• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Дети — наше будущее

Дети — наше будущее

Рекунов Сергей Николаевич,
учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Берег надежды» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Москва

 

Добрый день, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

В 1989 г. я окончил МГПИ им. В.И. Ленина по специальности «Дефектология» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих». Сначала работал логопедом в общеобразовательных школах. С 2005 г. по приглашению руководителя работаю учителем-дефектологом в специальном (коррекционном) детском доме № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VII вида (ныне ЦССВ «Берег надежды»).

Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Выбор профессии был не случаен. Моя родная сестра, закончив дефектологический факультет, работала логопедом в коррекционных школах и дефектологом. Она много рассказывала о своей работе, приглашала на занятия. Летом мы с сестрой часто выезжали в оздоровительные лагеря и я помогал ей организовывать мероприятия для детей. Воспитанники воспринимали меня как педагога. Так проявился мой интерес к профессии. Я почувствовал, что нужен детям с ОВЗ и могу им помочь.

В студенческие годы я выезжал со стройотрядом в Астраханскую область. Там также нужно было проявить мой педагогический опыт. Я работал с трудными подростками и детьми из неблагополучных семей, которых направляла в стройотряд милиция. Там я окончательно понял, что профессия педагога выбрана мною верно.

В институте большое влияние на мое отношение к профессии оказали мои преподаватели: К.А. Волкова, Л.Ф. Гаврилов, С.Г. Речицкая, К.И. Тутжанова, Т.Б. Филичева, которых я до сих пор помню, их советы помогают мне в работе.

Расскажите, пожалуйста, немного о Вашем учреждении. Каковы направления и задачи его работы?

Наш Центр находится на окраине Москвы в районе Ново-Переделкино в небольшом типовом здании детского сада, рассчитанного на 60 детей. С 1991 г. его постоянный руководитель — канд. пед. наук, почетный работник российского образования Надежда Михайловна Хрыкина. Создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное проживание и творческое развитие каждого воспитанника от момента поступления в наше учреждение и до его окончания, приближенных к домашним, а также подбор замещающей семьи каждому ребенку, независимо от его способностей и возможностей, — основные направления деятельности нашего Центра.

Каждый сотрудник работает над реализацией следующих основных задач:

  • создание в группах условий проживания, приближенных к домашним, максимально способствующих умственному, эмоциональному, физическому и социальному развитию каждого воспитанника;
  • обеспечение комфортных условий проживания воспитанников, приближенных к семейным (создание семейных групп);
  • создание оптимальных условий, обеспечивающих обу­чение, воспитание и развитие каждого воспитанника в результате систематической, комплексной работы коллектива;
  • создание комфортных условий образовательного пространства с учетом психофизических и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
  • повышение учебной мотивации и уровня успеваемости воспитанников благодаря привлечению волонтеров-репетиторов и тьюторов;
  • разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на социализацию и адаптацию воспитанников в социуме.

В нашем Центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Поступивший к нам ребенок изначально обладает целым комплексом проблем: депривация, педагогическая запущенность, негативный жизненный опыт, все то, что мы подразумеваем под комплексом «сиротство». Кроме того, у многих детей отмечаются физическая и/или интеллектуальная недостаточность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), опорно-двигательные нарушения (ДЦП), а у подростков — девиантное поведение.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Как эта задача решается в Вашем учреждении?

Весь учебно-воспитательный процесс строится по гибким схемам, в зависимости от особенностей детей, их реальных возможностей и потребностей. Так, например, к каждому специалисту коррекционно-развивающего обучения (дефектологу, логопеду, психологу) прикреплены конкретные дети с ОВЗ для оказания им индивидуальной помощи в обучении; с сентября этого года в штатное расписание учреждения введены новые штатные единицы — тьюторы, одной из функциональных обязанностей которых является помощь детям с ОВЗ.

Создаются благоприятные социально-педагогические условия для развития личности воспитанников, успешности их обу­чения с соблюдением единых и последовательных требований; педагоги стремятся к созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, как в родных стенах, так и в общеобразовательных школах, которые посещают наши дети, минимизируя стрессовые ситуации и негативные явления.

Педагоги центра нацелены на разработку и проведение воспитательных мероприятий по формированию и развитию учебной мотивации и коммуникативных навыков. Эти задачи успешно решаются благодаря совместной систематической, взаимосвязанной деятельности всех организаторов и участников учебно-воспитательного процесса.

Деятельность команды специалистов при междисциплинарном подходе основывается на принципе координации и согласованности работы. Как он соблюдается в Вашем учреждении?

Взаимосвязанная целенаправленная работа педагогов Центра представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для успешного развития и обучения каждого ребенка независимо от его способностей и возможностей. Эффективность такой деятельности во многом определяется тем, в какой мере каждый педагог учреждения располагает сведениями о том, что знают и умеют дети, какую посильную помощь он сможет оказать отдельному воспитаннику, опираясь на объективные данные о его возможностях. Все это обсуждается на методических совещаниях, консилиумах.

Все Ваши коллеги активно участвуют во внедрении инноваций, новых форм работы. Расскажите об этом.

Наш Центр третий год работает над реализацией программы опытно-экспериментальной площадки «Социально-психолого-педагогические технологии работы с целевыми группами населения по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под научным руководством профессорско-преподавательского состава ГАУ ИПК ДСЗН г. Москвы. Центр также ведет с населением района, округа и города активную разноплановую работу просветительского и пропагандистского характера, задачи которой — формировать общественное мнение, привлекать к работе по семейному устройству сирот как можно большее количество горожан. Создаются устойчивые эффективные механизмы межведомственного взаимодействия, в результате повышается доля воспитанников, передаваемых на различные семейные формы воспитания и возвращаемых в кровные семьи.

Для более успешного проведения информационной кампании наш Центр сотрудничает со следующими организациями:

  • Региональная общественная организация помощи многодетным, неполным и малоимущим семьям «Солнечные дети»;
  • Общества многодетных семей районов ЗАО;
  • ТКС «Солнцево» и «Ново-Переделкино»;
  • БФ «Чистое небо»;
  • храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино;
  • различные предприятия района и округа (Главное УВД по ЗАО, заводы «Русский стандарт», «Кока-кола», компания «Экодар», несколько школ и детских садов района).

Мы организуем презентации, рассказываем о Центре, детях, их увлечениях и успехах, раздаем анкеты, затем обрабатываем их.

Если взять схему межведомственного взаимодействия Центра, то все организации, которые там фигурируют, могут стать проводниками информации, а также потенциальными кандидатами в приемные родители.

Сегодня остро стоит вопрос инклюзии. Как он решается в Вашем учреждении?

Мы пытаемся устраивать наших детей с ОВЗ в общеобразовательные школы. Однако, к сожалению, пока не все школы готовы принять наших воспитанников.

Встречаются определенные объективные и субъективные трудности, которые мы постепенно пытаемся преодолевать в индивидуальном порядке, чтобы идти в ногу со временем.

Что Вы пожелаете нашим читателям?

Хочется пожелать всем читателям журнала здоровья, терпения, творческих сил в нашей трудной, но очень интересной работе, ведь дети — наше будущее.

Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... поздно учли...
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

Беседовала С.Ю. Танцюра

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению