• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

У нас в гостях: Светлана Павловна Косарева

директор детского сада № 53 «Звездочка», г. Сыктывкар, Республика Коми

 

Уважаемая Светлана Павловна! Учреждению, которым Вы руководите, более 40 лет. Расскажите о его истории и современных особенностях работы.

Наш ясли-сад № 53 открылся в конце 1975 г. Возглавить дошкольное учреждение предложили очень ответственному и добросовестному специалисту — Р.И. Розовой.

Ясли-сад жил творческой, активной жизнью, принимал новых и новых воспитанников. На его базе регулярно проводились открытые мероприятия для родителей. Ежегодно студенты Сыктывкарского педагогического колледжа № 2 проходили педагогическую практику. Много открытых показов было для курсов Института усовершенствования учителей: курсы повышения квалификации для заведующих детских садов республики, воспитателей детских учреждений, республиканские конференции. В декабре 1980 г. прошла научно-практическая конференция, в которой участвовали представители НИИ школ Министерства просвещения РСФСР Москвы, методисты и педагоги республики.

В июне 1979 г. с гостевым визитом наш ясли-сад посетила госпожа Боумен из Амстердама (Голландия). В книге отзывов, которая до сих пор хранится в детском саду, госпожа Боумен оставила запись: «Всем детям и их воспитателям я хочу сказать, что получила большое удовольствие от визита в детсад. Большое спасибо за все подарки. Я рада, что смогу показать эти сувениры в Голландии. Благодарю за приветствие и встречу».

На протяжении многих лет детский сад считался базовым по физическому воспитанию. Мы первыми в Республике Коми (в 1977 г.) начали проводить физкультурные занятия с детьми на улице. Опыт работы по физическому воспитанию поддержали многие ДОУ города. За высокий уровень воспитательно-образовательной работы, создание материально-технической базы администрация города присвоила учреждению звание «Образцовый детский сад».

В январе 2009 г. я возглавила этот детский сад. В январе 2011 г. он стал автономным учреждением, 1 сентября 2013 г. распахнул свои двери для юных сыктывкарцев второй корпус, что создало новые возможности и перспективы для эффективного функционирования и развития учреждения.

Состав сотрудников стабильный, работоспособный, творческий, инициативный. Коллектив дошкольного учреждения за 40-летнюю историю не раз награждался почетными грамотами, дипломами и благодарственными письмами.

Моя задача как руководителя — поддерживать детский сад на этом высоком уровне и стремиться к новым горизонтам.

Почему детский сад назвали «Звездочка»? С чем связан выбор имени?

Каждый ребенок уникален и обладает способностями и талантами, он как звездочка на небе. Задача коллектива — создать в ДОО такие условия для развития, чтобы «звездочка зажглась и засияла», чтобы каждый воспитанник смог раскрыть свои способности и таланты в той или иной области. Наш девиз «Все дети звездочки, а у нас они светят ярче!».

Расскажите об административной команде учреждения.

Академик С. Капица говорил: «Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать». Мои заместители — умные, грамотные, пользующиеся авторитетом в коллективе люди. Они ориентированы на работу в команде, безусловно коммуникабельны, не лишены навыков руководства. Мы обладаем общими ценностями и понимаем друг друга с полуслова. Я доверяю им принимать самостоятельные решения.

Еженедельно проходят планерки административного состава, на которых я не вношу готовых предложений до тех пор, пока заместители не озвучат свои, дабы не ограничить работу мысли. Свои варианты предлагаю в конце, и только потом принимается коллегиальное решение.

Кто входит в административную команду? Работники, осуществляющие управленческие функции: заместители директора по финансово-экономической, административно-хозяйственной работе, три старших воспитателя, педагог-психолог, педагог-организатор, шеф-повар.

Члены администрации создают максимально комфортные условия для работы и личностного роста сотрудников. Я всегда говорю заместителям: «Не они для нас, а мы для них».

Планерки младших воспитателей с заместителем директора по административно-хозяйственной части проходят еженедельно. Старшие воспитатели дважды в неделю собирают на методический час всех педагогов. Данные мероприятия не ограничиваются только решением рабочих вопросов и консультациями. Они проходят в разных формах: круглый стол, мастер-класс, брейн-ринг и т.п.

В ходе оптимизации произошло объединение дошкольных организаций и детский сад расположился в двух корпусах. Каким образом организована работа?

Как уже было сказано, 1 сентября 2013 г. после реконструкции открылся второй корпус детского сада. Один из важных моментов организации работы — кадровое обеспечение. Были набраны старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, завхоз, младшие воспитатели, работник кухни, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию здания, дворник. Административно-организационные вопросы во втором корпусе были делегированы старшему воспитателю, закреплены в его должностной инструкции, также во втором корпусе организованы дни приема директора.

В настоящий момент в организации функционируют 16 групп полного дня, реализуются права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольным образованием охвачены 450 детей. В двух корпусах трудятся 85 сотрудников.

Когда открылся второй корпус, к нам направили детей первой и второй младших групп. Поэтому в корпусе функционируют только группы для малышей.

Методическую работу осуществляют три старших воспитателя. Территориально корпуса расположены недалеко друг от друга, поэтому мероприятия для всех педагогов (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации) организуются поочередно в обоих зданиях. А вот педагогические планерки два раза в неделю проводятся автономно в каждом корпусе.

Вопросы организации питания детей занимают одно из важных мест в работе ДОО. Проект реконструкции нового корпуса не предусматривал наличия пищеблока и прачечной. Приготовление пищи, обработка белья осуществляются в основном корпусе. Для доставки горячего питания, белья в корпус приобретены специальная машина и посуда. Приемом, раздачей горячего питания во втором корпусе занимается сотрудник, назначенный приказом руководителя, его функциональные обязанности прописаны в должностной инструкции.

Материально-техническим оснащением, финансовыми вопросами занимаются совместно заместители директора по финансово-экономическим вопросам, административно-хозяйственной части в основном корпусе и заведующий хозяйством во втором корпусе. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивает детская поликлиника, с которой заключен договор. в каждом корпусе есть медицинский сотрудник.

По какому принципу Вы проводите расстановку кадров?

Кадры набираются в соответствии со штатным расписанием, а расстановка проводится в соответствии с принципами эффективности, результативности, учетом стажа работы и сложившейся ситуации на новый учебный год, поскольку могут происходить различные изменения: увольнения, декретные отпуска, личные обстоятельства, производственная необходимость и др. Главный критерий при расстановке кадров — качество предоставления услуги дошкольного образования. Важно, чтобы педагогам было комфортно работать друг с другом, чтобы была совместимость, чтобы один педагог дополнял другого. В каждом корпусе работают свои педагогические кадры. При этом мы предусматриваем возможную ротацию кадров из группы в группу, из одного корпуса в другой в зависимости от производственной ситуации.

Как родители воспитанников восприняли такое распределение ролей (в одном корпусе первая и вторая младшие группы, в другом — средние и старшие)?

Вначале мы столкнулись с определенными трудностями при переводе детей из корпуса в корпус: это родительское «сопротивление», родительские страхи за адаптацию ребенка, привыкание к новым воспитателям, группам и др. А вот дети переходили очень хорошо, с интересом, для них это был этап взросления. Мы предпринимали и предпринимаем определенные шаги для организации перехода детей из одного корпуса в другой. Выбор группы и воспитателей, к которым переходят дети, осуществляется на основе диагностики стиля взаимоотношений педагога с детьми. Подготовительные мероприятия по переводу детей из корпуса в корпус начинаются заблаговременно, с апреля: знакомство воспитателей с будущими воспитанниками в образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях, участие в родительских собраниях. Данные мероприятия способствуют тому, что дети переходят из корпуса в корпус благополучно, не испытывая каких-либо серьезных трудностей. На сегодняшнем этапе изменилась ситуация в положительную сторону и с родителями.

Следует заметить, что дети распределяются по возрастным группам, переходят из корпуса в корпус в соответствии с ситуацией на текущий учебный год. Например, в этом учебном году во втором корпусе функционируют не только младшие группы, но и две средние. А как будет дальше, жизнь покажет.

Воспитатель с профильным образованием владеет навыками работы с детьми всех «дошкольных» возрастов. Не происходит ли профессиональная деформация, на теряются ли навыки, если воспитатель долгое время работает с одной возрастной категорией?

Наш многолетний опыт работы показывает, что воспитателей-универсалов, которые могли бы качественно оказывать услуги дошкольного образования на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, не так уж много. Мы не исключаем, что у каждого нашего педагога имеется такая возможность: пройти путь со своими воспитанниками от начала и до выпуска в школу, — но ему надо доказать это результатами своей работы. Иногда по результатам эффективности работы педагогов в группе, педагогической и психологической диагностики воспитанников, рекомендациям психолого-медико-педагогических совещаний ДОО, производственной необходимости принимается управленческое решение о перестановке кадров по группам, о переводе педагогов из корпуса в корпус. Система образования в целом и жизнеустройство детского сада в частности фундаментальны, и изменения, которые вводятся, в том числе кадровые, не всегда воспринимаются радостно и с энтузиазмом, поскольку идет ломка стереотипов. Часто руководителю приходится сталкиваться с сопротивлением либо сотрудников, либо родителей. На мой взгляд, эффективная расстановка кадров — залог успеха работы ДОО. От того, как сложится тандем воспитателей в группе, зависит качество предоставляемой услуги дошкольного образования, удовлетворенность родителей (законных представителей) работой детского сада и успешное будущее наших воспитанников на следующей образовательной ступени.

Много ли в организацию приходит молодых специалистов? Как их опекает коллектив, чтобы вырастить достойных профессионалов?

В настоящее время у нас работают три молодых специалиста. Как показывает практика, период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. С первых дней молодого педагога сопровождает команда специалистов: руководитель, старшие воспитатели, психолог. В это время мы закрепляем за стажером педагога-наставника, проводящего работу с учетом рекомендаций специалистов. Наши наблюдения показывают, что именно с педагогом-наставником молодому специалисту легче общаться, рекомендации и замечания воспринимаются от него не так болезненно. Между сотрудниками возникает более продуктивная рабочая атмосфера, нет напряженности.

Руководитель обязательно представляет молодого педагога коллективу, рассказывает о его положительных качествах, интересах, вручает памятку молодому специалисту, в которой в легкой, доступной форме представлены советы начинающим воспитателям. Старшие воспитатели интересно проводят посвящение педагога в профессию. Чтобы молодой педагог профессионально раскрылся, мы привлекаем его к различным видам деятельности, в том числе и общественной: организация мероприятий внутри ДОО, участие в художественной самодеятельности, различных творческих внутрисадовских и городских мероприятиях.

Сложившаяся система в работе с молодыми специалистами дает положительный результат. В 2015 г. наш молодой педагог К.В. Панченкова стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года» и заняла второе место в республиканском этапе. И в текущем году мы выходим на участие в профессиональном конкурсе с молодым педагогом и верим в победу.

Как Вы взаимодействуете с Управлением дошкольным образованием? Чем они помогают Вам в административной и педагогической работе?

Возглавляет Управление дошкольного образования Т.Е. Горбунова, заслуженный работник Республики Коми, мудрый, профессиональный руководитель. Она всегда открыта для общения, что позволяет чувствовать себя уверенно и быть мобильным в решении возникающих задач. Профессиональную поддержку могут оказать все специалисты Управления.

Управление дошкольного образования г. Сыктывкара всегда идет в ногу со временем. Его взаимодействие с ДОО выстроено на высоком профессиональном уровне. Так уверенно судить об этом позволяет мне общение с коллегами из разных регионов России. Нам есть чем поделиться: нормативные правовые документы, опыт работы, методические разработки.

Ежемесячно на базе детских садов Управление проводит совещания для руководителей, которые позволяют быть информированными, обмениваться опытом. Учреждение, где проводятся совещания, организует экскурсию или выставку или делится опытом работы. В конце совещания обязательно принято проводить чаепитие, где предоставляется возможность неформального общения с коллегами-руководителями по теме совещания, наболевшим вопросам.

Управление проводит кон­сультации с использованием технологических карт по разным вопросам управленческой деятельности руководителя, которые становятся впоследствии памяткой для работы руководителя. Эти консультации мобилизуют нас, позволяют избежать ошибок в работе, при проверках надзорных органов и ориентируют на успех.

Для руководителей по территориальному принципу проводятся проблемные семинары, на которых каждый руководитель делится опытом работы по определенной проблеме. Для старших воспитателей Управление также проводит совещания. Они всегда актуальны, опыт работы, рассматриваемый на них, педагоги города используют в своей практике. Старшие воспитатели с удовольствием посещают эти совещания. Кроме выше перечисленных категорий Управление организует обучающие семинары для специалистов (заместителей по АХЧ, заместителей по финансово-экономической работе, заведующих хозяйством, специалистов по кадрам и др.).

Управление организовало сетевое взаимодействие между детскими садами города. В связи с этим созданы ресурсные центры, стажировочные площадки. На базе этих учреждений педагоги повышают свою квалификацию, делятся опытом, разрабатывают методические продукты, которые становятся достоянием педагогов города. Управление выпускает свой журнал, где публикуется опыт лучших педагогов и руководителей города.

Проводятся конкурсы профессионального мастерства для разных категорий работников: «Лидер в образовании», «Воспитатель года», «Методист года», «Моя прекрасная няня», «Человек на своем месте» и др., где есть возможность на муниципальном уровне проявить себя каждому сотруднику: от руководителя до повара. На такие конкурсы сотрудников готовит весь коллектив, а это сплачивает, помогает ощутить плечо друг друга.

По инициативе Управления был создан Центр психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения, специалисты которого оказывают консультативную и практическую очень действенную помощь по запросу учреждений, в том числе и по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ, детьми-инвалидами. В текущем учебном году специалисты Центра проводят для педагогов города семинар «Информационно-методическое сопровождение подготовки педагогических работников ДОО к участию в муниципальном этапе Всероссийского конкурса “Воспитатель года”». Эта помощь существенна и востребована.

В вашем детском саду есть инклюзивные группы, которые посещают обычные дети и дети с синдромом Дауна. В чем особенность управленческой деятельности по организации работы в такой группе? расскажите об этом, пожалуйста.

Когда мы начали работать с такими детьми, у нас не было опыта, не были созданы специальные условия для них, а только желание помочь этим ребятам и их родителям. Все происходило одновременно с пребыванием детей в детском саду: обучение специалистов, оснащение групп, приобретение информационно-методических пособий, литературы, работа с нормативно развивающимися детьми и их родителями по принятию особых детей.

В настоящее время ДОО посещают три ребенка с синдромом Дауна. Двое детей ходят в среднюю группу и один в подготовительную к школе, одного ребенка мы уже выпустили в школу. Двое детей находятся в одной группе с целью их комфортного пребывания, так как мы отметили их желание общаться как с нормативно развивающимися сверстниками, так и со сверстником с аналогичным диагнозом. Наряду с этим была обеспечена соответствующая наполняемость инклюзивной группы.

Ключевые моменты управленческой деятельности по организации работы в детском саду: лидерская позиция руководителя в формировании инклюзивной культуры в коллективе, а также развитие инклюзивной практики в ДОО; оказание поддержки (информационной, методической, материальной) сотрудникам, отвечающим за психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, координация и контроль (на начальном этапе) деятельности всех специалистов; создание материально-технических, психолого-педагогических, кадровых условий для развития и поддержки инклюзивного образования. На мой взгляд, главное для функционирования инклюзивной группы — найти педагогов, желающих работать с детьми с ОВЗ. Опыт работы этих педагогов продолжили другие коллеги нашего детского сада и ДОО города.

Когда в учреждении работает сплоченная команда, отношения между сотрудниками не ограничиваются только должностными обязанностями. Какие существуют традиции?

Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А.С. Макаренко. Он писал: «Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция; воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

В нашем детском саду стало доброй традицией поздравление пожилых людей. Мы с уважением и почтением относимся к людям старшего поколения, проводим для них праздничные концерты и чаепития к Дню пожилого человека, приглашаем к нам в гости.

Давняя традиция, закрепившаяся в детском саду, — чествование юбиляров, ветеранов. Она помогает бережнее относиться друг к другу, дарить радость, выявлять скрытые таланты.

Чтобы воспитывать у детей стремление и потребность к здоровому образу жизни, надо быть самим для них примером, держать себя в хорошей физической форме.

Сотрудники постоянно и с удовольствием принимают участие в городских спортивных мероприятиях: «Соревнования по лыжным гонкам», «Соревнования по шашкам и шахматам», «Соревнования по теннису», «Соревнования по плаванию», «Легкоатлетическая эстафета», «Кросс наций», «Лыжня России». Особенно любим «Туристический слет». На этих мероприятиях присутствуют как непосредственные участники, так и болельщики. Это прежде всего возможность неформального общения всех сотрудников. Опыт участия в «Лыжне России» мы перенесли в свою педагогическую деятельность: организовали лыжные соревнования для воспитанников ДОО нашего микрорайона. В дальнейшем дети участвуют в городских соревнованиях «Лыжня дошколят». Набраться новых сил, зарядиться положительными эмоциями, пообщаться с природой — одним словом, полноценно отдохнуть позволяют совместные выезды на природу, лыжные пробежки по выходным дням. В ДОО организован «Клуб любителей скандинавской ходьбы», два раза в неделю проводится степ-аэробика для сотрудников и родителей. Так наш коллектив поддерживает свое здоровье, чтобы эффективнее работать.

В ДОО существуют традиции и обычаи: поздравление сотрудников с днем рождения; совместное проведение календарных праздников (Новый год, Новый год для детей сотрудников, 8 Марта, особенное значение придается Дню дошкольного работника). Для сотрудников проводят различные мероприятия специалисты ДОО, приглашенные извне: лекционно-практические занятия, семинары-практикумы, тренинги на различную психолого-педагогическую тематику. Традиционна и «Неделя психологии», которая так полюбилась и родителям и педагогам. Регулярно проводятся «Клубы выходного дня», субботники с участием всех представителей педагогического процесса: детей, самих родителей и воспитателей, — во время которых проходят мастер-классы, ярмарки, дегустации заготовок на зиму и др.

По традиции гость номера оставляет свои пожелания читателям. Что бы Вы хотели сказать коллегам?

Все мы родом из детства, из мира любви, добра, где ребенок, не растеряв радости и надежды нового дня, изумляясь красоте мира, ждет встречи с интересным и добрым... Учитесь у детей жить ярко, радоваться каждому мгновению и ценить то, что имеете!

Беседовала Е.В. Боякова

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению