• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Дополнительные занятия физическими упражнениями с моторно одаренными детьми

Дополнительные занятия физическими упражнениями с моторно одаренными детьми

Самсонова О.В.,
инструктор по физкультуре МДОУ ЦРР — д/с № 22, г. Рыбинск Ярославской обл.;

Щербак А.П.,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории физической культуры
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль

 

В ходе наблюдения за двигательной активностью воспитанников дошкольных образовательных организаций всегда выделяется группа детей:

  • с повышенной и разнообразной двигательной активностью, стремлением к овладению сложно координированными движениями;
  • умеющих различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
  • выступающих инициаторами двигательной деятельности, имеющих собственную позицию;
  • использующих свой «двигательный багаж» в новой обстановке;
  • проявляющих настойчивость, самостоятельность, азарт в достижении цели.

Таких детей принято называть моторно одаренными. В соответствии с ключевым принципом современного ФГОС дошкольного образования — индивидуализацией образовательного процесса — таким детям, по нашему мнению, необходимо создавать условия, наилучшим образом обеспечивающие их физическое развитие.

Для решения этой задачи мы разработали программу «Юные чемпионы».

На основании данных наблюдения за детьми в младшей и средней группах, а также проведенной в старшей группе в начале учебного года диагностики физической подготовленности были выявлены дети старшего дошкольного возраста, показавшие наиболее высокие результаты. Из этих детей формируется группа для дальнейших дополнительных занятий физическими упражнениями.

  • Продолжительность реализации программы — 2 года.
  • Частота занятий — один раз в неделю в течение восьми месяцев (октябрь—май).
  • Продолжительность одного занятия — 30 мин.
  • Общий объем программы — 64 занятия.

 

Содержание программы.
Первый год обучения
(5—6 лет)

Диагностический раздел

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • сгибание и разгибание рук из упора лежа;
  • стойка на одной ноге;
  • наклон вперед из положения сидя на полу;

— игровое задание «Спрыгни, повернись».

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • челночный бег (3 × 10 м);
  • поднимание туловища из положения лежа на спине;
  • прыжки через скакалку;

— игровое задание «Пролезь в обруч».

Развивающий раздел

Блок «Я попрыгунчик»

— Упражнения: «Оттолкнись и прыгни», «Поменяй ноги», «Вперед прыгай, назад шагай», прыжки через обруч, как через скакалку;

— подвижная игра (ПИ) «Удочка».

Блок «Я сильный»

— Упражнения: столкнуть партнера с места ударом ладони, перетягивание соперника (в пределах 1 м) за одноименные руки, эстафета в упоре лежа, «Стенка на стенку», отобрать палку у соперника, поворачивая ее в одну или другую сторону;

— ПИ «Дракон, поймай свой хвост».

Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»

— Упражнения: «Падающая палка», бег уступами, «Мяч в игре», «Встречный бег», «Кто быстрее»;

— эстафета с мячом;

— массаж стоп.

Блок «Я развиваю свое тело»

— Упражнения: передвижение в мешках; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с выполнением «ласточки» в центре, балансировка на набивном мяче, стойка на носках с закрытыми глазами, «След в след»;

— ПИ «Бой петухов».

Блок «Моя тренировка»

— Круговая тренировка: отжимания из упора лежа, удержание туловища под определенным углом из виса на гимнастической стенке, прыжки через степы, ходьба в приседе, бег со сменой скорости, ходьба с сохранением равновесия;

— игровое задание «Не опоздай».

Блок «Я попрыгунчик»

— Упражнения: бег прыжками с одной ноги на другую, прыжки на одной ноге, группой, с удерживанием друг друга за плечо, «Юла», «Ящерица», прыжки через скакалку;

— эстафета «Кенгуру»;

— упражнение на релаксацию.

Блок «Я сильный»

— Упражнения: перетолкнуть соперника через линию без помощи рук, удержать соперника в круге от 15 до 30 с, состязание в армрестлинге, перетягивание каната, игра «Разорви цепь»;

— игра «Брыкание» (эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения).

Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»

— Упражнения: «Не задень веревку», «Лови, убегай»;

— эстафеты по-пластунски, «Перемени предмет»;

— ПИ «Фигура вдвоем»;

— игра малой подвижности (ИМП) «Круг-кружочек».

Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»

— Игры: «Иголка-нитка», «Чье звено скорее соберется»;

— упражнения: «Встречный бег», «Кто быстрее», «Составь слово»;

— ПИ «Третий лишний»;

— гимнастика для стоп;

— игра «Сом» (для увеличения жизненной емкости легких).

Блок «Я развиваю свое тело»

— Упражнения: сталкивание с бревна, передвижение на ходулях, «Березка», «Собачка»;

— ПИ «Замри»;

— мимическое упражнение «Облака».

Блок «Моя тренировка»

— Круговая тренировка: «Уголок», произвольное лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, «Канатоходец», бег с ускорением, «Биль­боке»;

— массаж биологически активных зон «Солнышко».

Блок «Я попрыгунчик»

— прыжки, имитирующие движения животных;

— эстафета «Прыжки в мешках»;

— тест на проверку дыхания.

Блок «Я сильный»

— Упражнения: «Тяни-Толкай» (перетянуть соперника в упряжке через черту движением вперед), метание набивного мяча вдаль из-за головы и бег за ним, приседание (20 с), армрестлинг;

— ПИ «Сильный бросок»;

— самомассаж.

Блок «Я и другие»

— Упражнения: «Клоуны», «Построй башню», «Пробеги в катящийся обруч», «Полоса препятствий»;

— ПИ «Будь ловким»;

— упражнение на релаксацию.

Блок «Я развиваю свое тело»

— Упражнения: ходьба с наступанием на кубики, разложенные на полу, «Цапля», танцевальные движения на гимнастической скамейке с различным положением рук, ходьба по гимнастической скамейке с раскладыванием и собиранием кубиков;

— ПИ «Веревка-змейка»;

— упражнение на укрепление осанки «Река, берег, парус».

Блок «Моя тренировка»

— Работа на тренажерах;

— игра «Дотронься до…».

Блок «Я попрыгунчик»

— Прыжки со скакалкой в паре с продвижением вперед ноги врозь — ноги скрестно, руки вверх-вниз, на батуте;

— впрыгивание на препятствие;

— ПИ «Ловишка на одной ноге»;

— упражнение на дыхание, массаж ног.

Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»

— Упражнения: «Вышибалы», «Мяч на сторону противника», «Охотники и утки»;

— метание мяча вдаль из разных исходных положений;

— перебрасывание двух мячей одновременно в паре;

— ИМП «Спрячь руки!».

Блок «Я и другие»

— Упражнения: «Тачка», «Удержи палку на носке», «Успей поймать»;

— игры: «Тень», «Передай флажок»;

— прокатывание обручей друг другу;

— массаж биологически активных зон.

Блок «Я развиваю свое тело»

— Упражнения: «Мостик», «Пистолетик», кувырок вперед; ходьба с кружением (по сигналу остановиться и принять условленную позу), игровой стретчинг, ходьба по ограниченной наклонной поверхности;

— игры: «Катушка», «Покажи отгадку».

Блок «Моя тренировка»

— Круговая тренировка: подлезание под несколько дуг подряд правым и левым боком; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (на середине выполнить «ласточку»); впрыгивание на препятствие и спрыгивание с него; ползание по скамейке на спине с подтягиванием рук на канате, который держит взрослый; подбрасывание и ловля мяча с поворотом вокруг себя;

— ПИ «Пятнашки»;

— упражнение «Веселый салют» (для профилактики плоско­стопия).

Блок «Я развиваю свое тело»

— Упражнения: «Складной ножик», полушпагат, «Азбука телодвижений», балансировка на набивном мяче, «Достань предмет» (стоя на скамейке, наклониться с прямыми ногами вниз и достать игрушку, сидящую на полу);

— ПИ «Сделай фигуру»;

— игра с парашютом.

Блок интегрированных занятий: «Путешествие в Играй-город»

— Деление на команды, выбор капитанов;

— игровые задания: «Дорисуй», «Прочти имя», «Собери картинку», «Построй башню по образцу», «Настроение»;

— подведение итогов;

— игра с парашютом.

Блок интегрированных занятий: «Да здравствует Олимпиада!»

— Эстафеты: «Теннис», «Скачки», «Гребля на байдарках с рулевым», «Перетягивание каната», «Вольная борьба», «Толкание ядра», «Футбол», «Велогонки»;

— общий танец;

— подведение итогов, награждение.

Итоговый раздел

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: совместное занятие с родителями «Ловкая пара»

— Упражнения в парах: «Тачка», «Попади мячом в корзину», «Бревно», «Допрыгни до ладошки», «Прыжки парой через скакалку»;

— ПИ по желанию детей;

— упражнение «Веселый салют».

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: соревнование между группами

— Эстафеты: «Нарисуй солнышко», «Мяч капитану», с двумя набивными мячами, двумя кеглями, на хопах, «Посадка и уборка овощей»;

— игра «Изобрази спортсмена»;

— ПИ «Успей выбежать»;

— ИМП «Щука».

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: городская Спартакиада ДОО

Игровые задания по положению о Спартакиаде.

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • сгибание и разгибание рук из упора лежа;
  • стойка на одной ноге;
  • наклон вперед из положения сидя на полу;

— игровое задание «Спрыгни, повернись».

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • челночный бег (3 × 10 м);
  • поднимание туловища из положения лежа на спине;
  • прыжки через скакалку;

— игровое задание «Пролезь в обруч».

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: «Моя спортивная семья»

Игровые задания по сценарию праздника.

 

Содержание программы.
Второй год обучения (6—7 лет)

Диагностический раздел

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами;
  • ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки;
  • игровое упражнение «Нажми кнопку»;

— игровое задание «Спрыгни, повернись».

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • ориентировка в прост­ранстве: повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию его пути; пройти физкультурный зал по диагонали и остановиться в центре; расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов;
  • игровое упражнение «Прой­ди и запомни»;

— игровое задание «Пролезь в обруч».

Развивающий раздел

Блок «Я и мое тело»

— Игровые упражнения: «Оттолкнись и прыгни», «Поменяй ноги», «Вперед прыгай, назад шагай», прыжки через обруч, как через скакалку;

— ПИ «Удочка».

Блок «Я и мое тело»: занятие «Как можно изменить свое настроение»

— Ходьба: «Бодрость шага», «Гордый олень»;

— ОРУ: «Я спросонья», «Я удивлен», «Я что-то ищу»;

— ОВД:

  • статичные позы (мимика, ­взгляд): вид бодрого, усталого, злого, веселого человека;
  • динамичные движения: строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту;
  • имитационные движения: кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку;

— ПИ «Отгадай»;

— упражнение на дыхание «Мы отдыхаем».

Блок «Я расту и развиваюсь»

— Игровые упражнения: «Падающая палка», бег уступами, «Мяч в игре», «Встречный бег», «Кто быстрее»;

— ПИ «Непослушные кольца»;

— массаж стоп.

Блок «Я и мое тело»: занятие «Части человеческого тела»

— ОРУ: «Я сильный», «Закрутим веревочку», «Я — экскаватор», «Я — подъемный кран»;

— ОВД: упражнения для разных частей тела;

— ПИ: «Замри», «Журавли и лягушки»;

— игровой самомассаж.

Блок «Я тренируюсь»

— Круговая тренировка: отжимания из упора лежа, удержание угла на гимнастической стенке из виса, прыжки через степы, ходьба в приседе, бег со сменой скорости, ходьба с сохранением равновесия;

— игровое задание «Не опоздай».

Блок «Я расту и развиваюсь»

— Упражнения: бег прыжками с одной ноги на другую; прыжки на одной ноге, группой, удерживая друг друга за плечо; «Юла», «Ящерица», прыжки через скакалку;

— ПИ «Густой туман»;

— упражнение на релаксацию.

Блок «Я тренируюсь»: занятие «Умей чувствовать себя»

— Упражнения: ходьба и бег с синхронными движениями рук и ног, переход на обычную ходьбу с восстановлением дыхания;

— ОРУ для верхнего плечевого пояса, мышц ног;

— ПИ: «Белые медведи», «Веретено»;

— игра «Брыкание» (эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения).

Блок «Я тренируюсь»

— Упражнения: «Не задень веревку», «Лови, убегай», эстафеты: по-пластунски, «Перемени предмет»;

— ПИ «Фигура вдвоем» (творческое задание);

— ИМП «Круг-кружочек».

Блок «Я и другие»

— Игры: «Иголка и нитка», «Чье звено скорее соберется», «Огненный шар»;

— упражнения: «Встречный бег», «Кто быстрее», «Составь слово»;

— гимнастика для стоп;

— дыхательное упражнение «Сом».

Блок «Я и мое тело»: занятие «Элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции»

— Ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений, бег со сменой направления за ведущим, бег спиной вперед, спокойная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений;

— ОРУ: «Я спросонья», «Мы от­дыхаем»;

— ПИ: «Смени руки», «Ловишки» (3 раза по 3 мин);

— упражнения для профилактики плоскостопия.

Блок «Я тренируюсь»

— Круговая тренировка: «Уголок», лазанье по гимнастической стенке произвольно, прыжки в высоту, «Канатоходец», бег с ускорением, «Бильбоке»;

— массаж биологически активных зон «Солнышко».

Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Быстрота движения — быстрота мышления»

— Упражнение «Нос—пол—потолок»;

— ОРУ: «Я сильный», «Закрутим веревочку», «Я — экскаватор», «Я — подъемный кран»;

— ПИ: «Вызови по имени», «Подхвати палку», «Пятнашки с домом»;

— упражнение «Шапочка».

Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Развитие внимания в процессе двигательной активности»

— Этюд-имитация «Три медведя»;

— ОРУ в парах;

— ПИ: «Волшебное слово», «Будь внимателен», «Зеваки»;

— игровое упражнение «Запомни движение».

Блок «Я и другие»

— Упражнения: «Клоуны», «Построй башню», «Пробеги в катящийся обруч», «Полоса препятствий»;

— ПИ «Будь ловким» (творческое задание);

— упражнение на релаксацию.

Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Развитие двигательной памяти»

— Ходьба в колонне, легкий бег;

— ОРУ с обручем;

— ПИ: «Вернись на место», «Движение по памяти», «Пятнашки — ноги от земли»;

— ходьба с одновременным вы­полнением дыхательных уп­ражнений.

Блок «Я тренируюсь»

— Упражнения на тренажерах;

— игра «Дотронься до…».

Блок «Я и другие»: занятие «Двигательные и психологические портреты профессий»

— Ходьба с имитацией движения лыжника, конькобежца, то же — легкими прыжками; ходьба с перестроением через центр в колонну по два;

— ОРУ в парах;

— ОВД:

  • этюды с выполнением движений «Штанга», «Спортсмены»;
  • конкурс «Кто покажет больше движений, имитирующих работу повара»;

— ПИ: «Пожалуйста», «Машины и пешеходы», «Хищник в море»;

— дыхательные упражнения.

Блок «Если будет трудно»

— Упражнения: метание мяча вдаль из разных исходных положений, перебрасывание двух мячей одновременно в паре, «Вышибалы», «Мяч на сторону противника»;

— ПИ «Звонкие мячи»;

— ИМП «Спрячь руки!».

Блок «Я и другие»: занятие «Этюды на распознавание эмоционального смысла жестов и мимики»

— Ходьба: «Мы гордые», «Мы удивлены», «Мы рады», легкий бег с переходом на этюды в движении «Лиса на охоте», «Медведь пробирается сквозь лес», «Лягушка прыгает на берегу», «Цапля летит над болотом»;

— ОРУ «Спортсмены»;

— конкурс «Назови и покажи»;

— ПИ: «Близкие знакомые», «Вот так позы», «Круговые пятнашки»;

— двигательная релаксация.

Блок «Я и мое тело»

— Упражнения: ходьба с кружением (по сигналу остановиться и принять условленную позу), игровой стретчинг, «Мостик», «Пистолетик», кувырок вперед, ходьба по ограниченной наклонной поверхности;

— ПИ: «Катушка», «Покажи отгадку».

Блок «Я тренируюсь»

— Круговая тренировка: подлезание под несколько дуг подряд правым и левым боком, ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (на середине выполнить «ласточку»), впрыгивание на препятствие и спрыгивание с него; ползание по скамейке на спине с подтягиванием рук на канате, который держит взрослый; подбрасывание и ловля мяча с поворотом вокруг себя;

— ПИ: «Фабрика дров»;

— упражнение «Веселый салют».

Блок «Если будет трудно»: занятие «Развитие моторно-слухового восприятия и памяти»

— Ходьба в колонне, легкий бег, ходьба с построением в звенья;

— ОРУ «Лошадка»;

— ПИ: «Движение по памяти», «Лови, бросай, упасть не давай»;

— эстафета с обручами «Болото»;

— ходьба «змейкой» за водящим;

— массаж стоп.

Блок «Если будет трудно»: занятие «Упражнения и игры на развитие способности к сосредоточению»

— Ходьба и бег;

— ОРУ с мячом;

— ПИ: «Будь внимателен», «Кто быстрее»;

— упражнение «Факир»;

— упражнение на сосредоточение (разглядывать предмет в течение 2—3 мин, потом, закрыв глаза, описать его).

Блок «Я и мое тело»

— Упражнения: «Складной ножик», полушпагат, «Азбука телодвижений», балансировка на набивном мяче, «Достань предмет» (стоя на скамейке, наклониться с прямыми ногами вниз и достать игрушку, лежащую на полу);

— ПИ «Сделай фигуру»;

— игра с парашютом.

Блок «Я тренируюсь»: занятие-эксперимент «Я — тренер»

— Круговая тренировка: «Кенгуру», ведение мяча; бег прыжками через обруч, как через скакалку; «Поезд», «С кочки на кочку»;

— ПИ «Изобрази спортсмена» (творческое задание).

Итоговый раздел

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: соревнование между группами

— Эстафеты с использованием степов;

— игра «Изобрази спортсмена»;

— ПИ «Успей выбежать»;

— игровое задание «Щука».

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: городская Спартакиада ДОО

Эстафеты по сценарию соревнований.

Блок физкультурно-спортивных мероприятий: «Моя спортивная семья» (в рамках городской Спартакиады ДОО)

Содержание по плану праздника.

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами;
  • ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки;
  • игровое упражнение «Нажми кнопку»;

— игровое задание «Спрыгни, повернись».

Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности

— Тестирование:

  • ориентировка в прост­ранстве: повторить за педа­гогом, изменяющим на­правление движения, траекторию его пути; пройти физкультурный зал по диагонали и остановиться в центре; расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов;
  • игровое упражнение «Прой­ди и запомни»;

— игровое задание «Пролезь в обруч».

***

В результате освоения программы планируется, что ребенок:

  • физически развит в соответствии со своими индивидуальными кондиционными и координационными способностями;
  • не просто овладевает навыками основных способов двигательной деятельности (ходьбой, бегом, прыжками, катанием, бросанием и ловлей, метанием, ползанием, лазаньем), а может успешно контролировать свои движения и управлять ими;
  • обладает установкой положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных массовых физкультурных мероприятиях;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, верит в себя;
  • проявляя инициативу и самостоятельность, умеет подчиняться правилам;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах двигательной деятельности.
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть