При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Беляева С.Г.,
старший воспитатель МБДОУ д/с № 13, г. Сарапул,
Удмуртская Республика
Прочтем, как открытую книгу, наш город
Сарапул мы любим, Сарапул нам дорог!
Читаем на камне мы и на бумаге
О славных купцах, о солдатской отваге,
О том, что прошло, но осталось навек,
О той красоте, что творил человек.
Мы город читаем, как книжек страницы,
Чтоб крепче любить и сильнее гордиться,
Чтоб всем рассказать,
Как прекрасен наш город —
Старинный Сарапул, который нам дорог!
Т. Пеганова
Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей, детских библиотекарей уже много лет. К сожалению, в век информационных технологий роль книги изменилась. Дети предпочитают другие источники информации: Интернет, телевидение, видеопродукцию, компьютер. Книга — один из источников информации, но очень важный! Только она дает возможность домыслить, дофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
Удачной находкой в работе нашего детского сада по формированию традиции семейного чтения стали книги Т. Пегановой из серии «Сарапульское детство». На сегодняшний день они получают все более широкую популярность в педагогической практике ДОО и школ г. Сарапула.
В ДОО разработан и издан городской календарь «Сарапул глазами детей», где систематизирована работа детского сада по формированию интереса к чтению книг Т. Пегановой у детей старшего дошкольного возраста и их семей. При работе с календарем активизированы все участники образовательного процесса — педагоги, дети, родители. Это позволяет:
Одна из задач календаря — поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОО строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития детей и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Индивидуализация — важная задача, поскольку чем более индивидуален подход, тем более успешно проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Задача календаря — возрождение российских традиций культуры семейного чтения. Его девиз — «Открывая календарь, — путешествуй и читай!». Календарь составлен из фотографий из жизни детского сада, зданий и памятников г. Сарапула; детских рисунков на тему «Сарапул глазами детей»; заданий, кроссвордов; понравившихся отрывков из книг Т. Пегановой.
Методическая основа календаря ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Актуальность определяется ее направленностью на построение системы познавательного развития, социализации детей в условиях внедрения ФГОС ДО.
Содержание носит практический характер. Календарь предполагает комплексно-тематическую организацию образовательного процесса. Содержание реализуется во всех видах детской деятельности через широкое разнообразие форм: образовательная деятельность, игры, наблюдения, познавательно-оздоровительные походы и экскурсии, детские исследования.
Важную роль в работе с календарем играют чтение детям художественной и познавательной литературы, а также организация детского творчества. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Неоднократное обращение в разных формах к одной и той же информации способствует развитию у детей внимания и памяти. Такой подход формирует и сохраняет устойчивый интерес к одной теме. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, календарь знакомит с объектами окружающей среды. В нем широко используются наглядные материалы, полученные в процессе посещения музеев, выставок, экскурсий в ближайшее природное и социальное окружение. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотрами иллюстраций. Затем все впечатления отражаются и закрепляются в продуктивной и игровой деятельности. В работе с календарем можно использовать весь спектр методов и приемов дошкольного образования как традиционных, так и инновационных. Календарь универсален, представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
В календаре использован игровой метод — путешествие по книгам Т. Пегановой. Каждый месяц календаря посвящен одной из ее книг серии «Сарапульское детство» и включает рубрики:
Страницы-раскраски календаря подходят для изучения времен года, месяцев, дней недели. Вместе с ребенком можно заранее написать дни месяца красивыми разноцветными цифрами, отметить знаменательные дни, даты, события.
Среди основных задач мы рассматриваем не только воспитание любви к родному городу через художественную литературу, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организацию поисково-собирательной, исследовательской и творческой деятельности. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе. Инновация — сегодня это необходимый элемент развития.
Формы и методы взаимодействия с родителями:
В работу активно включаются и родители воспитанников. По аналогии можно знакомить и с другими городами, используя игры и материал со страниц календаря, поскольку в нашем календаре прослеживается сезонность, отражены основные события месяца.
Работа над календарем позволила решить задачи по приобщению старших дошкольников и их родителей к книжной культуре. Произошли позитивные изменения в семьях воспитанников:
В детском саду, по результатам мониторинга и наблюдения: все дети проявляют интерес к чтению художественной и познавательной литературы о родном городе. Ежедневное чтение художественных произведений стало групповой традицией, у детей сформировано умение высказывать собственное мнение о прочитанном, имеются индивидуальные литературные предпочтения. Дети привлечены к созданию собственных книг, рукописных журналов, календарей. Произошла позитивная динамика в накоплении познавательно-исследовательского опыта детьми, что ведет к успешной подготовке ребенка к школе.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть