• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Детская оториноларингология — прежде всего терапевтическая помощь

Тарасова Галина Дмитриевна,
д-р мед. наук, профессор кафедры поликлинической педиатрии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ и кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», зав. отделом ЛОР-аллергологии и фармакологических исследований ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России, Москва

 

Галина Дмитриевна, расскажите немного о себе. Как начинался Ваш путь врача?

Моя семья много лет жила в доме, относящемуся ко 2-му МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова (ныне ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова), на улице Димитрова (ныне Якиманка), в коммунальной квартире вместе с микропедиатром, академиком АМН СССР В.А. Таболиным (фото 1) и клиническим фармакологом, ректором Московского стоматологического института, членом-корреспондентом АМН СССР К.М. Лакиным. Они стали первыми моими учителями. Я мечтала стать врачом с самого детства.

Очень важно, в какой среде воспитывается человек. Мне крупно повезло. Меня окружали одаренные люди и в детстве и на протяжении всей жизни. Главным учителем в моей жизни был отец — профессор, врач-оториноларинголог, который был директором МНИИ уха, горла и носа в течение 27 лет (с 1972 по 1999 г.) и главным оториноларингологом СССР — Д.И. Тарасов (фото 2).

Моими учителями были заведующий кафедрой детской оториноларингологии 2-го ­МОЛГМИ, профессор И.Л. Кручинина (фото 3), заведующий кафедрой детской оториноларингологии ЦОЛИУВ, профессор Б.В. Шеврыгин, заведующий кафедрой поликлинической педиатрии, профессор В.А. Доскин, основоположник неонатологии в России, ректор ЦОЛИУВ, профессор В.В. Гаврюшов, заведующий отделом аудиологии МНИИ уха, горла и носа, профессор Б.М. Сагалович, заведующий отделом аудиологии и слухопротезирования НКЦ оториноларингологии, профессор О.П. Токарев. Это все высокоинтеллектуальные люди и научные деятели.

В 1972 г. я поступила на педиатрический факультет 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, который успешно закончила в 1978 г. После окончания института проходила обучение в ординатуре и аспирантуре на кафедре детской оториноларингологии (1978—1983). В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Клиника и лечение иммунопрепаратами гайморита у детей».

С 1983 по 1991 г. я была ассистентом кафедры детской оториноларингологии ЦОЛИУВ (ныне ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России), обучала врачей-оториноларингологов (в среднем 4—5 курсов в год). С 1991 г. по настоящее время работаю на кафедре поликлинической педиатрии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ в должности профессора.

С 1996 г. по настоящее время работаю в МНИИ уха, горла и носа (ныне ФГБУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России). Занимала должности старшего научного сотрудника, заведующего отделами, ученого секретаря. В 1999 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Кондуктивная тугоухость у детей (системный подход к патогенезу, диагностике, лечению и профилактике)». В 2002 г. организовала выпуск журнала «Российская оториноларингология», который выходит и сейчас. Я организовала научные конференции в Звенигороде, Уфе, Самаре, Элисте.

Принимала участие в международных конгрессах в Дании, Швеции, Германии, Австрии, Великобритании, Польше, Венгрии, Чехии, Литве, Франции, Австралии, Португалии, Испании, Финляндии, Украине, Молдове, Белоруссии и Турции.

С 2000 г. по настоящее время я также преподаю на кафедре логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (ныне Институт детства дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета). Читаю лекции магистрам и осуществляю руководство магистерскими диссертациями.

Я автор более 450 научных публикаций, 5 патентов на изобретения, 14 методических рекомендаций. Соавтор 10 монографий, в том числе двух Национальных руководств по детской оториноларингологии (2008, 2015), двухтомника «Руководство по детской оториноларингологии» (2006).

Я врач-оториноларинголог высшей категории, владею основными ЛОР-операциями, занималась хирургической деятельностью более 15 лет. Кроме того, освоила другие специальности: клиническую иммунологию и аллергологию и клиническую фармакологию.

Являюсь членом Ассоциации детских аллергологов, Ассоциации перинатологов России, Лиги здоровья нации, Общероссийской общественной организации «Союз женщин-врачей России».

Имею сертификат GCP, с успехом выполняю международные многоцентровые клинические исследования по фармакологическим препаратам в качестве главного исследователя. Имею дипломы профессора по оториноларингологии Молдовы, лектора международного уровня (2008) о профессиональной переподготовке по программе «Преподаватель высшей школы» в сфере высшего образования. Под моим руководством защищены две кандидатские диссертации.

Какие проблемы в оториноларингологии Вас интересуют?

В нашей специальности, как и во всей медицине, развитие идет по спирали. В настоящее время наблюдается бум вокруг хирургических вмешательств при различной патологии, в то время как еще многие диагностические возможности не раскрыты. Да, хирургия в нашей специальности достигла больших высот, но хотелось бы, чтобы терапевтическая составляющая также не отставала. Ведь крайне важно построить лечебный процесс так, чтобы предупредить необходимость оперативного вмешательства с помощью консервативной терапии. И здесь чрезвычайно важен высокий уровень диагностики, что достижимо с помощью современной аппаратуры.

Освоение этой аппаратуры — кропотливый и важный процесс, а интерпретация результатов диагностики требует от специалиста большого практического опыта. Без него возможны ошибки, и не только диагностические. Хотелось бы, чтобы многолетний опыт оториноларингологов был востребован, что, несомненно, послужит развитию оториноларингологии и ее выходу на новый уровень.

Еще одна проблема детской оториноларингологии — гипердиагностика тугоухости у детей раннего возраста, особенно у недоношенных, у которых еще не произошло созревание звукового анализатора и нервной системы в целом. Помочь созреванию слухового анализатора — наша задача. Эта помощь должна быть чрезвычайно корректной и не отсроченной, иногда медикаментозной, и осуществляться совместно с детскими неврологами. Совместно с неврологами мы разработали методику терапии в тугоухости. Один из моментов развития слуха — воспитание ребенка в правильной звуковой среде.

Необходимо прослушивание новорожденными музыки.

В настоящее время детям нередко рекомендуют ношение слуховых аппаратов (слухопротезирование или электроакустическая коррекция слуха), которые не дают возможности (а то и угнетают) созревание и развитие звукового анализатора. Это направление еще требует разработки и взаимодействия специалистов: неонатолога, невролога, оториноларинголога, педиатра и др.

Актуально восстановление слуха без хирургических вмешательств и слухопротезирования. Надеюсь, что в ближайшем будущем достижения науки позволят превратить оториноларингологию в преимущественно терапевтическую специальность, а хирургические вмешательства будут использовать лишь в крайних случаях.

Можно ли устранить тугоухость без протезирования?

Существует два типа тугоухости: кондуктивная (когда поражение затрагивает наружное и среднее ухо) и сенсоневральная (поражение на уровне внутреннего уха, проводящих путей и коркового центра слуха).

Сенсоневральная тугоухость бывает наследственной (генетически обусловленной) и приобретенной. При врожденной сенсоневральной тугоухости (если выполнена дифференциальная диагностика задержки развития звукового анализатора) в настоящее время используют кохлеарную имплантацию.

При острой сенсоневральной туго­ухости необходима срочная фармакологическая помощь. При постепенном ее развитии (чаще возрастном) также используют лекарственную терапию в сочетании с физиотерапевтическими воздействиями.

Кондуктивная тугоухость может развиться при фурункуле наружного слухового прохода, наружном и среднем отомикозе, инфекционном поражении среднего уха (остром и хроническом среднем отите). После выздоровления при фурункуле и отомикозе снижение слуха, как правило, ликвидируется. А вот после перенесенного острого среднего отита может развиться хронический экссудативный средний отит. В ряде случаев он требует хирургического вмешательства.

Причины развития экссудативного среднего отита, который чаще встречается в детском возрасте, до настоящего времени не выяснены. Многие врачи считают, что его вызывает гипертрофия глоточной миндалины (аденоиды), и рекомендуют в качестве основной помощи в комплексе лечения аденотомию, нередко в сочетании с шунтированием барабанной перепонки (установка трубочки в разрез барабанной перепонки).

Существует несколько причин увеличения глоточной миндалины, которые могут быть устранены консервативным путем. В этих ситуациях ребенку не потребуются операции и аденотомия. Комплекс консервативной терапии детей с экссудативным средним отитом был разработан мной еще при подготовке докторской диссертации. По своей методике я вылечила уже множество детей, у них восстановился слух.

Какая помощь возможна со стороны родителей?

Родители зачастую не интересуются вопросами здоровья и воспитания ребенка. Они считают, что это дело врачей и педагогов. Сталкиваясь с проблемами здоровья и детей, они теряются и не знают, что делать и куда обратиться. Отчасти эта ситуация сложилась из-за отсутствия школ для будущих матерей и хорошей литературы по этим вопросам. Поэтому необходимо возрождать такие школы, в которых вопросы педагогики, воспитания, здоровья и профилактики освещали бы квалифицированные и опытные специалисты.

Родители могут сами выявить наличие тугоухости. В этом случае нужно как можно раньше обратиться к детскому оториноларингологу.

Беседовала О.В. Дружиловская

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть