При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Полтавцева Н.В.,
канд. пед. наук, доцент;
Анохина И.А.,
канд. биол. наук, доцент кафедры технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск
В физическом воспитании дошкольников действующие программы отводят значимую роль развитию двигательной активности, которая влияет на повышение работоспособности различных органов и систем организма ребенка, ее объем существенно сказывается на физическом развитии ребенка и его физической подготовленности. Двигательная активность дошкольника базируется на использовании пособий и физкультурного инвентаря. В младшем возрасте дети проявляют интерес к новым игрушкам и пособиям, нео бычным действиям, развивают подражательность. Формирующаяся целенаправленность двигательных действий побуждает детей к самостоятельному отбору соответствующего пособия для осуществления задуманного, созданию условий для действий. Если стихийная двигательная активность определяется внешними факторами, то целенаправленная двигательная деятельность, исходящая от самого ребенка, его интересов, вынуждает самостоятельно создавать условия для действий. Для этого ребенку требуются организационные знания и умения.
В разработанную нами программу по формированию организационных способностей у младших дошкольников были включены следующие знания и умения:
Чтобы повысить интерес детей к физическим упражнениям, желание действовать по-разному, в своей работе мы широко использовали тематические экскурсии в физкультурный зал. Первая такая экскурсия посвящалась ознакомлению с мячами, их характерными свойствами и возможными действиями с ними. Подойдя к корзине с большими мячами, дети правильно называли пособие, но словесно обозначить действия с ним не могли. На предложение поиграть с мячом дети выполняли бросание, других действий не наблюдалось. Мы прокатили мяч по полу, привлекли внимание к его форме и свойствам: мяч круглый, гладкий, катится, «убегает» от нас; активизировали при этом тактильные ощущения. Выделили разницу в названии действий с мячом: его можно прокатывать, бросать, он умеет прыгать, может катиться быстро и медленно. Все эти сведения сопровождались непосредственными действиями самих детей. Одновременно мы уточнили правильный захват большого мяча, чтобы его можно крепко держать, правильно действовать с ним. Производимые физические упражнения увлекали дошкольников. Сложив большие мячи, мы подвели детей к корзине с маленькими мячами.
Дети сами установили разницу величины мячей, выделили общий признак — эти мячи тоже круглые и гладкие. Они выполняли по своему усмотрению действия с маленькими мячами: дублировали предыдущие движения с большим мячом, но уже отмечали прокатывание и отбивание об пол. Перенос этих действий осуществлялся детьми самостоятельно без подсказки и указаний педагога. Убрав маленькие мячи на место, дети затем подходили к корзине с пластмассовыми кубиками.
На вопрос «Кто живет в этом “домике”?» правильно отвечала незначительная часть детей. На вопрос «Кубик можно прокатить, он катится?» получали положительный ответ. Действия с ним не подтвердили предположение. Мы привлекали внимание детей к наличию у кубика углов, которыми он цепляется за ковер, из-за чего не может катиться. Делали вывод: его можно только бросать, он не умеет катиться и прыгать.
У корзины с деревянными и пластиковыми шариками мы задавали детям вопросы: «Как вы думаете, они могут катиться? Почему? А еще с ними что можно делать?»
Отмечались разнообразные действия с этими предметами и быстрая замена детьми деревянных шариков на пластиковые.
Использование контрастных по какому-то одному свойству мячей позволило выделить значимость этого признака для определения специфики характерных действий.
Подобным образом строилась экскурсия по ознакомлению с гимнастической скамейкой: длинной и короткой, широкой и узкой, высокой и низкой, — сравнивались трудности действий на каждой. Дети ползали на ладонях и коленях, проходили, перелезали, знакомились с различными способами подлезания с выделением высоты преграды и определением частей тела, задевающих за препятствия.
Применение разнообразных пособий для осуществления знакомого движения позволяло не только сравнить трудность выполнения одного и того же движения в разных условиях, но и почувствовать особенности действий на каждом из них, побороть страх и приобрести уверенность в действиях. Так, при ходьбе по дорожке, доске, лежащей на полу, гимнастической скамейке, ходьбе с перешагиванием через ленты, шнуры, косички, палки во время перемещения на тех же пособиях новизна заданий позволяла поддерживать интерес к физическим упражнениям, менять трудность выполнения, расширять двигательный опыт воспитанников, вырабатывать приспособительные реакции к новым условиям.
Все эти задания требовали создания определенных условий для выполнения, и они выстраивались в последовательности нарастания трудности по мере овладения предыдущим вариантом исполнения. Подбор пособий при этом диктовался педагогом, но условия для выполнения создавались первоначально детьми вместе с педагогом, а в знакомых заданиях — детьми самостоятельно. По мере обогащения двигательного опыта инициатива в выборе действий принадлежала детям, а организационные умения позволяли осуществлять задуманное.
Детей знакомили с безопасным переносом крупных пособий: гимнастической скамейки, поролоновых матов, длинных досок, больших обручей, — привлекая внимание к совместным действиям со сверстниками.
При выполнении физических упражнений важен не только подбор пособий для определенных действий, но и их размещение. Для развития самостоятельности у младших дошкольников в создании условий к осуществлению двигательных действий привлекали их для выполнения поручений: построить дорожку из кубиков по условным меткам для обегания, используя наложение (поставь каждый кубик в свой «домик» — нарисованный круг или на обозначенный крестик). При этом для сокращения времени на выполнение задания предлагали перенести корзину с кубиками к месту разложения, подчеркивали, что переносить ее нужно вдвоем, держа за ручки. При расставлении кубиков, чтобы дети не мешали друг другу, мы рекомендовали им начинать выполнение с разных концов, чтобы встретились они ближе к середине дистанции. При этом обращали внимание, что если кубики небольшие, можно брать сразу два в каждую руку, а крупные кубики лучше брать по одному двумя руками.
Мы поручали детям: расположить палки, косички, короткие шнуры на полоски, начерченные линии для перешагивания, перепрыгивания; разложить большие мячи в резиновые колечки для пробегания между ними. Дети приучались к постановке корзины, кегли, колпака в нарисованный круг, чтобы, после того как цель выбита, ребенок мог самостоятельно поставить ее на место.
Подобные задания дети выполняли перед физкультурным занятием, в повседневной жизни, на физкультурных занятиях с физическими упражнениями, включенными в различные структурные части; действовали они под руководством инструктора по физкультуре и воспитателя. А поскольку двигательные задания широко используются в повседневной жизни, создавались благоприятные условия для приобретения опыта размещения пособий и оборудования всеми детьми. Мы давали задания, предусматривающие объединение: ребенка со взрослым; ребенка, владеющего умениями к размещению оборудования должным образом, и новичка.
В качестве ограничителя пространства при выполнении физических упражнений использовались шнуры, канаты. Сначала мы учили детей раскладывать детские канаты по прямой (ходьба по канату боком), затем — волнообразно. Чтобы положить канат прямолинейно, ребенок брал один конец каната двумя руками, прижимал его к полу, а педагог за другой конец натягивал его. В следующий раз они менялись функциями. Постепенно дети привыкали к натяжению шнура одновременно. Размещать канат волнообразно не составляло трудности за счет его гибкости.
В повседневной жизни в условиях групповой комнаты для увеличения двигательной активности широко использовалась дорожка, позволяющая выполнять разные движения: ходить, бегать, ползать по прямой в ограниченном пространстве, сохраняя равновесие и направление при перемещении разными способами и в разном темпе; перепрыгивать, прокатывать, перебрасывать через нее предметы разной величины, формы и фактуры; преодолевать препятствия, лежащие на дорожке (обегать их, перешагивать, перепрыгивать через них). При этом дорожки могли быть разной ширины и длины. Соорудить дорожки из палок, ориентируясь на узор ковра, линолеума, детям было нетрудно — они пользовались приемом наложения.
Труднее строить дорожку из гибкого материала — шнура, когда требуется не просто положить ограничитель, но и натянуть его, зафиксировать. Поэтому формирование умения делать из двух шнуров дорожку требовало специальной работы. Использовалась такая последовательность приемов: ребенок брал в каждую руку конец шнура и дальше действовал в той же последовательности, что и при раскладывании каната. Но приходилось выполнять параллельные действия каждой рукой отдельно, одновременно или поочередно. Ширина дорожки, место расположения кулаков определялись условными метками. Эти умения формировались с помощью индивидуальных совместных действий со взрослыми в повседневной жизни, а затем уже использовались на физкультурных занятиях. При необходимости, чтобы шнуры не сворачивались, к построению дорожки подключали еще одного ребенка, он клал заранее подготовленные мешочки с песком на концы шнуров перед кулаками натягивающих, прижимая шнур к полу. Новизна этих действий привлекала внимание других детей и вызывала желание принять участие в строительстве, педагог в этой ситуации руководил деятельностью разных подгрупп с учетом их мнений, подсказывая последовательность операций. Сооружение нескольких дорожек побуждало при выполнении движений переходить от одной дорожки к другим, которые могли отличаться шириной, длиной. Желание переносить пособия, размещать их в указанном месте отмечалось у всех детей. Интерес к использованию пособий у застенчивых ребят появлялся постепенно: они сначала наблюдали за действиями сверстников и педагога, затем переходили к собственным активным действиям.
Если дорожку из палок ребенок мог построить один, то чтобы сделать дорожку из шнуров, чаще всего обращался за помощью к педагогу или сверстникам, тем самым создавая коммуникативные взаимоотношения. Некоторые дети самостоятельно решали стоящую задачу: раскладывали шнур по прямой, зажимали один его конец мешочком с песком, перебегали на другой конец шнура, натягивали его и так же закрепляли мешочком. Этот прием подхватывали другие дети.
Постепенно мы приучали детей сначала самостоятельно готовить материал, а затем уже строить дорожку. «Нам нужно построить дорожку к мосту, по которой будут проезжать машины. Что нужно для этого сделать? Из чего мы будем строить (шнуры, палки, косички, кубики)? Будем строить короткую или длинную дорогу? А еще что нужно?» В следующий раз, построив дорожку, мы просили детей определить: широкая она или узкая, как можно перемещаться по ней, — а уже после этого приступать к действиям.
Пребывание во второй младшей группе завершалось сложившимся умением действовать в последовательности: что хочешь сделать, что для этого следует подготовить, где и как ты это расположишь.
Каждый ребенок к концу учебного года мог свободно разместить свой обруч («домик» в подвижных играх) так, чтобы ободок касался края ковра, полоски и т.д.
Совместная индивидуальная работа педагога с детьми, в парах, подгруппах позволила младшим дошкольникам овладеть организационными умениями по созданию условий для выполнения физических упражнений, руководствуясь последовательностью операций.
При планировании заданий сначала мы использовали выполнение одного и того же движения на разных пособиях, а затем включали разнообразные изолированные действия на одном пособии. В дальнейшем в одно задание включали выполнение цепи разнообразных двигательных действий.
На повышение двигательной активности в повседневной жизни влияет не только наличие пособий для выполнения движений, но и владение разнообразными действиями с их использованием в различных обстоятельствах, организационными умениями при создании условий для выполнения, развитие целенаправленности действий. Пособия подбираются как при планомерном освоении движений, их выполнении в разнообразных условиях, новизне осуществления, так и при появлении интереса у детей к выполнению желаемых действий.
Проведенная работа помогла младшим дошкольникам понять необходимость учета условных меток, обозначений, расширила умения ориентироваться при размещении оборудования, определять свое местонахождение и направление движения относительно установленных объектов. Содержательнее стала и двигательная активность детей.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть