• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

«Особая помощь» и развитие детей с ОВЗ: взгляд логопеда

Снежана Юрьевна Танцюра, 
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-медицинской реабилитации,

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (Департамент труда и социальной защиты
населения г. Москвы), учитель-логопед,
главный редактор журнала «Логопед»

Снежана Юрьевна, спасибо за Ваше согласие дать интервью журналу. Расскажите, почему среди многих направлений педагогики Вы выбрали логопедию?
Добрый день, уважаемые читатели!
Во время учебы в педагогическом колледже мы проходили практику и побывали в разных учреждениях, активно участвовали в занятиях. Занятия логопедов меня поразили больше всего. Они были одновременно и обучающими и игровыми. Но самое главное, что мне понравилось — взаимодействие логопеда с детьми: требовательное, но в то же время доверительное и теплое.

В колледже лекции по логопедии у нас читала О.Б. Сапожникова (сейчас она автор известных книг по песочной терапии в издательстве «ТЦ Сфера»). Именно Ольга Борисовна оказала глубокое влияние на мою профессиональную судьбу, выбор для получения высшего образования в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на факультете дошкольной дефектологии. Мне очень повезло в учебе, всегда на моем пути встречались интересные ученые, исследователи, профессионалы-практики: В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, О.С. Орлова, Л.А. Головчиц и др. Буду всегда помнить и ценить те знания, которые они сумели передать своим ученикам.

В настоящее время сочетаю и практическую работу логопеда, и научную в институте. На кафедре читаю лекции и веду семинары по следующим дисциплинам: «Содержание инклюзии и интеграции», «Аутизм: диагностика, коррекция, сопровождение», «Логопедический массаж» и др. На кафедре совместно с Международной школой работы создаю обучающие программы стажировок для слушателей, организую и провожу конференции, где люди обмениваются своими идеями, своим опытом. Такое общение дает возможность для расширения своих контактов и ресурсов.

 

Каковы Ваши профессиональные интересы?
Моя сфера профессиональных интересов весьма разнообразна. Всегда завораживает новое и хочется изучить такое направление, как особенности коммуникации при аутизме. Для этого прошла курсы обучения в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Недавно была на конференции в Санкт-Петербурге, удалось профессионально пообщаться с речевым терапевтом (verbal therapist) из Израиля, посмотреть работу с неговорящими детьми. На стажировке во Франции изучала работу speech therapist c ранним детским аутизмом. Весь опыт коллег и мой отражен в книгах издательства «ТЦ Сфера». Книги получились «живыми» и интересными. Я говорю об изданиях «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии», «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ», написанных на основе практического опыта.

Интересна работа с родителями, имеющими детей с тяжелыми речевыми нарушениями (моторная, сенсорная алалия). Сколько сил и терпения надо специалисту, чтоб не только научиться понимать родителей правильно, но и уметь профессионально помочь. Изучаю опыт дистанционного сопровождения детей с ОВЗ — это одна из актуальных тем на сегодня. Хочется отметить, что наши специалисты обладают прочными и глубокими знаниями в этом направлении. Это показывает опыт работы гг. Уфы, Тольятти, где издательство «ТЦ Сфера» проводит мастер-классы, обучающие семинары.

 

Как обстоят дела с развитием речи у современных дошкольников?
На сегодняшний день родители желают, чтобы их ребенок был успешным, правильным во всех отношениях. Он изучает разные «зарубежные» языки, но не знает, как их использовать; ребенок имеет много игрушек, но не умеет играть; у него есть планшеты, но его речь от этого не становится грамматически правильной и насыщенной лексикой. К сожалению, речевое развитие рассматривается в самую последнюю очередь. Я наблюдала такую картину: в метро ребенок 4 лет пытался поговорить с мамой, рассказать ей о том, что они делали в детском саду, но мама увлеченно решала вопросы по мобильному телефону, и в итоге она, раздражаясь от бесконечных вопросов своего малыша, дала ему планшет и ребенок замолчал. И очень жаль, что мама не выслушала о событиях, произошедших с ребенком, не поддержала его, не узнала, что было с ним. Так «решилась» задача «формирования диалога» в повседневной жизни.

Среди современных детей очень много неговорящих (ребенок с аутизмом, со множественными нарушениями и др.) и с другими проблемами (органическое нарушение (поражение мозга)). Родители ищут ответы на вопросы, используют инновации медицинского лечения, но к логопеду обращаются только после 5 лет, а ведь уже давно доказана роль раннего вмешательства.


В чем причина увеличения речевых проблем? Какие нарушения развития встречаются чаще всего?
Об этом я уже немного говорила ранее, сейчас мы сталкиваемся с дизартрическими нарушениями: нарушение звукопроизношения, смазанная речь, слабость артикуляционного аппарата у ребенка, задержка речевого развития.
Причины этих нарушений и социального характера, и органического происхождения. Главное — не только информировать об этом родителей и специалистов, важно профессионально решить логопедические проблемы ребенка.

 

Как часто родители обращаются к Вам за консультацией? С какими вопросами?
Вначале тревогу бьют в основном бабушки: ребенок плохо говорит или не говорит совсем. Именно они проявляют большую активность. У родителей возникает защитная реакция, и только потом, перед поступлением в школу и в школе, они начинают понимать проблемы своего ребенка.

 

Насколько родители грамотно и адекватно воспринимают трудности ребенка? Идут ли на контакт со специалистом? Какие трудности возникают у специалиста в сотрудничестве с семьями дошкольников?
Есть разные запросы и просьбы родителей к логопеду. Трудность специалиста заключается не в переубеждении родителей, а в поиске золотой середины, партнерских отношений с родителями, обучении сотрудничать со специалистами. Что только ни придумывают ДОО и школы, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс: мастер-классы, семинары, недели логопедии в саду. Наверное, такие открытые и активные формы работы помогают наладить сотрудничество логопеда и специалиста, только важно помнить, что это не развлечение для родителей, а систематическая работа с ними, нацеленная на результат.

 

Можете дать короткие советы родителям и воспитателям, на что обратить внимание в развитии речи ребенка в первую очередь и что может послужить сигналом к обращению за профессиональной помощью?
В современном обществе растет интерес к раннему развитию ребенка от рождения. С появлением на свет малыша важно обратить внимание на его моторное развитие, визуальный контакт, ответную реакцию на взрослого, на появление первых звуков, а позже наблюдать за взаимодействием со сверстниками, обращать внимание на особенности игровой деятельности, активность и любопытство малыша. Л.С. Выготский отмечал, «любопытство дает мотивацию». Если ребенку интересно, он будет ощущать для себя новое и делать открытия. И конечно, хочется отметить, что речь должна быть сформирована к 5 годам, ведь многие идут в школу в 6,5 лет.

Сейчас есть такое понятие: «низкие границы речевого развития», т.е. говорят о позднем развитии речи, но это неправильно. Становление речи должно происходить в соответствии с онтогенетическим путем развития ребенка. Любой ребенок должен пройти все ключевые этапы. Под этапом понимается возраст ребенка, к которому он овладевает физическими, речевыми, социальными, когнитивными навыками, составляющими основу нормального развития. Если этого не происходит, возможно, имеет место задержка развития. В работе с такими детьми следует принять дополнительные меры, чтобы уточнить диагноз и определить методы работы, способствующие устранению задержки.

 

Есть ли взаимопонимание в вопросах речевого здоровья с врачами женских консультаций, родильных домов, педиатров поликлиник?
К сожалению, сопровождение и взаимообусловленность здравоохранения и образования оставляет желать лучшего. Это направление должно быть ведущим и его надо разрабатывать. Следует организовывать службу координаторов в этом направлении. Можно взять на вооружение западную модель сопровождения. Когда во время пренатальной диагностики мама узнает, что у нее родится малыш группы «риска», с ней и ее окружением работает специальная служба врачей, психологов, психоаналитиков, юристов. Семье честно и полно рассказывают о том, не только какие проблемы возникнут, но и как их можно решить, т.е. у этой семьи к моменту родов уже будут определенные знания в области развития и обучения своего будущего ребенка. После рождения малыша его сопровождает двигательный терапевт, врач, логопед (очень важно, что это происходит на ранних этапах). Назначают специалиста-координатора специальной службы, который несет ответственность за данную семью. В деле здоровья детей должно быть межведомственное взаимодействие.

В нашей стране в последнее время активно работают всевозможные ассоциации родителей. Они объединяются, общаются, учатся друг у друга, списываются в фейсбуке. Родители могут очень многое. Еще раз подчеркну, важна роль хорошего специалиста, который не только гуманен, но и является профессионалом своего дела.

 

Ваше отношение к инклюзивным группам в ДОО?
Инклюзия — это хорошо, но она должна быть правильной и профессиональной, не «пиаром» и не «стихией» для многих. В поле зрения всегда стоит ребенок, которому нужна наша поддержка и помощь. Сейчас один что-то «изобретает» в инклюзии, другой специалист что-то внедряет, но что, непонятно. Исследование в области инклюзии должно быть доказательным и научным. Всегда нужно учитывать региональные особенности, материальные возможности учреждения, реабилитационный потенциал ребенка с ОВЗ и работу специалистов.
Необходимо знать и понимать, что некоторые дети в силу своих особенностей никогда не смогут быть полностью включены в инклюзию.

Коррекционные (специальные) школы и детские сады должны работать. Их нельзя закрывать, но нужно пересматривать преемственность данных учреждений с общеобразовательными организациями. То, что сейчас происходит, — не инклюзия, а маленькие шаги вперед, но болезненные и для специалистов, и родителей, и самих детей.

Мы можем обучить множество учителей и воспитателей общеобразовательных школ, рассылать разную информацию о детях с ОВЗ в детские сады, размещать на интернет-порталах, но и это не сделает работу в области инклюзии эффективной. Важно понять, что мы хотим доказать или развить с помощью инклюзии: равные права или право на обучение, или право на социализацию? Вопросов до сих пор остается много, но не на все есть ответы.

Есть хороший дидактический принцип «не навреди»: не навреди ребенку с ОВЗ, не навреди учителям, родителям. Поэтому важно думать, искать решения и варианты в данном направлении работы, внедрить ФГОС для детей с ОВЗ, обладать большим профессионализмом и быть на стороне ребенка с отклонениями в развитии.

 

Достаточно ли сегодня обеспечена материальная и методически-коррекционная работа? Я имею в виду оборудование групп и кабинетов логопедов.
На сегодняшний день это проблема оборудования решается по-разному. Методическое оснащение может быть великолепным, но увлеченность ребенка на занятии зависит от логопеда, от заинтересованности специалиста. Есть частные и государственные учреждения с разными возможностями. Оснащение дидактическим оборудованием должно решать вопросы не развлекательного характера, а обучения. Сейчас много нового реабилитационного оборудования, облегчающего развитие

ребенка с ОВЗ, например «Опти-мьюзик», коммуникативная доска, вестибулярная пластинка, соляная пещера и др. Они очень помогают в восстановительном лечении детей с ОВЗ. Логопеды — творческие специалисты, создающие пособия своими руками, разрабатывающие новые методические материалы. В журнале «Логопед» есть рубрика «Игры и оборудование», где специалисты делятся своими наработками.

 

Чего не хватает в современной подготовке логопедов для детских садов?
В настоящее время логопед должен быть грамотным в работе с разными категориями детей с ОВЗ. Он должен знать систему работы с ребенком с аутизмом, особенности речевого развития детей с кохлеарной имплантацией, владеть методиками реабилитации детей с ДЦП. Поэтому нужно постоянно учиться и быть разносторонним специалистом.

И, конечно, нужно уметь работать с родителями, они наши партнеры, поэтому важно ценить и уважать их мнение, уметь понять и в то же время уметь доказать необходимость занятий с ребенком.
Расскажите, пожалуйста, о Ваших проектах в приложениях к журналу «Логопед» и личных творческих планах.

Издательство «ТЦ Сфера» дает возможность специалистам реализовать свой потенциал на страницах журнала «Логопед», поделиться своим опытом в приложениях журнала в виде небольших книг, брошюр и, конечно, наглядно-обучающих комплектах. Сколько бы ты ни работал логопедом, ты всегда будешь искать методический материал. Важно иметь его у себя дома и на работе, хочется приобрести что-то новое и интересное. В издательстве есть новые книги, разрабатываются новые проекты, в том числе наборы карточек для чтения, звуков. На реализацию творческих проектов меня подталкивают маленькие ученики, которые одновременно являются моими учителями и критиками. Весь материал апробирован на практике, если так можно сказать, прошел работу с «маленьким учителем». Хочется поблагодарить коллектив редакции, который занимается учебно-игровыми комплектами «Играем со звуками», новым комплектом «Веселая грамматика». Это труд всех и каждого в отдельности: художников, дизайнера, редактора, корректора, верстальщика. Всегда находятся творческие и интересные идеи от наших читателей, поэтому мы готовы рассмотреть их и помочь реализовать.

 

Какой Вы видите идеальную логопедическую службу в системе ДОО?
Очень сложно ответить на этот вопрос. Мой практический опыт показывает, что, несмотря на все положительные и отрицательные изменения в разных областях дошкольного образования, у нас есть специалисты, дефектологи, логопеды, психологи, любящие и знающие свою работу. Ненужных людей в этой профессии нет.

Логопедическая служба не может быть идеальной во всем, как и нет идеальной методики коррекции речи. Мы, специалисты, всегда в поиске новых решений и результатов.
Главное — это двигаться вперед, владеть новым, но не забывать и традиционные мето­дики.

 

Ваши пожелания читателям журнала.
Быть успешными, оптимистами, ценить прошлое и уважать настоящее. И пусть всегда в добрых делах Вам сопутствует удача!

Беседовала Е.В. Боякова

 

 

 

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению