• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Медработник ДОУ №2/2017

Медработник ДОУ №2/2017

Содержание

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГБОУ СОШ № 1394, Москва
  • ГБОУ «Школа № 933», Москва
  • ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации», Москва
  • Дошкольное подразделение ГБОУ «Школа № 2110 МОК “Марьино”», Москва
  • Дошкольное подразделение ГБОУ «Школа № 2121 “Образовательный комплекс им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина”», Москва
  • Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
  • Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, Москва
  • Кафедра логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
  • Кафедра психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», Москва
  • ООО «Реабилитационный центр “Резонанс”», Москва
  • Стоматологический центр «Дента Гранд Сервис», Москва
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва
  • ФГБНУ «Госпиталь для инкурабельных больных — научный лечебно-реабилитационный центр», Москва
  • ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», Москва
  • Центр реабилитации неслышащих «Отофон», Москва

Авторы:

  • Артемова Ева Эдуардовна
  • Воропаева Ирина Евгеньевна
  • Говорушкина Елена Александровна
  • Гришечко Юлия Вячеславовна
  • Дружиловская Ольга Викторовна
  • Игнатова Ирина Александровна
  • Камышева Светлана Николаевна
  • Кузьмина Людмила Анатольевна
  • Кузьмина Наталья Анатольевна
  • Сапожников Яков Михайлович
  • Славгородская Оксана Николаевна
  • Смирнова Ольга Ивановна
  • Фоминова Алла Николаевна
  • Харламова Татьяна Анатольевна
  • Черкасова Елена Леонидовна
  • Шамаева Юлия Валерьяновна
  • Шевцова Елена Евгеньевна
  • Ярцева Юлия Михайловна


Колонка главного редактора

  • Дружиловская О.В. Сенсорные возможности ребенка

Гость номера

  • Сапожников Я.М. Современные возможности ранней диагностики нарушения слуха у детей

Гигиена

Здоровье дошкольника


Воропаева И.Е. Растем вместе с зубами

Сначала временные (молочные), потом постоянные (коренные)... Все сразу понимают, что речь идет о зубах, так как ни один другой орган не дается человеку дважды. Когда появляются зубы? Почему и в каком порядке происходит смена прикуса? Какие факторы влияют на названные процессы? Ответы на эти вопросы дают представление о закономерности формирования зубочелюстной системы как о важном моменте физического развития ребенка.


Оздоровительная работа


Кузьмина Л.А., Кузьмина Н.А. Кохлеарная имплантация: вчера, сегодня, завтра

Развитие технологий за последние десятилетия значительно изменило картину современного мира. Не стала исключением и дефектология.

Теория об исключительно педагогических методах коррекции нарушений развития, в свое время давшая толчок к развитию коррекционной педагогики, в наши дни подвергается серьезной проверке на соответствие требованиям времени. И на переднем крае этого своеобразного противостояния сторонников кардинального и быстрого решения проблем и сторонников постепенной коррекции последствий нарушений в данный момент оказалась сурдопедагогика.



Черкасова Е.Л. Особенности развития дошкольников с заболеваниями ЛОР-органов

В процессе восприятия речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору. Однако заболевания ЛОР-органов (уха, горла, носа) — распространенная детская проблема, наиболее часто возникающая в раннем и дошкольном возрасте. Правильно и вовремя не пролеченное воспаление, главным образом уха, может привести к различным осложнениям, в том числе к снижению или потере слуха.

Нарушения слуха отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем сильнее оно влияет на развитие речи и личности ребенка.


Педиатрия

Оценка состояния здоровья


Гришечко Ю.В. Снижение слуха у детей

В данной статье мы хотели бы познакомить наших читателей с проблемой снижения слуха у детей. Как быть, если родители заметили, что малыш плохо слышит? Что делать с установленным диагнозом? Как вести себя с подобным ребенком? Обо всем этом мы и постараемся рассказать.


Здоровый ребенок


Фоминова А.Н. Эмоциональная регуляция и саморегуляция как фактор психологического здоровья ребенка

В настоящее время большую значимость приобретает проблема эмоционального дискомфорта в связи с информационными перегрузками и напряженным ритмом жизни. Уже с начала посещения детского сада дети сталкиваются с новыми требованиями социальной жизни и не всегда могут выйти из состояния эмоционального неблагополучия — страха, тревоги, обиды, гнева, стыда, страдания. Именно эти переживания, по данным исследований, сопровождают ребенка, сталкивающегося со школьными трудностями, приводя к развитию психосоматических заболеваний.


Неинфекционные заболевания


Сапожников Я.М. Серные пробки

Ушная сера (лат. cerumen) — продукт секреции серных желез и волосяных фолликулов, расположенных в эпителии внешней трети хрящевого отдела наружного слухового прохода. При определенных обстоятельствах сера скапливается в наружном слуховом проходе и образует так называемую серную пробку.


Инфекционные и паразитарные заболевания


Гришечко Ю.В. Отомикоз у детей

Отомикоз — грибковое заболевание, обусловленное развитием на стенках наружного слухового прохода плесневых грибов Aspergillus, Penicillium, а также дрожжеподобных грибов рода Candida. Отомикоз чаще всего встречается у взрослых, в детском возрасте это заболевание встречается гораздо реже. У детей до года в силу особенностей строения их кожи практически не бывает грибковых поражений. Однако случаи отомикоза у детей все же встречаются.


Реабилитация


Шевцова Е.Е., Шамаева Ю.В. Формирование оптико-пространственного гнозиса у детей 5—6 лет с системным нарушением речи

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него способности к ориентировке в пространстве.

Исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякин и др.), установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста служит одной из причин, вызывающих затруднения при овладении школьными навыками. В свете этих данных актуально развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и навыков ориентировки. Это важно для подготовки ребенка к школе.


Профилактика заболеваний


Смирнова О.И., Славгородская О.Н. Основные методы профилактики нарушений слуха у детей

Ежегодно во всех странах мира рождаются тысячи детей с патологией органа слуха. Снижение и потеря слуха в раннем детстве приводят к изменению или отсутствию речи, нарушению нормального развития ребенка в физическом и интеллектуальном отношении.


Педагогика

Развитие ребенка


Харламова Т.А. Психофизическое развитие и уровень формирования движений детей

Отечественные психологи А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн в своих работах, основанных на обширном экспериментальном материале, утверждали, что двигательные функции человека выступают составными компонентами целостной осмысленной деятельности и зависят от структуры этой деятельности. И.В. Макарова, ссылаясь на многочисленные исследования, отмечает, что решающим фактором онтогенетической эволюции двигательной активности служит гетерохронность функционального развития, связанная с последовательностью анатомо-морфологического созревания.

Изучение развития двигательных функций в онтогенезе в работах Л.С. Выготского доказывает, что «эта функция не остается у ребенка одной и той же, а проделывает в процессе развития сложную трансформацию, не только изменяя свою внутреннюю структуру, но и вступая в новые функциональные отношения». Формируемое на ранних этапах онтогенеза отношение «восприятие — движение» играет решающую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Включение речи в поведение перестраивает сложившуюся ранее единую сенсомоторную структуру, поднимая ее на более высокий уровень. Это дает ребенку относительную свободу от привлекающей ситуации, превращая его импульсивные действия в планируемое поведение.


Психологическая помощь


Артемова Е.Э., Камышева С.Н. Психическое и физическое здоровье детей при аутизме

На современном этапе развития системы образования возникает целый ряд трудностей, связанных с введением инклюзивного образования. В детские сады приходят дошкольники с различными нарушениями речевого и психического развития, в том числе и с расстройствами аутистического спектра (РАС). Не всегда специалисты ДОО оказываются к этому готовы, как в профессиональном, так и в эмоциональном плане.

В этой статье мы попытались раскрыть особенности психического и физического развития детей с РАС, а также рассмотреть вопросы дифференциальной диагностики аутизма и сходных с ним состояний.


Коррекционная работа


Дружиловская О.В., Говорушкина Е.А. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников

В настоящее время в группах дошкольников с ОНР возросло число детей, имеющих значительные трудности в овладении пространственно-временны´ми представлениями, что приводит к отклонениям в функциогенезе с последующими трудностями в обучении.

Ориентация человека во времени и пространстве — необходимое условие его социальной жизни, успешного познания и активного преобразования действительности, форма отражения окружающего мира. Cвободное оперирование пространственными образами выступает основным умением, которое объединяет разные виды учебной деятельности.



Ярцева Ю.М. Дифференцированный подход в системе логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ

Несмотря на многочисленные исследования, тяжелые нарушения речи (ТНР) остаются недостаточно изученными. В последнее время происходит постоянное увеличение числа детей с тяжелыми расстройствами речи среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с отсутствием вербальных средств общения представляют собой полиморфную группу, которая характеризуется различным уровнем психического, интеллектуального, речевого и моторного развития. Помимо речи, у них нарушены произвольное внимание, поведение, различные типы мышления, что, в свою очередь, обусловливает трудности социализации. Для таких детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность представлений о предметах и явлениях окружающего мира, несформированность коммуникативной, регулирующей и планирующей функций речи.


Педагогическая копилка


Игнатова И.А. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей с ОВЗ и детей-инвалидов рассматривается как органичная часть общей педагогической практики. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОО строится на основе единства воспитания и обучения. Он имеет развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей с ОВЗ.


Актуально!

Советы родителям


Игнатова И.А. Как предупредить ошибки в чтении и письме при обучении ребенка в школе

Дефекты речи, если их вовремя не исправить, влекут за собой появление специфических ошибок. К ним относятся: пропуск букв и слогов; замены букв; перестановка букв и слогов; слитное написание слов в предложении и многие другие.

Без своевременной профилактической работы эти ошибки становятся причиной больших трудностей в овладении школьниками орфографией, морфологией и синтаксисом. Подготовка к школе в детском саду — содержательный, индивидуально ориентированный процесс, задачи которого заключаются не в максимальном ускорении развития ребенка, а в создании для каждого дошкольника условий для раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Важное условие подготовки детей к школе — взаимодействие ДОО и семьи. Оно определяется пониманием сути, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению в ДОО.


А знаете ли вы?


Метод гороховых проб для определения слуха

Данный метод был предложен Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства. Он не требует аппаратного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, невропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.
 
Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки. Первая баночка на одну треть заполняется нелущеным горохом, звук которого при ее тряске имеет интенсивность 70—80 дБ, вторая — гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50—60 дБ, третья — манкой, звук которой при ее тряске имеет интенсивность 30—40 дБ, четвертая баночка остается пустой.
 
Обследование следует начинать с более тихих звуков: сначала трясут баночкой, заполненной манкой, затем — гречкой и только потом — горохом (если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление). При нормальном слухе последнее становится возможным с 4—5 мес.
 
На обследование слуха в сурдологопедический кабинет следует направлять ребенка:
  • до 4 мес., если он не реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
  • старше 4 мес., если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может локализовать источник звука, так как последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха.



Терапевтические арт-технологии

Арт-терапия — метод развития с помощью художественного творчества. Она основывается на гуманистическом подходе и направлена на гармоничное развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Терапевтические арт-технологии: музыкотерапия, кинезитерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия — включают разные формы работы.
 
Детям оказывается помощь в осознании конфликтов и переживаний через зрительные художественные образы; в высвобождении негативных чувств (тревоги, страхов, агрессии) безопасным способом во внешнюю форму (в рисунке, лепке, танце, роли); в концентрации внимания на ощущениях, которые ребенок привык подавлять; в осознании своих чувств, мыслей, экспрессии (в танце, образе, рисунке); в разрешении межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми с помощью общения в искусстве; в развитии произвольности и контроля эмоций (в ритмике, групповом рисовании); в формировании самоанализа, рефлексии, самоуважения.


Книжная полка

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению