• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Создаем информационно-познавательный журнал для родителей средствами ИКТ

Создаем информационно-познавательный журнал для родителей средствами ИКТ

Коробейникова С.А.,
заведующий МБДОУ д/с № 13,
г. Сарапул, Удмуртская Республика

С введением ФГОС ДО большое внимание в работе детских садов уделяется взаимодействию с родителями. Новые задачи, встающие перед ДОО, предполагают ее открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему. с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным с позиции педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках законодательства. Одними из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников.

Необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во Всемирном докладе ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999—2000 гг. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор писал, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим.

Поддерживающее взаимодействие решает актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детским садом:

— функциональные обязанности руководителя ДОО, куда входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями;

— старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к этому процессу родителей и общественность, организует просветительскую работу для родителей;

— медицинская сестра организует совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка;

— воспитатель детского сада управляет процессом взаимодействия с семьей воспитанников.

Проведем анализ нормативных документов, касающихся ИКТ-компетентности педагогов ДОО.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (ст. 2 гл. 1).
  • Требования к кадровым условиям ООП ДО (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: воспитатель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
  • Профессиональный стандарт педагога: в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо..

Педагог дошкольного образования должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Компоненты ИКТ-компетентности

Общепользовательский компонент:

— использование приемов работы со средствами ИКТ;

— соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ;

— видео- и аудиофиксация в образовательном процессе;

— педагогическая деятельность в информационной среде;

— планирование и объективный анализ образовательного процесса;

— прозрачность и понятность образовательного процесса;

— клавиатурный ввод;

— аудиовидеотекстовая коммуникация;

— навыки поиска в Интернете и базах данных.

Общепедагогический компонент:

— подготовка и проведение выступлений;

— визуальная коммуникация;

— оценивание индивидуального прогресса ребенка.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

— минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

— возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

— оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

— рост объема информации;

— расширение информационных потоков;

— создание электронных, печатных газет, журналов.

Воспитатель — носитель навыков использования ИКТ, консультант родителей в повседневной деятельности.

Родители воспитанников — неотъемлемые участники образовательного процесса. Получают информацию, используют ее и осуществляют обратную связь с детским садом через ИКТ.

ИК-служба детского сада:

— образовательный портал — сайт детского сада;

— редакционно-издательская деятельность: календарь, журнал, телевидение ДОО;

— сотовая связь.

Мы хотим поделиться опытом создания информационно-познавательного журнала «Капитошка».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Задачи:

— максимально обеспечить своевременной информацией о работе, событиях, происходящих в детском саду, истории детского сада;

— оказывать квалифицированную психолого-педагогическую, методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и оздоровления детей;

— стимулировать у родителей интерес к работе ДОО.

Мы считаем, что и педагоги и родители должны расти и учиться вместе с детьми, вместе с ними совершенствоваться. Ведь жить не рядом с ребенком, а вместе с ним — самый значимый, ценный результат.

 

Инструкция по созданию журнала

Подготовительный этап

Сбор инициативной группы в составе:

— координатор проекта — заведующий МБДОУ д/с № 13;

— литературный редактор журнала — старший воспитатель;

— компьютерный дизайн, верстка журнала — воспитатель;

— организаторы совместной интегрированной деятельности — воспитатели групп.

Задачи:

— решить, каким содержанием будет наполнен журнал;

— придумать названия рубрик;

— спроектировать структуру журнала;

— описать требования к оформлению;

— назначить ответственных за создание и редактирование журнала.

Основной этап

  • Выберите формат, в котором ваш журнал будет издаваться. Он может быть электронным и вестись в виде блога, а может верстаться и выходить в полноценном бумажном» варианте. Оба варианта могут быть востребованы и наверняка получат своего читателя. Мы использовали программу Microsoft Office Publisher 2007. Провели мастер-класс для педагогов по овладению данной программой.
  • Литературный редактор журнала собирает и обрабатывает материал. Выпуск журнала — дело не простое, требует определенных журналистских умений. Важно отобрать факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей. Следует научиться преподносить факты в такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если журнал иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает его ярким и привлекательным. Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед презентовали свой опыт в рамках углубленной работы, повар — мастер-класс «Пальчики оближешь», дворник — мастер-класс «Там, на неведомых дорожках», старший воспитатель подвела итоги проводимых конкурсов в ДОО, и самые лучшие стихи, рисунки, сказки были включены в журнал. Лучшие проекты родителей с презентацией семейного опыта также были опубликованы.
  • Оформляем графически (интересные фото, картинки, фоны и т.д.).
  • Редактируем статьи, чтобы они были в едином стиле, исправляем лексические, грамматические ошибки, подбираем дополнительный материал для всестороннего развития детей: ребусы, кроссворды, считалки, игры-ходилки.
  • Вносим подготовленный материал в электронную версию журнала.
  • Верстка полос оригинал-макета из составных элементов: набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр.
  • Отправление журнала в печать. Однако здесь есть свои трудности — нужно освоить больше новых умений: верстка, особенности подготовки журнала для печати и т.д.

Заключительный этап

Презентация и распространение, изучение журнала. Аналитическая деятельность.

Содержание журнала разбито на рубрики:

«Колонка редактора» (вступительное слово редактора, обращение к родителям).

«Обучение и воспитание» (статьи, посвященные актуальным вопросам обучения и воспитания).

«Здоровый ребенок» (пропаганда здорового образа жизни, питания).

«Копилка советов» (тесты, советы, рекомендации для родителей).

«Новости детского сада» (информация о событиях, жизни детского сада, групп).

«Лукошко сказок, игр, загадок» (стихи, игры, сказки).

Темы статей журнала обусловлены социальным заказом педагогов и родителей с целью передачи последним знаний по обучению и воспитанию дошкольников.

Результаты:

— повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования ИКТ;

— обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей;

— публичность и открытость системы управления ДОО;

— функционирование ИК-службы;

— обоюдная готовность детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.

Системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть