• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство ДОО

Ахтырская Ю.В.,
старший воспитатель ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка» Приморского р-на;
Деркунская В.А.,
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики
Института детства ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;
заведующий по инновационной деятельности ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка» Приморского р-на;

Янковская В.М.,
заведующий ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка»
Приморского р-на, Санкт-Петербург

 

Становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и главное — способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия, а значит и повлиять на качество образования.
Под сетевым взаимодействием сегодня понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, его вариативность, открытость учреждений образования, повышение результативности образования для детей и профессиональной компетентности для педагогов, в том числе в области использования современных информационных технологий.

Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия позволило обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно:
— единые идеи, цель и задачи для сети;
— существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети);
— отсутствие единоначалия;
— открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали».

На первый план выходят такие характеристики, как:
— пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети);
— информация (содержание этих связей);
— время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети).

Привлекательным для нас становится понимание образовательной сети как совокупности субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга (И.А. Адамский). Таким образом, сетевое взаимодействие — система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления его системой.

Первая ступень подобной коммуникации давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие — один из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
— во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;
— во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
— в-третьих, это современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться;
— в-четвертых, дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ, имеющих большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети.

Важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между образовательными учреждениями, образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.

Сетевое взаимодействие в реализации основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада обеспечивает возможность качественного освоения дошкольниками образовательной программы с использованием ресурсов разных организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность (социальную, культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.). Модель сетевого взаимодействия представлена в таблице.

Этот год для нас стал годом активной реализации социальных проектов, а именно проведением социальных акций и детского волонтерства. Вместе с социальными партнерами мы реализуем проект «Сто добрых дел». Остановимся на самых ярких и неординарных акциях и добрых делах, которые так необходимы и важны для воспитания современных дошкольников, их родителей, общества в целом.


Акция социально-экологической направленности «Дерево дружбы»
Организаторы: ГБДОУ д/с № 62 и ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга, муниципальное объединение (МО) «Озеро долгое», ЧОУ «Эврика-Лицей».
Участники: дети и родители, педагоги детских садов, представители МО «Озеро долгое», дети и педагоги ЧОУ «Эврика-Лицей».

Цели:
— воспитание отзывчивости и эмпатии у детей дошкольного возраста в решении социальой задачи, связанной с необходимостью озеленения вновь открывшегося детского сада;
— формирование экологического мышления у дошкольников.

Проблемная ситуация, послужившая началом социальной акции: в районе открылся новый детский сад, он пока не озеленен, чем мы можем помочь детям и учреждению? Как озеленить детский сад? Как призвать на помощь природу?

На территории ЧОУ «Эврика-Лицей» за семь лет разрослись елки, посаженные когда-то первоклассниками и их родителями. Елок оказалось очень много. Возникла идея — поделиться елками, аккуратно выкопать их и посадить на территории нового детского сада. Она была поддержана детьми и родителями. транспорт и физическую силу предоставило МО «Озеро долгое».

В результате дети вместе с мамами и папами бережно выкопали молодые елочки и после того, как их перевезли в ДОО, поспешили посадить их, установив именные таблички с пожеланиями добра и радости. В конце акции все вместе выпустили в небо зеленые шары в память о добром деле. Дошкольники нового детского сада выразили благодарность своим сверстникам за такое полезное и своевременное участие детей в их новой жизни. Дети подружились за совместным чаепитием.

Социальная акция «Поздравление ветеранам»
Организаторы: ГБДОУ д/с № 62 Приморского района, МО «Озеро долгое», Павловский дом ветеранов.
Участники: педагоги, воспитанники и родители детского сада, МО «Озеро долгое». Акция приурочена к Дню Победы.
Цели:
— формирование позитивного отношения к пожилым людям, проявление внимания и заботы о них, уважения к героическому прошлому нашей страны, чувства благодарности и уважения к солдату;
— деятельностное участие в празднике Победы.

На предварительном этапе в каждой группе детского сада проводились беседы, направленные на формирование патриотических чувств у детей, возможность оценить роль подвига ветеранов ВОВ, всю тяжесть их солдатской жизни.

На основном этапе дети участвовали в конкурсе «Свиток памяти» и исполняли стихотворения, посвященные народному подвигу во время войны. Конкурс был записан на видеокамеру. Дома дети вместе с родителями сделали открытки своими руками, подписали пожелания ветеранам.
Все открытки вручались в День Победы ветеранам в Павловске. Также ветераны с удовольствием посмотрели видеозаписи стихов в исполнении воспитанников — победителей конкурса «Свиток памяти».

На заключительном этапе сотрудники Павловского дома ветеранов прислали видеоролик о том, как ветераны получали наши открытки и поздравления. Информацию о социальной акции разместили на сайте ДОО для ознакомления всеми участниками акции.

Международная социальная акция «Моя Родина и ее достопримечательности»
Организаторы: Русский центр Фонда «Русский мир» в г. Салоники, ФГБУК «Государственный Русский музей», отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, ГБДОУ детский сад № 62 Приморского района.
Участники: воспитанники и педагоги ГБДОУ № 62, ГБОУ СОШ № 644, ЧОУ «Эврика-Лицей», Русский центр Фонда «Русский мир» в г. Салоники (Греция).
Цель: формирование интереса к русской культуре, укрепление связей с соотечественниками, проживающими на территории Греции, поддержка связей с Родиной.

На подготовительном этапе воспитанники детского сада посещали занятия по музейной педагогике и совершали интерактивные экскурсии в виртуальном филиале Русского музея на базе ДОО. Педагоги, дети и родители выезжали на экскурсии в Летний сад, Русский музей, автобусно-пешеходную обзорную экскурсию по городу.

В течение года дети занимались в изостудии ГБДОУ № 62, где было нарисовано множество работ по темам экскурсий и занятий.

На основном этапе реализовано несколько тематических проектов в старших и подготовительных к школе группах: «Моя малая родина», «Россия моего времени», «Россия — Родина моя», «Я знаю Санкт-Петербург». Дети подготовительной к школе группы участвовали в международном проекте «Тьюторские города» в конкурсе «Мой город» (проект организован социальным партнером ДОО — «Развивающие игры Воскобовича»).

Были подобраны детские рисунки и работы с достопримечательностями Санкт-Петербурга, значимыми российскими праздниками, символами России; написаны небольшие рассказы-описания к ним со стихами известных русских поэтов, описана техника исполнения работ. Получилось красочно иллюстрированное и с любовью описанное послание соотечественникам, проживающим на территории Греции.

На заключительном этапе работы размещались на электронных носителях Русского центра Фонда «Русский мир» в Салониках и были представлены на Книжном фестивале — ярмарке в Салониках 18—26 июня 2017 г. Художники-мастера византийской техники направили каждому учреждению, которое принимало участие в конкурсе, видеомастер-класс «Византийская техника иконописи Святой Горы Афон». С этим видеопосланием детей ознакомили на занятиях по музейной педагогике, вызвав у них чувство гордости и радости за проделанную работу.

Сегодня в нашем детском саду реализовано более 16 социальных акций и волонтерских проектов. Они реализованы как внутри ДОО, так на уровне района, города, и вышли далеко за пределы России, создав международное сотрудничество детских организаций.

Представим промежуточные результаты и эффекты реализации всех подпроектов сетевого взаимодействия ГБДОУ № 62.

Основная область изменений: качество образования в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Дополнительные области изменений:
— результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
— динамика продвижения каждого ребенка в освоении ООП ДО;
— имидж и рейтинг ГБДОУ, социальная успешность и адаптивность выпускников детского сада;
— степень удовлетворенности образовательным процессом всех субъектов ДОО;
— статус образовательной организации.

Ожидаемые результаты в ходе реализации подпроектов сетевого взаимодействия ГБДОУ:
— повышение качества образования на 7%;
— улучшение результатов освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» за счет реализации проектов сетевого взаимодействия на 30%;
— повышение рейтинга ГБДОУ в районе, городе за счет открытости образовательной среды для взаимодействия и трансляции результатов сетевых проектов;
— преемственность дошкольного и начального общего образования на уровне содержания, форм и методов обучения, возрастающего совместного участия детей и педагогов в социокультурных и социальных проектах, привлечения педагогов к взаимному обучению, обмену опытом;
— увеличение процента педагогов, использующих дистанционные технологии в образовательном процессе для различных категорий детей и их родителей (в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов) до 30%, а также транслирующих инновационный опыт, лучшие образовательные практики в условиях сетевого взаимодействия до 50%;
— повышение профессиональной компетентности молодых педагогов за счет сетевого взаимодействия на 30%;
— развитие компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка, сохранения и сбережения его здоровья на 30%;
— повышение степени удовлетворенности образовательным процессом всех субъектов образования в ДОО;
— рост достижений всех участников инновационного процесса в конкурсах, проектах, соревнованиях, олимпиадах, в том числе дистанционных;
— расширение возможностей получения качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями;
— изменение статуса ДОО, укрепление положительного имиджа.

Эффективность реализации сетевого взаимодействия. Социальные эффекты (на уровне ДОО):

— увеличение доступности и улучшение качества дошкольного образования (качество реализации ООП ДО);
— повышение профессиональной компетентности педагогического и административного персонала — участников сетевого взаимодействия;
— включение в образовательный процесс различных форм сетевого взаимодействия как одного из элементов образования и развития социальной компетентности дошкольников;
— обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
— возможность получения качественного образования детьми различных категорий (ОВЗ, дети-инвалиды и др.);
— привлечение детей к участию в различных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, творческих проектах на различных уровнях;
— реализация индивидуализации образования через построение образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ;
— развитие системы экспертизы, консультаций, мониторинга инновационных процессов в ДОО;
— расширение сотрудничества, межведомственного взаимодействия, социального партнерства ГБДОУ;
— интенсификация образовательного процесса за счет применения инновационных средств и технологий.

На уровне района и города:
— развитие районной и городской системы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия учреждений;
— эффективность использования бюджетных средств;
— повышение уровня качества, доступности, открытости и транслируемости (применения) образовательной информации;
— обеспечение качества достижения детьми целевых ориентиров ООП ДО соответственно ресурсоемкости;
— появление в городе образовательной сети инновационно активного детского сада;
— создание системы сетевого взаимодействия ДОО в целях повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Инновационные эффекты: создание модели сетевого взаимодействия образовательных и других учреждений разного типа.

Критерии эффективности и жизнеспособности модели сетевого взаимодействия:
— положительная мотивация и интерес;
— нацеленность на единый конечный результат;
— доминирование горизонтальных связей над иерархической структурой;
— информационный обмен между сетевыми звеньями;
— долгосрочный характер связей;
— наличие нескольких центров активности;
— лидерство (новое, сетевое, безамбициозное);
— профессиональное управление;
— общие ценности и стандарты;
— согласование позиций;
— уважение участниками сетевого взаимодействия друг друга;
— способность адаптироваться в меняющихся условиях;
— открытость системы;
— вариативность.

Проекты сетевого взаимодействия, вариативное и разнообразное социальное партнерство позволили детскому саду стать «Лучшим дошкольным образовательным учреждением 2017 года».

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению