• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Огромное сердце, чистая душа, большое терпение и желание помогать

Огромное сердце, чистая душа, большое терпение и желание помогать

Телегина Татьяна Юрьевна,
директор ГКУ ЦССВ «Центральный»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

 

Добрый день, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.

Я магистр юриспруденции и психологии. Более 20 лет занимаюсь защитой детей. На протяжении этого времени была сотрудником государственной гражданской службы, межрайонной прокуратуры Москвы, главным специалистом информационно-аналитического отдела Аппарата Уполномоченного по правам ребенка Москвы, членом городских комиссий, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работала в суде, комиссии по делам несовершеннолетних.

С 2009 по 2011 г. занимала должность советника Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Работая в команде П.А. Астахова, объехала всю Российскую Федерацию, познакомилась с работой 83 ее субъектов. Находясь на этой должности, смогла помочь не одной семье, познакомилась с коллегами «по цеху», получила большой багаж знаний и практический опыт. Ведь ни для кого не секрет, что практика важнее теории. Работать приходилось, как в космосе; поясню: за короткие временны́е рамки я меняла один часовой пояс за другим, работая утром, днем, ночью. При этом у меня есть семья: муж, двое детей, которые в один прекрасный день дали понять, что им тоже нужна реальная мама и жена. Я стала работать юристом в Центральном доме ребенка Москвы (Дом ребенка № 6) — учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 0 до 4 лет. С 2014 г. по настоящее время являюсь директором данного учреждения.

В рамках Национальной стра­тегии в интересах детей на 2012—2017 гг., реализация которой осуществляется в два этапа (первый — 2012—2014 гг., второй — 2015—2017 гг.), происходит реструктуризация социальной сферы, и наше учреждение не осталось в стороне. В октябре 2015 г. Специализированный дом ребенка № 6 стал Центром содействия семейному воспитанию «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Он занимается реабилитацией детей раннего возраста.

Очень приятно, что моя работа отмечена коллегами: я заняла 1-е место среди сотрудников дома ребенка по четырем номинациям: «Лучший наставник», «Уникальный профессионал», «Креативный специалист», «Самый активный работник». В 2014 г. Центр победил в конкурсе Правительства Москвы «Спешите делать добро» в номинации «Лучшее учреждение по устройству детей-сирот в семьи города Москвы».

Какова система помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии в Вашей организации?

Наш дом малютки — пожалуй, самое старейшее учреждение в городе — работает с 1923 г. В круглосуточном режиме ведется прием детей от 0 до 4 лет, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наши воспитанники — дети, изъятые из асоциальных условий или оставленные на улицах и вокзалах Москвы. Специалисты Центра проводят медицинское обследование и лечение малышей, с детьми занимаются педагоги и психологи, пытаясь максимально компенсировать отсутствие родительской заботы.

Наше учреждение имеет два здания. Первое по адресу: Москва, ул. Пятницкая, д. 40—42, стр. 1. Сюда поступают необследованные дети, с неизвестным эпидемиологическим анамнезом, без медицинских и юридических документов. Поэтому мы разыскиваем родителей и родственников, а в случае невозможности возврата ребенка в родную семью подбираем приемных родителей.

В структурном подразделении (филиал) по адресу: Москва, ул. Вешняковская, д. 27а, находятся дети от 0 до 4 лет, большая часть которых (более 50%) — дети с ОВЗ, имеющие сочетанную патологию (осложнения по нескольким видам заболевания). Малыши, для которых мы пока только ищем семью. После передачи стараемся помочь приемным родителям в адаптации и реабилитации ребенка в новой семье.

Центр оказывает специализированную и реабилитационную помощь детям с органическим поражением ЦНС, нарушением психики, дефектами физического развития, детям с ограниченными возможностями здоровья, а также оставшимся без родительской опеки.

Одна из основных задач специалистов учреждения — реабилитация и адаптация ребенка к жизни.

Для достижения этой цели мы:

  • добиваемся максимального восстановления и компенсации нарушенных функций;
  • укрепляем физическое здоровье детей;
  • воспитываем культурно-гигиенические навыки;
  • осуществляем социально-личностное развитие;
  • развиваем познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
  • особое внимание уделяем развитию устной речи детей и развитию свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развиваем интерес к музыке, театрализованным представлениям, детское творчество.

Комплексная реабилитация — сложный процесс, позволяющий подобрать для каждого ребенка индивидуальную, оптимальную и эффективную программу реабилитации и развития.

Педагогический и медицинский персонал ГКУ ЦССВ «Центральный» хорошо ориентирован в вопросах развития детей раннего возраста, организации оздоровительной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы, что является основным условием для достижения оптимального уровня здоровья, развития детей и их подготовки для проживания в семье.

Согласно определению Ассоциации ранней помощи (1998), ранняя помощь — комплекс услуг и программ, предназначенных для детей группы риска и с ОВЗ. Какие услуги и программы реализует Ваша организация?

В Центре сформированы группы с учетом возраста и состояния здоровья детей. В них для полноценного их развития и правильного восприятия ими окружающего мира в соответствии с возрастом имеются игровые материалы, пособия, развивающие игры, музыкальные книги, игрушки.

В «Домике», как мы ласково называем наше учреждение, реализуется право детей на получение образования. С малышами занимаются опытные воспитатели, логопеды, психологи, музыкальные работники, специалисты по физической культуре, массажисты, что позволяет обеспечить разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Индивидуальный подход к каждому ребенку и высокий уровень подготовки специалистов позволяют квалифицированно корректировать недостатки в физическом и психическом развитии детей, развивать у малышей навыки самостоятельной и игровой деятельности, формировать представление об окружающем мире, приобщать их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Дети получают навыки трудовой деятельности, поскольку педагоги воспитывают ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

В полном объеме осуществляется защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное медицинское обслуживание. В учреждении проводятся ежедневные осмотры воспитанников врачами разных специальностей: неврологом, педиатром, оториноларингологом, врачом ультразвуковой диагностики, врачом-физиотерапевтом и др. В случае выявления у ребенка заболевания, требующего специализированного лечения и наблюдения узкопрофильным специалистом, его направляют в соответствующее учреждение и назначают лечение.

В Центре осуществляются профилактика и лечение рахита, витаминотерапия, вакцинопрофилактика. Питание детей первого года жизни организуется врачом индивидуально в соответствии с регламентированными возрастными физиологическими нормативами со своевременным введением всех видов прикорма.

В Центре создан и активно работает общественный попечительский совет, привлекаются волонтеры. В рамках благотворительного проекта в 2014 г. была открыта студия «Монтессори», лекотека (служба ранней помощи), реализован благотворительный проект по организации доступной среды для детей с ОВЗ (установлены откидные пандусы для детских колясок, приобретено дорогостоящее оборудование для реабилитации: ортопедические кресла для питания, вертикализатор, специальная ортопедическая обувь и материалы для ЛФК, инвалидное кресло-коляска, напольное сиденье, специализированная посуда для питания).

Важнейшая составляющая процесса развития системы ранней помощи — подготовка и переподготовка кадров, ведь специалисты должны уметь оказать квалифицированную помощь. Есть ли в Вашем учреждении программа по стажировке, курсы по выбору и т.д.?

Персонал, работающий непосредственно с воспитанниками, прошел специальную подготовку по работе с детьми раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ.

Наши сотрудники прослушивают курсы «Инновационные педагогические технологии», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с соматическими заболеваниями». Весь младший медицинский персонал прошел переподготовку по курсу «Младшая медицинская сестра».

В 2014 г. по-новому построена работа всего коллектива учреждения.

Специалисты Центра принимают активное участие в различных мероприятиях. Например, воспитатели участвуют в городском конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера» в профессии «Воспитатель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проводимом Департаментом социальной защиты населения города Москвы и ГБОУ УМЦ «Детство», в открытых занятиях для профессионального сообщества (темы: «Проведение пальчиковой гимнастики», «Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группах», «Механизмы реализации здоровье­сберегающих технологий», «Ис­пользование кукол бибабо во время занятий» и др.), проводят семинары, мастер-классы по освоению новаций, современных технологий в учреждении (темы: «Использование русских народных песен в работе с детьми», «Организация подвижных игр во время прогулки», «Проведение артикуляционной гимнастики с детьми 2—4 лет»), круглые столы и педагогические гостиные (темы: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности», «Организация развивающей среды в группе для детей 1 года жизни», «Логопедическая работа с детьми 6—12 месяцев» и др.).

В Вашем учреждении меня поразили дети: их живые взгляды, мимика, доброта в глазах. Всегда считалось, что детские дома — места изоляции, депривации. Как Вам удалось создать благоприятную психологическую атмосферу в Центре?

В нашем учреждении дети находятся в условиях, максимально приближенных к домашним. Интерьеры помещений групп окрашены в теплые, спокойные тона, мебель изготовлена по индивидуальному проекту, имеются развивающие игрушки и пособия. Сотрудники Центра — близкие и значимые взрослые для детей, между воспитанниками и воспитателями установлен теплый контакт, что позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя защищенными и любимыми. Дети не чувствуют, что они находятся в «сиротском учреждении», у нас нет «сиротской» обстановки и отношений. Люди, которые со мной работают, проверены временем. Это прекрасные педагоги, добрые, отзывчивые люди, «мамы», переживающие за воспитанников, участвующие в их жизни самым тесным образом.

Как сохранить гуманность в своей профессии: быть тактичными, понимать проблемы ребенка, быть ответственными и отзывчивыми в наше трудное время? Что Вам помогает в жизни?

Чтобы работать в области защиты прав и интересов детей, человек должен иметь доброе сердце, чистую душу, большое терпение и желание помогать 24 часа в сутки тем, кто в этом нуждается, независимо от кризиса, погодных или иных условий.

В моей жизни было много сложных ситуаций, в том числе и безысходных. Пришлось многому научиться, стать комплексным реабилитологом. Не имея медицинского образования, я научилась делать массаж, водные процедуры, ЛФК, парафинотерапию, ставить лангеты и многое другое.

К сожалению, чтобы получить необходимый комплекс услуг по реабилитации бесплатно или за бюджетные деньги, родителям приходится стоять в очереди не один месяц, а для малыша именно первые месяцы жизни являются решающими, определяющими успешность реабилитации. Столкнувшись с данной ситуацией лично, я понимаю, что родители в одиночку с этим не могут справиться. Поэтому сотрудники Центра создают условия для бесплатной реабилитации детей первых лет жизни, чтобы у каждого родителя была возможность помочь своему ребенку и не возникало мыслей оставить малыша в детском учреждении.

Мое профессиональное кредо — максимально помочь нуждающимся: ребенку, семье.

Конечно, важно, когда мой труд оценивается счастливыми улыбками малышей, когда сотрудники с удовольствием идут на работу и, несмотря на усталость, после рабочего дня получают удовольствие от общения с детьми и помощи им.

Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир становится ярче и добрее, что так важно для детей, оставшихся без родительской опеки. Главное для каждого ребенка — быть счастливым и расти в окружении заботливых и любящих взрослых.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы системы ранней помощи в будущем?

Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика развития ребенка позволяет приступить к реабилитации на первых этапах, а значит, оказать раннюю помощь и максимально минимизировать отклонения в развитии. Поэтому очень важно, чтобы каждое учреждение, обладающее ресурсами по реабилитации детей и помощи родителям, предоставляло доступную помощь нуждающимся детям и их семьям, транслировало опыт в профессиональном сообществе. Для успешной реабилитации необходимы не только сплоченный коллектив профессионалов, но и единая команда специалистов по городу.

Спасибо за интересное интервью.

Беседовала С.Ю. Танцюра

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению