• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Знакомим дошкольников с природными явлениями

Знакомим дошкольников с природными явлениями

Газина О.М.,
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры теории
и методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва

Мир природы отличается разнообразием объектов и явлений. И если с первыми дети дошкольного возраста знакомы лучше, поскольку подвижность животных и яркость окраски растений постоянно привлекает внимание ребенка, то явления природы как таковые, их изменчивость, цикличность, зависимость от многих экологических факторов остаются для дошкольников, как правило, чем-то малоизведанным, а иногда и непонятным.

В данной статье представлен материал, который поможет педагогам определить объем знаний о природных явлениях, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста, сформировать у них представления об основных из них, научиться делать выводы о принадлежности их к живой или неживой природе.

Природными явлениями называют изменения, происходящие с объектами природы, которые обнаруживаются по внешним признакам. К ним относят: восход и заход солнца, приливы и отливы, землетрясения, наводнения, замерзания и пересыхания водоемов, ледоходы, извержения вулканов, выпадение осадков в виде дождя, снега, града, несвойственные для лета резкие похолодания, а для зимы потепления, появление облаков или радуги на небе, росы на траве, тумана в лощинах, мерцание звезд, цветение растений, расцвечивание листвы, отлет птиц в теплые страны и возвращение в родные края, сезонные линьки у животных и др. Таким образом, естественные изменения, вызванные различными причинами, происходят как в живой, так и неживой природе*.

*Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что природа — единое целое, и предлагать детям делить ее на «живую» и «неживую» было бы неправильно. Надо формировать понимание, что в природе все организмы связаны друг с другом и условиями существования.

Как отличить живое от неживого? Если природный объект обладает основными свойствами жизни — дышит, питается, чувствует, растет, развивается, размножается, приспосабливается к среде, а иногда и передвигается, это — живое существо (растение, животное, гриб). Если же данных признаков не наблюдается, перед нами, вероятнее всего, неодушевленный предмет или какое-либо вещество (камень, песок, глина, металл, вода, воздух). Интересно, что в результате различных изменений живое может становиться неживым и наоборот. Например, пока листья и шишки находятся на деревьях и живут вместе с ними одной жизнью — они живые. Однако, упав на землю, они теряют связь с растениями и делаются неживыми. В то же время хорошо известно, что растения живут, растут и развиваются благодаря извлечению из земли, воздуха, воды питательных веществ и превращению их под действием солнечной энергии в полезные для себя продукты.

Некоторые природные явления в силу своей яркости, необычности или особенностей протекания всегда обращают на себя внимание детей. К числу наиболее приметных явлений относят образование облаков, выпадение атмосферных осадков, гром и молнию во время грозы, появление радуги, восход и заход солнца, листопад.

Облака состоят из водяного пара или крохотных кристалликов льда. Они возникают на небе, когда влажный воздух поднимается высоко над землей и охлаждается. Как правило, облака, пронизанные солнечными лучами, кажутся белыми. Плотные, многослойные облака плохо пропускают свет и выглядят серыми. Иногда в них скапливается большое количество частиц пыли, тогда они становятся почти черными. Разная форма облаков объясняется тем, что они зарождаются на разной высоте и при разной температуре. Чаще всего наше внимание привлекают кучевые облака — белые, пушистые, словно разбросанные по небу клочки ваты. Они располагаются ниже других, и увидеть их можно только в теплое время года. Зато как интересно наблюдать за ними и угадывать очертания фигур зверей, птиц, плюшевых игрушек, плывущих под парусами кораблей, танцующих людей. Менее красивы перистые облака. Но и в них есть нечто необычное. Нежные, полупрозрачные, они похожи на тонкую вуаль, перья или бахрому и находятся выше всех. Барашки из среднего яруса представляют собой валы бело-серого цвета, а низко нависающие слоистые облака напоминают бесформенную темную массу. В основном они и дают осадки — от слабо моросящего дождя до сильного непродолжительного ливня.

Несмотря на то что облака находятся высоко над землей, мы можем без труда побывать внутри них. Для этого не надо подниматься ввысь на самолете. Достаточно погулять в тумане, который очень похож на лежащее на земле облако. Он тоже состоит из скопления множества крошечных капель. Туманы часто образуются по берегам рек, в низинах, на полях и лугах, окруженных лесом. Легкий туман называют дымкой.

Интересно, что, наблюдая за облаками и туманом, люди научились предсказывать погоду. На­пример, туман летом — к ясной погоде, зимой — к оттепели. Туман стелется по земле, значит, будет жара. Мощные кучевые облака — непременные спутники устойчивой хорошей погоды. Равномерно серые слоистые облака, за которыми не видно солнца, сулят ненастье. Перистые облака, вытянутые по всему небосклону, предупреждают о дожде. Появление на голубом небе белых барашков предвещает перемену погоды и возможное выпадение осадков.

Атмосферные осадки — это вода в жидком и твердом состоянии, выпадающая из облаков (дождь, морось, град) или выделяющаяся из воздуха на камнях, траве и других земных предметах (роса, иней, изморозь). К осадкам относятся также гололед и прочие обледенения. Ученые установили, что наибольшее количество атмосферных осадков выпадает на острове Гавайи, наименьшее — в одной из пустынь Южной Америки (Атакама).

Дождь, морось, роса выпадают в виде капель воды, поэтому их определяют как жидкие осадки.

Что такое дождь, знает каждый ребенок. Он выпадает из облаков. Обычно скопления малюсеньких капель воды зависают облаком в воздухе. Становится теплее — они испаряются. Холодает, капли сливаются друг с другом, увеличиваются в размерах, тяжелеют. Воздух не может их больше удерживать, поэтому начинается дождь: кратковременный и сильный — ливень или продолжительный от нескольких часов до нескольких суток — обложные осадки.

Морось отличается от дождя тем, что состоит из мельчайших капель воды, которые могут выделяться не только из облаков, но и из тумана. Падают они медленно, почти зависая в воздухе, отчего он становится влажным. Вроде дождя как такового нет, а одежда и все предметы вокруг сырые.

Нередко ранним летним ут­ром можно увидеть на траве блестящие капли росы. Это водяные пары, охладившись за ночь, опустились на поверхность земли. Жаль, что роса искрится в лучах восходящего солнца и радует своей волшебной красотой недолго: лишь чуть потеплеет, она испаряется, будто и не было ее вовсе.

Снег, град, иней из ледяных кристаллов, поэтому их называют твердыми осадками. Зимой вместо дождя идет снег. Мельчайшие капли воды, падая с большой высоты, налипают на крохотные пылинки и под действием холода замерзают, образуя ажурные снежинки. Узоры у них разные, а количество лучиков у всех одинаковое — по шесть у каждой. Иногда снежинки слепляются, и снег сыплется крупными хлопьями. Так бывает при температуре чуть выше или чуть ниже ноля градусов. Если же в это время дует ветер, пушистые хлопья скатываются в крошечные шарики, и снег становится похожим на крупу. Изменяются снежинки и в сильный мороз: они делаются хрупкими и легко ломаются. Оттого и снег в стужу самый колючий — словно иголками колет лицо и самый скрипучий — с таким громким хрустом ломаются под ногами промерзшие лучики снежинок. А в морозную ветреную погоду от них вообще остается лишь снежная пыль — мало того, что от холода ломаются, так еще и ветром усердно перемалываются. Зная все эти особенности снега, люди могут определить примерную температуру воздуха, не глядя на градусник.

Град зарождается как дождь. Но прежде чем его капли упадут на землю, их подхватывает ветер и уносит в холодные слои воздуха. Там они застывают, превращаются в округлые льдинки и снова устремляются вниз. Во время полета ледяные шарики встречают дождевые капли, которые примерзают к ним. Градины становятся все крупнее, тяжелее и, наконец, падают на землю. Иногда они достигают размеров фасоли или куриного яйца и могут принести немалый вред: продырявить листву, побить цветы, поломать ветки деревьев, примять колосящиеся хлеба и траву на лугах.

Иней — тонкий слой искрящихся кристалликов, образующийся на земле, траве и других предметах в морозные ночи. Он появляется подобно росе в местах встречи холодного и более теплого воздуха. Когда серебристый иней покрывает деревья, кустарники, провода, камыш по берегам водоемов, возникает ощущение волшебства — таким изумительно красивым, сказочным становится все вокруг.

Если с атмосферными осадками мы сталкиваемся почти ежедневно, то гроза — явление нечастое. Но пропустить это одновременно жуткое и захватывающее зрелище невозможно: ураганный ветер с неистовой силой раскачивает ветки деревьев, ослепительно сверкает молния, оглушительно грохочет гром, дождь льет как из ведра. Особый интерес вызывают вспышки молнии и раскаты грома. Молния имеет вид длинной изломанной стрелы, поскольку состоит из нескольких последовательных искр — разрядов большой мощности. За одну грозу молния может сверкнуть до 50 раз.

Гром — звуковое явление, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате его быстрого нагрева и расширения. Свет распространяется в воздухе быстрее, а звук медленнее, поэтому мы сначала видим молнию и лишь чуть позже слышим гром. Последнего обычно боятся больше. И напрасно. Гром оглушительно гремит, да вреда не причиняет. Другое дело молния. Ее электрический разряд бьет, как правило, в самую высокую точку на местности, поэтому прятаться под грибком в песочнице, одиноко стоящим деревом или оставаться на открытом пространстве нельзя. Надо приучать себя быть наблюдательным, чтобы вовремя заметить приближение грозы и успеть укрыться в доме, имеющем громоотвод.
Иногда после грозы на небе появляется радуга. Она хорошо видна, когда солнце находится позади нас и светит сквозь еще падающий дождь. В радуге различают красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Их легко запомнить, если выучить поговорку: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Первые буквы слов в этом предложении указывают на соответствующий цвет.

Цветные картины возникают на небосводе не только в виде радужного полукруга. При восходе и закате солнца его лучи падают на поверхность Земли не прямо, а под углом, поэтому горизонт и часть неба над ним окрашиваются в красные тона. На утренней заре мы видим алый свет, на закате — оранжевые и бордовые краски.

И уж совсем фантастическим кажется полярное сияние — свечение отдельных участков ночного неба, мерцание блестящих полос голубовато-белого, желтовато-зеленого, реже красноватого или фиолетового цвета. Наблюдается преимущественно в районе полюсов. Может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Некоторые природные явления получили названия «сезонные», потому что характерны только для определенного времени года: морозы и обильные снегопады обычны для зимы, цветение нивяника и незакатные зори отмечаются летом, отлет птиц в теплые края и листопад бывают осенью, а появление подснежников и ледоход — признаки весны.
Интересно, что, наблюдая за некоторыми природными явлениями, люди определяют погоду. Что же это такое? Из каких явлений складывается характеристика погоды?

С раннего возраста дети слышат загадочное слово «погода». О ней часто говорят по радио и телевидению, спрашивают друг друга взрослые, вспоминают мамы и бабушки, собирая детишек на улицу: «Завяжи шарф, погода сегодня ветреная» или «Не забудь надеть панаму — погода жаркая, на небе ни облачка, а солнце палит нещадно». Постоянное упоминание о погоде со временем вызывает непреодолимое желание узнать про нее больше.

Погода — состояние приземных слоев воздуха в определенный момент или за небольшой промежуток времени в каком-либо месте. Пасмурно, солнечно, идет снег, дождь, дует ветер — всё это проявления погоды. Ее состояние зависит от наличия и характера облаков, ветра, осадков, температуры воздуха. И все же есть главные причины, влияющие на погоду.

Первая причина — солнце. Оно дает свет, тепло, энергию. Некоторые участки земли получают больше солнечных лучей, поэтому там теплее. Постоянно жаркая погода отмечается вблизи экватора, так как солнце почти всегда находится над головой. На Северном и Южном полюсах очень холодно, потому что там солнечные лучи лишь скользят по поверхности земли. Ученые определили: пустыня Сахара в Северной Америке — самое солнечное место на нашей планете. А самое жаркое, конечно же, в Ливии, где температура воздуха в тени достигает 58 °С, и на нагревшихся за день камнях можно жарить яичницу.

Вторая причина — воздух, состоящий из смеси газов. Он бесцветен, прозрачен, невидим, и не только окутывает землю, но и содержится во всем, что нас окружает. Днем воздушная оболочка защищает земную поверхность от обжигающих солнечных лучей, ночью не дает ей быстро остывать. Ежедневная температура и общее состояние погоды зависит от того, насколько солнце нагреет воздух. Делаясь теплым, он становится легче и поднимается вверх, на смену ему вниз опускается холодный воздух. Происходит это неравномерно. Например, суша нагревается быстрее воды, а каменистые склоны горы сильнее, чем покрытые травой луга. Постоянное движение воздуха приводит к появлению такого явления, как ветер. Он бывает разной силы: легким, едва шевелящим листву, слабым, заставляющим тополиный пух кружиться в медленном танце, свежим, превращающим жаркий день в прохладный, сильным, способным пригнать или разогнать облака, штормовым, ломающим деревья и играючи переворачивающим рыбачьи лодки, ураганным, разрушающим дома и вырывающим с корнем крупные деревья.

Люди научились использовать энергию ветра для получения электричества. В ветреных местах размещаются огромные ветряки, лопасти которых крутит ветер. Энергия ветряков передается специальным машинам, вырабатывающими электричество для наших нужд.

Третья причина — вода. Она везде, даже в воздухе. Как она туда попадает? Испаряется с поверхности морей, океанов, рек, озер, земли, листьев деревьев, кустарников, травы. Поднимаясь с теплым воздухом вверх, водяной пар охлаждается и снова превращается в капельки воды — образуются облака. Когда капель собирается слишком много, они сливаются друг с другом и проливаются дождем. Дождевая вода просачивается в землю, собирается в ручьи, реки, которые впадают в моря. Так происходит круговорот воды в природе.

Погода играет важную роль в нашей повседневной жизни. От нее зависит, как люди одеваются, что едят, какой образ жизни ведут, каких животных и какие растения разводят.

Например, в жарких странах дома строят с широкими карнизами и навесами над окнами, защищающими от палящего солнца. В средней полосе главное, чтобы в жилище было тепло зимой. В холодных областях жизнь человека немыслима без теплого, хорошо отапливаемого дома. Животные и растения тоже должны приспосабливаться к определенным климатическим условиям. Обитатели пустынь могут подолгу обходиться без воды. Зверей и птиц полярных широт (моржей, тюленей, пингвинов) спасает от зимней стужи толстый слой подкожного жира. А животные умеренного климата по-разному проводят зиму: большинство птиц покидают родину и в поисках корма улетают в теплые края. Медведи, барсуки, бурундуки засыпают до весны. Белки делают запасы орехов, грибов. Хомяки, мыши набивают кладовые зерном и семенами растений. Лисы, зайцы, волки линяют — короткая, редкая шерсть постепенно заменяется более длинной и густой.

Сильнейшее влияние на жизнь живых существ оказывает плохая погода. В данном случае речь идет об ее крайних проявлениях, наносящих большой ущерб не только человеку, но и природе. Например, длительная засуха, во время которой дождей не бывает месяцами, приводит к гибели сельскохозяйственных посевов и животных, понижению урожая в садах и на огородах: люди начинают голодать. Наводнение, вызванное продолжительными дождями или активным таянием снега, смывает плодородный слой земли с полей, разрушает дороги, затапливает жилища, гонит с обжитых мест зверей и птиц. Еще более разрушительны ураганы (ужасные бури, во время которых сильные ветры дуют вдоль гигантской окружности, затягивая внутрь нее все, что встречается на пути) и смерчи (столбы бешено вращающегося воздуха, протянувшиеся от грозовой тучи к земле).

Издревле люди наблюдали за погодой, предсказывали ее изменения с помощью солнца, звезд, растений, животных. Позже стали использовать термометр для измерения температуры воздуха, флюгер для определения силы и направления ветра, специальные воздушные шары с приборами на борту, метеоспутники. Сегодня ученые многих стран передают друг другу информацию о погоде, исследуют различные природные явления и составляют прогноз погоды на будущее.

Интересно, что об изменениях погоды может узнать любой человек, наблюдая за небом, изучая особенности протекания некоторых явлений природы. Например, закат солнца пурпурного цвета — летом к ветреной погоде, зимой к бурану. При восходе солнце белого цвета — к дождю. Луна ослепительно белая — к холоду, красная — к ветру. Звезды сильно мерцают — к ненастью. Облака больших размеров движутся против ветра — к грозе. Сильный ветер при дожде — к хорошей погоде. Глухой гром — к тихому дождю, раскатистый — к ливню.

Рекомендации педагогам

Работа по формированию представлений о явлениях природы и погоде у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если соблюдаются следующие условия:

— программа знаний направлена на использование потенциала ближайшего природного окружения;

— применяется комплекс методов (в первую очередь, наглядных), способствующих постепенному и последовательному освоению детьми представлений о природных явлениях, развитию интереса, эмоционально-ценностного отношения к природе;

— организован педагогический процесс, направленный на решение в единстве трех задач: формирование представлений о природе, активизация познавательной деятельности, развитие умственных способностей детей.

Варианты заданий детям

1. Закончи предложение. Дождь выпадает из ... облаков. Зимой вместо дождя идет ... снег. Сильный дождь называется ... ливень. Гром и молния — обязательные спутники ... грозы. У всех снежинок по шесть ... лучиков. Слепившиеся друг с другом снежинки падают на землю в виде ... хлопьев. Летним утром на траве можно увидеть капли ... росы. Облака, похожие на перья и бахрому, получили название ... перистые. Восход солнца мы наблюдаем утром, а закат — ... вечером. Град — замерзший ... дождь. Разноцветная дуга на небосводе, называется ... радуга.

2. Назови сезон, для которого характерны следующие явления: снегопад (з), ледоход (в), листопад (о), цветение колокольчиков (л), уборка хлеба (л), появление первого льда на водоемах (о), спячка зверей (з), цветение подснежников (в), увядание травы (о), прилет птиц в родные края (в), созревание земляники (л), сбор овощей и фруктов (л).

3. Назови известные тебе осадки (какие из них жидкие, твердые).

4. Раздели перечисленные ниже природные явления на две группы. К живой (ж) / неживой (н) природе относятся: отлет птиц в теплые края (ж), образование облаков (н), восход солнца (н), цветение растений (ж), выпадение дождя (н), созревание лесных орехов (ж), появление радуги на небе (н), выпадение росы на траве (н), весенняя линька у зверей (ж), гололед (н), расцвечивание листвы (ж).

5. Назови одним словом состояние погоды. Солнце светит ярко, и на небе ни облачка — погода ... солнечная. Дует пронзительный ветер — погода ... ветреная. Небо полностью закрыто облаками — погода ... пасмурная. На улице так холодно, что люди надели шубы, шапки и теплые сапоги — погода ... морозная. Ветки деревьев не качаются, даже листья и трава замерли без движения — погода ... безветренная. Солнце греет так сильно, что всё живое старается укрыться в тени — погода ... жаркая. Целый день моросит дождь — погода ... ненастная. С утра погода была хорошая, а к полудню испортилась: идет дождь со снегом, ураганный ветер раскачивает деревья, норовит сбить с ног прохожих и вырвать у них из рук зонтики, — погода ... плохая.

6. Найди противоположное по значению слово. Погода бывает теплая — ... холодная, солнечная — ... пасмурная, хорошая — ... плохая, без ветра — ... ветреная, дождливая — ... без осадков, морозная — ... жаркая, ясная — ... облачная, переменчивая — ... постоянная.

7. Попроси маму или папу рассказать тебе, как они определяют погоду.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению