• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Кафедра гигиены детей и подростков — вчера, сегодня, завтра

Кафедра гигиены детей и подростков — вчера, сегодня, завтра

Кучма Владислав Ремирович,
д-р мед. наук, чл.-кор. РАН, профессор, зав. кафедрой гигиены детей и подростков ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, Москва

 

Кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, основанная в 1926 г. на медицинском факультете Московского государственного университета, старейшая в России.

В 1922 г. на объединенной конференции профессоров и преподавателей кафедры социальной гигиены 1-го и 2-го МГУ по инициативе профессора А.В. Молькова был поставлен вопрос о выделении курса гигиены воспитания в самостоятельный раздел, состоявший из 6 лекций (12 ч) и 3 практических занятий (6 ч).

Организатором и первым заведующим кафедры школьной гигиены (гигиены детей и подростков) был известный санитарный врач, заслуженный деятель науки, профессор А.В. Мольков, возглавлявший ее с 1926 по 1947 г.; с 1947 по 1953 г. кафедрой заведовал доцент П.М. Ивановский; с 1953 по 1962 г. — профессор М.Д. Большакова; с 1962 по 1974 г. — доцент А.З. Бело­усов; с 1974 по 1992 г. — профессор В.Н. Кардашенко; с 1992 г. кафедра работает под моим руководством.

А.В. Мольков определил круг проблем, разработал первую программу и учебник по школьной гигиене. Методологической основой курса школьной гигиены послужило положение о тесной взаимосвязи ребенка с окружающей его средой. А.В. Мольков подчеркивал, что новая профилактическая наука — гигиена детства — призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним факторам среды, но и к условиям воспитания (учебный процесс, физическое воспитание, трудовое обучение и т.д.) подрастающего поколения.

Основная научная проблема, над которой кафедра работает с момента основания, — «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков». Исследования по данной проблеме были начаты в 1929 г. и продолжаются по настоящее время. За эти годы изучалось физическое развитие детей Москвы и Московской области, Тулы и Тульской области, гг. Орла, Шатуры, Тарко-Сале, пос. Глухово, Дагестана и Республики Мари Эл. В последние годы сформировалось новое направление — «Изучение особенностей физического развития и состояния здоровья социальных сирот». Было дано научное обоснование использованию современных форм физического воспитания дошкольников, изучаются технологии оздоровления детей с хроническими заболеваниями; научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития индивидуума (В.Н. Кардашенко и Е.П. Стромская). В результате были получены данные, характеризующие физическое развитие детей и подростков, выявлены закономерности роста и развития и взаимосвязь физического развития с состоянием здоровья и условиями воспитания и обучения на протяжении более 75 лет.

Также на кафедре разрабатывалась проблема гигиены обучения и воспитания. Это направление неразрывно связано с именем П.М. Ивановского, впервые применившего в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Под его руководством начались исследования по гигиеническому обоснованию физического воспитания в школе, организации закаливания в детском саду, применению ультрафиолетового облучения, разработке режима дня в лесных школах для детей с туберкулезной интоксикацией, невротическими расстройствами, больных ревматизмом. Эти исследования на кафедре также успешно продолжаются применительно к детям с девиантными формами поведения.

Сотрудники кафедры впервые в стране получили объективные и достоверные данные о распространенности среди детей 6—7 лет такой часто встречающейся формы девиантного поведения, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (В.Р. Кучма, А.Г. Платонова). Были обоснованы гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей с СДВГ в условиях как обычных школ, так и коррекционных учебных и учебно-лечебных детских учреждений. Проводятся исследования по физиолого-гигиеническому влиянию современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся различных учебных заведений (школ, гимназий, кадетских корпусов).

Значительное место занимают исследования по гигиене обучения учащихся профессионально-технических училищ и техникумов. С участием клиницистов и физиологов были проведены исследования, позволившие показать влияние обучения и режима работы в условиях химического, печатного производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, составить гигиенические рекомендации к режиму и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности (Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Н.Л. Ямщикова).

Впервые в нашей стране на кафедре началась разработка проблемы университетской гигиены. Под руководством А.З. Белоусова проводилось исследование состояния здоровья, заболеваемости и работоспособности студентов в вузах различного профиля. Изучалось влияние различных режимов и характера обучения на функциональное состояние и работоспособность студентов, разрабатывались гигиенические рекомендации, осуществлялся поиск путей и средств совершенствования режима дня и повышения работоспособности студентов медицинских вузов, обосновывались оптимальные размеры аудиторной мебели для студентов.

В 90-е гг. XX в. сотрудники кафедры изучали влияние эколого-гигиенической ситуации ряда территорий на состояние здоровья детей и подростков, социально-гигиенические факторы риска развития патологии у детей в современных экономических условиях. Результаты исследований позволили представить в Совет при Президенте Российской Федерации по экологической политике, в Санитарно-эпидемиологическую службу России материалы для аналитических докладов по оценке состояния окружающей среды, изменениям здоровья населения в промышленных центрах России и обоснования необходимости создания в стране системы социально-гигиенического мониторинга. Сотрудники кафедры одними из первых в стране дали научно-методическое обоснование системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков (В.Р. Кучма, С.Р. Гильденскиольд). Для его целей разработаны и апробированы анкеты изучения социально-гигиенических условий жизни ребенка, вопросов питания, употребления алкоголя, курения, других вредных привычек, физической деятельности детей вне школы, самооценки состояния здоровья.

С 2007 г. в составе рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике осуществляется научно-методическое сопровождение проекта, разработка гигиенических регламентов организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обоснование системы ежегодного мониторинга и его применения в субъектах Российской Федерации.

Реалии современного мира ставят перед гигиенистами новые задачи. В 2010—2011 гг. сотрудники кафедры впервые в мире провели физиолого-гигиенические экспериментальные и натурные исследования, позволившие дать оценку безопасности использования светодиодов, обосновали требования к организации системы искусственного освещения в производственных, жилых и общественных зданиях, а также в образовательных учреждениях с использованием новых светодиодных источников света.

В 2014 г. кафедра гигиены детей и подростков осуществляла научно-исследовательские работы «Медико-аналитическое сопровождение реализации проекта “Эффективный учебный план”» и «Аналитическое сопровождение интерактивных образовательных технологий».

Образовательная технология «Эффективный учебный план» характеризовалась максимальной учебной нагрузкой: 34 ч в 5-дневную учебную неделю (по 6—7 уроков ежедневно). Физиолого-гигиеническая оценка технологии показала ее менее выраженный утомительный эффект по сравнению с традиционным учебным планом. Это выражалось в более устойчивых показателях умственной работоспособности учащихся ­10-х классов в процессе учебной деятельности и в достоверно меньшей распространенности неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы в ответ на учебную нагрузку; в более благоприятных показателях жизнедеятельности старшеклассников (продолжительность сна, время пребывания на воздухе, подготовки домашних заданий).

В результате гигиенической оценки влияния технологии «Аналитическое сопровождение интерактивных образовательных технологий» на организм учащихся 7—8-х классов были определены предпочтения использования подростками электронных устройств в учебной и досуговой деятельности (мобильные телефоны и планшеты). Выявлено менее выраженное утомление обучающихся на уроках с использованием электронных учебников по сравнению с традиционными уроками на фоне некоторых отклонений в функциональном состоянии ЦНС, психоэмоциональном состоянии, связанных с высокой интенсивностью учебной работы, частой сменой видов учебной деятельности, особенностями адаптации учащихся к работе с новыми техническими средствами обучения. Результаты исследований позволили рекомендовать новые подходы для снижению риска нарушений здоровья детей в связи с использованием ими гаджетов.

В 2015 г. была разработана концепция и создан учебный ресурсный центр по подготовке обучающихся московских школ в области естественных наук на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (медико-биологического эксплораториума). Разработаны и успешно применены оригинальные сценарии обучающих семинаров для учащихся 10—­11-х классов и педагогов средних образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования Москвы, по вопросам безопасного использования гаджетов. Подготовлены и изданы учебно-методические пособия для учащихся старших классов общеобразовательных школ и учителей на тему «Правильное использование гаджетов школьниками».

В 2015 г. по заказу Департамента образования Москвы проводились исследования вкусовых предпочтений обучающихся 1—11-х классов в 220 школах различных московских округов. Установлено, что 22% блюд в школе обучающиеся практически не едят, 23 — едят охотно, 55% блюд — едят с удовольствием. При разработке нового меню были полностью исключены блюда, потребление которых составляет менее 50%, например, икра из уваренных кабачков, щи из шпината, рыба припущенная, кисель и т.д. На основании полученных данных разработаны два цикличных суточных меню (с учетом домашнего питания) с целью предоставления возможности выбора вариантов для образовательной организации. Каждый вариант имеет распределение по двум возрастным группам учащихся (7—11 и 12—18 лет). Один вариант включает классический (привычный для школы) набор блюд, другой — знакомые детям блюда, но ранее не использовавшиеся в школьном меню (салаты «Столичный» и «Цезарь» с соусом салатным, котлеты мясные с овощами в булке, с овощами и сыром в булке, макаронные изделия (спагетти) со сливочно-мясным соусом, кексы белый и шоколадный и др.). Сформированные варианты меню рассмотрены и одобрены Роспотребнадзором Москвы как соответствующие санитарным требованиям по пищевой и биологической ценности, калорийности, повторяемости блюд и дифференциации по формам организации питания в столовых-доготовочных и буфетах-раздаточных и т.д.

В настоящее время сотрудниками кафедры проводятся чрезвычайно востребованные системой образования исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интер­активные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь, Wi-Fi).

Результаты исследований активно внедряются в практическую деятельность отечественного здравоохранения, Рос­потребнадзора и Минобрнауки России. Только за последние пять лет подготовлены и утверждены: Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, два технических регламента Таможенного союза, три федеральных государственных образовательных стандарта общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, четыре СанПиНа, двадцать федеральных рекомендаций по оказанию медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, Национальная стратегия действий в интересах детей (2012), Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (2014), пять Стандартов проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок в образовательных организациях Москвы.

До 1996 г. на кафедре гигиены детей и подростков обучались студенты и аспиранты медико-профилактического факультета. В 1996 г. кафедра приступила к последипломной подготовке врачей общей практики (семейных), а в 1997 г.— санитарных врачей.

В современных условиях по различным разделам гигиены детей и подростков обучаются врачи-гигиенисты, преподаватели вузов и научные сотрудники, а также помощники санитарных врачей по гигиене детей и подростков.

Для улучшения подготовки врачей лечебных специальностей разработаны специальные программы и проводятся занятия с врачами-ординаторами кафедры семейной медицины, врачами-педиатрами и медицинскими сестрами образовательных учреждений, подростковыми врачами. Это обусловлено тем, что данная категории медицинских работников в своей деятельности часто должна решать проблемы, связанные с гигиеной и охраной здоровья детей и подростков. Педиатры отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях практически в полном объеме должны владеть знаниями и умениями в области гигиены детей и подростков.

Кроме того, на кафедре проходят подготовку врачи-интерны и аспиранты, которые под руководством преподавателей кафедры изучают теоретические основы и практические вопросы, связанные с охраной и укреплением здоровья подрастающего поколения.

Сегодня актуально обучение так называемых декретированных контингентов (руководящих работников образовательных учреждений и учителей), и кафедра разработала учебную программу для проведения такого цикла.

В обучении врачей на кафедре гигиены детей и подростков реализуются принципы самостоятельности. На основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся проводится индивидуальная работа с каждым. Так, заочная часть сертификационного цикла для врачей предназначена для проведения научно-практической работы. Эта деятельность строится на выполнении комплексных заданий на реальном материале с выходом в практику. Наиболее интересные работы публикуются в различных периодических изданиях. Организация учебного процесса предусматривает проведение занятий в форме семинаров и дискуссий, круглых столов, деловых игр.

Качество и эффективность обучения во многом определяются обеспеченностью курсантов соответствующей учебной и методической литературой, средствами наглядного обучения, демонстрационным материалом. На семинарских и практических занятиях используются наглядные пособия, приборы, видео­фильмы, демонстрационные компьютерные программы. Сотрудниками кафедры за последние пять лет подготовлены и изданы два учебника, четыре руководства и десять пособий для врачей; преподавательский состав кафедры увеличился в 2 раза: с пяти до десяти человек. Сегодня здесь работают: пять докторов медицинских наук, 3 доцента. Существенную помощь в деятельности кафедры оказывает вспомогательный персонал.

С 1998 г. кафедра работает на базе Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, что дает возможность использовать в учебной и научной работе потенциал института (библиотека научной литературы и информационно-методических документов, научные лаборатории, испытательные центры предметов детского обихода, издательской продукции, поликлиническое отделение оптико-физиологических методов коррекции зрения, школы-лаборатории № 1998 «Лукоморье» и др.). Заведующие отделами и лабораториями, а также ведущие научные сотрудники института являются и преподавателями кафедры.

С 2013 г. кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова обучает студентов педиатрического факультета. Классическая гигиена преподается студентам 3-го курса, на собственно гигиену детей и подростков отводится 52 ч (8 ч — лекции, 44 ч — практические занятия, включая зачетные).

Для организации и обеспечения педагогического процесса кафедра создала учебно-методические комплексы, включающие учебные программу и план, учебно-тематический план, методические рекомендации для преподавателя, руководство для обучающихся и оценочные средства (тесты, задачи, контрольные вопросы). В настоящее время кафедра обеспечивает подготовку кадров по семи программам. Среди обучающихся на кафедре студенты педиатрического факультета, интерны, аспиранты, врачи по гигиене детей и подростков, специалисты Роспотребнадзора, школьные врачи, профессорско-преподавательский состав вузов, научные сотрудники, средний медицинский персонал школ из разных городов страны. Всего на кафедре прошли обучение 4632 чел.; 2756 чел. получили сертификаты специалиста по гигиене детей и подростков.

Новым стандартом образования введена дисциплина «Основы формирования здоровья детей» (72 ч), изучаемая студентами педиатрического факультета на 5-м курсе. В 2015 г. мной подготовлен (рекомендован к печати и использованию в медицинских вузах ФИРО Минобрнауки России) учебник «Основы формирования здоровья детей».

В начале XXI в. я как главный внештатный специалист Мин­здрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков с коллегами и единомышленниками принимал активное участие в обосновании подходов к реформированию школьного здравоохранения, что в конечном счете в значительной степени воплотилось в приказе Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Новый порядок позволяет существенно модернизировать работу отделений медицинской помощи обучающимся, снизить нагрузку на медицинских работников этих отделений, расширить оснащение медицинских блоков образовательных организаций, а также ввести новую должность в медицинские организации для детей — врач по гигиене детей и подростков (одна штатная единица на 2500 обучающихся). Медицинским организациям впервые в отечественной истории предоставлена уникальная возможность обеспечить несовершеннолетних обучающихся медицинской помощью врача по гигиене детей и подростков, который призван содействовать санитарно-эпидемиологическому благополучию обучающихся в образовательных организациях.

На кафедре функционирует научный студенческий кружок (НСК) (от 10 до 20 студентов); руководитель — ученый секретарь кафедры, доцент А.Ю. Макарова. Для многих из них работа в кружке становится стартом в большую медицинскую науку. В 2014 г. деятельность НСК кафедры была отмечена за активное привлечение студентов кружка к работе по грантам.

Среди воспитанников кафедры директор ГУ Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» д-р биол. наук С.А. Уланова, зав. кафедрой гигиены ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова д-р мед.наук О.Ю. Милушкина, зав. кафедрой здоровьесбережения Иркутского института повышения квалификации работников образования д-р мед. наук Е.А. Ткачук, зав. лабораторией гигиенического обеспечения условий жизнедеятельности детей Института общественного здоровья Национальной академии медицинских наук Украины д-р мед. наук А.Г. Платонова, профессор кафедры экологии и природопользования Московского государственного областного университета академик РАЕН, д-р мед. наук, профессор С.Р. Гиндельскиольд, профессор кафедры гигиены Омского ГМУ, д-р мед. наук Е.Г. Блинова, начальник отдела научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности Роспотребнадзора канд. мед. наук И.З. Мустафина, зам. главного врача Центра гигиены и эпидемиологии в Москве, канд. мед. наук С.Г. Сафонкина (правнучка П.М. Ивановского) и др.

Сотрудники кафедры активно участвуют в общественной профессиональной жизни, входят в состав различных советов и комиссий. В 2006 г. они были в инициативной группе по созданию Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ). Все эти годы я являюсь президентом общества, а генеральным секретарем — профессор Н.А. Скоблина. За это время было проведено четыре национальных конгресса школьных врачей, несколько научно-практических конференций — все с участием иностранных специалистов. В 2011 г. впервые в истории России в Москве состоялся Европейский конгресс по школьной и университетской медицине. Сотрудники кафедры приняли участие в шести международных конгрессах Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья.

Высокий кадровый и научно-методический потенциал кафедры гигиены детей и подростков позволяет вот уже на протяжении многих десятилетий обеспечивать уровень знаний и технологий обучения, соответствующий самым высоким стандартам, и находиться на передовых рубежах современной науки.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть