При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Коробейникова С.А.,
заведующий МБДОУ д/с № 13,
г. Сарапул, Удмуртская Республика
С введением ФГОС ДО большое внимание в работе детских садов уделяется взаимодействию с родителями. Новые задачи, встающие перед ДОО, предполагают ее открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему. с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным с позиции педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках законодательства. Одними из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников.
Необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во Всемирном докладе ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999—2000 гг. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор писал, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим.
Поддерживающее взаимодействие решает актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детским садом:
— функциональные обязанности руководителя ДОО, куда входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями;
— старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к этому процессу родителей и общественность, организует просветительскую работу для родителей;
— медицинская сестра организует совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка;
— воспитатель детского сада управляет процессом взаимодействия с семьей воспитанников.
Проведем анализ нормативных документов, касающихся ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо..
Педагог дошкольного образования должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Компоненты ИКТ-компетентности
Общепользовательский компонент:
— использование приемов работы со средствами ИКТ;
— соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ;
— видео- и аудиофиксация в образовательном процессе;
— педагогическая деятельность в информационной среде;
— планирование и объективный анализ образовательного процесса;
— прозрачность и понятность образовательного процесса;
— клавиатурный ввод;
— аудиовидеотекстовая коммуникация;
— навыки поиска в Интернете и базах данных.
Общепедагогический компонент:
— подготовка и проведение выступлений;
— визуальная коммуникация;
— оценивание индивидуального прогресса ребенка.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
— минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
— возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
— оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
— рост объема информации;
— расширение информационных потоков;
— создание электронных, печатных газет, журналов.
Воспитатель — носитель навыков использования ИКТ, консультант родителей в повседневной деятельности.
Родители воспитанников — неотъемлемые участники образовательного процесса. Получают информацию, используют ее и осуществляют обратную связь с детским садом через ИКТ.
ИК-служба детского сада:
— образовательный портал — сайт детского сада;
— редакционно-издательская деятельность: календарь, журнал, телевидение ДОО;
— сотовая связь.
Мы хотим поделиться опытом создания информационно-познавательного журнала «Капитошка».
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
— максимально обеспечить своевременной информацией о работе, событиях, происходящих в детском саду, истории детского сада;
— оказывать квалифицированную психолого-педагогическую, методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и оздоровления детей;
— стимулировать у родителей интерес к работе ДОО.
Мы считаем, что и педагоги и родители должны расти и учиться вместе с детьми, вместе с ними совершенствоваться. Ведь жить не рядом с ребенком, а вместе с ним — самый значимый, ценный результат.
Инструкция по созданию журнала
Подготовительный этап
Сбор инициативной группы в составе:
— координатор проекта — заведующий МБДОУ д/с № 13;
— литературный редактор журнала — старший воспитатель;
— компьютерный дизайн, верстка журнала — воспитатель;
— организаторы совместной интегрированной деятельности — воспитатели групп.
Задачи:
— решить, каким содержанием будет наполнен журнал;
— придумать названия рубрик;
— спроектировать структуру журнала;
— описать требования к оформлению;
— назначить ответственных за создание и редактирование журнала.
Основной этап
Заключительный этап
Презентация и распространение, изучение журнала. Аналитическая деятельность.
Содержание журнала разбито на рубрики:
«Колонка редактора» (вступительное слово редактора, обращение к родителям).
«Обучение и воспитание» (статьи, посвященные актуальным вопросам обучения и воспитания).
«Здоровый ребенок» (пропаганда здорового образа жизни, питания).
«Копилка советов» (тесты, советы, рекомендации для родителей).
«Новости детского сада» (информация о событиях, жизни детского сада, групп).
«Лукошко сказок, игр, загадок» (стихи, игры, сказки).
Темы статей журнала обусловлены социальным заказом педагогов и родителей с целью передачи последним знаний по обучению и воспитанию дошкольников.
Результаты:
— повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования ИКТ;
— обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей;
— публичность и открытость системы управления ДОО;
— функционирование ИК-службы;
— обоюдная готовность детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
Системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть