При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Самсонова О.В.,
инструктор по физкультуре МДОУ ЦРР — д/с № 22, г. Рыбинск Ярославской обл.;
Щербак А.П.,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории физической культуры
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль
В ходе наблюдения за двигательной активностью воспитанников дошкольных образовательных организаций всегда выделяется группа детей:
Таких детей принято называть моторно одаренными. В соответствии с ключевым принципом современного ФГОС дошкольного образования — индивидуализацией образовательного процесса — таким детям, по нашему мнению, необходимо создавать условия, наилучшим образом обеспечивающие их физическое развитие.
Для решения этой задачи мы разработали программу «Юные чемпионы».
На основании данных наблюдения за детьми в младшей и средней группах, а также проведенной в старшей группе в начале учебного года диагностики физической подготовленности были выявлены дети старшего дошкольного возраста, показавшие наиболее высокие результаты. Из этих детей формируется группа для дальнейших дополнительных занятий физическими упражнениями.
Содержание программы.
Первый год обучения
(5—6 лет)
Диагностический раздел
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Пролезь в обруч».
Развивающий раздел
Блок «Я попрыгунчик»
— Упражнения: «Оттолкнись и прыгни», «Поменяй ноги», «Вперед прыгай, назад шагай», прыжки через обруч, как через скакалку;
— подвижная игра (ПИ) «Удочка».
Блок «Я сильный»
— Упражнения: столкнуть партнера с места ударом ладони, перетягивание соперника (в пределах 1 м) за одноименные руки, эстафета в упоре лежа, «Стенка на стенку», отобрать палку у соперника, поворачивая ее в одну или другую сторону;
— ПИ «Дракон, поймай свой хвост».
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Упражнения: «Падающая палка», бег уступами, «Мяч в игре», «Встречный бег», «Кто быстрее»;
— эстафета с мячом;
— массаж стоп.
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: передвижение в мешках; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с выполнением «ласточки» в центре, балансировка на набивном мяче, стойка на носках с закрытыми глазами, «След в след»;
— ПИ «Бой петухов».
Блок «Моя тренировка»
— Круговая тренировка: отжимания из упора лежа, удержание туловища под определенным углом из виса на гимнастической стенке, прыжки через степы, ходьба в приседе, бег со сменой скорости, ходьба с сохранением равновесия;
— игровое задание «Не опоздай».
Блок «Я попрыгунчик»
— Упражнения: бег прыжками с одной ноги на другую, прыжки на одной ноге, группой, с удерживанием друг друга за плечо, «Юла», «Ящерица», прыжки через скакалку;
— эстафета «Кенгуру»;
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я сильный»
— Упражнения: перетолкнуть соперника через линию без помощи рук, удержать соперника в круге от 15 до 30 с, состязание в армрестлинге, перетягивание каната, игра «Разорви цепь»;
— игра «Брыкание» (эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения).
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Упражнения: «Не задень веревку», «Лови, убегай»;
— эстафеты по-пластунски, «Перемени предмет»;
— ПИ «Фигура вдвоем»;
— игра малой подвижности (ИМП) «Круг-кружочек».
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Игры: «Иголка-нитка», «Чье звено скорее соберется»;
— упражнения: «Встречный бег», «Кто быстрее», «Составь слово»;
— ПИ «Третий лишний»;
— гимнастика для стоп;
— игра «Сом» (для увеличения жизненной емкости легких).
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: сталкивание с бревна, передвижение на ходулях, «Березка», «Собачка»;
— ПИ «Замри»;
— мимическое упражнение «Облака».
Блок «Моя тренировка»
— Круговая тренировка: «Уголок», произвольное лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, «Канатоходец», бег с ускорением, «Бильбоке»;
— массаж биологически активных зон «Солнышко».
Блок «Я попрыгунчик»
— прыжки, имитирующие движения животных;
— эстафета «Прыжки в мешках»;
— тест на проверку дыхания.
Блок «Я сильный»
— Упражнения: «Тяни-Толкай» (перетянуть соперника в упряжке через черту движением вперед), метание набивного мяча вдаль из-за головы и бег за ним, приседание (20 с), армрестлинг;
— ПИ «Сильный бросок»;
— самомассаж.
Блок «Я и другие»
— Упражнения: «Клоуны», «Построй башню», «Пробеги в катящийся обруч», «Полоса препятствий»;
— ПИ «Будь ловким»;
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: ходьба с наступанием на кубики, разложенные на полу, «Цапля», танцевальные движения на гимнастической скамейке с различным положением рук, ходьба по гимнастической скамейке с раскладыванием и собиранием кубиков;
— ПИ «Веревка-змейка»;
— упражнение на укрепление осанки «Река, берег, парус».
Блок «Моя тренировка»
— Работа на тренажерах;
— игра «Дотронься до…».
Блок «Я попрыгунчик»
— Прыжки со скакалкой в паре с продвижением вперед ноги врозь — ноги скрестно, руки вверх-вниз, на батуте;
— впрыгивание на препятствие;
— ПИ «Ловишка на одной ноге»;
— упражнение на дыхание, массаж ног.
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Упражнения: «Вышибалы», «Мяч на сторону противника», «Охотники и утки»;
— метание мяча вдаль из разных исходных положений;
— перебрасывание двух мячей одновременно в паре;
— ИМП «Спрячь руки!».
Блок «Я и другие»
— Упражнения: «Тачка», «Удержи палку на носке», «Успей поймать»;
— игры: «Тень», «Передай флажок»;
— прокатывание обручей друг другу;
— массаж биологически активных зон.
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: «Мостик», «Пистолетик», кувырок вперед; ходьба с кружением (по сигналу остановиться и принять условленную позу), игровой стретчинг, ходьба по ограниченной наклонной поверхности;
— игры: «Катушка», «Покажи отгадку».
Блок «Моя тренировка»
— Круговая тренировка: подлезание под несколько дуг подряд правым и левым боком; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (на середине выполнить «ласточку»); впрыгивание на препятствие и спрыгивание с него; ползание по скамейке на спине с подтягиванием рук на канате, который держит взрослый; подбрасывание и ловля мяча с поворотом вокруг себя;
— ПИ «Пятнашки»;
— упражнение «Веселый салют» (для профилактики плоскостопия).
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: «Складной ножик», полушпагат, «Азбука телодвижений», балансировка на набивном мяче, «Достань предмет» (стоя на скамейке, наклониться с прямыми ногами вниз и достать игрушку, сидящую на полу);
— ПИ «Сделай фигуру»;
— игра с парашютом.
Блок интегрированных занятий: «Путешествие в Играй-город»
— Деление на команды, выбор капитанов;
— игровые задания: «Дорисуй», «Прочти имя», «Собери картинку», «Построй башню по образцу», «Настроение»;
— подведение итогов;
— игра с парашютом.
Блок интегрированных занятий: «Да здравствует Олимпиада!»
— Эстафеты: «Теннис», «Скачки», «Гребля на байдарках с рулевым», «Перетягивание каната», «Вольная борьба», «Толкание ядра», «Футбол», «Велогонки»;
— общий танец;
— подведение итогов, награждение.
Итоговый раздел
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: совместное занятие с родителями «Ловкая пара»
— Упражнения в парах: «Тачка», «Попади мячом в корзину», «Бревно», «Допрыгни до ладошки», «Прыжки парой через скакалку»;
— ПИ по желанию детей;
— упражнение «Веселый салют».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: соревнование между группами
— Эстафеты: «Нарисуй солнышко», «Мяч капитану», с двумя набивными мячами, двумя кеглями, на хопах, «Посадка и уборка овощей»;
— игра «Изобрази спортсмена»;
— ПИ «Успей выбежать»;
— ИМП «Щука».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: городская Спартакиада ДОО
Игровые задания по положению о Спартакиаде.
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Пролезь в обруч».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: «Моя спортивная семья»
Игровые задания по сценарию праздника.
Содержание программы.
Второй год обучения (6—7 лет)
Диагностический раздел
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Пролезь в обруч».
Развивающий раздел
Блок «Я и мое тело»
— Игровые упражнения: «Оттолкнись и прыгни», «Поменяй ноги», «Вперед прыгай, назад шагай», прыжки через обруч, как через скакалку;
— ПИ «Удочка».
Блок «Я и мое тело»: занятие «Как можно изменить свое настроение»
— Ходьба: «Бодрость шага», «Гордый олень»;
— ОРУ: «Я спросонья», «Я удивлен», «Я что-то ищу»;
— ОВД:
— ПИ «Отгадай»;
— упражнение на дыхание «Мы отдыхаем».
Блок «Я расту и развиваюсь»
— Игровые упражнения: «Падающая палка», бег уступами, «Мяч в игре», «Встречный бег», «Кто быстрее»;
— ПИ «Непослушные кольца»;
— массаж стоп.
Блок «Я и мое тело»: занятие «Части человеческого тела»
— ОРУ: «Я сильный», «Закрутим веревочку», «Я — экскаватор», «Я — подъемный кран»;
— ОВД: упражнения для разных частей тела;
— ПИ: «Замри», «Журавли и лягушки»;
— игровой самомассаж.
Блок «Я тренируюсь»
— Круговая тренировка: отжимания из упора лежа, удержание угла на гимнастической стенке из виса, прыжки через степы, ходьба в приседе, бег со сменой скорости, ходьба с сохранением равновесия;
— игровое задание «Не опоздай».
Блок «Я расту и развиваюсь»
— Упражнения: бег прыжками с одной ноги на другую; прыжки на одной ноге, группой, удерживая друг друга за плечо; «Юла», «Ящерица», прыжки через скакалку;
— ПИ «Густой туман»;
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я тренируюсь»: занятие «Умей чувствовать себя»
— Упражнения: ходьба и бег с синхронными движениями рук и ног, переход на обычную ходьбу с восстановлением дыхания;
— ОРУ для верхнего плечевого пояса, мышц ног;
— ПИ: «Белые медведи», «Веретено»;
— игра «Брыкание» (эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения).
Блок «Я тренируюсь»
— Упражнения: «Не задень веревку», «Лови, убегай», эстафеты: по-пластунски, «Перемени предмет»;
— ПИ «Фигура вдвоем» (творческое задание);
— ИМП «Круг-кружочек».
Блок «Я и другие»
— Игры: «Иголка и нитка», «Чье звено скорее соберется», «Огненный шар»;
— упражнения: «Встречный бег», «Кто быстрее», «Составь слово»;
— гимнастика для стоп;
— дыхательное упражнение «Сом».
Блок «Я и мое тело»: занятие «Элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции»
— Ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений, бег со сменой направления за ведущим, бег спиной вперед, спокойная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений;
— ОРУ: «Я спросонья», «Мы отдыхаем»;
— ПИ: «Смени руки», «Ловишки» (3 раза по 3 мин);
— упражнения для профилактики плоскостопия.
Блок «Я тренируюсь»
— Круговая тренировка: «Уголок», лазанье по гимнастической стенке произвольно, прыжки в высоту, «Канатоходец», бег с ускорением, «Бильбоке»;
— массаж биологически активных зон «Солнышко».
Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Быстрота движения — быстрота мышления»
— Упражнение «Нос—пол—потолок»;
— ОРУ: «Я сильный», «Закрутим веревочку», «Я — экскаватор», «Я — подъемный кран»;
— ПИ: «Вызови по имени», «Подхвати палку», «Пятнашки с домом»;
— упражнение «Шапочка».
Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Развитие внимания в процессе двигательной активности»
— Этюд-имитация «Три медведя»;
— ОРУ в парах;
— ПИ: «Волшебное слово», «Будь внимателен», «Зеваки»;
— игровое упражнение «Запомни движение».
Блок «Я и другие»
— Упражнения: «Клоуны», «Построй башню», «Пробеги в катящийся обруч», «Полоса препятствий»;
— ПИ «Будь ловким» (творческое задание);
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Развитие двигательной памяти»
— Ходьба в колонне, легкий бег;
— ОРУ с обручем;
— ПИ: «Вернись на место», «Движение по памяти», «Пятнашки — ноги от земли»;
— ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений.
Блок «Я тренируюсь»
— Упражнения на тренажерах;
— игра «Дотронься до…».
Блок «Я и другие»: занятие «Двигательные и психологические портреты профессий»
— Ходьба с имитацией движения лыжника, конькобежца, то же — легкими прыжками; ходьба с перестроением через центр в колонну по два;
— ОРУ в парах;
— ОВД:
— ПИ: «Пожалуйста», «Машины и пешеходы», «Хищник в море»;
— дыхательные упражнения.
Блок «Если будет трудно»
— Упражнения: метание мяча вдаль из разных исходных положений, перебрасывание двух мячей одновременно в паре, «Вышибалы», «Мяч на сторону противника»;
— ПИ «Звонкие мячи»;
— ИМП «Спрячь руки!».
Блок «Я и другие»: занятие «Этюды на распознавание эмоционального смысла жестов и мимики»
— Ходьба: «Мы гордые», «Мы удивлены», «Мы рады», легкий бег с переходом на этюды в движении «Лиса на охоте», «Медведь пробирается сквозь лес», «Лягушка прыгает на берегу», «Цапля летит над болотом»;
— ОРУ «Спортсмены»;
— конкурс «Назови и покажи»;
— ПИ: «Близкие знакомые», «Вот так позы», «Круговые пятнашки»;
— двигательная релаксация.
Блок «Я и мое тело»
— Упражнения: ходьба с кружением (по сигналу остановиться и принять условленную позу), игровой стретчинг, «Мостик», «Пистолетик», кувырок вперед, ходьба по ограниченной наклонной поверхности;
— ПИ: «Катушка», «Покажи отгадку».
Блок «Я тренируюсь»
— Круговая тренировка: подлезание под несколько дуг подряд правым и левым боком, ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (на середине выполнить «ласточку»), впрыгивание на препятствие и спрыгивание с него; ползание по скамейке на спине с подтягиванием рук на канате, который держит взрослый; подбрасывание и ловля мяча с поворотом вокруг себя;
— ПИ: «Фабрика дров»;
— упражнение «Веселый салют».
Блок «Если будет трудно»: занятие «Развитие моторно-слухового восприятия и памяти»
— Ходьба в колонне, легкий бег, ходьба с построением в звенья;
— ОРУ «Лошадка»;
— ПИ: «Движение по памяти», «Лови, бросай, упасть не давай»;
— эстафета с обручами «Болото»;
— ходьба «змейкой» за водящим;
— массаж стоп.
Блок «Если будет трудно»: занятие «Упражнения и игры на развитие способности к сосредоточению»
— Ходьба и бег;
— ОРУ с мячом;
— ПИ: «Будь внимателен», «Кто быстрее»;
— упражнение «Факир»;
— упражнение на сосредоточение (разглядывать предмет в течение 2—3 мин, потом, закрыв глаза, описать его).
Блок «Я и мое тело»
— Упражнения: «Складной ножик», полушпагат, «Азбука телодвижений», балансировка на набивном мяче, «Достань предмет» (стоя на скамейке, наклониться с прямыми ногами вниз и достать игрушку, лежащую на полу);
— ПИ «Сделай фигуру»;
— игра с парашютом.
Блок «Я тренируюсь»: занятие-эксперимент «Я — тренер»
— Круговая тренировка: «Кенгуру», ведение мяча; бег прыжками через обруч, как через скакалку; «Поезд», «С кочки на кочку»;
— ПИ «Изобрази спортсмена» (творческое задание).
Итоговый раздел
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: соревнование между группами
— Эстафеты с использованием степов;
— игра «Изобрази спортсмена»;
— ПИ «Успей выбежать»;
— игровое задание «Щука».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: городская Спартакиада ДОО
Эстафеты по сценарию соревнований.
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: «Моя спортивная семья» (в рамках городской Спартакиады ДОО)
Содержание по плану праздника.
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
— игровое задание «Пролезь в обруч».
***
В результате освоения программы планируется, что ребенок:
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть