• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Семья в любые времена, при любой системе образования остается первоисточником и одним из самых главных видов социальных институтов человечества. Именно в семье ребенок получает навыки межличностных отношений, именно только родители и близкие родственники являются первыми образцами этих отношений. Только ребенок в силу своего опыта и особенностей развития перенимает взрослые отношения, поведенческие стереотипы и позиционные взгляды в свою детскую субкультуру.

Этот аспект стал ведущим в формулировании задачи по данному разделу в Федеральном Законе «Об образовании в Российском Федерации», она обозначена в следующем контексте как «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

На современном этапе внедрения ФГОС ДО важнейшее значения уделяется активной работе с родителями и к их социальным запросам в ДОУ. Этот первоочередной документ в рамках образовательного процесса обращает внимание педагогов на дифференцированный подход в работе с семьей, учитывание её социального статуса, влияние на микроклимат семьи, своеобразие родительских запросов, а также на степень заинтересованности родителей различной деятельностью детского сада через повышение родительской компетентности.

В рамках стандартизации образовательной дошкольной сферы предъявляются определенные требования к взаимодействию и привлечению родителей к активной деятельности в рамках образовательного процесса, так одним из принципов такого взаимодействия является сотрудничество ДОО с семьей.

Под термином «взаимодействие» понимают обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, его можно назвать достаточно молодым. Его раскрыла в своих работах Т.А. Маркова, она рассматривала взаимодействие в качестве единства линий воспитания и цели решения задач семейного воспитания, при этом основой ему служило единое понимание. Основа взаимосвязи дошкольной образовательной организации и семьи чаще всего заключается в сотрудничестве педагогов с родителями, в которым предполагается равенство позиций партнеров, уважение в отношении между взаимодействующими сторонами друг к другу при учете индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничеством предполагаются, помимо взаимных действий, еще и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активность при совместной работе между педагогами и родителями дает возможность лучше узнать друг друга, способствует улучшению в их взаимоотношениях. Под понятием «содружества» подразумевается объединение кого-либо, основой которому является дружба, единство взглядов, интересов.

Но имеет ли место быть взаимная дружба без общения, то есть, без взаимодействия? Безусловно, нет. А так как содружество предполагает, в первую очередь, открытость сердца навстречу друг другу, эмпатию, то содружество - наивысшая точка взаимодействия ДОУ с семьей.

Результаты анализа психолого-педагогической литературы показали, что проблему взаимодействия семьи и дошкольных учреждений часто обсуждают педагоги и психологи – практики. Исследования, которые провела Т. Данилина определили проблемы, возникающие при взаимодействии ДОУ и семьи, к ним можно отнести нехватку времени или отсутствие желания работать в сотрудничестве. Л.М. Кларина разработала комплекс по становлению и развитию содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик и другие авторы разработали и опубликовали методические рекомендации работникам ДОУ в организации и проведении работы с родителями, основа для которой заключается в сотрудничестве и взаимодействии.

Проблема взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей на сегодня имеет высокую актуальность, иногда получая обостренный характер. Сложности в отношениях семьи с образовательными учреждениями могут быть вызваны, как пример, несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим место недоверием родителей к воспитателям. Вся тяжесть непонимания между семьей и детским садом ложится на ребенка. И мы, педагоги, нередко испытываем большие трудности, общаясь с родителями из-за выбора формы взаимодействия.

Анализ показывает необходимость в нововведениях в сотрудничестве с родителями. Необходимо провести разработку и внедрение системы работы, чтобы активно включить родителей в жизнь ДОУ. Все это дает нам возможность рассматривать работу с родителями, как одну из проблем деятельности ДОУ на нынешнем этапе модернизации системы образования. Поэтому, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодня один из наиболее актуальных.

Основой взаимодействия ДОУ и семьи является сотрудничество педагогов с родителями, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважение в отношении друг к другу при учете индивидуальных возможностей и способностей. Пиком взаимодействия ДОУ с семьей является содружество, подразумевающее объединение кого-либо, основой которому служит дружба, единство взглядов, интересов, и которое предполагает, в первую очередь, открытость навстречу друг другу.

Интерактивные материалы просвещенческого характера для родителей предполагают активное взаимодействие родителей друг с другом и с детьми. Это не просто консультация, это тетрадь с вопросами и ответами, описывающая, что где изучали и что теперь знаем, мемуары с воспоминаниями как мы через это проходили, дневники семейной памяти, позволяющие справляться и вечными проблемами отцов и детей.
В ходе работы с интерактивными материалами родитель самостоятельно может определить, актуальна ли для его ребенка эта проблема, каков уровень развития ребенка. Ознакомиться с причинами возникновения подобных проблем, формами и методами работы по коррекции проблемы, оценить их доступность, эффективность, возможность реализации в имеющихся условиях. Применить их в воспитании, обучении, развитии ребенка. Оценить их результативность, прогресс в развитии ребенка и дать рекомендации другим родителям по работе с ребенком, имеющим подобные проблемы.

Интерактивный материал должен содержать анкеты, опросники, тесты, конкретные рекомендации специалистов, выдержки из высказываний известных педагогов, психологов, философов, мотивирующие и ободряющие цитаты, описания из детства детей переживших проблемы развития, юмористические зарисовки из жизни семьи, связанные с темой, игры и материалы для занятий с детьми, задания для отработки родительских умений, место для рефлексии выполненных заданий, для напутственных слов следующему родителю, который возьмет в руки этот бесценный кладезь знаний. Интерактивный материал должен быть красочно оформлен в виде тетради или папки объемом до 10-12 страниц с возможностью дополнения в ходе работы.

В процессе реализации мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности родителей с использованием интерактивных методов обучения, были выявлены особенности их применения:
- погружение в диалоговые формы взаимодействия, в ходе которого формируются навыки совместной деятельности;
- педагоги приобретают практический опыт решения моделируемой ситуации;
- решаются конкретные реальные ситуации, предложенные педагогами;
- обязательное взаимодействие и участие всех участников между собой.

Следовательно, главным моментом в контексте «семья - дошкольное учреждение» является тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ с родителями в ходе воспитания ребенка. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Воспитатели являются первыми помощниками родителей, с их помощью дети становятся любознательными, активными, творческими.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению