• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей в ДОО

Проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей в ДОО

Артамохина О.В.,
заместитель заведующего детским садом «Солнышко»,
г. Вытегра Вологодской обл.

Воспитательные функции семьи и детского сада различны. Дошкольная организация способствует интеграции ребенка в социум, семья же призвана обеспечить индивидуализацию детского развития. В связи с этим для всестороннего развития ребенка необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда актуальный вопрос. Очень важно найти в этом направлении действенные пути сотрудничества, которые в равной степени будут необходимы как педагогам, так и родителям. Если это сотрудничество не формально, а действительно полезно, направлено на лучшее узнавание ребенка, в результате общие усилия и семьи и детского сада будут эффективно способствовать развитию ребенка.

Сегодня недостаточно ограничивать работу с семьей психолого-педагогическим просвещением, простым обменом информацией между родителями и педагогами. Необходимое условие успешности организации воспитательно-образовательной работы в детском саду — вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.

Формы включения родителей в жизнь детского сада могут быть разнообразны:

  • участие в экскурсиях, поездках на природу, лыжных прогулках, выставках, праздниках;
  • благоустройство детского сада, ремонт, обогащение предметно-развивающей среды;
  • приглашение родителей на занятия, беседы с рассказами о своей профессии, увлечении;
  • участие в работе родительского комитета и др.

Все эти формы можно объединить методом проектов — удачной находкой в совместной работе детского сада и родителей.

В последнее время педагоги заинтересовались методом проектов как новой высокоэффективной формой развития детей. На самом деле данный метод не нов, он был разработан в начале XX в. американским философом, психологом и педагогом Дж. Дьюи. По его мнению, обучение должно строиться на «активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Проектный метод, разработанный У. Килпатриком на основе теоретических идей Д. Дьюи, имел широкое распространение в России уже в 20-х гг. XX в.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов и общественных деятелей того времени: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.И. Шульгиной.

Педагоги считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Однако в 30-х гг. XX в. данный метод запретили, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

Метод проектов сегодня получает все более широкое распространение в детских садах. Он также представлен в программе «Сообщество».

Это один из методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в своих силах и возможностях. Метод проектов — это обучение через деятельность: дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий.

Данный метод, по мнению педагогов, позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивает творческие и умственные способности. Он также учит преодолевать возникающие трудности, развивает целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, учит общению со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоя­тельный поиск, подсказывает источник получения информации.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. Поэтому именно с помощью него можно эффективно вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами работу.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимном сотрудничестве всех участников этого процесса между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта.

Метод проектов в совместной работе с семьей

К использованию проектной деятельности в работе с семьей мы подошли потому, что перед педагогами, детьми и родителями возникали проблемы, решать которые было эффективнее общими усилиями.

Например, в ходе анкетирования родителей выяснилось, что большинство из них понимают значение чтения для развития дошкольников, признают вред от длительного нахождения ребенка перед экраном телевизора. Но на практике совсем немногие родители читают своим детям системно, беседуют о прочитанном. В большинстве семей время, проводимое детьми перед телевизором, значительно превышает все гигиенические нормы.

В таких случаях и важна квалифицированная помощь педагогов, благодаря которой теоретические знания родителей переходят в практику интересного общения с ребенком.
В опыте работы нашего детского сада метод проектов в работе с семьей используется уже в течение семи лет.

За это время достигнуты положительные результаты. Если сначала лишь немногие родители охотно включались в совместную с детьми и педагогами деятельность, остальные предпочитали быть сторонними наблюдателями, ссылаясь на свою занятость, постепенно все больше родителей подключались к проектам, так как начинали понимать, что это дает им возможность более содержательно общаться со своим ребенком, ближе узнать его. Кроме того, участие в коллективных творческих проектах способствует сплочению коллектива родителей, взаимному пониманию педагогов и родителей, выработке единых подходов к воспитанию детей.

Одним из направлений работы по взаимодействию с родителями в образовательном процессе стало их привлечение к решению задач по развитию речи детей.
Самым ярким в этом направлении был коллективный творческий проект «В гости к дедушке Корнею». Он проводился в год юбилея К.И. Чуковского. Подготовка к презентации проекта включала в себя изучение творчества писателя. Дети вместе с родителями и педагогами прочитали его произведения, проиллюстрировали их. В каждой группе творческие коллективы родителей и детей подготовили инсценировки произведений писателя. Параллельно шла работа по изготовлению книги «Устами младенца». Собирались интересные высказывания детей, примеры детского словотворчества.

Презентация проекта проводилась в форме праздничного представления — путешествия в творчество К.И. Чуковского. Родители с детьми подготовили кроссворд о писателе, его произведениях, выступали в инсценировках. Были представлены сказки «Телефон», «Айболит», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе». Звучали вопросы викторины, интересные факты из жизни Корнея Ивановича. Вниманию участников проекта были представлены выставка детских рисунков по произведениям писателя, книга «Устами младенца». Вместе с ведущим в представлении участвовали и сказочные герои — Айболит и Бармалей.

Надо отметить, что презентация проекта стала настоящим праздником, вызвала большой эмоциональный отклик у всех участников, способствовала сплочению коллектива детей, родителей и педагогов, изучению творчества К.И. Чуковского, развитию речи детей.

Очень важной задачей в работе с родителями считаем формирование в сознании детей понятия «семья», что способствует нравственному, патриотическому воспитанию, решению проблем, связанных с социализацией дошкольников.

Идея проекта «Родословная моей семьи» родилась после того, как один из детей принес в группу альбом с фотографиями членов семьи, в том числе бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Воспитатель сумела построить беседу так, чтобы заинтересовать детей этой темой, вызвала стремление узнать свою родословную. В результате дети с родителями подготовили и представили разнообразно оформленные генеалогические древа.

Также после просмотра фотографий возникла идея осуществления проекта «Самый счастливый день в нашей семье». Дети с увлечением составляли рассказы, делали рисунки, вместе с родителями оформляли фотовыставку по теме проекта.

На познавательное развитие детей, воспитание у них любви к братьям нашим меньшим был направлен проект «Домашние любимцы». Дети, родители, педагоги изучали особенности поведения домашних животных, ухода за ними. Организована выставка рисунков, фотографий, рассказов детей, игрушек, предметов ухода за домашними животными. Презентация проекта проходила в форме праздника с детскими и родительскими номерами, выступлением работника детской библиотеки с рассказом о книгах по уходу за домашними животными.
Еще в рамках темы «Моя семья» осуществлялись проекты «Мое имя», «Мой папа — защитник», «Любимые увлечения нашей семьи» и др.

Интересно, что, открыв для себя такую форму работы, как метод проектов, во взаимодействии с семьей, коллектив детского сада теперь постоянно находит новые темы и идеи.

В детском саду реализован долгосрочный проект «Вытегра — капелька России». Его цель: воспитание любви к родному городу, чувства гордости за своих земляков, сопричастности и ответственности за все, что в нем происходит.

Работа по проекту организована через экскурсии, автобусные поездки, встречи с интересными людьми.

Наглядное отражение эта работа находит на стенде, который так и называется — «Вытегра — капелька России», где изображена карта города, его достопримечательности, фоторепортажи с экскурсий, государственная символика.

Проблема, могущая возникнуть в осуществлении проектов в совместной работе с семьей: отказ родителей участвовать в проекте. Чтобы решить ее, необходимо опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. Когда в группе появляется хотя бы один оформленный проект, уже сами дети начинают настойчиво убеждать мам и пап тоже принять участие в работе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что осуществление метода проектов в образовательной работе ДОО помогает достигнуть значительных успехов в деле налаживания взаимопонимания и сотрудничества с родителями. Здесь очень важна искренняя заинтересованность педагогического коллектива, творческий потенциал каждого педагога. Огромную роль в успешности каждого задуманного проекта играют умение взрослых понять, что интересно детям, искусство увлечь родителей интересами их детей.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению