Медработник ДОУ №2/2017
![]() |
Содержание
Индекс
Учреждения:
- ГБОУ СОШ № 1394, Москва
- ГБОУ «Школа № 933», Москва
- ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации», Москва
- Дошкольное подразделение ГБОУ «Школа № 2110 МОК “Марьино”», Москва
- Дошкольное подразделение ГБОУ «Школа № 2121 “Образовательный комплекс им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина”», Москва
- Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, Москва
- Кафедра логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- Кафедра психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», Москва
- ООО «Реабилитационный центр “Резонанс”», Москва
- Стоматологический центр «Дента Гранд Сервис», Москва
- ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва
- ФГБНУ «Госпиталь для инкурабельных больных — научный лечебно-реабилитационный центр», Москва
- ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», Москва
- Центр реабилитации неслышащих «Отофон», Москва
Авторы:
- Артемова Ева Эдуардовна
- Воропаева Ирина Евгеньевна
- Говорушкина Елена Александровна
- Гришечко Юлия Вячеславовна
- Дружиловская Ольга Викторовна
- Игнатова Ирина Александровна
- Камышева Светлана Николаевна
- Кузьмина Людмила Анатольевна
- Кузьмина Наталья Анатольевна
- Сапожников Яков Михайлович
- Славгородская Оксана Николаевна
- Смирнова Ольга Ивановна
- Фоминова Алла Николаевна
- Харламова Татьяна Анатольевна
- Черкасова Елена Леонидовна
- Шамаева Юлия Валерьяновна
- Шевцова Елена Евгеньевна
- Ярцева Юлия Михайловна
Колонка главного редактора
- Дружиловская О.В. Сенсорные возможности ребенка
Гость номера
- Сапожников Я.М. Современные возможности ранней диагностики нарушения слуха у детей
Гигиена
Здоровье дошкольника
Сначала временные (молочные), потом постоянные (коренные)... Все сразу понимают, что речь идет о зубах, так как ни один другой орган не дается человеку дважды. Когда появляются зубы? Почему и в каком порядке происходит смена прикуса? Какие факторы влияют на названные процессы? Ответы на эти вопросы дают представление о закономерности формирования зубочелюстной системы как о важном моменте физического развития ребенка.
Оздоровительная работа
Развитие технологий за последние десятилетия значительно изменило картину современного мира. Не стала исключением и дефектология.
Теория об исключительно педагогических методах коррекции нарушений развития, в свое время давшая толчок к развитию коррекционной педагогики, в наши дни подвергается серьезной проверке на соответствие требованиям времени. И на переднем крае этого своеобразного противостояния сторонников кардинального и быстрого решения проблем и сторонников постепенной коррекции последствий нарушений в данный момент оказалась сурдопедагогика.
В процессе восприятия речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору. Однако заболевания ЛОР-органов (уха, горла, носа) — распространенная детская проблема, наиболее часто возникающая в раннем и дошкольном возрасте. Правильно и вовремя не пролеченное воспаление, главным образом уха, может привести к различным осложнениям, в том числе к снижению или потере слуха.
Нарушения слуха отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем сильнее оно влияет на развитие речи и личности ребенка.
Педиатрия
Оценка состояния здоровья
В данной статье мы хотели бы познакомить наших читателей с проблемой снижения слуха у детей. Как быть, если родители заметили, что малыш плохо слышит? Что делать с установленным диагнозом? Как вести себя с подобным ребенком? Обо всем этом мы и постараемся рассказать.
Здоровый ребенок
В настоящее время большую значимость приобретает проблема эмоционального дискомфорта в связи с информационными перегрузками и напряженным ритмом жизни. Уже с начала посещения детского сада дети сталкиваются с новыми требованиями социальной жизни и не всегда могут выйти из состояния эмоционального неблагополучия — страха, тревоги, обиды, гнева, стыда, страдания. Именно эти переживания, по данным исследований, сопровождают ребенка, сталкивающегося со школьными трудностями, приводя к развитию психосоматических заболеваний.
Неинфекционные заболевания
Ушная сера (лат. cerumen) — продукт секреции серных желез и волосяных фолликулов, расположенных в эпителии внешней трети хрящевого отдела наружного слухового прохода. При определенных обстоятельствах сера скапливается в наружном слуховом проходе и образует так называемую серную пробку.
Инфекционные и паразитарные заболевания
Отомикоз — грибковое заболевание, обусловленное развитием на стенках наружного слухового прохода плесневых грибов Aspergillus, Penicillium, а также дрожжеподобных грибов рода Candida. Отомикоз чаще всего встречается у взрослых, в детском возрасте это заболевание встречается гораздо реже. У детей до года в силу особенностей строения их кожи практически не бывает грибковых поражений. Однако случаи отомикоза у детей все же встречаются.
Реабилитация
Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него способности к ориентировке в пространстве.
Исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякин и др.), установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста служит одной из причин, вызывающих затруднения при овладении школьными навыками. В свете этих данных актуально развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и навыков ориентировки. Это важно для подготовки ребенка к школе.
Профилактика заболеваний
Ежегодно во всех странах мира рождаются тысячи детей с патологией органа слуха. Снижение и потеря слуха в раннем детстве приводят к изменению или отсутствию речи, нарушению нормального развития ребенка в физическом и интеллектуальном отношении.
Педагогика
Развитие ребенка
Отечественные психологи А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн в своих работах, основанных на обширном экспериментальном материале, утверждали, что двигательные функции человека выступают составными компонентами целостной осмысленной деятельности и зависят от структуры этой деятельности. И.В. Макарова, ссылаясь на многочисленные исследования, отмечает, что решающим фактором онтогенетической эволюции двигательной активности служит гетерохронность функционального развития, связанная с последовательностью анатомо-морфологического созревания.
Изучение развития двигательных функций в онтогенезе в работах Л.С. Выготского доказывает, что «эта функция не остается у ребенка одной и той же, а проделывает в процессе развития сложную трансформацию, не только изменяя свою внутреннюю структуру, но и вступая в новые функциональные отношения». Формируемое на ранних этапах онтогенеза отношение «восприятие — движение» играет решающую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Включение речи в поведение перестраивает сложившуюся ранее единую сенсомоторную структуру, поднимая ее на более высокий уровень. Это дает ребенку относительную свободу от привлекающей ситуации, превращая его импульсивные действия в планируемое поведение.
Психологическая помощь
На современном этапе развития системы образования возникает целый ряд трудностей, связанных с введением инклюзивного образования. В детские сады приходят дошкольники с различными нарушениями речевого и психического развития, в том числе и с расстройствами аутистического спектра (РАС). Не всегда специалисты ДОО оказываются к этому готовы, как в профессиональном, так и в эмоциональном плане.
В этой статье мы попытались раскрыть особенности психического и физического развития детей с РАС, а также рассмотреть вопросы дифференциальной диагностики аутизма и сходных с ним состояний.
Коррекционная работа
В настоящее время в группах дошкольников с ОНР возросло число детей, имеющих значительные трудности в овладении пространственно-временны´ми представлениями, что приводит к отклонениям в функциогенезе с последующими трудностями в обучении.
Ориентация человека во времени и пространстве — необходимое условие его социальной жизни, успешного познания и активного преобразования действительности, форма отражения окружающего мира. Cвободное оперирование пространственными образами выступает основным умением, которое объединяет разные виды учебной деятельности.
Несмотря на многочисленные исследования, тяжелые нарушения речи (ТНР) остаются недостаточно изученными. В последнее время происходит постоянное увеличение числа детей с тяжелыми расстройствами речи среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с отсутствием вербальных средств общения представляют собой полиморфную группу, которая характеризуется различным уровнем психического, интеллектуального, речевого и моторного развития. Помимо речи, у них нарушены произвольное внимание, поведение, различные типы мышления, что, в свою очередь, обусловливает трудности социализации. Для таких детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность представлений о предметах и явлениях окружающего мира, несформированность коммуникативной, регулирующей и планирующей функций речи.
Педагогическая копилка
Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей с ОВЗ и детей-инвалидов рассматривается как органичная часть общей педагогической практики. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОО строится на основе единства воспитания и обучения. Он имеет развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей с ОВЗ.
Актуально!
Советы родителям
Дефекты речи, если их вовремя не исправить, влекут за собой появление специфических ошибок. К ним относятся: пропуск букв и слогов; замены букв; перестановка букв и слогов; слитное написание слов в предложении и многие другие.
Без своевременной профилактической работы эти ошибки становятся причиной больших трудностей в овладении школьниками орфографией, морфологией и синтаксисом. Подготовка к школе в детском саду — содержательный, индивидуально ориентированный процесс, задачи которого заключаются не в максимальном ускорении развития ребенка, а в создании для каждого дошкольника условий для раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Важное условие подготовки детей к школе — взаимодействие ДОО и семьи. Оно определяется пониманием сути, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению в ДОО.
А знаете ли вы?
- до 4 мес., если он не реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
- старше 4 мес., если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может локализовать источник звука, так как последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха.
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс