При помощи e-mail
Вход через социальные сети
![]() |
Содержание
Колонка главного редактора
Гость номера
Здоровье дошкольника
Сегодня большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, направленным на решение самой главной задачи дошкольного образования — сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Кроме того, важны обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья дошкольников, воспитание валеологической культуры, формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.
Сегодня ведущие психологи, педагоги и медицинские работники создали множество здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать на несколько групп. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психологически здоровых детей.
Оздоровительная работа
Шесть лет — один из критических периодов в развитии ребенка. На какие главные моменты воспитания нужно обратить внимание в этом возрасте?
Пока родители служат для ребенка самым главным авторитетом, образцом во всем. Он любит их, открыто демонстрируя свое обожание, верит им на слово, подражает их поведению, употребляет их слова, хотя не все понимает. Родителям нужно помнить об этом и контролировать себя, следить за собой. Многое, что им не нравится в поведении ребенка, он заимствовал у них. Это еще не поздно исправить, проанализировав свое собственное поведение и привычки. Но не следует спешить. Пройдет совсем немного времени, и все изменится. Недаром 6-летний возраст считают одним из критических периодов в развитии ребенка.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — способ сохранения и укрепления здоровья. Воспитать ребенка здоровым — одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Для этого необходимо с самого детства приучать малыша вести ЗОЖ, основными компонентами которого служат: правильное питание, рациональный режим дня, физкультурные занятия и физические нагрузки, благоприятная психологическая обстановка в семье, использование эффективной системы закаливания.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Неинфекционные заболевания
Сегодня мы хотим познакомить вас с кишечной коликой, которая возникает более чем у половины детей первого года жизни и служит одной из наиболее частых причин тревоги их родителей. Плач малыша, испытывающего колику, — нередкий повод для обращения к врачу, поскольку родители зачастую не понимают, с чем он связан. Однако если ребенок плачет, не затихая ночь за ночью, измотанные родители могут сорваться от усталости и начать трясти его. В ряде случаев это может привести к разрыву сосудов мозга, риску возникновения синдрома «встряхнутого ребенка», служащего одной из форм жестокого обращения с детьми в семье.
Инфекционные и паразитарные заболевания
У детей часто встречается такое инфекционное заболевание, как коклюш.
Коклюш (Pertussis) — острое бактериальное заболевание, проявляющееся приступами спазматического кашля, поражением дыхательной, нервной и сосудистой систем при отсутствии первичного токсикоза и температурной реакции.
Заболеваемость коклюшем остается высокой во всем мире (от 10 до 150 на 100 тыс. детского населения). Это объясняется недостаточным охватом детей вакцинацией из-за необоснованных отводов от прививок, наличием недиагностированных случаев коклюша у взрослых и детей старшего возраста, недолговременностью постпрививочного иммунитета. Кроме того, установлено, что штаммы возбудителя коклюша (Bordetella pertussis) подвержены генетической изменчивости. Поэтому необходимы постоянный мониторинг циркулирующих штаммов и периодическое обновление производственных штаммов возбудителя для повышения эффективности вакцинопрофилактики.
Реабилитация
Детское подразделение Центра патологии речи и нейрореабилитации предназначено для осуществления междисциплинарной комплексной консультативно-диагностической, лечебно-профилактической и нейрореабилитационной помощи детям и подросткам с тяжелыми нарушениями высших психических функций, в том числе речи, возникающими как осложнение перинатальных очаговых поражений ЦНС, черепно-мозговой травмы, инсульта, нейроинфекции (задержка речевого развития, алалия, афазия, дизартрия, заикание, дисграфия, дислексия и др.). В 2009 г. открыто стационарное отделение для детей с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
Стационарное отделение для детей Центра патологии речи и нейрореабилитации — первое в России отделение для оказания помощи детям и подросткам Москвы с тяжелыми речевыми нарушениями при локальных поражениях ЦНС вследствие инсульта (инфаркта мозга), черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или перенесенной эпилепсии. Подразделение предназначено для детей дошкольного и школьного возраста. На лечении вместе с ними находятся и родители.
В комплексной нейрореабилитационной работе с детьми используются медикаментозная терапия, коррекционное обучение в групповой и индивидуальной форме, логоритмика, основанные на нейропсихологической топической диагностике зоны поражения ЦНС, курсы групповой психологической поддержки и / или индивидуальной коррекции психологического состояния ребенка, комплекс релаксационных методик, включая сенсорное воздействие, музыко- и ароматерапию, водные процедуры (лечебные ванны и кинезитерапия в бассейне). Особое внимание уделяется курсам массажа и комплексу лечебной физкультуры по восстановлению нарушений движения. Используются новейшие разработки с применением специальных костюмов, методики биологической обратной связи, отрабатываются навыки социальной адаптации. Высококвалифицированные специалисты — психологи и логопеды — проводят групповые и индивидуальные занятия в игровой форме. Наряду с традиционными методами сотрудники отделения разрабатывают и внедряют в практику анимационную арт-терапию (мульт-терапию).
Профилактика заболеваний
Проблема острых респираторных инфекций (ОРИ) у детей раннего возраста продолжает оставаться актуальной для практикующих врачей на протяжении длительного периода времени, не имея тенденции к уменьшению значимости. По данным разных авторов, на долю острых респираторных инфекций приходится от 55 до 85—90% всех инфекционных заболеваний.
В 1986 г. В.Ю. Альбицкий и А.А. Баранов опубликовали критерии включения в группу часто болеющих детей. Согласно им дети первого года жизни, имеющие 4 эпизода ОРИ в год и более, должны быть отнесены к группе часто болеющих, а дети до 3 лет могут быть причислены к этой группе при кратности заболеваний ОРИ 6 раз в год и более. Частота ОРИ у детей первых трех лет жизни во всех странах, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет 5—8 заболеваний в год.
Выделяют несколько условных групп часто болеющих детей:
Организовывать работу по профилактике рецидивирующих респираторных инфекций следует с учетом конституции ребенка, особенностей формирования иммунного ответа в данной возрастной категории. Созревание специфической иммунной защиты, Т- и В-лимфоцитов происходит у ребенка длительно, вплоть до периода полового созревания. Иммунологическая защита, полученная от матери (Ig преимущественно класса G), элиминируется полностью к 6—9 мес. жизни ребенка, синтез же собственных иммуноглобулинов G достигнет уровня взрослого только к 6—8 годам, иммуноглобулинов А — к 10—12 годам. Риск развития ОРИ у детей повышают такие факторы, как неблагоприятное течение беременности, недоношенность, внутриутробное инфицирование, искусственное вскармливание и др. [5] Резервуаром инфекции может служить также носительство условно-патогенной бактериальной флоры.
Решением проблемы часто болеющих детей занимается множество специалистов. Практикующему педиатру важно понять истоки частых простудных заболеваний, выявить и укрепить слабое звено, влияющее на иммунную защиту. Необходимо помнить, что респираторные инфекции нередко сами по себе являются физиологическим иммуностимулятором регулирующих систем растущего организма. Однако если кратность заболеваний превышает указанные количества, ОРИ протекают тяжело, длительно, это должно стимулировать поиск путей решения проблемы. Врачу и родителям в этом случае нужно действовать согласованно.
По данным Всемирной организации здравоохранения, постоянному риску заражения педикулезом подвержены несколько миллиардов людей во всем мире. Это самое распространенное паразитарное заболевание.
Динамика заболеваемости педикулезом в Российской Федерации за последнее десятилетие не имеет тенденции к снижению. Ежегодно в нашей стране регистрируется до 300 тыс. случаев педикулеза.
В 2015 г. в РФ зарегистрировано порядка 243 тыс. случаев педикулеза, что на 15% ниже, чем в 2014 г. В 2015 г. случаи этого заболевания отмечены среди детей всех возрастных групп. Максимальная заболеваемость педикулезом среди детей приходится на возраст от 3 до 6 лет. В 6 субъектах РФ показатели заболеваемости педикулезом (на 100 тыс. населения) превышают среднероссийский показатель: в Камчатском крае, Ненецком автономном округе, Республике Тыва, Архангельской области, Москве и Санкт-Петербурге. В Москве на протяжении последних шести лет педикулез занимает второе место по уровню заболеваемости после ОРВИ (среди инфекционных и паразитарных заболеваний).
Серьезную проблему в распространении педикулеза, по-прежнему, представляют лица без определенного места жительства, среди которых отмечается высокий уровень пораженности педикулезом — более 25%. Пораженность головным педикулезом среди учащихся общеобразовательных организаций в среднем по стране составила 0,03%, среди отдыхающих в оздоровительных учреждениях — 0,02%, среди проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов — 0,01% и детских домах — 0,03%.
Педикулез (вшивость) — заразное заболевание, вызываемое паразитированием на теле человека вшей. Вопреки распространенному мнению, что педикулез — участь лиц без определенного места жительства, это заболевание с одинаковой степенью вероятности может встретиться у каждого.
Консультация педиатра
В кишечнике здорового человека обитают более 500 видов микроорганизмов, общее количество которых превышает общую численность всех клеток. Вдумайтесь в эти цифры!
Кишечные микроорганизмы обеспечивают процессы переваривания и всасывания, антиинфекционную защиту, синтез витаминов и др. Особого внимания заслуживает способность нормальной микрофлоры кишечника влиять на иммунитет. Формирование микрофлоры начинается с первых дней жизни, при этом ее состав строго индивидуален и служит своеобразным «микробным паспортом», остающимся с нами на всю жизнь. Качественное и количественное изменение состава кишечной микрофлоры называют дисбактериозом кишечника.
Частая причина его развития — заболевания органов пищеварения. Еще одна причина — применение антибиотиков, прямо подавляющих жизнедеятельность микроорганизмов и существенно меняющих микробный пейзаж желудочно-кишечного тракта. Наконец, следует помнить о склонности к более быстрому и легкому развитию кишечного дисбактериоза у детей в связи с незрелостью кишечника и более частыми острыми инфекциями.
Важно отметить, что дисбактериоз кишечника не является заболеванием, а следовательно, он не может быть самостоятельным диагнозом. Поэтому правильнее говорить не о его лечении, а о коррекции микрофлоры кишечника. Однако дисбактериоз — важный патологический процесс, способный привести к тяжелому поражению желудочно-кишечного тракта.
При наличии кишечного дисбактериоза человек длительное время может не предъявлять никаких жалоб. Основным его проявлением могут быть расстройства стула (запоры и поносы). Кроме того, могут наблюдаться слизь и зелень в испражнениях, боли в животе или его вздутие, снижение аппетита.
Чем младше ребенок, тем с большей частотой дисбактериоз сопровождается анемией и рахитом. В более старшем возрасте он способствует развитию хронических болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, атопическому дерматиту, бронхиальной астме. Нередко детей с дисбактериозом относят к часто и длительно болеющим.
Развитие ребенка
Подготовка ребенка к школе — одна из важнейших задач воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.
Принятие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования — важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Психологическая помощь
Начальный этап обучения в школе сопряжен с большим количеством новых событий, ситуаций и правил, к которым ребенку необходимо адаптироваться. В данный период могут возникать трудности у детей, имеющих склонность к повышенной тревожности. Снижается успешность в учебе несмотря на хорошие интеллектуальные способности. На фоне высокого уровня эмоционального напряжения, волнения замедляется темп выполнения заданий, порой до полной их остановки. Рассеянное внимание ухудшает запоминание новой информации на уроках.
Коррекционная работа
Дошкольное детство — этап становления личности, период формирования основ личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. В этом возрасте формируется соподчинение мотивов, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Личностное развитие также связано с усвоением первичных этических норм и правил общественной жизни.
Особенности личностного развития слабослышащих детей обусловлены рядом причин: недостатком звуковых ощущений, что имеет важное значение для развития эмоционально-волевой сферы; трудностями в общении с окружающими и невозможностью полноценного усвоения социального опыта посредством речи; существенным недоразвитием разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой), в процессе которых усваивается социальный опыт и формируются личностные качества.
Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребенка в ситуацию релятивной сенсорной изоляции, не только задерживая его психическое развитие, но и обедняя его мир эмоционально. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у слабослышащих дошкольников лишь частично обусловлена нарушением слуха и непосредственно зависит от характера общения со взрослыми.
Эмоциональная отзывчивость у детей с нарушением слуха развивается через слухозрительное и тактильно-вибрационное восприятие музыки, что приводит к формированию умения передавать различные средства музыкальной выразительности. Слушая игру на музыкальном инструменте, дети наблюдают за движением рук играющего на фортепиано, за эмоциональной настроенностью исполнителя, его мимикой. Это помогает им определить характер музыкального произведения (веселый или грустный), темп (быстрый или медленный), динамику (громко или тихо). Одним из методических приемов, помогающих детям данной категории воспринимать музыку, служит двигательное моделирование музыкальных структур, когда используются элементарные движения (хлопки, притопы).
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика основывается на принципах гуманистического характера, приоритете жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В процессе коррекционной работы логопедов с детьми с ОВЗ в несколько раз возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья, поэтому одна из главных задач нашей работы — создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только сохраняла бы здоровье ребенка, но и приумножала его.
С каждым годом увеличивается число детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием. Неправильная речевая деятельность влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Логопедическая работа предполагает не только коррекцию речевых расстройств, но и личности в целом. Среди детей-логопатов высок процент детей, у которых имеются и речевые нарушения, и проблемы в развитии определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыков поведения.
Педагогическая копилка
Цель: активизация коммуникативных навыков на основе лексической темы «Животные жарких стран».
Нормативные документы
Самообразование
Каждая мама, наверное, сталкивалась с такой проблемой: как только близкие и знакомые люди узнавали про ее беременность, вместо поздравлений они часто начинали щедро одаривать будущую маму советами. По мере взросления малыша советчиков становится больше: к ближайшим родственникам плавно подключаются бабушки у песочницы, соседи в транспорте, воспитатели, учителя, другие родители и т.д. В какой-то момент любая мама начинает ждать подвоха от всех вокруг, внутренне пытаясь защитить себя и своего ребенка от непрошенных вмешательств.
Вода камень точит: постоянные укоряющие взгляды заставляют будущую маму сомневаться в собственной компетентности. По сути, главные вопросы, которые задает себе любая мать, таковы: «Достаточно ли я хорошая мать? Все ли я делаю верно? Смогу ли я сделать своего ребенка счастливым?»
Работа с семьей
Под здоровьем понимают состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Состояние здоровья конкретного человека — результат взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным, меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения, и текущих внешних воздействий. Если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов, на 20% — от действия окружающей среды, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на остальные — от самого человека, его образа жизни. Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) — насущная необходимость.
Советы родителям
Вы решили отдать своего ребенка в детский сад или ясли. Но вот вопрос: как он сам воспримет то, что мама, раньше постоянно находившаяся рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит адаптация к детскому саду и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация — приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей малыша, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в ДОО.
Таким образом, каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать.
А знаете ли вы?
Успешность лечения детей с психоневрологическими нарушениями определяется компенсаторными резервами мозга и его высокой пластичностью и базируется на ряде свойств организма ребенка и его нервной системы, в числе которых:
В детской неврологии применяются препараты, улучшающие кровообращение в мозге и доставку к активным мозговым центрам кислорода и питательных веществ, а также усиливающие обмен веществ в мозге. Врач-невролог, назначая лечение, учитывает возможности мозга пациента, способности к компенсации.
Ошибка реабилитационных подходов к больному с нарушением развития функций мозга — принятие условий общения, навязанных им самим и теми функциональными ограничениями, которые связаны с его болезнью. Таким образом, окружающие принимают болезненные проявления ребенка, сужают круг его общения, создавая условия, закрепляющие нарушения функциональных систем мозга.
Источник: Скворцов И.А. Детство нервной системы // pedlib.ru/Books/3/0390/3_0390-1.shtml
В возрасте 5—6 лет начинает формироваться сменный прикус. Это естественный физиологический процесс, когда молочные зубы уступают место постоянным. Однако подчас молочные зубы выходят из строя раньше времени. Причины этого — нарушения гигиены, наследственный фактор, снижение иммунитета и др. В состоянии сменного прикуса ребенок может находиться в среднем от 5 до 6 лет. Формирование прикуса и здоровья зубов во многом зависит от хода этого процесса. Задача данного периода — сохранить молочные зубы до их функциональной смены. В ее решении поможет соблюдение следующих правил.
И. Воропаева, врач-гигиенист
Мы воспринимаем окружающий мир при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на внешнее влияние и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный приток, предоставляя информацию в ЦНС, выступает основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка. Он предопределяет развитие поведения и психики.
Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов. Сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в нем в представление или модель. Индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. При заболеваниях (ДЦП, нарушения слуха, зрения, аутизм, интеллектуальные нарушения) сенсорный поток депривирован. Дети с такими нарушениями нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Известно, что игровая деятельность, выступая ведущей в дошкольном возрасте, при различных отклонениях в развитии ребенка, нуждается в специальной, а иногда и в полимодальной стимуляции. О ней мы расскажем в следующем номере. Именно такую стимуляцию можно создать ребенку, используя сенсорную комнату.
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть