• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Кац Екатерина Эдуардовна, Институт Специальной Педагогики и Психологии, Санкт-Петербург


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

Проблема психолого-педагогического сопровождения ВИЧ-инфицированных детей является недостаточно разработанной. В настоящее время к числу наиболее освещенных относится спектр вопросов, касающихся оказания данной категории детей медицинской помощи. Вместе с тем актуальным является и решение задач поиска наиболее адекватных путей обучения и воспитания ВИЧ-инфицированных детей. В этом аспекте представляет интерес изучение своеобразия речевого развития детей с данной патологией, а также определение стратегии логопедического воздействия.
Кац Екатерина Эдуардовна, Институт Специальной Педагогики и Психологии, Санкт-Петербург


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

Проблема психолого-педагогического сопровождения ВИЧ-инфицированных детей является недостаточно разработанной. В настоящее время к числу наиболее освещенных относится спектр вопросов, касающихся оказания данной категории детей медицинской помощи. Вместе с тем актуальным является и решение задач поиска наиболее адекватных путей обучения и воспитания ВИЧ-инфицированных детей. В этом аспекте представляет интерес изучение своеобразия речевого развития детей с данной патологией, а также определение стратегии логопедического воздействия.
Проводилась диагностика уровня сформированности речи 10 ВИЧ-инфицированных детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в Детской Республиканской Инфекционной Больнице, Санкт-Петербург, Усть-Ижора. Исследование включало в себя изучение состояния звукопроизношения, фонематических процессов, словарного запаса, функций словоизменения и словообразования.
У 7 обследованных отмечались разнообразные проявления недостатков звукопроизношения, среди которых наиболее распространенными были сигматизмы и парасигматизмы свистящих, а также отсутствие звука [р].
Незначительные нарушения воспроизведения звуко-слоговой структуры слова отмечались у 7 детей. Преобладающим видом ошибок являлись пропуски согласных в стечениях, у части детей отмечались попытки воспроизведения сложных слов по слогам.

Обследуемая группа детей оказалась неоднородной по уровню развития фонематических функций. Так, у 5 детей был выявлена низкая степень сформированности сложных видов фонематического анализа. Выполнение предложенных заданий было развернутым, протекало с опорой на внешние средства, проговаривание, требовалась организующая помощь экспериментатора. Такие особенности позволяют предположить, в первую очередь, недостаточную автоматизированность действий фонематического анализа. Задания, направленные на исследование фонематического синтеза и представлений, вызвали незначительные трудности в виде длительного латентного периода при ответах и опоры на проговаривание. У остальных детей развитие фонематических функций соответствовало возрасту.
У всех обследованных детей было выявлено значительное ограничение объема активного словарного запаса, что проявлялось в трудностях актуализации даже высокочастотных слов. При этом доминирующим видом ошибок были отказы от ответа, в то время как замены слов отмечались только в единичных случаях.
В спонтанной речи детей аграмматизмы практически не встречались, однако специальное исследование функций словоизменения и словообразования позволило выявить выраженное отставание в развитии грамматического строя речи. У всех детей отмечалось недостаточное усвоение факультативных средств выражения различий между грамматическими формами (перемещение ударения, чередования звуков, супплетивизм основ), наблюдались множественные замены необходимых окончаний наиболее частотными. Наиболее сформированным у детей данной группы оказалось образование видо-временных форм глаголов и образование глаголов при помощи приставок, наименее сформированным - образование имен прилагательных от имен существительных. Последнее может быть связано как с неполным усвоением соответствующих словообразовательных моделей, так и с недостаточной сформированностью лексического значения предъявляемых слов.
Таким образом, у ВИЧ-инфицированных детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детской больнице, наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы. Выявленное у данной категории детей недоразвитие речи, по-видимому, обусловлено как своеобразными социальными условиями их воспитания, которые могут приводить к возникновению психической депривации, так и биологическими факторами в виде патологии протекания беременности матери, родов и раннего постнатального периода развития, указания на которые встречались в анамнезах всех обследованных детей.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению