• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Играем в театр

Играем в театр

Терновая Т.А.,
воспитатель МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края

Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
Г. Попова

Театрализованная деятельность — один из самых эффективных способов воздействия на детей, в нем наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших воспитанников. И слова, сказанные немецким психологом К. Гроссом, в связи с этим очень актуальны: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженный во ФГОС ДО, это: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Театрализованная деятельность в детском саду — прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОО, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях.

Познавательное развитие:

  • приобщать детей к театральному искусству, вовлекать в игры по сюжетам знакомых сказок, рассказов;
  • развивать интерес к театрализованной игре, способствовать развитию творческой самостоятельности, формировать умение действовать в театральном коллективе.

Социально-коммуникативное:

  • побуждать к взаимодействию с партнерами на сцене;
  • развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей.

Речевое: активизировать словарь, речь, ее интонационный строй.

Художественно-эстетическое: формировать умение разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жест); развивать эстетический вкус в передаче образа.

Физическое: закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
  • максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
  • взаимодействие детей друг с другом и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
  • последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Работая с детьми по развитию театрализованной деятельности, мы используем:

  • упражнения для дикции;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки;
  • пальчиковый игротренинг;
  • театральные этюды;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • просмотр кукольных спектаклей.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать. Работая над выразительностью реплик персонажей, ребенок активизирует свой словарь, речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль ставит его перед необходимостью ясно, четко изъясняться — совершенствуется диалогическая речь.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на палочках, кружках, фланелеграфе, где взрослый или ребенок не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

А вот игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, применяя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

В старшем дошкольном возрасте детям доступны и игры-импровизации, когда сюжет разыгрывается без предварительной подготовки. Их можно отнести к разделу творческих игр, в которых дети воспроизводят содержание литературных произведений.

Мы применяли словесные и наглядные методы работы с детьми:

  • художественное слово (чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинкам);
  • устное народное творчество (чтение потешек, закличек, песен, хороводные и пальчиковые игры, физкультминутки, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений);
  • дидактические игры по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию;
  • целевые экскурсии на природу, в магазин, на кухню, в прачечную, медицинский кабинет;
  • наблюдения;
  • настольно-печатные, строительные, сюжетно-ролевые игры, игры (инсценировки, этюды, драматизации).

Как мы знаем, среда — одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Для организации театрально-игровой деятельности в своей группе мы создали игровой модуль «Сказки бабушки Ульяны у русской печи» (фото 1). Это зона театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театра: настольные, деревянные и вязаные, на палочках, кружках, лейках, мячиках, куклы бибабо, марионетки, перчаточный, пальчиковый, на фланелеграфе, кукольный, театр резиновой игрушки, маски, ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно. Также в группе созданы центры речевой активности, например, литературный уголок, представленный книгами по программе и любимыми произведениями детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3—5 сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Решив приобщать своих детей к миру игры и театра, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • последовательно знакомить с видами театра;
  • поэтапно осваивать виды творчества по возрастным группам;
  • совершенствовать артистические навыки;
  • работать над речью и интонацией;
  • коллективные взаимодействия;
  • уметь сочувствовать, сопереживать.

Свою работу мы строили системно, материал старались подбирать соответствующего содержания и в соответствии с возрастом. Всегда соблюдали принцип от простого к сложному, многократно повторяя один и тот же материал (например, сказку), одни и те же игры на разных занятиях. При этом использовались игры-разминки: «Кто кричит?», «Птички в саду»; упражнение «Как воет ветер?»; этюды: «Зайцы», «Ленивые медвежата»; инсценировки: «За рулем», «Куклы собираются на прогулку»; спектакли: «Теремок», «Колобок», «Репка» и т.д.

Время для этой деятельности отводилось вне занятий во второй половине дня в группе, или на прогулке летом.

Еще с ясельной группы мы стараемся разыгрывать больше знакомых сказок, маленьких занимательных сценок, используя при этом пальчиковый театр. Все это помогало подготовить детей к активному участию в театрализованных играх, развивало общительность, стремление принимать участие в общих затеях.

Пальчиковые игры мы «оживили», сделав театр на ладонях из детских перчаток, а сзади пришили резинку по размеру детской ладони (фото 2).

С помощью таких игрушек мы обыграли много потешек. Произведения малых фольклорных литературных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик. Все это имеет огромное значение в подведении детей к театрализованным играм.

В младшей группе театрализованная деятельность — это игра с куклой (игрушкой), ознакомление с несложными сюжетами, участие в импровизациях. Поэтому и знакомство с разными видами театров также начинается с младшей группы. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Мы разыгрывали перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем. Это стимулирует желание ребенка включиться в спектакль, дополняя фразы в диалогах героев, фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Через некоторое время мы заметили, что дети, играя с мелкими игрушками, стали сами разыгрывать хорошо знакомые русские народные сказки и потешки (фото 3). Наблюдая за детьми на прогулке, мы видели, что они с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, но вот обыгрывать и развивать сюжет пока не умеют. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому мы поставили перед собой цель — научить их некоторым способам игровых действий. Для этого провели театрализованные игры: «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и др.

Работая с детьми над потешками, например «Кошкин дом», мы прочитали произведение 2—3 раза, а затем построили из стульчиков дом для кошки, предложили малышам действовать в соответствии с текстом. При этом кто-то из детей выполнял роль курочки, кто-то — лошадки и т.д. А вот при обыгрывании потешки «Привяжу я козлика» дети производили несложные действия, только роль девочки немного усложнили: попросив ребенка уговаривать козлика, гладить его. А на следующий день, когда мы обыгрывали эту потешку, предложили детям игрушки: козлика, девочку из настольного театра. При инсценировании сказки «Репка» дети «тянули» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» — изображали плач деда и бабы и т.д.

В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети постепенно учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Такое обыгрывание очень близко к театральным играм. Руководя театрализованной игрой, мы использовали прямые (показ способов действия) и косвенные (побуждение ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Работа велась поэтапно, сначала мы проводили:

  • игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц;
  • последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя;
  • образов знакомых сказочных персонажей;
  • под музыку;
  • бессловесную игру-импровизацию с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель;
  • игру-импровизацию по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;
  • ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»);
  • инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»);
  • игру-драматизацию с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка»).

В средней группе, когда дети приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы.

В этом возрасте мы начали учить детей сочетать в роли движение и слово, используя пантомиму 2—4 действующих лиц. Для этого проводились обучающие упражнения, например, «Капризный медвежонок», «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей мы инсценировали простейшие сказки, используя настольный театр. А малоактивных детей привлекали к драматизации произведений, в которых небольшое количество действий. Играя с детьми, мы всегда старались стимулировать интерес к творчеству и импровизации. Сначала дети включаются в игры с театральными куклами, затем в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Разговор животного со своим детенышем» и др. У детей постепенно развивалось желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

В старших группах дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, а я, в свою очередь, учила детей самостоятельно находить способы образной выразительности, большое внимание уделяла развитию чувства партнерства.

Значительная роль отводилась развитию интереса к творчеству, импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.

Драматический конфликт, становление характеров, выразительные диалоги создают благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок. В отличие от режиссерских игр здесь ребенок играет сам, используя интонацию, мимику, пантомимику. Особый интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и воспитателями.

Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и жизни. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений: у них складываются представления о положительных и отрицательных качествах человека (фото 4).

В подготовительной к школе группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Сначала мы учили детей правилам кукловождения (фото 5). Ребенок учится наклонять игрушку вперед, возвращать ее в исходное положение, вести ее по столу, меняя направления. В этот момент происходит работа не только над движением, но и актера над собой: развиваются речь, внимание, координация, мимика. Играя с куклами, мы учились передавать интонационно и движениями характер, настроение героя.

Затем работали над текстом — совершенствовали умение рас­сказывать сказку по ролям. Дети с большим удовольствием принимали участие в режиссерских театрализованных играх, к которым относятся настольный театр игрушек, на фланелеграфе, теневой. Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. Формируя интерес к играм-драматизациям, мы старались больше читать и рассказывать им сказок и других литературных произведений. Готовясь к театрализованной игре, ненавязчиво предлагали поиграть в «сказку», причем дети должны были сами выбрать одно из двух названных произведений. Затем мы рассматривали подобранные иллюстрации, книжки. При рассматривании иллюстраций большое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей. Выбранное литературное произведение читали детям с установкой на последующее обыгрывание его с любыми подходящими игрушками.

Для показа использовались хорошо знакомые детям литературные произведения в соответствии с возрастом. Отбирались небольшие сказки, стихи, обязательно содержащие диалог, или в которых существует конфликт между действующими лицами, например в сказке «Лиса, заяц и петух» (фото 6). После чтения мы беседовали, задавали детям вопросы, которые помогали воспроизводить последовательность действий, напоминали характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания сказку «Теремок», мы с детьми отмечали, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно, а медведь сердитый и никого не любит. Если произведение большое, мы готовили его по частям. Работать с детьми по сказкам старались индивидуально или небольшими группами. Роль одного персонажа по очереди исполняли все дети. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику в соответствии с взятой ролью, включиться в действие. Поэтому мы часто пересказывали произведения в лицах.

Для формирования интонационной выразительности речи использовались специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок.

После работы над текстом, разучивания ролей начинали работать над движениями: учили детей передавать характеры героев (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает). Попробовать себя в роли лисы предлагали всем детям, а затем выбирали лучшего исполнителя.

Если вопрос оказывался спорным, выбирали с помощью считалок. Так мы драматизировали сказки «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка на новый лад», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» и др. (фото 7).

Работая с детьми над навыками театрализованной деятельности, играя с ними, мы чередовали чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений, что позволяло нашей игре быть интересной долгое время. Предлагая детям изобразить отдельные эпизоды из сказок, мы просили показать определенную сцену или выбрать любое событие из сказки и молча разыграть его. Дети-зрители угадывали, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у детей постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности. У детей углубляется театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Они самостоятельно могут выбирать содержание игр. Ребенку становятся доступ­ны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Игры-фантазирования становятся основой театрализованной игры, в которой реальность, литература и фантазия дополняют друг друга. Развитие воображения позволяет детям придумать собственный сюжет и реализовать его. Они создают игровые образы, используя речевые интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа. Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. А наша задача — научить детей согласовывать замыслы, т.е. связать события, придуманные разными детьми, на основе приема «как будто».

Опыт режиссерской игры у детей в подготовительной к школе группе обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых (фото 8). Работая над театрализованной деятельностью детей, мы тесно сотрудничаем с родителями: проводим консультации, беседы о том, что читать детям дома, предлагаем игры и упражнения на развитие театрализованных умений детей, домашние задания: сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание или совместное изготовление атрибутов, костюмов, рисование книжек-малышек по любимым сказкам и др.

В заключение хочется сказать, что благодаря всей проводимой работе дети владеют навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей. Активно участвуют на утренниках у малышей, в театрализованных постановках в ДОО.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть