Проведение комбинированных занятий с использованием средств искусства в условиях школы VIII вида
Поль Лариса Анатольевна (учитель-логопед), Рыскалина Татьяна Евгеньевна (учитель изобразительного искусства) — МОУ СКОШ VIII вида № 2 г.Электрогорск
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Электрогорская специальная (коррекционная) школа №2 – это учреждение VIII вида, где обучаются дети с нарушением интеллекта. Они с большим трудом адаптируются в современной жизни. Использование артметодов позволяет обучать детей побеждать жизненные трудности, снимать напряжение, развивать навыки коммуникации. Артметоды призваны активизировать творческий потенциал учащихся, развивать их психические возможности, а значит содействовать их социальной адаптации. Поль Лариса Анатольевна (учитель-логопед), Рыскалина Татьяна Евгеньевна (учитель изобразительного искусства) — МОУ СКОШ VIII вида № 2 г.Электрогорск
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Электрогорская специальная (коррекционная) школа №2 – это учреждение VIII вида, где обучаются дети с нарушением интеллекта. Они с большим трудом адаптируются в современной жизни. Использование артметодов позволяет обучать детей побеждать жизненные трудности, снимать напряжение, развивать навыки коммуникации. Артметоды призваны активизировать творческий потенциал учащихся, развивать их психические возможности, а значит содействовать их социальной адаптации.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель – гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
В психокоррекционной работе с младшими школьниками наибольшее распространение получила изотерапия, которая применяется нами и при наличии психосоматических расстройств (Г.В.Бурковский, Р.Б.Хайкин) и личностных нарушений (А.И.Захаров, О.А.Карабанова): эмоциональная депривация; переживание чувства одиночества; повышенная тревожность; страхи; низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка; наличие конфликтных межличностных отношений.
В практике проведения рисуночной терапии мы применяем методику О. А. Карабановой, выделяющую пять типов заданий:
Предметно-тематический тип;
Образно-символический тип;
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции;
Игры-упражнения с изобразительными материалами;
Задания на совместную деятельность.
Для осуществления коррекционной работы в нашей школе была выбрана модель комбинированного занятия. Структура каждого занятия предполагает включение шести этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
Целью организационного этапа является активизация внимания детей, выработка у них положительного эмоционального настроя на занятие.
На втором этапе с детьми проводится пальчиковая гимнастика с целью развития мелкой и общей моторики.
В ходе проведения третьего этапа «групповой артикуляционной гимнастики» детям предлагается выполнение упражнений направленных на развитие гибкости, подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата.
Цель четвертого этапа – проведение логопедической работы:
На следующем этапе проводится физкультминутка, основной целью которой явилось снятие психоэмоционального напряжения у детей, повышение их двигательной активности, формирование коммуникативных и игровых навыков.
На шестом этапе коррекционно-развивающая работа проводится с применением изотерапии, кинезитерапии, сказкотерапии, имаготерапии, др.
Опыт изучения возможности использования средств искусства в коррекционно-развивающем процессе показал эффективность данных методов; были разработаны организационные формы и содержание работы по развитию и коррекции познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями развития.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Проведение комбинированных занятий с использованием средств искусства в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида с детьми, имеющими нарушения интеллекта, дают положительные динамические изменения в познавательной и личностной сферах.
Коррекционно-развивающая работа с такими детьми требует разработки новых методов и подходов в организации педагогического процесса.
Многообразие и качественное своеобразие нарушений требует своевременного выявления, учета и коррекции нарушений развития познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы.
Обучение, направленное на формирование познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы младших школьников целесообразно проводить с помощью комбинированных занятий
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle