;
— обучать умениям и навыкам исследовательского поиска;
— развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;
— организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Актуальность проекта заключается в развитии познавательного интереса через исследовательское поведение ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в “готовом виде”», — писал А.И. Савенков. Поэтому нужно увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к формированию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития дошкольника, что свидетельствует о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (целой группой, в парах или тройках). И что важно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Объект: исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

Проблема: каково влияние методов исследовательского обучения на качество подготовки детей к школе.

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

Применение методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий:

— при выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности;
— системном внедрении методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей;
— развитии у детей интереса к поисковой активности.

В реализации проекта принимают участие воспитатели старшей (затем подготовительной к школе) группы, воспитанники и их родители.

Среди педагогов — участников проекта: психолог, логопед, владеющие педагогическими технологиями. Все участники могут использовать в своей практике интернет-ресурсы.

Для осуществления проекта предоставляется следующая материально-техническая база: компьютер с подключением к Интернету, принтер, сканер, ксерокс.

Этапы реализации проходят в течение учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксируются результаты наблюдений и обеспечивается психологическая поддержка детей).

В качестве основной линии работы мы выделяем формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста. Этому будут способствовать специально организованные ­занятия-тренинги, собственно исследования, «научные» доклады.

С целью мониторинга воспитатели группы будут вести наблюдения за детьми по выявлению исследовательских способностей. Динамика развития ребенка вносится в диагностическую карту при помощи отметок в определенные периоды времени: начало и конец учебного года.

1-й этап

Предварительная подготовка:

— экскурсии и целевые прогулки;
— наблюдения за объектами и явлениями природы;
— беседа «Мой мир — какой он?»;
— рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;
— ознакомление с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты»;
— тренинг по активизации исследовательского поведения.

2-й этап

Центр «Хочу все знать»:

— проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения;
— чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»);
— эвристические беседы по изучаемым темам.

Клуб знатоков «Я познаю мир»:

— обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);
— мониторинг (презентации научных работ).

Игровой центр:

— словесные игры;
— развивающие игры и упражнения.

Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):

— изготовление макетов гор, вулканов;
— копилка «нужных / ненужных» вещей;
— плановые опыты;
— опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);
— оформление альбомов по лексическим темам, проведенным опытам и экспериментам (в ви­де зарисовок и фотографий).

Для нас важно вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс и развивать с ними партнерские отношения. В связи с этим организованы мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействие с семьей:

— анкетирование родителей на тему «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
— домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
— акция «Вместе с ребенком» (еженедельно);
— привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
— родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий клуба знатоков «Я познаю мир»;
— поощрение в виде Благодарственного письма родителям и медали «Хочу все знать!» ребенку;
— консультации на темы «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
— индивидуальные консультации по осуществлению акций;
— оформление наглядной информации в родительском уголке.

3-й этап

Результат проектной деятельности:

— мониторинг;
— открытые занятия на родительском собрании;
— открытое занятие для педагогов;
— выставка работ;
— фотовыставка «Хотим все знать»;
— выставка детских рисунков «Моя научная работа».

После проведения диагностического обследования и обоснования условий для исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывается перспективный план работы. Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей к проведению исследовательской деятельности, предполагает ознакомление с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением.

В мини-центре имеются:

— приборы-«помощники» (лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, емкости для игр с водой разного объема и формы);
— природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);
— утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги);
— красители (гуашь, акварельные краски);
— медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл));
— прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов).

Далее дети знакомятся с ми­ром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выясняют ее ценность. Ставится задача — пополнить и разнообразить мини-центр в течение учебного года.

Затем следующий этап (практический) — занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И. Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Их цель — введение ребенка в исследовательскую деятельность, в которой он учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также ­занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, учатся слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время — утром или вечером, между занятиями, на прогулках — со всей группой или индивидуально. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, направленные на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях.

Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы детей создается клуб знатоков «Я познаю мир». (В течение года эта группа расширяется.) Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения, где присутствуют дети все одновременно или по подгруппам (в соответствии с сеткой занятий). Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание занятий позволяет максимально внедрять методы и приемы, активизирующие использование сохранных анализаторов детей, что очень важно. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной ее части, помогает им проникать в глубь объектов — живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В этом большую помощь оказывает психолог.

В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, способствует выполнению еще одной поставленной задачи в данном проекте — развитию коммуникативных способностей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т.д.

После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба знатоков. Здесь дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображением воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения.

Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада. Выступающие с «научным» докладом дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом становится папка (альбом) с иллюстрациями, зарисованными опытами, и самое главное — в ней помещается доклад, записанный в виде символов.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Очень важно в начале года провести родительское собрание, на котором заслушивается консультация «Движущие силы исследовательского поведения детей» с целью заинтересовать родителей в поддержке данного проекта и оказывать помощь детям и педагогам. Их задача заключается в безотказном содействии своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам.

Также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

После проведения исследовательской работы целесообразно в конце учебного года устроить выставку «Моя научная работа», фотовыставку «Хотим все знать» и непременно отметить активность и поощрить каждого участника клуба медалями «Хочу все знать!», а родителей Благодарственным письмом за поддержку своего ребенка в исследовательской работе от научного руководителя (воспитателя группы) клуба знатоков «Я познаю мир».

Представления образовательных результатов происходят:

— на родительских собраниях;
— педагогических советах, а также семинарах, методических объединениях;
— во время проведения индивидуальных бесед с родителями.

Мониторинг осуществляется воспитателями 2 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми) и имеет качественную оценку. Педагоги заполняют диагностические карты (см. приложение), отражающие уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время исследований как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

Для достижения более эффективных результатов ведется работа в системе с другими специалистами ДОО:

— педагог-психолог проводит консультации, беседы с детьми; на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях;
— учитель-логопед работает с детьми не только над устранением дефектов речи, но и над ее коммуникативной стороной;
— автор проекта посещает от­крытые занятия, семинары по исследовательской деятельности старших дошкольников.

В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты.

В отношении детей:

— умение слушать;
— обратиться к взрослому с вопросом;
— отвечать на вопросы;
— осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований по определенной тематике;
— обрабатывать собранный материал;
— представить доклад.

В отношении родителей:

— повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведения исследовательской деятельности;
— вовлеченность в воспитательно-образовательный процесс.

Эффективность работы по данному проекту отслеживается по следующим критериям.

В отношении детей:

— через их совместную работу по поиску и сбору информации;
— умению анализировать и систематизировать информацию;
— общаться со сверстниками и взрослыми.

В отношении родителей:

— через повышение родительской активности и заинтересованность воспитательно-образовательным процессом;
— активное участие в предлагаемых формах работы.

В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОО, выступать с докладами.

Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.

У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети при определенной помощи родителей способны достичь высоких результатов.

Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод о его эффективности и возможности использования в дальнейшем исходя из результатов обследования детей, проводимых нами и педагогом-психологом в конце предыдущего учебного года и в начале следующего.

Приложение:
Диагностическая карта по выявлению исследовательских умений

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению