• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Медработник ДОУ №6/2016

Медработник ДОУ №6/2016

Содержание

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
  • Кафедра анатомии и физиологии человека и животных Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета, Москва
  • Кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
  • Кафедра детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново
  • Кафедра детских болезней ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Благовещенск Амурской обл.
  • Лаборатория научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Мин­здрава России, Москва
  • МАДОУ д/с № 14, г. Благовещенск Амурской обл.
  • МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО
  • МБДОУ д/с № 19 «Звездочка», г. Альметьевск, Республика Татарстан
  • МБДОУ д/с «Аленький цветочек», г. Ноябрьск, ЯНАО
  • МБДОУ д/с комбинированного вида № 46, го Самара, г. Самара
  • МБДОУ «Тотемский детский сад № 1 “Росинка”», г. Тотьма Вологодской обл.
  • МДОБУ д/c «Аралия», г. Дальнегорск Приморского края
  • СП № 3 ГБОУ СОШ № 771, Москва

Авторы:

  • Арутюнян Карине Александровна
  • Верещагина Ольга Васильевна
  • Верихова Надежда Анатольевна
  • Гиниятуллина Зульфия Исмагиловна
  • Гуськова Алевтина Александровна
  • Дмитриева Гузель Фанисовна
  • Ермолова Ирина Аркадьевна
  • Игнатова Надежда Сергеевна
  • Клюева Елена Львовна
  • Кузнецова Елена Алексеевна
  • Петина Светлана Владимировна
  • Рапопорт Ирина Калмановна
  • Римская Татьяна Николаевна
  • Саудаханова Аксана Федоровна
  • Севостьянова Анна Николаевна
  • Тугова Галина Алексеевна
  • Холмогорова Наталья Владимировна
  • Чемоданов Вадим Владимирович
  • Шупикова Виктория Станиславовна


Колонка главного редактора

Гость номера

Гигиена

Рациональное питание


Чемоданов В.В. Питание детей с пищевыми расстройствами

Чемоданов В.В.,
д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская
академия» Минздрава России, г. Иваново

Симптомы пищеварительного дискомфорта — частые спутники многих проблем со здоровьем у детей первого года жизни. Это и кишечные колики, и функциональные запоры, и состояния, связанные с забросом содержимого из желудка в пищевод (гастроэзофагеальный рефлюкс).

В настоящее время такие функциональные состояния принято считать проявлением адаптации (приспособления) младенца к новым условиям существования, а также этапом созревания органов и систем, в частности желудочно-кишечного тракта. Оптимальным питанием для ребенка в это время (и не только) служит материнское молоко. Однако если грудное вскармливание по каким-либо причинам ограничено или невозможно, малыша необходимо обеспечить адаптированным питанием.

Традиционно для смешанного или искусственного вскармливания используются адаптированные пресные смеси, но часть детей нуждается в назначении адаптированных кисломолочных смесей.

Упоминание об использовании скисшего молока (простокваши) есть в Библии и других священных книгах. Первые сведения об использовании одного из старейших кисломолочных напитков на Земле — кислого кобыльего молока (кумыса) — можно найти у древнегреческого историка Геродота. С XVIII в. на Руси используется кисломолочный продукт — пахтанье, получаемый при производстве масла. И.И. Мечников и Л. Пастер в XIX в. научно обосновали и доказали пользу употребления кисломолочных продуктов.

Что же такое кисломолочный или идентичный ему зарубежный «ферментированный» продукт? По сути, это продукт, изготовляемый путем сквашивания молока с использованием заквасочных микроорганизмов, изменяющих свойства молока.

Фактически создается новый пищевой продукт.

Быстрорастущий детский организм нуждается не только в пищевых ингредиентах, обеспечивающих основные этапы жизнедеятельности, но и в дополнительных веществах, необходимых для эффективной и полноценной работы внутренних органов и систем. Именно этими свойствами обладает появившаяся на отечественном рынке адаптированная смесь для питания ребенка первого года жизни «Нутрилон кисломолочный». В готовом продукте присутствуют пробиотики (живые бактерии).

Данная смесь хорошо переносится детьми и может быть рекомендована как для эпизодического, так и постоянного использования у детей первого года жизни; имеет нейтральный рН, максимально приближенный к грудному молоку (среди всех кисломолочных смесей), все полезные их свойства, в то же время лишена серьезных недостатков смесей с низким рН.

В качестве примера эффективности адаптированной кисломолочной смеси приведем клинический случай. На консультацию пришла мама с ребенком 4 мес., у которого после длительного лечения антибиотиками по поводу пневмонии возникли запоры (стул отсутствовал 2—3 дня), а дефекация осуществлялась только после клизмы. Были даны рекомендации кормить ребенка «Нутрилоном кисломолочным». При повторном посещении через неделю мать рассказала, что уже с третьих суток от начала использования смеси дефекация стала возможной без дополнительной стимуляции, а каловые массы приобрели мягкую консистенцию. Во время осмотра через месяц мать жалоб не предъявляла, ребенок был здоров.


Оздоровительная работа


Гуськова А.А. Оздоровительные игры в логопедической работе

Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Дети с речевой патологией, особенно имеющей органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Следует отметить и когнитивные нарушения у таких детей: отсутствие навыков поведения в коллективе, трудности в усвоении учебного материала, двигательную расторможенность, нарушения внимания, понимания и запоминания.

У детей с ОВЗ отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. К тому же у них наблюдаются хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно-мышечной систем. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Это объясняется нарушением взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации — передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям.

Для преодоления вышеуказанных нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходима комплексная коррекционная работа.


Здоровый образ жизни


Римская Т.Н. Здоровье дошкольника — общая забота

В статье описывается работа с родителями в рамках родительских чтений «Здоровье дошкольника — общая забота». Рассматриваются разнообразные формы активизации родителей, перечисляются основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников.


Педиатрия

Оценка состояния здоровья


Рапопорт И.К. Приказ Минздрава России о медицинских осмотрах несовершеннолетних

Одно из важных направлений охраны здоровья детей и подростков — раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья для наиболее эффективной организации профилактической, лечебно-коррекционной и реабилитационной работы. С целью повышения качества наблюдения за здоровьем детей и подростков 21 декабря 2012 г. министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова подписала приказ № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».


Неинфекционные заболевания


Арутюнян К.А. Дисметаболические нефропатии у детей: принципы реабилитации

Дисметаболическая нефропатия (ДМН) — группа обменных нарушений, которые сопровождаются повышенным выделением с мочой различных солей (фосфатов, уратов, оксалатов и др.) и как результат повреждением почечных структур.

Многоуровневые патогенетические сдвиги, наблюдаемые при дисметаболических нефропатиях, и тяжесть вызываемых обменными нарушениями патологических состояний, таких как пиелонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит, нефролитиаз, хроническая болезнь почек, определяют важность проблемы и необходимость использования эффективных методов лечения и профилактики. Встречаемость дисметаболической нефропатии достигает 35—40 случаев на тысячу населения.

Отмечаются более ранние проявления заболевания при семейном нарушении обмена веществ (Ю.Е. Вельтищев, Э.А. Юрьева; В.В. Длин и соавт.).


Профилактика заболеваний


Верещагина О.В. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — актуальнейшие проблемы нашего времени.

Большое влияние на здоровье и развитие ребенка оказывают нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА), выступающие первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Правильная, красивая осанка — ключ к здоровью ребенка. Осанка — динамический стерео­тип; в дошкольном возрасте она носит неустойчивый характер, легко изменяется под действием позитивных или негативных факторов.

Увеличение информационной нагрузки и соответственно количества и продолжительности занятий приводит к утомлению, нарушениям в режиме дня: сокращению прогулок, дневного сна, свободного времени и, конечно же, отрицательно сказывается на состоянии здоровья дошкольников.

Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.


Консультация педиатра


Чемоданов В.В. Присмотритесь к вашему ребенку

Каждый ребенок похож на своих родителей. Иными словами, у него есть признаки, которыми его наградила природа (его кровные родственники). Мы нередко можем наблюдать детей, у которых форма головы или ног имеет такие же особенности, как и у их родителей, братьев или бабушек. В ряде случаев это могут быть аномалии или деформации. Зачастую это проявление наследственных изменений — генных мутаций, накопленных многочисленными поколениями данного рода и закрепленных в их генетическом коде.

В период развития ребенка в утробе матери в его организме могут произойти изменения, связанные с воздействием на него неблагоприятных условий. Это и перенесенные матерью в период беременности острые или хронические заболевания, и неправильное питание или производственные вредности, и нарушение экологических условий проживания. В зависимости от того, на каком этапе развития ребенка наблюдались эти воздействия, мы можем прогнозировать изменения в его сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыводящей и других системах. Проще говоря, в организме может быть недоразвитие тканей, из которых формируются органы, иначе дисплазия. Ткань, объединяющая органы в единое целое, названная в этой связи соединительной тканью, образует опорный каркас (скелет) и наружные покровы (кожа), а также формирует внутреннюю среду организма, через которую все структурные элементы получают питательные вещества и отдают отработанные продукты.


Педагогика

Психологическая помощь


Верихова Н.А. Преодоление неконструктивного поведения старших дошкольников методами нейропсихологической коррекции

Очень часто родители и воспитатели жалуются на поведение детей.

Поведенческие нарушения — причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение опыта произвольности, формирование навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, разрушающе воздействуют на его здоровье. Жизнь ребенка с отклоняющимся, неконструктивным, неадаптивным поведением протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний.

Причины неконструктивного поведения детей разнообразны. Его предупреждение и исправление возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения в соответствии с условиями детского сада и семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.


Коррекционная работа


Шупикова В.С., Саудаханова А.Ф. Музыкально-театрализованная деятельность как средство коррекции и социализации детей с ДЦП

У дошкольников с детским церебральным параличом (ДЦП) отмечается нарушение координации различных анализаторных сис­тем. Театральная деятельность позволяет стабилизировать психическое состояние дошкольников с тяжелыми нарушениями ЦНС, развивает эмоциональное и речевое общение. Дети начинают тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Детский церебральный паралич — не приговор, а руководство к действию для всех сторон образовательного процесса: детей и их родителей, врачей, психологов, педагогов. Результат этих действий зависит от того, насколько честно, плодотворно отработает каждое звено в этой единой цепи. Что же можем сделать мы, педагоги, психологи, логопеды, чтобы процессы адаптации детей с ДЦП к среде здоровых сверстников, их социализации не были утомительными и рутинными, а превратились бы в увлекательную игру? Средством для решения такой непростой задачи может стать правильно организованная театрализованная деятельность, учитывающая особенности развития данной категории дошкольников.



Ермолова И.А., Севостьянова А.Н. Коррекционно-развивающая среда для дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства. Они имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками.



Игнатова Н.С. и др. Построение коррекционной среды в группе для детей с особыми образовательными потребностями

Дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в этот период, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии — одна из самых актуальных в коррекционной педагогике. Очень важно помочь ребенку справиться с возникшими трудностями именно в дошкольном возрасте, чтобы формирующаяся у него картина мира и взаимоотношений людей была реалистичной и понятной.


Экологическое воспитание


Кузнецова Е.А., Тугова Г.А. Проект «Экологическое воспитание старших дошкольников через социальное партнерство с музейно-выставочным центром»

Проект предусматривает алгоритм, перспективы и содержание деятельности со всеми участниками образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) по формированию у дошкольников понятия «экологическая культура» и навыков деятельности в природе. Особое внимание уделено вопросу социализации детей через сотрудничество с партнерами — работниками музейно-выставочного центра города. Материал будет интересен педагогам ДОО и дополнительного образования детей, родителям.

Взаимодействие человека с природой, его место в ней — чрезвычайно актуальная проблема. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Формирование экологической культуры — это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, живущим рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.


Педагогическая копилка


Клюева Е.Л. Любим плавать мы в бассейне

Праздники в подготовительной к школе группе

Цель: формирование здорового образа жизни.


Актуально!

Нормативные документы

Мудрые высказывания

А знаете ли Вы?


Информационное письмо Организационного комитета Международной конференции стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях»

Уважаемые коллеги!

В соответствии с проектом Российской Федерации и Европейского регионального бюро ВОЗ «Развитие сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии» и планом научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ от 29.04.2016 № 275, п. 92) 17—18 ноября 2016 года, в Москве состоится Международная конференция стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях».

Организаторы конференции:

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации;
  • ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков);
  • российская сеть школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся.

В рамках конференции планируется обсуждение следующих вопросов:

  1. Реализация Московской декларации Первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционым заболеваниям (2011).
  2. Национальные стратегии действий в интересах детей в странах ВЕЦА.
  3. Здоровье, безопасность жизнедеятельности детей и физическая культура и спорт. Инновационные оздоровительные и физкультурно-спортивные технологии и их внедрение в работу образовательных организаций.
  4. Проблемы организации здорового питания детей и подростков в организованных коллективах.
  5. Социально-гигиенические проблемы обеспечения здорового трудового потенциала. Медицинская и психофизиологическая профессиональная ориентация и консультация детей и подростков.
  6. Гигиеническая безопасность и медицинское обеспечение рекреационной деятельности детей в летний период.
  7. Формирование основ знаний о здоровье у обучающихся.
  8. Научные основы, технологии и механизмы формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, ожидаемые результаты.
  9. Формирование здорового образа жизни обучающихся с учетом социокультурных и этнических особенностей.
  10. Роль средств массовых коммуникаций, Интернета и социальных сетей в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
  11. Международная программа «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC).
  12. Научно-практические основы и информационные ресурсы проведения мониторинга в сфере жизнедеятельности детей и подростков.
  13. Единая профилактическая среда в образовательных организациях, технологии обеспечения.
  14. Безопасность цифровой образовательной среды, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях.
  15. Медико-психолого-педагогическое обеспечение обучающихся. Проблемы психогигиены, охраны психического здоровья подрастающего поколения.
  16. Новые технологии оздоровления детей в работе отделений медицинской помощи обучающимся.
  17. Школьное здравоохранение: потребности общества, проблемы и пути развития.

Все подробности участия в конференции на официальном сайте: www.nczd.ru



Избыток кальция и витамина D повышает риск образования камней в почках

Злоупотребление витаминными комплексами и БАДами, содержащими кальций и витамин D, повышает риск развития мочекаменной болезни, считают исследователи из медицинского центра Крейтоновского университета в Омахе, США. По мнению ученых, витаминные добавки, содержащие эти компоненты, становятся все более популярными среди женщин. Только в США почти 75% представительниц слабого пола регулярно принимают витамины, большую часть которых составляют комплексы, содержащие кальций и витамин D.

В исследовании участвовали 163 здоровые женщины в возрасте от 57 до 85 лет. Всем добровольцам ученые предложили принимать различные дозы витамина D и кальция. Выяснилось, что у 33 процентов участниц в течение всего исследования наблюдался повышенный уровень кальция в моче, а у 10 процентов — в крови. По мнению исследователей, такие показатели свидетельствует о повышенном риске образования камней в почках. «Применение добавок с кальцием и витамином D не может быть безопасным, как считалось ранее, — считают исследователи. — Люди не должны превышать рекомендованную дозировку этих препаратов, которая составляет 20 мкг витамина D и 800—1200 мг кальция в день». Кроме того, ученые категорически не рекомендуют назначать себе такие препараты самостоятельно.

Источник: www.takzdorovo.ru



Дети, которые тратят много времени на просмотр телевизора, набирают меньше костной массы в процессе роста, чем сверстники

Ученые наблюдали за группой детей от 5 до 17 лет до момента их двадцатилетия.

В 20 лет испытуемым сделали рентген. Обнаружилось, что чем больше времени ребенок тратил на просмотр телевизора в процессе взросления, тем меньше процентное соотношение костной массы к весу тела.

«Мы можем точно сказать, что к проблемам со здоровьем в данном случае приводит не просмотр телевизора как таковой, а нахождение в сидячем положении в течение долгого времени, — говорит Н. Пирсон из Школы спорта, упражнений и изучения здоровья при Университете Лоуборо, Великобритания. — Первые данные мы начали получать 15 лет назад, и с тех пор все больше и больше детей тратят значительную часть свободного времени на просмотр телевизора. Это связано с распространением гаджетов, смартфонов и различных приложений к ним».

Источник: www.takzdorovo.ru



Природа защищает от психических расстройств и низкой самооценки

Участники американской научной группы «Science World Report» пришли к выводу, что если проводить много времени на природе, то физическое и психическое здоровье человека укрепляются. Так, люди, живущие на лоне природы, значительно меньше подвержены преждевременной смерти и психическим расстройствам.

В связи с последним исследованием стало известно, что благодаря частому нахождению на природе люди начинают любить свое тело и повышают свою самооценку. Скорее всего, именно из-за этого у них складывался собственный положительный образ.

Также ученые выяснили, что на природе люди лучше взаимодействуют друг с другом, поскольку на свежем воздухе осознают, что они часть экосистемы и поэтому перестают комплексовать или переживать из-за физического состояния.

Источник: www.takzdorovo.ru


Книжная полка

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

 

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть