При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Ирина Калмановна Рапопорт,
д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены детей и подростков ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова,
зав. лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, Москва
Ирина Калмановна, большое спасибо, что Вы нашли время для интервью нашему журналу. Расскажите немного о себе. Стать врачом — это Ваша детская мечта?
Да, я из медицинской семьи, врач в третьем поколении. Поэтому вопрос кем быть? для меня не стоял. Моя бабушка со cтороны мамы закончила медицинский факультет Высших женских курсов весной 1917 г. Из этого факультета образовался Второй Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова, в котором бабушка работала много лет, была доцентом кафедры педиатрии. Она также работала в Институте усовершенствования врачей вместе с выдающимся советским педиатром Г.Н. Сперанским. Мама заканчивала этот же институт, но стала микробиологом. Дедушка со стороны папы был фельдшером, работал в Чернигове, участвовал в Первой мировой войне. В 20-е гг. XX в. он окончил Одесский медицинский институт и работал врачом-терапевтом в Чернигове, а потом в Москве. Я закончила лечебный факультет Московского медицинского стоматологического института им. Н.А.Семашко, 15 лет была практическим врачом, а потом стала заниматься научной и педагогической деятельностью.
Вы руководите лабораторией научных основ школ здоровья. Какими вопросами занимается Ваш коллектив?
Основные направления работы лаборатории:
Кроме того, наша лаборатория координирует обмен опытом между российскими школами здоровья. В 2008 г. мы участвовали в проведении Всероссийского конкурса школ здоровья, а в 2010 и 2015 гг. сами организовывали Всероссийские конкурсы школ здоровья.
Давайте поговорим немного о здоровье современных детей. Какие основные тенденции отмечаются в мире в целом и в России в частности? Есть ли различия? Какие проблемы сегодня в связи с этим стоят наиболее остро?
Сравнивать показатели состояния здоровья детей нашей страны с показателями состояния здоровья детей других стран очень сложно, поскольку отечественная система оказания медицинской помощи существенно отличается от зарубежной по организации амбулаторно-поликлинической службы. За границей нет системы профилактических осмотров детей, проводятся только выборочные обследования целевых групп для решения научных вопросов. Система медицинской помощи в образовательных учреждениях есть далеко не во всех странах и организована она по-разному.
Сложившаяся в советское время система медицинского обслуживания детского населения с профилактической направленностью была и остается наиболее продуманной и гуманной. При достаточном финансировании, кадровом и материально-техническом обеспечении она функционировала бы очень эффективно, и состояние здоровья детей и подростков нашей страны было бы на высоком уровне.
Наиболее острые проблемы в настоящее время — нарушения зрения, распространенность которых стремительно возрастает; функциональные расстройства и хронические заболевания органов пищеварения, а также и нервно-психические и вегетативно-сосудистые расстройства у старших подростков (15—18 лет).
Остается на высоком уровне частота встречаемости функциональных нарушений (уплощение стоп и нарушения осанки) и хронических болезней (плоскостопие и сколиоз) костно-мышечной системы.
Какие заболевания начинают формироваться уже в дошкольном возрасте?
В этом возрасте формируются нарушения костно-мышечной системы, зрения, желудочно-кишечного тракта, невротические реакции. Для дошкольников характерна высокая распространенность функциональных нарушений и хронических заболеваний ротоносоглотки, но постепенно, уже в подростковом возрасте (в 10—15 лет), частота этих нарушений и заболеваний снижается благодаря постепенному развитию иммунной системы.
В настоящее время очень распространены нарушения костно-мышечной системы. Каковы основные причины такой ситуации и что можно сделать, чтобы предотвратить столь бурный рост заболеваемости?
Костно-мышечную систему можно и нужно тренировать. Существуют специальные виды гимнастики для предотвращения развития нарушений осанки и плоскостопия, укрепления мышц спины и брюшного пресса. Эти упражнения должны использоваться на уроках физкультуры. Кроме того, родителям необходимо приучить детей выполнять такую гимнастику в качестве утренней зарядки и разминки (физкультминутки) при выполнении домашних заданий и на занятиях со статическим компонентом (занятия иностранными языками, музыкой, шахматами, рисованием и др.). В целом как дети, так и взрослые должны увеличить ежедневную двигательную активность.
А как обстоят дела с нарушениями свода стопы (плоскостопием)? Многие родители приобретают для дошкольников дорогостоящую специальную обувь. Насколько это оправдано? Расскажите немного о результатах исследований, проводимых в институте по данной проблематике.
Не рекомендуется ношение кроссовок в качестве сменной обуви и вообще их длительное ношение вне занятий спортом. Обувь ребенка должна быть по размеру, не растоптанной, удобной, с небольшим каблуком и хорошо фиксированным задником. Родителям необходимо вовремя покупать обувь нужного размера, поскольку стопа у детей растет быстро.
В помещении лучше носить проветриваемую обувь (с дырочками). В конце недели сменную обувь следует забирать домой, просушивать, проветривать, чистить.
В нашем институте действительно проводятся исследования по этой проблеме. Коллектив специалистов под руководством профессора П.И. Храмцова разработал несколько разных вариантов сменной обуви для девочек и мальчиков разного возраста, причем стоимость обуви была посильна каждой семье. Однако у нас, к сожалению, все предложения науки плохо внедряются в практику, в промышленное производство.
Еще одна острая проблема, которая, безусловно, беспокоит родителей, — нарушения зрения. Действительно ли доля детей с этой патологией увеличивается в последнее время? С чем это связано? Может, это связано с тем, что дети любят пользоваться техническими средствами, гаджетами?
Да, распространенность миопии резко возросла за последнее десятилетие (так, среди московских третьеклассников она увеличилась более чем в 2 раза). Мы связываем это с постоянным использованием детьми смартфонов, планшетов, компьютеров. Если в школе время использования компьютеров и интерактивных досок контролируется, а в некоторых школах запрещено использование мобильных телефонов, то вне школы, дома, в транспорте дети используют гаджеты без всякого контроля со стороны родителей. В этой связи ответственность семьи очень высока. Поэтому необходимо расширять и развивать гигиеническое обучение родителей, искать его новые интересные формы.
В последние годы реорганизация коснулась многих образовательных учреждений. ДОО объединили со школами. Как Вы считаете, может ли это повлиять каким-либо образом на здоровье детей, их заболеваемость? Может быть, в условиях таких объединений будет легче соблюдать принцип преемственности (в том числе и в вопросах организации профилактических мероприятий)?
Да, наверное, при таком объединении легче соблюдать принцип преемственности в профилактической работе, но, к сожалению, в образовательных организациях, в том числе и в дошкольных, очень низкая укомплектованность медицинскими кадрами. Сотрудники отделения медицинской помощи обучающимся — ОМПО (бывшее ДШО) детских поликлиник не в состоянии осуществлять на должном уровне профилактическую работу, гигиеническое просвещение, в том числе контролировать рост, развитие и здоровье ребенка, условия его обучения и воспитания.
Вся профилактическая работа свелась к вакцинации и организации профилактических осмотров, качество проведения которых оставляет желать лучшего. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении так называемой «школьной» медицины — комплексной систематической профилактической работы в образовательных организациях. Хочу особо подчеркнуть, что эту деятельность должны осуществлять квалифицированные врачи и средний медицинский персонал, регулярно повышающие свою профессиональную подготовку.
Самый болезненный вопрос о медицинском сопровождении образовательных учреждений. Какой в идеале должна быть медицинская служба в детском саду и школе?
Почти идеальный вариант организации медицинской службы прописан в Приказе Минздрава России от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»*.
В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков разработано много методических документов, касающихся конкретных методик выполнения почти каждого пункта приказа. Однако, как я уже сказала, не хватает медицинских работников, а у тех, кто работает, — нет времени для полноценного выполнения этого приказа.
Ирина Калмановна, благодарю Вас за содержательную беседу! Скажите, пожалуйста, несколько слов читателям нашего журнала.
Хочу пожелать здоровья вам, вашим детям, внукам и воспитанникам. Мы все делаем важное и нужное дело, стараемся выполнять его добросовестно с максимальной отдачей, и наша работа должна приносить радость и удовлетворение. Давайте будем оптимистами!
Беседовала Л.В. Макарова
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть