• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

У нас в гостях: Ксения Юрьевна Белая

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор пособий по вопросам управления и методического сопровождения дошкольного образования

 

Уважаемая Ксения Юрьевна, разрешите от редакции поздравить Вас с юбилеем. Очень приятно, что именно сейчас состоится наша беседа о перспективах дошкольного образования. Расскажите о сфере своих сегодняшних научных и педагогических интересов.

Я очень люблю дошкольное образование, свою профессию, которую выбрала много лет назад, живу в ней и по мере сил стараюсь быть профессионалом. Почему-то из всех моих книг больше вспоминаю небольшую брошюру, которую мы сделали с Л.М. Волобуевой, — «Листая страницы истории». Там обзор истории дошкольного образования в Москве заканчивается 1974—1975 гг., а в конце я писала такие слава: «Каждый прожитый день — завтра уже история. Историю дошкольного воспитания Москвы нужно собирать по крупицам, создавать ее своим трудом. Листая страницы этой книги, каждый воспримет их по-своему. Но ведь это только отдельные зарисовки, и авторы будут благодарны, если все мы вместе продолжим эту историю».

Хочу сказать, что сейчас я работаю с разными издательствами, слежу за их новыми проектами, и, если они мне особенно интересны, я подключаюсь. Например, с издательством «ТЦ Сфера» сотрудничаю много лет в проекте «Управление и методическая деятельность в ДОО». Ваш журнал очень люблю!

Мне очень интересно сотрудничать с Московской педагогической академией дошкольного образования, которую возглавляет Н.Е. Веракса, ректор ­МПАДО, д-р психол. наук, профессор. Это не только чтение лекций и авторских курсов, но главное — активное участие в международных конференциях, где я черпаю информацию, общаюсь, узнаю обо всем новом, что происходит в системе дошкольного образования России и мира.

Вот коротко о том, что является сферой моих сегодняшних научных и педагогических интересов.

С введения стандарта дошкольного образования прошло несколько лет. Каковы положительные изменения, и какие трудности Вы видите?

Начну все-таки с организационных трудностей, которые испытывают практики.

С 1989 г. (Концепция дошкольного воспитания) строилась система видового разнообразия детских садов (8 видов) России, в которых по крупицам создавалось разнообразие содержания образовательного процесса, формировалось штатное расписание, растились профессиональные кадры, менялась развивающая среда в группах. И как только в практике, не в теории, были достигнуты очень хорошие результаты — опять «реорганизация».

Теперь основной единицей в системе стал не детский сад, а группа с видовым разнообразием в содержании и организации образовательного процесса, инклюзивным образованием, а это значит, что большая часть созданного теперь только история. Я всегда задаю себе вопрос: сколько надо потратить лет и сил в новой ситуации «реорганизации» на решение кадровых (оптимизация штатного расписания), организационных (объединение, укрупнение) и содержательных (модель образовательной программы) вопросов? Считаю, что сейчас мы только в начале пути, и предстоит очень много сделать.

Мне бы не хотелось опять говорить о ФГОС ДО как о документе, практики его приняли и работают. С введением стандарта положительных изменений много, но они разрознены в отдельных организациях и у отдельных творческих руководителей, педагогов и воспитателей. Ваши журналы этому подтверждение, потому что из них мы узнаем о положительном опыте. В вопросах содержания трудно выделить плюсы и минусы.

Мне очень нравится реализуемый принцип комплексно-тематического планирования и организации образовательного процесса. Он более логичен в работе с дошкольниками, близок и понятен воспитателям, поэтому я его разъясняю на курсах, разрабатываю и издаю пособия для воспитателей («Тематические прогулки», «Тематические дни», «Тематические недели»). Хорошо, что воспитатель может составлять сценарий на день, включая все виды детской деятельности. Я в восторге от возможности разнообразить предметные среды, компоненты режима дня и образовательного процесса.

Творческий воспитатель уже нашел применение этим инновациям: интерактивным технологиям, игровым моделям, познавательно-исследовательским проектам и др. Воспитатели стали реже задавать вопрос: «А как диагностировать, как оценивать выполнение программы?» — потому что начинают понимать, что важно проводить оценку индивидуального развития детей, а результаты педагогической диагностики использовать для индивидуализации образования и дальнейшего планирования своей работы. Но сразу оговорюсь, что у воспитателей в этом вопросе все еще сохранился страх перед «неоправданным количеством отчетов» для вышестоящих организаций. Да, такое трудно забыть, когда требовалось 2 раза в год по каждой группе (список детей) отчитаться, что «развитие речи детей — столько-то процентов, а развитие математических представлений...». Я думаю, что этот страх сохраняется еще и потому, что наука не до конца разъяснила все эти позиции, и на местах продолжаются «мониторинги» ради отчетов для вышестоящих организаций.

Вы работаете в системе повышения квалификации. Чем современный педагог отличается от своих коллег XX в.?

Это очень большой вопрос, я отмечу только одну сторону отличия.

Каждое время предъявляет свои требования к педагогу, воспитателю, и эти требования, диктуемые обществом, реализуются через систему обучения и повышения квалификации. Да, раньше нам хотелось, чтобы воспитатель в совершенстве знал все методики и был профессионалом своего дела в создании конспектов, методик, которые в большом количестве разрабатывались наукой, транслировались методистами, контролировались инспекторами. Вспоминаю время, когда, по приезде в Москву на постоянное место жительства, после устройства воспитателем, ко мне с проверкой пришли на занятие. Мне было сделано замечание: «Надо пользоваться … этими разработками, а не другими, Москва работает по этим конспектам».

Педагог ХХ в. — «хороший исполнитель», который должен был уметь проводить прежде всего занятия с детьми по всем методикам в соответствии с логикой построения каждой части той или иной методики.

От современного педагога больше требуются творчество, умение самостоятельно выстроить образовательный процесс так, чтобы в течение дня были гармонично объединены различные образовательные области, соблюдалась партнерская позиция взаимодействия с детьми, включались разнообразные виды детской деятельности, организованные в разных формах. Воспитатель должен знать и использовать в своей работе интерактивные технологии для целостного восприятия ребенком окружающего мира. Сегодня мы знаем, что намного труднее «творить», чем «исполнять», но в основе того и другого — знания.

Поэтому курсы повышения квалификации должны предлагать, а воспитатель сам должен выбирать темы, технологии, системы, которые ему необходимы, чтобы исполнять требования, которые задает общество (в стандартах, нормативных документах).

А чтобы это свершилось, должны быть профессиональные преподаватели на курсах повышения квалификации, знающие все это многообразие и умеющие преподнести эти знания не только через лекцию. Моделируя курс, преподаватель должен продумать включение таких форм, как дискуссия, семинар, тренинг, казус (случаи) или ситуативные задачи, практикумы; широко использовать возможности ИКТ, например, интернет-связь.

Каковы запросы педагогов разных категорий к программам повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, например, воспитателей и руководителей?

Вообще-то запросы самые разные, ведь все зависит от уровня уже имеющихся знаний, опыта, оценки своей деятельности, цели, которую преследует обучающийся. Но все хотят больше практики, чем теории. А искусство преподавателя и заключается в умении переплести теорию (без которой никак нельзя) с примерами из практики. Если говорить о воспитателях, многих интересуют конкретные приемы, методы, подходы к отдельным сложным, «особым» детям, как и чем их можно занять, как взаимодействовать с их родителями. Воспитатели живо интересуются интерактивными технологиями, обычно целостной технологией от ее планирования до результативности. С объединением детских садов и школ функционал бывших руководителей ДОО изменился. Если раньше требовался «менеджмент в образовании», то теперь — «методическое сопровождение педагогов», «сетевая форма реализации образовательных программ», «вопросы преемственности уровней образования».

Какие изменения в организации труда произойдут с началом применения профстандарта «Педагог»? Потребуется ли пересмотр должностных инструкций, штатного расписания и т.д.?

Напомню, что профессиональные стандарты — это такие характеристики, которым должен соответствовать каждый сотрудник для работы на своей должности.

Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому следует разработать не мене 800 профессиональных стандартов. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов устанавливается Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 г. Сейчас реализуется переходный этап для всех профстандартов, предполагающий изучение, обсуждение и создание условий для их внедрения.

По истечении переходного периода к воспитателям ДОО будут применяться два вида стандартов: ФГОС ДО, утвержденный Мин­обрнауки России, и Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный Минтруда России.

Оба стандарта разрабатывались в 2013 г. Во ФГОС ДО трудовые действия воспитателя соотносятся с основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. Это ключевые требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт «Педагог» относится к кадровой политике. На его основе будут совершенствоваться аттестационная работа, обновляться и разрабатываться должностные инструкции и др. А учитывая, что он может быть дополнен региональным компонентом, предстоит еще большая работа по его внедрению, и уже сейчас отмечается неготовность практики образования к применению этих стандартов, чем и объясняется перенос сроков внедрения с 2017 на 2019 г.

Однако профессиональный стандарт «Педагог» и ФГОС ДО тесно связаны между собой, так как в этих двух документах сформулированы нормативные требования к содержанию и качеству педагогической деятельности воспитателя, его квалификации, а одна из главных задач — повышение качества образования.

Но мы знаем, что качество образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов, и стандарт декларирует необходимость повышения профессиональной подготовки и постоянного профессионального роста педагога.

Отсюда задача руководителя ДОО заключается в оказании помощи педагогу в построении индивидуального маршрута непрерывного обучения с учетом его профессиональных запросов и потребностей.

Составляя план повышения квалификации педагогического коллектива, важно учитывать индивидуальную результативность трудовых функций и действий каждого воспитателя, которые предусмотрены профессиональным стандартом педагога и требованиями ФГОС ДО.

Изменилась ли система методической работы в ДОО? Каким Вы видите ее будущее?

Если коротко, то изменилась самое главное — методическая деятельность — это не только деятельность старшего воспитателя и руководителя, но и воспитателя, и каждого педагога. Педагог прежде всего ответствен за результаты своей работы, свой профессионализм. Следовательно, индивидуальное профессиональное самообразование и индивидуальный план повышения квалификации, активное участие в методической деятельности организации — это прямая обязанность воспитателя, педагога ДОО. Мое видение заключается в том, что методические службы образовательных организаций могут существовать как опорные и ресурсные центры, стажировочные площадки. Образовательные организации в вопросах методической работы взаимодействуют с социальными партнерами: вузами, научными организациями, учреждениями дополнительного образования и городскими методическими службами, если они существуют в данной территории. А еще должны создаваться ассоциации профессиональных педагогов. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что многие издательства взяли на себя методическую функцию, и воспитатель вправе пользоваться их услугами. Ведь для воспитателя важен прямой контакт с авторами пособий.

Ну а формы методической деятельности каждая структура выбирает свои: педагогические гостиные, школы мастерства, творческие группы, постоянно действующие семинары, метод объединения и др. Напомню уже известные:

  • репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);
  • репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно-деятельностные игры);
  • эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок);
  • продуктивные (научные конференции, теоретические семинары).

С удовольствием приму участие в обсуждении вопросов методической деятельности, если журнал организует необычную сессию с участием тех, кому есть что сказать по этому поводу, ведь статей на эту тему у вас много.

В работу детских садов активно внедряются инновации и западные технологии. Педагогам порой трудно понять, где действительно новшество, а где «покрытая налетом времени», возрожденная из 1920-х гг. обновка, или впервые переведенный с английского или немецкого языка текст выпуска 1970—1980-х гг. Как педагогам и руководителям разобраться в потоке информации?

Если заглянуть в историю педагогики, во все времена существовали перечисленные проблемы или лженаука. Трудно, но надо профессионально изучать, обсуждать, слушать мнение коллег. Ведь сегодня никто не ограничивает (не спускает сверху директиву) педагогические коллективы в выборе программ, технологий. Прежде чем включить то или иное «новшество» в свою образовательную программу, нужно изучить, обсудить, проанализировать и принять решение. Вот здесь и велика роль методической деятельности разных структур!

Каким Вы видите руководителя детского сада будущего?

Всегда хочется видеть руководителей-профессионалов, которые умеют создать свою команду, условия для их деятельности. Руководитель умеет ставить цель, а цель — это осознанный желаемый результат.

Ваши пожелания руководителям детских садов.

Пожелание самое простое: пусть в России будет много замечательных дошкольных образовательных организаций, в которых работают профессионалы, любящие свою профессию и детей.

Беседовала Е.В. Боякова

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению