• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Дошкольное образование в Санкт-Петербурге

Езопова С.А.,
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики;
Калабина И.А.,
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи;
Новицкая В.А.,
канд. пед. наук,
доцент кафедры дошкольной педагогики института детства
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»,
Санкт-Петербург

 


Санкт-Петербург — очень значимый город для отечественной системы дошкольного образования, поскольку именно здесь 27 сентября 1863 г. на Васильевском острове был открыт первый в России детский сад. На протяжении полуторавековой истории развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге сегодня с гордостью можно говорить, что наш город — уникальный с точки зрения образовательных возможностей для маленьких детей. Этому способствует сложившееся культурно-образовательное пространство и постоянно развивающаяся инновационная образовательная деятельность дошкольных образовательных организаций.

Сегодня в Санкт-Петербурге развивается вариативная сеть детских садов; действуют учреждения дополнительного образования, охватывающие, в том числе детей старшего дошкольного возраста; функционирует система медико-психолого-педагогической поддержки детей и семей, находящихся в различных жизненных ситуациях.

По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, система дошкольного образования на 31 декабря 2016 г. включает 1195 образовательных организаций, в которых функционируют группы общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности:

— 1053 государственных детских сада;
— 13 начальных школ — детских садов;
— 91 дошкольное отделение в общеобразовательных организациях;
— 38 негосударственных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования.

Контингент воспитанников детских садов ежегодно увеличивается и на начало 2017 г. составил 252 727 детей [3].

Вместе с тем ключевой задачей развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге выступает обеспечение доступности дошкольного образования, где основными индикаторами определены:
— создание инфраструктуры под­держки раннего развития детей (0—3 года);
— отсутствие очереди на зачисление детей в возрасте 3—7 лет в ДОО.

Так, в 2016 г. в рамках реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015—2020 годы» было введено в действие 5 новых детских садов, что позволило повысить охват детей дошкольным образованием (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016 г. охват детей от 2 мес. до 7 лет — 71,3%). В качестве стратегических действий по поддержке доступности дошкольного образования к 2020 г. предполагается увеличение доли охвата детей путем увеличения негосударственного сектора в дошкольном образовании.
Одна из задач развития системы образования Санкт-Петербурга — обеспечение высокого качества дошкольного образования и развитие инновационных образовательных практик реализации ФГОС ДО. Необходимо отметить, что в регионе осуществляется систематическая научно-методическая и организационно-финансовая поддержка инновационной деятельности образовательных организаций.

Так, дошкольные образовательные организации Санкт-Петербурга могут претендовать на получение статуса региональных инновационных площадок следующих видов:
— экспериментальные площадки (ведение научно-методической деятельности по решению актуальных проблем развития системы образования);
— педагогические лаборатории (реализация научных исследований по актуальным проблемам развития системы образования Санкт-Петербурга на конкретной практической базе, осуществление исследовательской и научно-методической деятельности);
— ресурсные центры общего образования (внедрение в систему образования Санкт-Петербурга инновации, оказание методической поддержки в рамках имеющегося инновационного опыта).

Анализ инновационной деятельности образовательных организаций Санкт-Петербурга за последние 3 года, позволяет рассмотреть проблематику исследований, направленных на обеспечение качества дошкольного образования.

 

Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности ДОО

Проблематика была актуализирована введением ФГОС ДО и необходимостью разработки моделей и методических рекомендаций для проектирования и реализации образовательной программы детского сада, ориентированной на создание психолого-педагогических условий позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

В рамках инновационной деятельности коллективам Педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова и ГБДОУ № 25 Центрального района удалось разработать алгоритм проектирования содержания и структуры образовательной деятельности. На основе деятельностного подхода ГБДОУ № 25 предложена новая модель описания образовательной деятельности.

Предлагаемый подход позволяет разработать образовательную программу, ориентированную на создание психолого-педагогических условий позитивной социализации и индивидуализации дошкольников, сделать ее вариативной в зависимости от особенностей детей и выбора педагога. Педагогический коллектив ГБДОУ № 25 создал уникальный информационный продукт — сайт «Навигатор по образовательной программе дошкольного образования» (http://opdo-fgosdo.ru), где осуществляется информационно-методическая и консультационная поддержка педагогов при проектировании образовательной программы.

Интересной инновационной практикой поддержки уникальности личности ребенка и разнообразия детства выступает опыт проектирования вариативных образовательных маршрутов (ВОМ) развития детей педагогами ГБДОУ № 22 Московского района. Авторский коллектив предложил педагогическому сообществу авторскую технологию «Кейс-ВОМ» с описанием ситуации использования вариативных образовательных маршрутов трех видов («ВОМ помощи», «ВОМ поддержки», «ВОМ содействия развитию способностей») для дошкольников с разными образовательными возможностями, потребностями и интересами, что обеспечивает их полноценное развитие и самореализацию в деятельности.

 

Создание условий для развития современной образовательной среды путем внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания дошкольного образования.

Большинство инновационных образовательных продуктов, подготовленных педагогическими коллективами детских садов Санкт-Петербурга, направлены на обновление содержания и технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

Так, педагогическим коллективом ДОУ № 32 Петроградского района в рамках инновационной деятельности разработана и апробирована парциальная программа страноведческого и поликультурного образования старших дошкольников «Космобот и дети гуляют по планете». Актуальность обусловлена особым вниманием к ознакомлению детей с многообразием культурного пространства и недостаточностью методического сопровождения данного аспекта. Авторский коллектив представил подробные разработки по ознакомлению дошкольников 5—6 лет с разными странами, включая особенности культуры, традиций, фольклора, природы, ярких отличительных черт. Учитывая, что страноведческое содержание — абстрактное для понимания детьми в дошкольном детстве, не близкое к содержанию и субкультуре детей 5—7 лет, педагоги использовали разнообразные игровые оболочки, чтобы приблизить его к восприятию дошкольников, сделать процесс приобщения к культуре разных народов ярким впечатлением. В рамках программы активно использовались скайп-трансляции (онлайн взаимодействие) детей с воспитанниками детских садов других стран (Финляндия, Германия, Казахстан, Белоруссия, Армения) и России (Бурятия). Подобного рода современная коммуникация обеспечивала доступность и наглядность восприятия информации о других странах и регионах, их культуре, достопримечательностях, языке и т.п. Главными инициаторами такого общения выступали сами дети, знакомившие друг друга со своей страной, городами, культурой и традициями. Это новый формат взаимодействия показал превосходные результаты в формировании этнокультуры, поликультуры и страноведения у детей шестого года жизни.

Одним из востребованных инновационных образовательных продуктов на региональном уровне является педагогическая технология художественно-творческого развития дошкольников средствами дизайн-деятельности «Дошкольник в мире дизайна», спроектированная и апробированная на базе ГБДОУ № 50 Приморского района.

Предложенная технология позволяет педагогу значительно обогатить образовательный процесс и создать условия для позитивного развития детей на основе «дизайн-увлечения», верно расставить акценты в сторону художественно-творческого отражения и освоения мира, а не формального «обучения» дизайну. Несомненным достоинством служит детализированное описание ведущих форм работы — проектов, обоснование потенциала, тематики и своеобразной структуры дизайн-проектов, разработка и применение, методических рекомендаций в логике их развертывания, правил организации и сопровождения деятельности детей; представлены «паспорта» апробированных проектов для разных возрастов; примерный перечень оснащения предметной среды; фотографии с отражением способов оформления пространства; диагностические материалы (диагностические задания, формы протоколов, анкет) и т.д.

Наряду с вышеуказанными инновационными образовательными продуктами в профессиональном сообществе Санкт-Петербурга востребованы методические материалы ДОО «Радуга» Центрального района «Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»; ДОО № 116 Невского района «Новая территория детского чтения: современная литература в библиотеке детского сада»; ДОО № 35 Фрунзенского района «Музей как интегратор. Технология создания интерактивного музейно-педагогического пространства ДОО» и т.д.

Механизмы включения родительского сообщества в проектирование, реализацию образовательной программы ДОО и оценивание качества ее реализации.

Повышение внимания в российском обществе к проблеме формирования ответственного и позитивного родительства, активному участию родительской общественности в проектировании и реализации стратегии образования и развития подрастающего поколения инициировано в образовательном инновационном пространстве Санкт-Петербурга, ряде проектов, посвященных данному аспекту. По итогам их успешной реализации педагогическими коллективами подготовлены методические пособия.

ГБДОУ № 1 «Кудесница» Петроградского района — «Модель эффективного партнерства семьи и ДОО в условиях введения ФГОС дошкольного образования».
ГБДОУ № 17 Центрального района «Детский сад — территория развивающего взаимодействия детей и родителей».
ГБДОУ № 27 Адмиралтейского района «Методические материалы по организации эффективного взаимодействия ДОО и семьи в условиях ФГОС ДО».
ГБДОУ № 85 Центрального района «Инновационная модель комплексного сопровождения ребенка и его семьи, ориентированная на линию развития достижений и успехов».
ГБДОУ № 19 Центрального района «Формирование культуры независимой оценки родителями качества реализации образовательной программы дошкольного образования (Путеводитель для родителей по образовательной программе детского сада)» и др.

Таким образом, идеи включения родителей как равноправных партнеров в реализацию образовательной программы дошкольного образования предполагает их активное погружение в образовательное пространство через разнообразные ситуации взаимодействия.

 

Технологии инклюзивного образования в дошкольном образовании Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге всегда особое внимание уделяют вопросу доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В детские сады принимаются все дети без исключения, независимо от тяжести заболеваний, в том числе дети со сложным дефектом, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ДОО Санкт-Петербурга функционируют 2213 групп компенсирующей и 24 группы комбинированной направленности, которые посещают 33 947 детей с ОВЗ (нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра) [3].

Богатейший региональный опыт позволяет выступить детским садам первопроходцами в РФ по организации системы раннего выявления и последующего сопровождения детей с ОВЗ в условиях практики инклюзивного образования. Широко известны и востребованы в Санкт-Петербурге и других регионах РФ инновационные разработки.

ГБДОУ № 41 комбинированного вида Центрального района «Центр интегративного воспитания», коллектив которого на протяжении 25 лет реализует инновационные проекты на региональном, федеральном и международном уровне: «Организация деятельности системы служб ранней помощи детям с особыми потребностями и их семей», «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга», «Проектирование образовательных программ для дошкольных учреждений, реализующих инклюзивное / интегрированное обучение и воспитание» и т.д.

ГБДОУ № 5 Невского района — «Организация совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», ставшее победителем всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа 2017» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад».

ГБДОУ № 4 Кронштадтского района — «Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» и т.д.

Уникальный опыт педагогических коллективов ДОО позволяет на сегодняшний день успешно решать региональные задачи:
— развивать инфраструктуру сопровождения раннего развития детей (0—3 лет) и детей с ОВЗ 3—7 лет, родители которых выбрали семейную форму получения дошкольного образования;
— расширять образовательное пространство для детей с ОВЗ в условиях групп комбинированной направленности;
— проектировать вариативные образовательные маршруты для детей с ОВЗ, обеспечивающие реализацию их права на образование в равных условиях с нормативно развивающимися сверстниками;
— создавать условия для получения консультативной и методической поддержки семьям с детьми с ОВЗ;
— профессионально поддерживать педагогические коллективы организациями-партнерами при реализации образовательных программ в формате сетевого взаимодействия.

Поддержка, сопровождение и развитие вариативности ДОО немыслимы без организации современной системы повышения квалификации педагогов и специалистов, осуществляющих свою деятельность в детских садах нашего региона. Можно говорить, что система профессионального роста педагогов базируется на вековых традициях и вместе с тем стремится к инновационному развитию.

В ретроспективе система методической поддержки воспитателей появилась одновременно с государственными детскими садами и гибко реагировала на образовательные и профессиональные запросы специалистов в области дошкольного образования. Основной технологией методического взаимодействия с педагогами становится сопровождение, максимально учитывающее потребности и интересы воспитателей, их возможности и особенности, ориентированное на создание дифференцированных и адресных маршрутов профессионального развития специалистов в сфере дошкольного образования.

Зарождение методической работы в детском саду тесно связано с именем Л.К. Шлегер. Она впервые заговорила о необходимости проводить анализ работы учреждения для эффективного планирования дальнейшего развития детского сада, участвовала в создании инспекторско-методической службы в Санкт-Петербурге, занималась подготовкой первых инспекторов по дошкольному воспитанию. Инспектор решал задачи «организации нового дошкольного дела», оказывал воспитателям помощь в овладении инновационным содержанием и новыми методами дошкольного воспитания. В качестве основной формы методической работы использовалось оказание индивидуальной помощи педагогам в разрешении их профессиональных трудностей и проблем.

В это время начинает активно работать и Е.И. Тихеева. Именно она стала одним из первых городских методистов. В годы первой мировой войны Е.И. Тихеева единственная активно посещала дошкольные учреждения, ходатайствовала за расширение целевых ориентиров детских садов: не только осуществление присмотра и ухода за детьми, но и ведение целенаправленной воспитательно-образовательной работы.

В 1908 г. открылось «Общество содействию дошкольному воспитанию», — можно сказать, первая методическая служба города. Устав общества был утвержден 5 февраля 1908 г. С 1918 г. председателем этого общества стала Е.И. Тихеева. Цель его деятельности была направлена на «содействие родителям в деле дошкольного воспитания детей».

В задачи организации входило:

— открытие воспитательных уч­реждений;
— проведение детских праздников и экскурсий;
— чтение лекций по вопросам воспитания детей дошкольного возраста;
— организация библиотек, музеев, выставок, создание наглядных пособий;
— издание книг и журналов для воспитания детей и их родителей.

Позднее по инициативе «Общества содействия дошкольному воспитанию» в Петербурге был создан музей «Дошкольная жизнь ребенка». Это был своеобразный городской методический кабинет, цель которого — «организация школы наглядного обучения всех интересующихся делом дошкольного воспитания». В стенах музея были оборудованы следующие отделы: развитие внешних чувств; рисование и лепка; грамота и счет; библиотека по дошкольному воспитанию. Такая вариативность деятельности свидетельствовала о готовности музея повышать профессиональную компетентность дошкольных работников, учитывая разносторонность их образовательных запросов.

При сохранении лучших традиций методической помощи и поддержки педагогов в нашем городе создана и успешно функционирует сеть организаций, занимающихся вопросами повышения квалификации воспитателей. В каждом районе действует информационно-методический центр, создающий и реализующий вариативные программы повышения квалификации педагогов. Востребованность данных программ обусловлена адресностью и персонифицированностью их содержания, что позволяет максимально удовлетворить разнообразные запросы современных педагогов.

Функцию городской методической службы реализует Академия постдипломного педагогического образования. Специалисты активно работают с дошкольным профессиональным сообществом, организуют методические события и конференции, посвященные актуальным проблемам дошкольного образования в регионе, реализуют программы повышения квалификации, приглашая ведущих представителей научного сообщества города и лучших практиков дошкольного образования, курируют инновационную деятельность педагогов, оказывают помощь в прохождении процедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Для поддержания конкурентной среды в системе повышения квалификации педагогов администрация города активно привлекает различные образовательные организации Санкт-Петербурга, обладающие необходимыми ресурсами по реализации дополнительных профессиональных программ. Так, уже несколько лет право на методическое сопровождение педагогов и реализацию программ повышения квалификации имеют педагогические колледжи и негосударственные образовательные учреждения города, например Институт развития образования, реализующий программы повышения квалификации как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий, что позволяет воспитателям без отрыва от производства повышать свою квалификацию.

Ориентируясь на инновации, в последнее время система повышения квалификации педагогов активно апробирует вариативные модели. Самой эффективной признана персонифицированная модель.

В соответствии с нормативными федеральными актами в городе разработан пакет нормативных актов, позволяющих, учитывая особенности региональной системы дошкольного образования, создавать и успешно реализовывать персонифицированные программы повышения квалификации.

Например, утверждено распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2014 № 188-р «О реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации районов Санкт-­Петербурга», в котором прописан порядок организации и реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников. Документ определил основные понятия, прописал регламент предоставления образовательных услуг, ответственность сторон. Таким образом, пакет нормативных правовых документов позволяет описать персонифицированную модель повышения квалификации и регламентировать процессы ее реализации в условиях конкретного региона.

По данным Санкт-Петербургского регионального центра оценки качества образования и информационных технологий, с 2014 г. в реализации персонифицированной модели повышения квалификации приняли участие более 2556 педагогов. Было подчеркнуто, что ежегодно увеличивается и количество организаций, предлагающих персонифицированные программы дополнительного профессионального образования.

Для работников дошкольного образования города в настоящее время предлагается 17 дополнительных профессиональных программ, которые касаются вопросов реализации ФГОС ДО, наращивания опыта выполнения новых трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте педагога общего образования.

Использование вариативных моделей повышения квалификации педагога позволяет максимально удовлетворить разнообразные профессиональные потребности и запросы воспитателей, а именно:
— обеспечивает возможность самостоятельного выбора образовательной программы работником дошкольного образования, освоение которой позволит справиться с профессиональными дефицитами и подготовиться к реализации требований профессионального стандарта;
— обеспечивает ориентацию содержания программы повышения квалификации на стратегические направления развития дошкольного образования в Российской Федерации и Санкт-Петербурге;
— создает условия для модульности реализации содержания программ повышения квалификации, что позволяет слушателю адресно выбирать и компилировать маршруты повышения квалификации в рамках предложенной программы (освоить всю программу или несколько модулей);
— привлекает заинтересованные организации и бизнес-структуры к процессу совместной реализации программ повышения квалификации, что позволяет повысить ее результативность и эффективность.

Таким образом, для системы повышения квалификации дошкольных работников характерно использование принципа традиции и инновации, что позволяет сохранить все лучшие практики методической помощи и поддержки педагогов, накопленные в городе на протяжении нескольких десятилетий и активно развиваться в соответствии с новыми возможностями и образовательными трендами.

Такой подход позволяет достигать максимальной эффективности и результативности и учитывает вариативные и многоаспектные потребности и запросы современных слушателей, обеспечивает адресное повышение квалификации педагогов, возможность развивать профессиональную компетентность для решения актуальных и стратегических задач системы дошкольного образования региона и конкретного детского сада, активное использование вариативных информационных ресурсов, постоянное дистантное консультативное сопровождение слушателей и оперативную обратную связь с организаторами программы и лекторами, привлекать ресурсы других организаций для максимального удовлетворения образовательных запросов слушателей.

Одним из ключевых в развитии системы образования в Санкт-­Петербурге выступает и вопрос подготовки педагогических кадров. Динамично развивающаяся сеть ДОО и постоянный прирост контингента воспитанников ставят специалистов по работе с детьми раннего и дошкольного возраста в число одной из самых востребованных вакансий в городе.

На сегодняшний день подготовка кадров для системы дошкольного образования ведется в образовательных учреждениях как среднего профессионального, так и высшего образования.

Согласно данным мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций, программа подготовки по специальности СПО «44.02.01 — Дошкольное образование» вошла в число наиболее востребованных среди выпускников школ [3]. Подготовку специалистов в данном направлении осуществляют несколько педагогических коллед­жей Санкт-Петербурга.

Престиж данной специальности подтверждается и тем, что многие учреждения профессионального образования вносят существенный вклад как в повышение качества подготовки специалистов, так и в работу с уже действующими учреждениями дошкольного образования. Например, в 2016 г. процедуру профессионально-общественной аккредитации прошла основная профессиональная образовательная программа 44.02.01 «Дошкольное образование», реализуемая в ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга».

При поддержке Комитета по образованию в Некрасовском педагогическом колледже открыт Консультационный центр «Перспектива» по развитию негосударственных учреждений дошкольного образования в городе. В центре оказывают услуги консультационного характера по вопросам дошкольного образования, осуществляют повышение квалификации работников частных организаций.

Стабильно высоким интересом пользуются программы подготовки специалистов в области дошкольного образования и в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Так, например, в РГПУ им. А.И. Герцена в течение последних трех лет конкурс заявлений на профиль «Дошкольное образование» превышает 15 человек на место.

На сегодняшний день институт детства РГПУ им. А.И. Герцена является лидером подготовки кадров для сферы дошкольного образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ежегодно институт детства выпускает несколько десятков специалистов, подготовленных по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

История профессиональной подготовки специалистов в РГПУ им. А.И. Герцена берет свое начало в 20-е гг. прошлого столетия. В 1918 г. члены Общества содействия дошкольному воспитанию обратились с письмом в Комиссариат народного просвещения с просьбой преобразовать четырехгодичные педагогические курсы в высшее учебное заведение. Просьбу удовлетворили, и Указом наркома просвещения А.В. Луначарского 1 сентября 1918 г. в Петрограде был создан первый в России вуз по подготовке дошкольных работников — Педагогический Институт Дошкольного Образования (ПИДО). С тех пор он становится пионером создания идеологии профессиональной подготовки педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста [2].

На современном этапе существенное влияние на проектирование содержания профессиональных образовательных программ института оказывают идеи модернизации отечественного образования и его интеграции в мировое образовательное пространство. С 1993 г. в институте детства подготовка кадров ведется в системе бакалавриат — магистратура. Работа института предполагает реализацию образовательных программ профессиональной подготовки с позиции интеграции подходов к подготовке специалистов для системы дошкольного и начального образования и сохранения специфики и уникальности каждого направления; осуществление исследований, направленных на обновление содержания дошкольного и начального образования, разработку современных методик обучения и воспитания детей. В реализации программ участвуют шесть кафедр: возрастной психологии и педагогики семьи, дошкольной педагогики, педагогики начального образования и художественного развития ребенка, начального естественно-математического, языкового и литературного образования ребенка, раннего обучения иностранным языкам.

На сегодняшний день институт детства ведет подготовку по 21 образовательной программе бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Содержание программ бакалавриата ориентировано на базовую подготовку кадров, способных решать различные задачи системы дошкольного образования. В их числе программы: «Дошкольное образование», «Раннее обучение иностранным языкам (образование в области иностранного языка)», «Психология и социальная педагогика (детская психология)», «Психология и педагогика дошкольного образования (дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями)».

Одно из приоритетных направлений подготовки кадров в институте детства РГПУ им. А.И. Герцена — разработка и реализация магистерских программ, нацеленных как на повышение профессионального уровня в дошкольном образовании («Методическое сопровождение в дошкольном образовании», «Экспертиза качества дошкольного образования», «Управление инновационным развитием дошкольных образовательных учреждений»), так и на решение актуальных вопросов современного детства — развития креативности ребенка, раннего обучения иностранным языкам, разрешения психологических проблем современных детей («Детская практическая психология», «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде», «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», «Интенсивное обучение детей иностранным языкам» и др.). Современные программы носят в большей степени прикладной характер, позволяя выпускникам осуществлять инновационную деятельность в образовательных учреждениях, в которых они работали или придут туда после магистратуры [1]

Современные исследования кафедры дошкольной педагогики и мониторинг актуальных проблем развития системы дошкольного образования в стране и за рубежом легли в основу разработки сетевых магистерских программ, реализуемых при участии как зарубежных партнеров, так и ведущих вузов нашей страны. С 2015 г. в институте успешно применяются сетевая магистерская программа «Экспертиза качества дошкольного образования» совместно с Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка и с 2016 г. магистерская программа «Управление инновационным развитием дошкольных образовательных учреждений» совместно с Новосибирским государственным педагогическим университетом.

Существенный вклад институт детства вносит и в повышение квалификации работников сферы дошкольного и начального образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За годы работы было реализовано множество курсов, проведены стажировки и научно-практические семинары для работников системы образования.

Большинство выпускников института детства становятся успешными сотрудниками учреждений системы дошкольного образования, строя свою профессиональную деятельность в русле идеологии петербургской научной школы педагогики дошкольного детства.


Литература
1. Гогоберидзе А.Г., Калабина И.А., Савинова Л.Ю. Педагогическая магистратура в институте детства Герценовского университета: история, современность, перспективы // Педагогическая наука и современное образование: Сб. ст. IV Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной Дню российской науки 9 февраля 2017 года. Т. 1 / Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. СПб., 2017. С. 40—45.
2. Институт детства Герценовского университета: Коллект. моногр. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб., 2017.
3. Информационно-аналитические мат-лы о положении детей в Санкт-­Петербурге (2016 г.) / Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской информационно-методический центр “Семья”». СПб., 2017.
4. Программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013—2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 № 66-рп.

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению