• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Вся жизнь педагога — служение детям

Сюрин Сергей Николаевич,
директор МБОУ «Образовательный центр “Созвездие”», председатель МПМПК Красногорского муниципального района, г. Красногорск Московской обл.

 

Добрый день! расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я родился в г. Красногорске Московской области. Изначально решив связать свою жизнь со здравоохранением, по окончании 9-го класса школы № 5 г. Красногорска поступил в Красногорское медицинское училище, получил квалификацию фельдшера-лаборанта, затем окончил лечебный факультет Московского медико-стоматологического института (ныне — МГМСУ). Учебу в университете я совмещал сначала с работой преподавателя в родном медицинском училище, а затем в реанимационном отделении Тушинской детской городской больницы. С 2000 г. работаю в системе образования г. Красногорска: сначала был учителем химии и социальным педагогом, затем, по предложению начальника управления образования Татьяны Швейниц, в 2005 г. возглавил новое учреждение — центр «Созвездие», в котором тружусь по настоящее время.

«Психолог — не профессия, а стиль жизни» — вот мой девиз. Если хочешь состояться в профессии, ты должен постоянно учиться, заниматься самообразованием. В 2007 г. я получил второе высшее образование в Российском новом университете по специальности «Педагогика и психология».

В практической работе знаний всегда не хватает. В настоящее время продолжаю учиться, имею еще несколько дополнительных квалификаций — специальный психолог, клинический психолог, менеджер образования, учитель химии и биологии, социальный педагог, психолог-эксперт по направлению «юридическая и экстремальная психология», преподаватель высшей школы и др.

Неоднократно награждался различными грамотами и благодарственными письмами, имею звание «Почетный работник общего образования РФ», являюсь лауреатом именной премии губернатора Московской области, совета депутатов Красногорского муниципального района и др.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем учреждении и контингенте детей, с которыми Вы работаете.

В 2015 г. наше учреждение отметило 10-летие со дня основания. Оглядываясь в прошлое, могу с уверенностью сказать: многое, что мы планировали, — реализовано. Сейчас в центре трудятся такие специалисты, как педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, учителя и воспитатели, тьюторы, врачи — психиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, педиатр и др. Штатная численность внушительна — 185 ставок.

Сегодня центр представляет собой многопрофильное учреждение, в котором сформировано два обособленных отделения: коррекционное и школьное. Он располагает пятью различными зданиями, приспособленными под коррекционно-развивающую, реабилитационную и лечебно-оздоровительную деятельность.

Основные задачи, поставленные перед специалистами школьного отделения, — полноценное обучение по адаптированным основным и дополнительным общеобразовательным программам детей с задержкой психического и речевого развития, нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра (РАС), ДЦП и прогрессирующими миастениями, генетическими аномалиями развития. Важное направление деятельности школьного отделения центра — разработка и реализация технологий индивидуального сопровождения детей с сочетанными и множественными дефектами развития. Сегодня у нас обучаются в режиме очного обучения свыше 180 несовершеннолетних и еще порядка 90 детей по специальным индивидуальным программам развития (дети со сложными нарушениями развития, генетическими нарушениями и орфанными заболеваниями).

В коррекционном отделении центра оказывается комплексная амбулаторно-поликлиническая реабилитационная, коррекционно-развивающая и лечебно-­оздоровительная помощь детям, проживающим на территории г. Красногорска, близлежащих районов Москвы и Московской области. Ежегодно за консультативной и коррекционно-развивающей помощью обращаются свыше 3800 несовершеннолетних. За учебный год проводится в среднем 32—35 тыс. коррекционно-развивающих занятий. За десять лет проведено свыше 275 тыс. занятий.

На базе коррекционного отделения организована работа муниципальной ПМПК, осуществляется профилактическая и просветительская работа для родителей и педагогических работников, организована работа центра сопровождения замещающих семей (в рамках реализации договора с Министерством образования Московской области), проводятся судебно-психологические экспертизы несовершеннолетних при бракоразводных процессах, определении порядка общения с отдельно проживающим родителем и пр.

Проблемы кадрового обеспечения обучения и воспитания детей с РАС всегда актуальны. Как они решаются в Вашем учреждении?

Действительно, проблема кадрового обеспечения в целом актуальна для любого учреждения образования. Очень хочется, чтобы воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) занимались исключительно профессиональные и любящие детей специалисты. Я могу гордиться своими коллегами. В центре работают высокопрофессиональные специалисты.

К слову сказать, проблемы «текучки» кадров мы не испытывали никогда, наоборот, ежегодно наш центр пополняется молодыми специалистами. В нем работают сотрудники (свыше 80%), имеющие первую и высшую квалификационную категории по занимаемым должностям, у 90% не одна, а несколько квалификаций. К примеру, все учителя начальных классов, занимающиеся обучением детей с задержкой психического и речевого развития, нарушениями интеллекта, имеют дополнительные квалификации: «специальный (коррекционный) психолог», «учитель-дефектолог», «клинический психолог», «учитель-логопед». Когда начинаешь работать с «особым» ребенком, сразу понимаешь, что знаний в сфере основной специальности не хватает для организации эффективной и полноценной коррекции недостатков в психофизическом развитии ребенка.

Уже в течение 8 лет наш центр активно взаимодействует с ведущими вузами России по вопросам повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов центра (ФГБОУ ВО РГСУ, ГБОУ МО МГОУ, ФГБОУ ВО МГППУ, ФГБОУ ДПО ИРДПО, НОУ ВО РосНОУ и пр.). Благодаря активному сотрудничеству с учреждениями высшего образования на базе центра «Созвездие» реализуются разнообразные как кратко-, так и долгосрочные курсовые программы, тренинговые курсы, сертификационное обучение. К примеру, в январе 2017 г. мы провели сертификационное обучение специалистов центра по программе «Психолого-педагогические основы развития детей с различными вариантами дизонтогенеза: методология и практика в ракурсе реализации ФГОС». Обучение осуществляли уникальные специалисты, мастера своего дела, авторы ряда психодиагностических программ, применяемые в системе образования РФ, канд. психол. наук, доценты М.М. Семаго и Н.Я. Семаго.

Как в Вашем учреждении осуществляется интеграция детей с аутизмом в образовательный процесс? Каковы направления работы с ними?

Интеграция детей не только с РАС, но и с другими формами дизонтогенеза — трудная и подчас нерешаемая задача, если исходить с позиций монопрофессионального подхода. В основе деятельности нашего центра лежат полипрофессиональный и междисциплинарный подходы. Успешность интеграции любого ребенка с ОВЗ в социум напрямую зависит от готовности общества принимать его, учитывать его особенности и трудности, желания педагогов выстраивать систему общения с «особым» ребенком, оказывать ему содействие в решении возникающих задач.

Центр «Созвездие» не только осуществляет коррекционно-развивающую, реабилитационную и лечебно-оздоровительную работу, но и служит единым ресурсным центром для всех школ и детских садов города, курирующим деятельность всех образовательных организаций, реализующих программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Сеть учреждений по оказанию специализированной помощи детям с ОВЗ г. Красногорска — крупнейшая в Московской области. Она включает в себя логопедические группы и логопункты детских садов, группы кратковременного пребывания для дошкольников с сочетанными нарушениями развития, в том числе и РАС, а также специализированные группы и классы для детей с нарушениями зрения, дошкольные группы и классы для детей с задержкой психического и речевого развития, РАС, нарушениями интеллекта. Общий охват детского населения с ОВЗ, обеспеченного различными вариантами психолого-медико-социального сопровождения, превышает 7500 человек.

Формы и методы, применяемые центром и образовательными организациями района в коррекции недостатков в психофизическом развитии несовершеннолетних, в том числе и детей с РАС, разнообразны: как индивидуальное сопровождение ребенка и его семьи специалистами центра, так и групповое с постепенным формированием системы эффективной коммуникации «особого ребенка». В центре применяются как классические технологии комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, так и инновационные, в том числе с использованием компьютерных и медийных средств обучения, коррекции и реабилитации. Центр полностью обеспечен диагностическим оборудованием, здесь есть кабинеты психиатра, невролога, офтальмолога, оториноларинголога. Комнаты сенсорного развития оснащены интерактивным коррекционно-развивающим комплексом, интерактивными столами, полами, планшетными средствами с коррекционно-развивающими играми.

Вы ведете научно-методическую работу, участвуете в конференциях, транслируете свой опыт в методических пособиях. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении Вашей деятельности.

Безусловно, диссеминация педагогического опыта в сфере работы с детьми с ОВЗ нашим центром осуществляется как посредством организации и проведения муниципальных, региональных и всероссийских семинаров, мастер-классов, круглых столов по проблемам комплексного психолого-медико-социального сопровождения «особых» детей, несовершеннолетних с деструктивными формами поведения и их семей, так и с помощью издания учебно-методических сборников, в которых обобщен опыт работы. За годы работы мы выпустили свыше 15 пособий для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов по актуальным вопросам диагностики и коррекции, применения технологий вариативного и дифференцированного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Расскажите о новых подходах, видах сопровождения детей с РАС в Вашем учреждении.

Ребенка с РАС надо не только учить способам социально-адаптивного взаимодействия с окружающим миром во всем его многообразии, но создавать возможность ему самому понимать проблемы поведения и искать (или даже создавать) способы их решения.

Понимание переживаний и возможностей ребенка, страдающего аутизмом, — одна из центральных проблем. Дети с РАС «буквально» воспринимают окружающее. В связи с этим возникают проблемы в формировании социально-адаптивного поведения, создаются конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.

Чрезвычайно важно предугадывать потребности ребенка. Не следует требовать от него выполнения указаний, наоборот, нужно руководствоваться его желаниями. На начальном этапе психолог должен стремиться действовать в соответствии с возможностями жизнедеятельности ребенка, не его приспосабливать к себе, а самому приспосабливаться к нему.

Именно поэтому нужно создавать теплый психологический климат в окружении ребенка и в самом учреждении. Важно, чтобы окружающая среда не была миром враждебным и угрожающим, а способствовала уменьшению барьера, отделяющего внутренний мир детей от мира внешнего.

Принципы коррекционной работы: комплексность психокоррекционной работы — она должна проводиться комплексно группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, дефектологов и других специалистов; поэтапность психокоррекционной работы с учетом степени выраженности дефекта у ребенка с РАС; четкая организация занятий с детьми с РАС. Сложная спе­цифика формирования социально-адаптивного поведения ребенка с аутизмом требует специальной организации психокоррекционной работы.

В нашем центре реализуются различные формы и направления работы с детьми с ОВЗ, в том числе и детей с РАС, а именно:

консультативная помощь:

  • обучающие семинары и индивидуальное сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;
  • занятия в триаде «педагог— ребенок—родитель»;
  • консультирование врачей-специалистов;

коррекционная помощь:

  • индивидуальное и групповое сопровождение педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
  • индивидуальное и групповое сопровождение в триаде «ребенок—родитель—взрослый»;
  • лечебно-оздоровительное сопровождение врачей-специалистов.

Направления работы: установление границ; формирование элементов конструктивного взаимодействия и элементов коммуникативных взаимоотношений; развитие разных видов самостоятельной деятельности ребенка.

При оказании комплексной психолого-медико-социальной помощи детям с РАС используется индивидуальный подход, при этом:

  • индивидуально подбираются образовательный материал и разрабатываются индивидуальные образовательные коррекционные программы, соответствующие зоне ближайшего развития ребенка и уровню его актуального развития, индивидуальный учебный план в соответствии с СИПР на основе АООП;
  • определяются виды и объем помощи.

Специфические направления коррекционной работы:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • навыков социального взаимодействия;
  • представлений о себе и окружающем мире;
  • коррекция поведения;
  • эмоционально-волевых и коммуникативных нарушений.

Работа с родителями ребенка с РАС — одна из главных составляющих коррекционного процесса, ведь очень часто, услышав слово «аутизм», у них, наряду с растерянностью, возникают вопросы: «Что с ребенком?» «Каковы его перспективы?», «Какую помощь родителям может оказать учреждение?».

Несомненно, родители нуждаются в системном сопровождении специалистов, поскольку именно они выступают главными помощниками, принимающими активное участие в реабилитационной работе с детьми, зачастую они сами нуждаются в психотерапевтической поддержке.

Работа с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ, в том числе несовершеннолетних с РАС, включает в себя не только консультирование, направленное на принятие родителями особенностей ребенка, формирование конструктивного взаимодействия в вопросах коррекционно-развивающего обучения, использование ресурса семьи в коррекции недостатков психофизического развития, но и групповое психологическое сопровождение в ресурсных группах поддержки родителей, проведение тематических круглых столов и семинаров для родителей.

Что вы пожелаете специалистам, работающим с детьми с РАС?

Когда-то академик РАО Ш.А. Амонашвили провозгласил лозунг «Дари себя детям!». Вся жизнь педагога — служение общечеловеческим ценностям, служение детям, поэтому всем коллегам мне хотелось бы пожелать творческих успехов, удачи и воплощения всего задуманного.

Спасибо за интервью.

Беседовала С.Ю. Танцюра

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть